Сущность налоговых реформ в период финансового кризиса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Содержание

Введение
3
1.
Сущность налоговых реформ
5
1.1.
Классификация налоговых реформ
5
1.2.
Роль налогов в формировании финансов государства в период финансового кризиса
10
1.3.
Основные цели налоговых реформ в РФ
17
1.4.
Основные цели налоговых реформ в странах с переходной экономикой
20
2.
Госпошлина
26
2.1.
Налогоплательщики и налоговая база, порядок и сроки уплаты
26
2.2.
Размеры госпошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции
29
2.3.
Размеры госпошлины за совершение действий
33
2.4.
Размеры госпошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния
36
2.5.
Задача
37
3.
НДПИ
40
3.1.
Анализ поступления НДПИ в госбюджет РФ
40
3.2.
Налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база
42
3.3.
Определение количества и стоимости добытых полезных ископаемых
47
3.4.
Ставки налога
51
3.5.
Льготы по налогу. Особенности налогообложения НДПИ на нефть
53
3.6.
Задача
54
4.
Налог на прибыль
56
4.1.
Роль налога в формировании регионального бюджета
56
4.2.
Налогоплательщики, объекты налогообложения, ставки
58
4.3.
Доходы и расходы, учитываемые при налогообложении
61
4.4.
Внереализационные доходы и расходы
68
4.5.
Льготы по налогу
71
4.6.
Задача
77
5.
Расчетная часть
84

Заключение
92

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 618.50 Кб (Скачать)

        Так же как налоги подразделяются на прямые (налоги на доходы физических лиц и корпораций и налоги на собственность) и косвенные (экспортные и импортные пошлины, акцизы (налоги на продажи и покупки, налог с оборота)), так и налоговые реформы проводятся среди прямых и косвенных налогов.

       Соответственно, если в стране большой процент занимает частная собственность, то можно проводить налоговую реформу среди частного сектора экономики. Приводить ее к более удобному виду и выявлять оптимальные ставки налогов на вышеперечисленные налоги.

       Если в страну завозится много импорта или страна является экспортером различных видов продукции, то государство регулирует налоговой реформой экспортные и импортные пошлины, разумеется, в пользу своего государства и государств, объединенных в содружество, но при этом соблюдая некие общие требования ко всем остальным государствам.

       Налоговые реформы могут проводиться по различным отраслям налогов. Так, например, военные налоги (расходы на оборону по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее), содержание правителей (туда же входят расходы по отправлению правосудия), налоги на образование, медицину, социальные льготы (пенсия, сироты, недееспособные), земельный налог, налоги на импорт или экспорт.

       Особую группу налоговых реформ  составляют  реформы,  направленные  на изменение систем подачи и обработки сведений налогового характера.  К  таким реформам    относятся:    унификация    бланков    налоговой     отчетности, предназначенных  для  механизированной  и электронной   обработки; подача сведений на электронных носителях информации; разработка  единых  стандартов бухгалтерского учета для юридических лиц и заполнения отчетных  документов; создание  единых  систем  учета   налогоплательщиков;   унификация   методов контроля  за  исполнением  налоговых  обязательств. 

       Государство может начать проводить налоговую реформу в случае отставания законов страны от ее экономической жизни.

       Фактически налоговые реформы могут внешние и внутренние, в зависимости от видов налогов среди которых она проводится. Внутренние реформы могут преследовать цель снижения налогового бремени для людей и организаций, упрощения налоговой системы. Внешние реформы преследуют другую цель, процветания своего государства и упрощения международного налогообложения. [6, c. 58]

 

  • 1.2. Роль налогов в формировании финансов государства в период финансового кризиса
  •  

           Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения.

           Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

           Согласно Налоговому кодексу РФ (НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

           Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

           Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

           1. Обеспечение  финансирования государственных  расходов (фискальная функция).

           2. Государственное  регулирование экономики (регулирующая функция).

           3. Поддержание  социального равновесия путем  изменения соотношения между  доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция).

           4. Стимулирующая  функция.

           Большая часть государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги. Многочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов.

            Налоги играют главную роль  в формировании финансов государства  в период финансового кризиса.

           В России кризис, начавшийся в 2008 г., был определен как финансовый кризис. Он начался с ориентированных на экспорт энергосырьевых отраслей. Его истоком стало падение реализации энергосырьевых товаров на мировых рынках по сложившимся ценам и связанное с этим падение цен.

            Важнейшими особенностями российской экономики, предопределившими специфику и глубину кризиса, стали ее чрезмерная ориентированность на добычу энергосырьевых ресурсов, слабое развитие обрабатывающей промышленности, с/х, технологическая отсталость и высокая инфляция.

            Текущий финансовый кризис необходимо использовать для пересмотра приоритетов политики экономического развития в России в целом, равно как и в области бюджетно-налогового регулирования. Меры бюджетно-налогового регулирования должны обязательно рассматриваться, как возможность создать основу для долгосрочного роста и модернизации экономики, для закладки фундамента новой, после кризисной, структуры экономики.

           В период кризиса, и не только, налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов. Они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в РФ — унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.

          Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет –  это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.

           Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

           В связи с изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008,2009 и на плановый 2010 год. Рассмотрим таблицу 1.1.

    Таблица 1.1.

    Доходы федерального бюджета на 2008,2009 и на плановый 2010 год

    Доходы федерального бюджета

    2008г

    2009г

    Отклонение

    2010г

    Сумма, млрд. руб.

    Удельный вес,%

    Сумма, млрд. руб.

    Удельный вес,%

    По сумме, млрд. руб.

    По удельному весу,%

    Сумма, млрд. руб.

    Удельный вес,%

    Нефтегазовые доходы

    2 383,11

    35,87%

    2 351,91

    31,50%

    -31,20

    -4,36%

    2 348,32

    29,03%

    Ненефтегазовые доходы, в том числе:

    4 261,34

     

    5 113,54

     

    767,34

     

    5 741,35

     

    Налог на прибыль

    533,38

    8,03%

    583,76

    7,82%

    50,38

    -0,21%

    636,28

    7,87%

    Налоги и взносы на социальные нужды

    435,79

    6,56%

    496,36

    6,65%

    60,57

    0,09%

    562,8

    6,96%

    Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

    1 404,05

    21,13%

    1 914,47

    25,64%

    510,42

    4,51%

    2 206,46

    27,28%

    Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

    888,97

    13,38%

    1 029,76

    13,79%

    140,79

    0,41%

    1 182,54

    14,62%

    Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование пр. ресурсами

    36,57

    0,55%

    39,50

    0,53%

    2,93

    -0,02%

    37,31

    0,46%

    Государственная пошлина

    32,24

    0,49%

    34,49

    0,46%

    2,25

    -0,02%

    36,56

    0,45%

    Неналоговые доходы

    291,61

    4,39%

    297,00

    3,98%

    5,39

    -0,41%

    301,73

    3,73%

    Прочие доходы

    638,73

    9,61%

    718,20

    9,62%

    79,47

    0,01%

    777,67

    9,61%

    ВСЕГО

    6 644,4

    100,00%

    7 465,45

    100,00%

    821,00

    0,00%

    8 089,67

    100,00%


     

           В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При  формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах.

           Нефтегазовые доходы.  В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции.

           Изменения поступлений в бюджет представлены в диаграмме 1.1.

            Диагр.1.1. Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010годы

           В диаграмме 1.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

           Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. 

           Налог на прибыль организаций.  Эта статья в динамике растет. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так, же повлекли изменения по ставке налога, а так, же налоговым контролем от скрывания прибыли.

           Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы 1.1., видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.

           Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году - 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

          Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. Что характерно для этого раздела, то  здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др.

           Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год насчитываются в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.

           Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. На 2010 год прогнозируется 36,56 млрд. руб.

           Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела в 2008 году составляет 291,61 млрд. руб., в 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год планируется ещё на 4,73 млрд. руб.

           Прочие доходы. К ним относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей. Этот показатель является обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.

           Общая величина уменьшения налогов при формировании бюджета на 2009 г. министром финансов РФ министром финансов была оценена в 900-1000 млрд. рублей (2,3-2,5 % к ВВП), меры бюджетной политики (без размещения сумм резервных фондов) - в 1145 млрд. рублей (2,9 % к ВВП). Общая величина антикризисных мер, включая уменьшение налогов и бюджетные расходы, составляет 2045-2145 млрд. рублей (5,2-5,4 % к ВВП).

           В целях поддержки производства с 1 января 2009 года был осуществлен ряд мер по снижению налогов. Уменьшена с 24 до 20 % ставка налога на прибыль. Повышена амортизационная премия с 10 до 30 процентов от стоимости оборудования, в отношении вновь вводимых основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам, введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Предприятия могут списывать на расходы, уплаченные по кредитам проценты в размере 1,5 ставки рефинансирования. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, по перечню, утверждаемому правительством. Предоставлены также некоторые другие льготы.[10]

    Информация о работе Сущность налоговых реформ в период финансового кризиса в РФ