Налоговая политика Смоленского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание работы

Целью работы - изучить налоговую систему РФ и Смоленской области.
Задачи:
- рассмотреть налоги как главный источник поступления финансовых средств в бюджет;
- рассмотреть налоги и налоговую систему РФ;
- рассмотреть фискальную политику РФ,
- рассмотреть особенности государственной службы в налоговых органах РФ,
- рассмотреть налоговую систему в Смоленской области;
- на основе изученного материала сделать выводы об эффективности функционирования налоговых органов Смоленской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы налоговой политики Российской Федерации
Сущность налогов, их функции и классификация……………………...5
Налоговая система Российской Федерации….………….…………….14
Фискальная политика Российской Федерации………………………...29
Особенности государственной службы в налоговых органах………..38

Глава 2. Практическая часть. Налоговая система и политика Смоленского региона.
2.1. . Направления налоговой политики в Смоленском регионе …………..41
2.2. Проблемы налоговой политики в Смоленском регионе…………………47
2.3. Налоговая инспекция федеральной налоговой службы по городу Смоленску, как орган осуществляющий контроль ……………………….….50
2.4. Рекомендации по улучшению собираемости налогов…………………...55

Заключение………………………………………………………………………59
Список литературы………………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика Смоленского региона.docx

— 161.16 Кб (Скачать)

Областное государственное  образовательное учреждение

Среднего профессионального  образования

«Смоленский педагогический колледж»

 

 

 

Максимов Максим Юрьевич 

 

 

Налоговая политика Смоленского региона

 

 

Выпускная квалификационная дипломная работа

Специальность: 080504 Государственное  и муниципальное управление

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Мамонтова Анна Александровна

 

 

 

Смоленск

2011

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Теоретические  основы налоговой политики Российской Федерации

    1. Сущность налогов, их функции и классификация……………………...5
    2. Налоговая система Российской  Федерации….………….…………….14
    3. Фискальная политика Российской Федерации………………………...29
    4. Особенности государственной службы в налоговых органах………..38

 

Глава 2. Практическая часть.  Налоговая система и  политика Смоленского региона.

2.1.  .  Направления налоговой политики в Смоленском регионе …………..41

2.2. Проблемы налоговой политики в Смоленском регионе…………………47

2.3. Налоговая инспекция федеральной налоговой службы по городу Смоленску, как орган осуществляющий контроль ……………………….….50

2.4. Рекомендации по улучшению собираемости налогов…………………...55

 

Заключение………………………………………………………………………59

Список литературы………………………………………………………………62

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно  изменялась под влиянием как социально-экономических, так и политических факторов и  условий. Происходящие хозяйственные  процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой  системы – ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и  т. д. Многие из этих изменений в налоговой  политике имели положительные результаты, ряд из них – отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики  и от того, насколько эффективной  будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования регионов и страны в целом.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе  недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства  и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В результате формируется тенденция  ухода субъектов налога от уплаты налоговых платежей их снижения, несвоевременности  выплат или выплат заработной платы  через «черные кассы», углублению «теневых» сетей и расширению взаимосвязей внутри них.

В эффективно работающих моделях  налоговой системы, выстроенных  в социально ориентированных  развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов  налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных  для экономического роста.

Подобным образом в  перспективе должна функционировать  налоговая система Российской Федерации, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

Актуальность выбранной  для исследования темы заключается  в первостепенной важности налоговых  поступлений бюджета для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и  социального регулирования. Ведь именно с помощью налоговой политики государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Объект – деятельность органов налогообложения   Смоленского  региона. Предмет – налоги и налоговая  система РФ.

Целью работы - изучить  налоговую  систему РФ и Смоленской области.

Задачи:

- рассмотреть налоги как  главный источник поступления  финансовых средств в бюджет;

- рассмотреть налоги и  налоговую систему РФ;

- рассмотреть фискальную  политику РФ,

- рассмотреть особенности  государственной службы в налоговых  органах РФ,

- рассмотреть налоговую  систему в Смоленской области;

- на основе изученного  материала сделать выводы об  эффективности функционирования  налоговых органов Смоленской  области.

 

 

Глава 1. Налоговая политика в Российской Федерации

 

    1. Сущность налогов, их функции и классификация

Государство признано вносить  в экономику стабилизирующее  воздействие, обеспечивая наилучшие  условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены  за счет ценных источников, например доходов  государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому  для формирования государственных  ресурсов правительство изымает  часть доходов предприятий и  граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налог – это индивидуальное безэквивалентное движение денежных средств  от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны  власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого  для выполнения государством своих  функций. При этом налог должен взиматься  с соблюдением принципов справедливости по отношению к плательщику и  достижения большей эффективности  взимания налогов.1

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов  показывают, каким образом реализуется  их общественное назначение как инструмента  распределения и перераспределения  государственных доходов.

Выделяют четыре функции  налогов: фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную.

Фискальная функция —  собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция  налогообложения, состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно - управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение.2

Распределительная функция  налогов выражает их сущность как  особого централизованного инструмента  распределительных отношений. Распределительная  функция иначе называется социальной, поскольку она состоит в перераспределении  общественных доходов между различными категориями граждан — от состоятельных  к неимущим, что обеспечивает в  конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции  выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые  на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых  ставок по мере роста величины доходов  плательщика.

Регулирующая функция  налогов стала осуществляться с  тех пор, как государство начало активно участвовать в организации  хозяйственной жизни страны. Эта  функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством  налогового механизма. Налоговое регулирование  выполняет три подфункции:

1) стимулирующую, направленную  на развитие определенных социально-экономических  процессов; она реализуется через  систему льгот, исключений, преференций  (предпочтений);

2) дестимулирующую, посредством сознательно увеличенного налогового бремени она препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра — всегда.

Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

3) воспроизводственного  назначения, реализуемую посредствомплатежей, например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Контрольная функция налогообложения  означает, что государство посредством  налогов контролирует финансово-хозяйственную  деятельность юридических лиц и  граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов  и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная  функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений  в бюджет, который тем не менее  достаточен для выполнения государствомсвоих конституционных функций.

Функции налогов взаимосвязаны  и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб  другой. 3

Современные специалисты  классифицируют налоги в соответствии с несколькими критериями, причем каждый исследователь вправе предлагать свою собственную классификацию. Тем не менее многие экономисты и юристы склоняются к следующей классификации (Таблица. 1):

1) по способу взимания;

2) по объекту обложения;

3) по субъекту налогообложения;

4) по органу, устанавливающему  налог;

5) по бюджету, в который  зачисляется налог;

6) по цели установления  налога;

7) по лицу, исчисляющему  налог;

8) по порядку введения  налога;

9) по форме;

10) по регулярности уплаты.

 

Критерии классификации  налогов

         

Прямые

Реальные; личные

   

3. По субъекту налогообложения (плательщикам)

С юридических лиц; с физических лиц; смешанные

Косвенные

Универсальные; индивидуальные; фискальные монополии; таможенные пошлины

   

 

 

 

 

Прибыль (доход);

   

4. По органу,

Федеральные;

реализация товаров (работ, услуг);

   

устанавлива-

 

права на имущество;

   

ющему налог

Региональные;

начисление оплаты труда;

       

пользование природными ресурсами; произведенные затраты;

     

местные

 

       

определенный вид финансовых опе-

       

раций;

       

подача исковых заявлений  и осуще-

       

ствление сделок имущественного

       

характера

       
       

Закрепленные; регулирующие

   

6. По цели

установления

налога

Абстрактные; целевые

     

 

 

       

Окладные неокладные

   

8. По порядку

введения

налога

Общеобязательные; факультативные

     

 

 

       

Натуральные; денежные

   

10. По регулярности уплаты

Регулярные; разовые

 

   

 

 

Информация о работе Налоговая политика Смоленского региона