Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Раньше, в советские времена, водопользование являлось бесплатным. Имелась только кратковременная плата за орошение. Но рост задолженности колхозов по плате за воду, привел к отмене и этой платы. И лишь в 1982 году промышленные предприятия начали платить за водопользование.

Работа содержит 1 файл

К1.docx

— 90.65 Кб (Скачать)

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов  подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными  законами водных объектов не  определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических  транспортных средств) береговой  полосой водных объектов общего  пользования для передвижения  и пребывания около них, в  том числе для осуществления  любительского и спортивного  рыболовства и причаливания плавучих  средств.

Объекты, не подлежащие налогообложению:

1) забор из подземных водных  объектов воды, содержащей полезные  ископаемые и (или) природные  лечебные ресурсы, а также термальных  вод;

2) забор воды из водных объектов  для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных  бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов  для санитарных, экологических и  судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами  внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных  объектов для обеспечения работы  технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов  и использование акватории водных  объектов для рыбоводства и  воспроизводства водных биологических  ресурсов;

6) использование акватории водных  объектов для плавания на судах,  в том числе на маломерных  плавательных средствах, а также  для разовых посадок (взлетов)  воздушных судов;

7) использование акватории водных  объектов для размещения и  стоянки плавательных средств,  размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для  осуществления деятельности, связанной  с охраной вод и водных биологических  ресурсов, защитой окружающей среды  от вредного воздействия вод,  а также осуществление такой  деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных  объектов для проведения государственного  мониторинга водных объектов  и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических,  гидрографических и поисково-съемочных  работ;

9) использование акватории водных  объектов для размещения и  строительства гидротехнических  сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного  и канализационного назначения;

10) использование акватории водных  объектов для организованного  отдыха организациями, предназначенными  исключительно для содержания  и обслуживания инвалидов, ветеранов  и детей;

11) использование водных объектов  для проведения дноуглубительных  и других работ, связанных с  эксплуатацией судоходных водных  путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование водными  объектами для обеспечения нужд  обороны страны и безопасности  государства;

13) забор воды из водных объектов  для орошения земель сельскохозяйственного  назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных  участков личных подсобных хозяйств  граждан, для водопоя и обслуживания  скота и птицы, которые находятся  в собственности сельскохозяйственных  организаций и граждан;

14) забор из подземных водных  объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных  вод;

15) использование акватории водных  объектов для рыболовства и  охоты.

Органы законодательной  власти субъектов РФ вправе устанавливать  дополнительные налоговые льготы для  отдельных категорий налогоплательщиков в пределах сумм налога, поступающего в бюджет соответствующего субъекта РФ.

 

2.3 Налоговая база

 По каждому виду водопользования,  признаваемому объектом налогообложения  в соответствии со статьей  333.9 настоящего Кодекса, налоговая  база определяется налогоплательщиком  отдельно в отношении каждого  водного объекта.

В случае если в отношении водного  объекта установлены различные  налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно  к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного  объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного  объекта, определяется на основании  показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных  приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности  определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной  воды определяется исходя из норм водопотребления.

 При использовании акватории  водных объектов, за исключением  сплава древесины в плотах  и кошелях, налоговая база определяется  как площадь предоставленного  водного пространства.

Площадь предоставленного водного  пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической  и проектной документации.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины в  плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного  в километрах, деленного на 100.

Практически по всем видам  водопользования налоговой базой  являются те же показатели, что и  установленные законодательством, действовавшим до принятия гл. 25.2 НК РФ.

По сути подходы к .определению  налоговой базы, предусмотренные  ст. 333.10, не изменились по сравнению  с определением налоговой базы в  соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами".

Четыре объекта налогообложения  определяют четыре налоговые базы: объем воды, забранной из водного  объекта, площадь предоставленного водного пространства, количество произведенной  электроэнергии и производная величина от количества сплавляемой древесины  и расстояния сплава.

В то же время в комментируемой статье по сравнению с нормами  Федерального закона "О плате  за пользование водными объектами" положения, определяющие налоговую  базу, являются более точными и  детализированными. Статья более широко раскрывает налоговую базу либо указывает  источник получения информации.

В частности, уточнено, что  при заборе воды объем воды, забранной  из водного объекта, определяется на основании показаний, водоизмерительных  приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных  приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности  определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной  воды определяется исходя из норм водопотребления. Таким образом, исключается расширительное толкование соответствующей законодательной  нормы.[4.стр 430]

При этом необходимо отметить, что при определении налоговой  базы объем забранной воды не уменьшается  на потери воды при ее заборе и транспортировке.

При использовании акватории  водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая  база определяется как площадь предоставленного водного пространства. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в  случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей  технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей  гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной  за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в  плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного  в километрах, деленного на 100.

 

 

2.4 Налоговые ставки

 

Глава 25.2 НК РФ принципиально  меняет подходы к установлению налоговых  ставок. 

   Федеральный закон  "О плате за пользование  водными объектами" устанавливает  только предельные (максимальные  и минимальные) ставки платы  по видам водопользования в  целом для Российской Федерации,  наделяя Правительство РФ полномочиями  дифференцировать предельные ставки  по экономическим районам и  бассейнам рек, озерам и морям.  
Конкретные ставки по категориям водопользователей определяются законодательными органами субъектов Российской Федерации, которые вправе предоставлять льготы отдельным категориям налогоплательщиков.  
В отличие от платы за пользование водными объектами, ставки водного налога установлены непосредственно ст.333.12 НК РФ и не могут быть изменены ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов Российской Федерации, которые к тому же лишены права на предоставление льгот.  
    Вместе с тем сохранен принцип установления налоговых ставок по экономическим районам, бассейнам, водохозяйственным системам и видам водопользования в абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения налоговой базы (1 тыс. куб. м воды; 1 кв. км; 1 тыс. кВт.ч; 1 тыс. куб. м леса на 100 км сплава). Если сравнивать ставки водного налога с действующими ставками платы за пользование водными объектами, то можно отметить их увеличение по сравнению с существующими максимальными ставками.  
   Исключение составляет пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, в отношении которого ставки водного налога ниже ставок платы за пользование водными объектами. При исчислении водного налога за пользование акваторией водного объекта следует иметь в виду, что ставка налога установлена в тысячах рублей за 1 кв. км в год. 

      Налог за  отдельно взятый налоговый период - квартал - исчисляется как одна  четвертая суммы налога, исчисленной  по годовой налоговой ставке.  
Следует отметить, что ставки платы за забор воды, использование акватории водных объектов установлены только по внутренним водным объектам, территориальному морю и внутренним морским водам; таким образом, на исключительную экономическую зону Российской Федерации юрисдикция налога, также как и платы за пользование водными объектами, не распространяется. 

Налоговые ставки устанавливаются  по бассейнам рек, озер, морей и  экономическим районам в следующих  размерах приведенных в Приложении 1.

  При заборе воды  сверх установленных квартальных  (годовых) лимитов водопользования  налоговые ставки в части такого  превышения устанавливаются в  пятикратном размере налоговых  ставок.

 В случае отсутствия  у налогоплательщика утвержденных  квартальных лимитов квартальные  лимиты определяются расчетно  как одна четвертая утвержденного  годового лимита.

  Ставка водного налога при  заборе воды из водных объектов  для водоснабжения населения  устанавливается в размере 70 рублей  за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

 

 

 

 

2.5 Порядок исчисления водного налога, налоговая декларация

Поскольку налоговым периодом по водному налогу определен квартал, то и величина фактического забора должна сравниваться с квартальным  лимитом забора воды. Если водопользователю установлен только годовой лимит, то в целях налогообложения квартальная  величина лимита исчисляется делением величины годового лимита на четыре. Если же утверждены месячные лимиты, то в целях налогообложения суммируются лимиты месяцев, составляющих конкретный квартал. 

   По окончании налогового  периода (квартала) налогоплательщик  в соответствии со ст.333.13 НК  РФ должен самостоятельно исчислить  водный налог, а именно: определить  налоговую базу (количество забранной  воды, площадь акватории и т.д.) и умножить ее на налоговую  ставку, соответствующую виду водопользования,  экономическому району и водному  бассейну.

При заборе воды в пределах установленных лимитов сумма  водного налога исчисляется как  произведение фактического объема забора воды на ставку, установленную ст. 333.12 НК РФ.

При заборе воды в объеме сверх установленных лимитов  сумма водного налога исчисляется  как сумма произведения фактических  объемов забора воды в пределах установленных  лимитов на соответствующую налоговую  ставку и произведения разницы между  фактическими объемами забора воды и  установленными лимитами на увеличенные  в пять раз налоговые ставки, установленные  ст. 333.12.

Информация о работе Водный налог