Виды и формы проведения налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

В развитых странах политика государства в сфере налогового контроля
исходит из того, что проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства должна служить двум целям:
а) гарантировать должное функционирование системы самостоятельного определения налогоплательщиками своих налоговых обязательств;
б) выявлять случаи налоговых злоупотреблении.

Содержание

Введение 3
1. Налоговый контроль……………………...…………………………………..4
2. Виды налогового контроля………………..………………………………….5
3. Формы проведения налогового контроля…………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………….18
Список источников и литературы ………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Nalogi.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

В случае выявления каких-либо ошибок в заполнении документов об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Если налогоплательщику необходимо будет произвести доплату по налогам, налоговый орган направляет ему требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Она должна проводиться не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев.

В ряде случаев вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев. По ее окончании составляется акт.

В процессе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа вправе проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщика, а также документов и предметов, о чем составляется протокол.

Осмотр производится в присутствии понятых. При осмотре могут присутствовать заинтересованное лицо (налогоплательщик) или его представитель, а также специалисты. Может производиться также фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии и т. д.

В процессе проведения налоговой проверки должностные лица налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.

Этому соответствует обязанность проверяемого лица направить или выдать налоговому органу истребуемте документы в пятидневный срок.

Неисполнение данной обязанности квалифицируется как налоговое правонарушение (ст. 127 Н К РФ). В случае такого отказа должностное лицо налогового органа производит выемку необходимых документов.

Выемка документов производится только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Названное постановление должно быть утверждено руководителем (или заместителем) данного органа.

Выемка производится в присутствии понятых и заинтересованных лиц в любое время, за исключением ночного.

До начала выемки должностное лицо предлагает добровольно выдать необходимые документы и предметы и только в случае получения отказа, предварительно разъяснив присутствующим лицам их права и обязанности, производит выемку принудительно.

В протоколе выемки перечисляются и описываются изъятые документы. Копия протокола передается под расписку или высылается лицам, у которых произведена выемка.

Зачастую оказывается недостаточным осуществить выемку копии документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

В этом случае должностные лица налогового органа вправе изъять подлинные документы, изготовив предварительно с них копии и передав их проверяемому лицу в пятидневный срок.

В необходимых случаях в целях проведения квалифицированной выездной налоговой проверки назначается экспертиза с привлечением на договорной основе эксперта-специалиста в сфере науки, техники, искусства.

Назначение экспертизы оформляется вынесением постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку.

Эксперт для получения ответов на вопросы, содержащиеся в постановлении, вправе знакомиться с материалами проверки, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

Он может отказаться от дачи заключения, если сочтет недостаточными представленные ему документы для ответа на поставленные ему вопросы.

Должностное лицо налогового органа обязано ознакомить заинтересованное проверяемое лицо с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права, которые заключаются в следующем:

1) заявить отвод эксперту;

2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) знакомиться с заключением эксперта.

По окончании экспертизы эксперт составляет заключение в письменной форме от своего имени. Заключение предъявляется проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

В тех случаях, когда для проведения законной налоговой проверки необходим перевод с иностранного языка, приглашается переводчик.

Переводчиком не может являться заинтересованное лицо. Он предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе.

В ряде случаев при проведении налоговых проверок законодатель предусматривает обязательное участие понятых, которых должно быть не менее двух и которые не заинтересованы в исходе дела.

Недопустимо приглашать в качестве понятых должностных лиц налогового органа.

Понятые обязаны удостоверить в протоколе действия, проводившиеся в их присутствии, а также вправе делать по поводу этих действий замечания, которые должны быть отражены в протоколе.

Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

Переводчики, специалисты и эксперты помимо названного получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не является их обязанностью.

Свидетелям за время их отсутствия на рабочем месте сохраняется заработная плата по основному месту работы.

В целях соблюдения законности и охраны прав налогоплательщиков в процессе осуществления налогового контроля, в обязательном порядке в предусмотренных законом случаях составляется соответствующий документ, имеющий юридическое значение - протокол.

В протоколе обязательно должно быть указано следующее:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

С протоколом знакомятся лица, принимавшие участие в производстве действий. Если у них есть замечания, они вносятся в протокол или приобщаются к делу.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действий или присутствовавшими при его проведении.

После окончания налоговой проверки составляется акт, подписываемый должностными лицами налогового органами, проводившими проверку, а также проверяемыми лицами или руководителями проверяемой организации.

В случае отказа проверяемых лиц подписать акт в нем делается соответствующая запись. Если те же лица уклоняются от получения акта проверки, должностные лица налогового органа составляют об этом соответствующий акт, дата составления которого и считается датой вручения акта налоговой проверки.

Процессуально важной является дата вручения акта проверки проверяемому лицу. В случае направления акта по почте, в отличие от вручения под его расписку, датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам устанавливает форму акта проверки и формулирует требования, предъявляемые к его содержанию.

Так, в акте проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в результате проверки, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, указанными в акте проверки, а также с выводами или предложениями, ему предоставлено право в двухнедельный срок со дня получения акта, представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по нему, приложив дополнительные документы (копии), подтверждающие его позицию.

Руководитель налогового органа или его заместитель должны рассмотреть акт налоговой проверки только по истечении указанного срока (две недели со дня получения налогоплательщиком), но не более 14 дней.

Если представлены возражения на акт проверки, они изучаются руководителем налогового органа. Рассмотрение материалов проверки и возражений осуществляется в присутствии проверяемых лиц, о чем они извещаются. Если названные лица не явились в налоговый орган, рассмотрение проводится в их отсутствие.

Если по окончании проверки акт не был составлен, это расценивается как отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений.

После рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа должен вынести решение в форме постановления, в котором содержатся следующие выводы:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Копия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и требования об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений вручаются

налогоплательщику под расписку или иным способом, подтверждающим дату получения.

Если дату невозможно уточнить, решение считается полученным по истечении шести дней после его отправки заказным письмом. Несоблюдение названных требований должностным лицом может являться основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом.

В случае выявления налогового правонарушения, за которое налогоплательщик подлежит привлечению к административной ответственности, должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении.

Привлечение к административной ответственности осуществляется в соответствии с административным законодательством.

Информация, полученная в ходе проведения налогового контроля, должна сохраняться в тайне и не подлежит разглашению.

В Налоговом кодексе Российской Федерации впервые содержится понятие налоговой тайны и раскрывается ее содержание.

Так, законодатель относит к налоговой тайне любые сведения о налогоплательщике, полученные в ходе проверки.

Исключение составляет информация, которая была самостоятельно разглашена налогоплательщиком или с его согласия; сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о налоговых нарушениях и ответственности за них, а также сведения, представляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств согласно международным договорам.

Под разглашением налоговой тайны понимается, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового (таможенного) органа, органов государственных внебюджетных фондов, привлеченному к налоговой проверке специалисту или эксперту.

Сведения, которые относятся к налоговой тайне, должны иметь особый режим хранения и доступа.

За разглашение названных сведений должностные лица налогового органа несут различные виды ответственности (например, дисциплинарную,

имущественную).

 


Заключение

 

Предложенная классификация видов налогового контроля показывает, насколько многогранна и сложна система современного налогового контроля и в зависимости от задачи, стоящей перед исследователем классификацию можно продолжить или углубить. Выделение видов налогового контроля позволяет проводить детальный анализ контрольных мероприятий и на основе предложенной классификации, планировать контрольную деятельность, акцентируя внимание на тех или иных видах контроля, являющихся наиболее целесообразным в определенный момент развития налоговой системы государства. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: а) налоговых проверок; б) получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; в) проверки данных учета и отчетности; г) осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); д) в других формах, предусмотренных НК РФ. Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Информация о работе Виды и формы проведения налогового контроля