Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Раньше, в советские времена, водопользование являлось бесплатным. Имелась только кратковременная плата за орошение. Но рост задолженности колхозов по плате за воду, привел к отмене и этой платы. И лишь в 1982 году промышленные предприятия начали платить за водопользование.

Работа содержит 1 файл

К1.docx

— 90.65 Кб (Скачать)

В строку 070 записываем сумму налога (в руб.) Она определяется умножением размера площади используемой акватории (строка 050) на установленную ставку (строка 060) и делением результата на 4 (поскольку исчисляется квартальный платеж), то есть:

2,0 кв. км х 30 240 руб./кв. км : 4 = 15 120 руб.

Далее надо перейти к заполнению раздела 2.3.

В строке 010 указывается тот же КБК, что и в разделах 2.1. и 2.2, — 182 1 07 03000 01 1000 110.

Для выработки гидроэлектроэнергии  используются водные ресурсы реки Омь  на территории Калачинского района. Соответственно в строке 020 приводится код ОКАТО этого района — 52218.

По строке 025 указывается наименование водного объекта — река Омь. По строке 030— серия, номер и вид лицензии: ОМС; 00002; ТРГБВ.

В строке 040 проставляется значение кода водопользования — 31400. Такой код установлен для водных объектов, относящихся к бассейну реки Оби (к которому относится и река Омь) для рассматриваемого вида водопользования.

По строке 050 отражается количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период (в тыс. кВт•ч) — 1400.

В строке 060 указывается налоговая ставка, установленная подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ. Для водных объектов бассейна реки Оби она равна 12,30 руб./тыс. кВт•ч электроэнергии.

В строку 070 вписывается сумма налога (в руб.). Она определяется умножением количества произведенной электроэнергии (строка 050) на ставку налога (строка 060), то есть:

1400 тыс. кВт•ч х 12,30 руб./тыс.  кВт•ч = 17 220 руб.

Далее заполняется раздел 2.4.

В строке 010 указывается тот же код КБК, что и в разделах 2.1, 2.2, и 2.3.

Сплав леса в плотах и кошелях  осуществлялся налогоплательщиком по реке Долгая в Петровском районе Омской области.

В строке 020 ставится соответствующий код по ОКАТО — 52221.

В строке 025 записывается наименование водного объекта — река Долгая.

В строке 030 приводятся такие данные: серия, номер и вид лицензии — ОМС; 00003; ЦРПБВ.

В строке 040 указывается код водопользования — 41200. Такой код установлен для прочих рек (к которым относится и река Долгая), по которым осуществляется лесосплав (Приложение 3)

В строку 050 вписывается объем сплавленной древесины - 7.

В строку 060 записывается расстояние сплава леса (в км) — 200.

В строке 070 указывается налоговая ставка в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ. Она установлена в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава. По прочим рекам эта величина равна 1183,2.

По строке 080 отражается сумма налога (в руб.). Она определяется как произведение объема древесины (строка 050) на расстояние сплава (строка 060), деленное на 100 и умноженное на налоговую ставку (строка 070), то есть:

7 тыс. куб. м х 200 км : 100 х  1183,2 руб. = 16 565 руб.

Согласно показателям, рассчитанным в разделах 2.1—2.4, заполним итоговый раздел 1.

В строке 010 ставится прочерк, так как пользование водными объектами осуществлялось вне рамок соглашений о разделе продукции.

По строке 020 указывают КБК 182 1 07 0300 001 1000 110.

В разделе 1 имеется несколько строк 030 и 040, предназначенных для вписывания сумм налога, исчисленных по местонахождению объектов налогообложения, если последние находятся в разных административно-территориальных образованиях, то есть имеют различные коды по ОКАТО. В примере рассматривается именно такой случай.

Таким образом, в первой группе строк 030 и 040 записываются следующие показатели из раздела 2.1: ОКАТО — 52203; сумма  налога — 40 020 руб.

Во второй группе строк 030 и 040 указываются  показатели из раздела 2.2: ОКАТО — 52223; сумма налога — 15 120 руб.

В третьей группе строк 030 и 040 —  показатели из раздела 2.3: ОКАТО — 52218; сумма налога — 17 220 руб.

В четвертой группе строк 030 и 040 —  показатели из раздела 2.4: ОКАТО — 52221; сумма налога — 16 565 руб.

Рассмотрев методику водного налога можно сказать, что существует проблема по начислению и уплате водного налога. Данные проблемы будут рассмотрены в третьей главе.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА, МЕТОДОЛОГИЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА

3.1.Спорные вопросы связанные с исчислением и уплатой водного налога с учетом арбитражной практики

 

Часто, при исчислении и  уплате организациями водного налога, возникают спорные моменты, многие из которых находят свои решения  только через суд. Примеры таких  разбирательств, судебных решений по исчислению и уплате водного налога я хотела бы рассмотреть далее.[16]

Дело 1

Обязанность по уплате водного  налога возникает при получении  лицензии на водопользование (Постановление  ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2006 по делу N А26-7577/2005-213).

Суть дела

Налоговым органом проведена  камеральная проверка представленной налогоплательщиком декларации по водному  налогу за первый квартал 2005 г.

По результатам проверки налоговый орган принял решение  о доначислении водного налога.

В ходе проверки было установлено, что налогоплательщик имеет две  лицензии на использование акватории  озера Выгозеро Сегежского района: лицензию со сроком действия до 31.12.2006 (площадь акватории 0,02 кв. км) и лицензию со сроком действия до 31.05.2005 (площадь  акватории 0,0342 кв. км), а также договоры пользования поверхностными водными  объектами, заключенные с Комитетом  природных ресурсов. Однако в нарушение  подпункта 2 пункта 1 статьи 333.9 НК РФ налогоплательщик не исчислил и не уплатил в бюджет водный налог с указанных в  лицензиях объектов налогообложения  за первый квартал 2005 г.

Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа в части  доначисления водного налога по приведенным  основаниям, в связи с чем обжаловал  его в арбитражном суде.

 

Позиция суда

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины  гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются  в том значении, в каком они  используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. В  НК РФ не приведены для целей налогообложения  понятия "водопользование", "водопользователь", "лицензия на водопользование" и  другие понятия и термины, связанные  с водопользованием. Определение  этим понятиям дано в статье 1 Водного  кодекса РФ. Следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ понятия, приведенные  в статье 1 Водного кодекса РФ, подлежат применению и для целей  налогообложения.

Налогоплательщик ссылается  на то, что не использует водные объекты  в соответствии с выданными ему  лицензиями, а потому не является плательщиком водного налога. Однако этот довод  судом отклонен.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса РФ под "использованием водных объектов" (то, о чем говорит  налогоплательщик) понимается получение  различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и  юридических лиц.

Понятие "пользование  водными объектами (водопользование)" имеет другое значение - это юридически обусловленная деятельность граждан  и юридических лиц, связанная  с использованием водных объектов, а водопользователем признается гражданин или юридическое лицо, которому предоставлены права пользования  водными объектами путем выдачи лицензии на водопользование и заключения соответствующего договора (статьи 1 и 46 Водного кодекса РФ).

В данном случае водопользование  в соответствии с законодательством  Российской Федерации осуществлял  в первом квартале 2005 г. налогоплательщик, так как имел действующие лицензии на водопользование -специальные разрешения на пользование водными объектами  и заключенные договоры, зарегистрированные в установленном порядке.

Довод налогоплательщика  о том, что фактически использование  водных объектов, на которые заявитель  имеет лицензии, производилось другой организацией и эта организация  уплатила водный налог за первый квартал 2005 г. со спорного объекта, не может  быть принят во внимание, поскольку  фактическое использование водных объектов без соответствующей лицензии и заключенного договора не является основанием для начисления и уплаты водного налога, что следует из приведенных норм права.

С передачей налогоплательщиком названной организации имущества, необходимого для использования  акватории озера Выгозеро, к организации  не может автоматически перейти  право пользования водными объектами, на которые у налогоплательщика  имеется лицензия, поскольку налогоплательщик не обладает соответствующими полномочиями - не имеет распорядительной лицензии - специального разрешения на распоряжение в установленном порядке правами  пользования водными объектами. В соответствии со статьей 47 Водного  кодекса РФ права пользования  водными объектами могут переходить от одного лица к другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование для собственных  нужд и цели использования водных объектов при переходе указанных  прав не меняются. В данном случае водные объекты используются в производственных целях.

Дело 2

Забор дренажных вод не является объектом налогообложения  водным налогом (Постановление ФАС  Западно-Сибирского округа от 07.09.2006 N Ф04-3268/2006(26017-А27-29)).

Суть дела

Налоговым органом проведена  выездная налоговая проверка налогоплательщика, по результатам которой налоговым  органом принято решение.

Не согласившись с решением в части доначисления платы за пользование водными объектами, начисления пеней по плате за пользование  водными объектами, налогоплательщик обратился в арбитражный суд  с заявлением о признании его  в данной части недействительным.

Позиция суда

Согласно статье 1 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О" плате  за пользование водными объектами" (Закон утратил силу с 01.01.2005) (далее -Закон N 71-ФЗ) плательщиками платы  за пользование водными объектами  признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование  водными объектами.

В соответствии со статьей 2 указанного Закона объектом платы признается пользование водными объектами  с применением сооружений, технических  средств или устройств в целях:

  • осуществления забора воды из водных объектов;
  • удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

использования акватории  водных объектов для лесосплава, осуществляемого  без применения судовой тяги (в  плотах и кошелях), а также для  добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок  и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

- осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Статья 1 Водного кодекса  РФ дает основные понятия, термины. Так, водный объект - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее  границы, объем и черты водного  режима.

Использование водных объектов - получение различными способами  пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан  и юридических лиц.

Дренажные воды - вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая в водные объекты. Таким образом, дренажные воды - это воды, не используемые для удовлетворения каких-либо потребностей. Такие воды забираются из водных объектов, что сопутствует технологическому процессу, в данном случае добыче угля.

Таким образом, Законом N 71-ФЗ не установлен такой объект налогообложения, как пользование водным объектом путем забора дренажных вод.

С введением главы 25.2 "Водный налог" в НК РФ законодатель во избежание  спорных ситуаций включил в перечень видов водопользования, которые  не признаются объектами налогообложения  водным налогом, забор дренажных  вод.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.9 НК РФ объектами  обложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной  статьи, признается забор воды из водных объектов. Эта норма касается забора воды как из поверхностных, так и  из подземных источников.

Подпункт 14 пункта 2 статьи 333.9 ПК РФ исключает из объекта налогообложения  водным налогом забор из подземных  водных объектов шахтно-рудничных и  коллекторно-дренажных вод.

Дело 3

Поскольку на организацию  в спорный период были возложены  полномочия по выдаче лицензий на пользование  объектами водных биологических  ресурсов, то налоговый орган правомерно привлек ее к ответственности  за несообщение сведений о выданных лицензиях (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2006, 20.09.2006 N ФОЗ-А73/06-2/3149).

Суть дела

Решением налогового органа, вынесенным на основании акта о нарушении  законодательства о налогах и  сборах, организация привлечена к  налоговой ответственности по пункту 2 статьи 129.1 ПК РФ за повторное в  течение 2004 г. несообщение сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на право добычи (вылова) водных биологических  ресурсов.Организация с решением налогового органа не согласилась и  обжаловала его в арбитражный  суд.

Позиция суда

В соответствии со статьей 333.6 ПК РФ органы, выдающие в установленном  порядке лицензию (разрешение) на пользование  объектами животного мира и лицензию (разрешение) на пользование объектами  водных биологических ресурсов, не позднее 5 числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.

Информация о работе Водный налог