Сущность налоговых реформ в период финансового кризиса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Содержание

Введение
3
1.
Сущность налоговых реформ
5
1.1.
Классификация налоговых реформ
5
1.2.
Роль налогов в формировании финансов государства в период финансового кризиса
10
1.3.
Основные цели налоговых реформ в РФ
17
1.4.
Основные цели налоговых реформ в странах с переходной экономикой
20
2.
Госпошлина
26
2.1.
Налогоплательщики и налоговая база, порядок и сроки уплаты
26
2.2.
Размеры госпошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции
29
2.3.
Размеры госпошлины за совершение действий
33
2.4.
Размеры госпошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния
36
2.5.
Задача
37
3.
НДПИ
40
3.1.
Анализ поступления НДПИ в госбюджет РФ
40
3.2.
Налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база
42
3.3.
Определение количества и стоимости добытых полезных ископаемых
47
3.4.
Ставки налога
51
3.5.
Льготы по налогу. Особенности налогообложения НДПИ на нефть
53
3.6.
Задача
54
4.
Налог на прибыль
56
4.1.
Роль налога в формировании регионального бюджета
56
4.2.
Налогоплательщики, объекты налогообложения, ставки
58
4.3.
Доходы и расходы, учитываемые при налогообложении
61
4.4.
Внереализационные доходы и расходы
68
4.5.
Льготы по налогу
71
4.6.
Задача
77
5.
Расчетная часть
84

Заключение
92

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 618.50 Кб (Скачать)

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что главная роль налогов в формировании финансов государства в период финансового кризиса является мобилизация денежных средств в распоряжение государства.

 

1.3. Основные цели налоговых  реформ в РФ

 

       Формирование рыночных отношений в России привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использовался опыт зарубежных стран. Благодаря этому, она по видам налогов в основном соответствует общераспространенным в мировой практике системам налогообложения. Основой налоговой системы явились налоги, ориентированные на модель рыночной экономики (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество).

       Налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Пройдя довольно длительный противоречивый путь развития, налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования.

       Реформирование налоговой системы осуществляется посредством снижения налоговой нагрузки на производителя и обеспечения достаточной доходности бюджетной системы. В первом случае результатом может быть стимулирование производства и предпринимательства, а во втором, полнота доходной части бюджета, которая служит ресурсом инвестирования во все сферы экономики.

       Одной из главных задач в сфере налоговой политики является совершенствование налогового законодательства, обеспечение стабильной налоговой системы, повышению ее прозрачности и справедливости. В целях сохранения и некоторого повышения объема доходов бюджетной системы при снижении налогового бремени – совершенствование законодательных норм, регулирующих систему налогового администрирования, устранения имеющихся недостатков в этом вопросе, перекрытия каналов ухода от налогообложения, повышения экономической заинтересованности и ответственности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств.

       Важнейшим результатом налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что является одним из важных факторов обеспечения экономического роста. При этом, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, имеет место постоянный и стабильный рост налоговых и обязательных платежей (включая таможенные доходы) в бюджетную систему.

       По итогам проведенных налоговых реформ, основной целью которых является снижение налоговой нагрузки на производителя и обеспечение достаточной доходности бюджетной системы разработан инновационный механизм бюджетно-налогового регулирования экономики Росси, который состоит из двух частей: антикризисный и стратегический  механизмы (рис. 1.1.):

 

Исходное состояние  национальной экономики:

(Падение  темпов  экономического роста в связи  с мировым финансовым кризисом)



 

Оптимизация налоговой  системы

Акцент на адресный характер  бюджетных расходов



Постепенная стабилизация

совокупного спроса

Постепенный рост

инвестиционной активности в экономике


Ожидаемое состояние  национальной экономики:

(Стабилизация темпов экономического роста)


 

Рис 1.1.. Антикризисный механизм бюджетно-налогового регулирования экономики России

       Стратегический механизм бюджетно-налогового регулирования экономики России предусматривает ряд  направлений реформирования. В области налоговой политики – дальнейшее совершенствование налоговой системы, ряд элементов которой заложены в Бюджетной стратегии России до 2023 года, целями которых являются:

  • Реформа ЕСН – замена налога страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями, в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и фонд социального страхования;
  • Совершенствование налогообложения добычи нефти;
  • Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа;
  • Введение налога на недвижимость;
  • Повышение нейтральности налога на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога;
  • Повышение эффективности налога на прибыль организаций, путем ужесточения налогового администрирования по данному налогу;
  • Постепенное повышение ставок акцизов с целью придания большей значимости этому виду налоговых доходов в составе доходов бюджетов;
  • Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами;
  • Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.

       С точки зрения количественных параметров российской налоговой 
системы основными целями налоговых реформ являются следующие:

       1).Отказ  от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной 
системы. Снижение налоговой нагрузки на экономических агентов предполагается как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы -повышения качества налогового администрирования, нейтральности эффективности основных налогов.

       2).Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых 
льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

       Результатом реформирования налоговой системы России должен стать механизм, способный обеспечить переход от снижения налогового бремени к его оптимальному распределению. [14]

 

1.4. Основные цели налоговых  реформ в странах с переходной  экономикой

 

       Система налогообложения доходов населения, которая является неотъемлемой, а нередко и наиболее важной, составляющей любой системы налогообложения, тоже меняется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов.

       Характеризуя основные причины и факторы, обусловливающие необходимость проведения налоговых реформ в разных странах мира, следует отметить, что их можно классифицировать по двум крупным группам.

       Первая группа - это объективные факторы, в числе которых:

  • экономическая эволюция и социально-экономическое развитие;
  • глобализация и международные интеграционные процессы в мире.

       Вторая группа - это субъективные факторы, в числе которых:

  • наука и новые знания, влияющие на формирование представлений об эффективной системе налогообложения;
  • желание стран совершенствоваться и повышать свою конкурентоспособность.

       В реальной жизни эти факторы иногда трудно отделить друг от друга, поскольку каждый из них может иметь признаки как объективного, так и субъективного типа.

       В странах с переходн6ой экономикой при осуществлении налоговых реформ применяют подоходный пропорциональный налог, или налог с единой (плоской) ставкой (PIT). В последнее десятилетие в этом направлении происходят реформы в большинстве случаев и в странах постсоветского пространства.

       Сторонники введения этого типа системы налогообложения доходов населения отмечают, что он наиболее прост для применения на практике и администрирования, но, даже вместе с введением PIT с плоской ставкой избежать применения системы налоговых льгот не удается. При этом следует заметить, что в случае применения безвозвратного налогового кредита для налогоплательщиков создаются равные возможности и равные стартовые условия деятельности, а не происходит выравнивание доходов.

       При применении PIT с плоской ставкой и для трудовых, и для инвестиционных, и для предпринимательских доходов исчезают возможности и вообще стимулы к перемещению доходов между разными его источниками. В таком перемещении нет необходимости, ведь возможности налогового арбитража на законодательном уровне устранены. Отсутствие возможностей для перемещения налоговых обязательств непосредственно повышает эффективность администрирования налога, поскольку возрастает уровень налоговой дисциплины и создаются предпосылки для подъема налоговой культуры. Однако применение PIT с плоской ставкой не означает "автоматического" решения всех возможных проблем, поскольку, как считают специалисты, уровень добровольности уплаты налогов, налоговая культура и дисциплина все-таки больше зависят не от количества ставок налога, а от совокупного уровня налоговой нагрузки, а также в значительной мере - от традиций и менталитета, сложившихся в обществе.

       Общей чертой большинства реформ в странах с переходной экономикой, направленных на введение PIT с плоской ставкой, является также параллельное проведение реформы системы социальных взносов и сборов, пенсионной реформы путем введения накопительной системы пенсионного страхования, а также реформы косвенных налогов.

       Параллельно с реформой PIT осуществлялось реформирование CIT, которое заключалось в большинстве случаев также в снижении нормативных ставок CIT и было направлено, главным образом, на устранение возможностей минимизации налоговых обязательств за счет искусственного манипулирования источниками дохода: инвестиционными доходами или трудовыми. Исключение из этого правила составляла только Россия, где одновременно с введением в 2007 г. PIT с плоской ставкой на уровне 13% была увеличена нормативная ставка CIT - с 30% до 35% (вместе с муниципальными надбавками к налогу - до 37%). При этом ставка налогообложения дивидендов повышалась вдвое - с 15% до 30%. Между тем Россия является исключением, которое обусловлено специфической политической обстановкой, законными и неформальными условиями, существующими институтами ведения бизнеса в этой стране. Избавившись от причин, порождающих сопротивление налогам, мы приблизим состояние своей налоговой системы к уровню цивилизованных государств.

       Во время реформы PIT реформа косвенных налогов в большинстве случаев была направлена на минимизацию фискальных рисков бюджета, поскольку трудно было предположить, как именно отреагируют налогоплательщики на уменьшение налоговой нагрузки на доходы. Вместе с тем налогообложение потребления, на что, в основном, нацелены косвенные налоги, при высокой ценовой эластичности совокупного спроса в странах с переходной экономикой, гарантировало расширение базы налогообложения и, соответственно, дополнительные налоговые поступления в бюджеты. [14]

       В таблице 1.2. приведены данные относительно фискальной значимости основных налогов за год до реформы и в год реформы PIT (в каждой стране он разный - таблица 1.3.).

Таблица 1.2.

Баланс поступлений  от уплаты основных налогов до и  после реформ PIT (% ВВП)

 

PIT

СП-

Косвенные налоги

Налоговые поступления

 

Страны

год до

год

год до

год

год до

год до

год до

год

Баланс

 

реформы

реформы

реформы

реформы

реформы

реформы

реформы

реформы

 
 

PIT

PIT

PIT

PIT

PIT

PIT

PIT

PIT

 

Эстония.

8,5

8,1

4,8

3,5

11,1

13,3

24,4

24,9

0,5

Грузия.

2,7

2,5

1,6

1,9

8,1

11,0

12,4

15,4

3,0

Латвия.

5,4

5,6

2,0

2,4

12,6

12,5

20,0

20,5

0,5

Литва.

5,0

5,4

5,3

2,5

6,2

6,3

16,5

14,2

-2,3

Румыния

3,0

2,3

2,7

2,4

10,2

10,9

15,9

15,6

-0,3

РФ

2,4

2,9

5,5

5,8

8,6

9,9

16,5

18,6

2,1

Словакия

3,3

2,6

2,8

2,4

9,8

11,4

15,9

16,4

0,5

Украина

5,1

3,8

5,0

4,7

8,8

8,6

18,9

17,1

-1,8

Среднее

                 

арифмети-

                 

ческое

4,4

4,2

3,7

3,2

9,4

10,5

17,6

17,8

0,3

Информация о работе Сущность налоговых реформ в период финансового кризиса в РФ