Налоговая политика Смоленского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание работы

Целью работы - изучить налоговую систему РФ и Смоленской области.
Задачи:
- рассмотреть налоги как главный источник поступления финансовых средств в бюджет;
- рассмотреть налоги и налоговую систему РФ;
- рассмотреть фискальную политику РФ,
- рассмотреть особенности государственной службы в налоговых органах РФ,
- рассмотреть налоговую систему в Смоленской области;
- на основе изученного материала сделать выводы об эффективности функционирования налоговых органов Смоленской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы налоговой политики Российской Федерации
Сущность налогов, их функции и классификация……………………...5
Налоговая система Российской Федерации….………….…………….14
Фискальная политика Российской Федерации………………………...29
Особенности государственной службы в налоговых органах………..38

Глава 2. Практическая часть. Налоговая система и политика Смоленского региона.
2.1. . Направления налоговой политики в Смоленском регионе …………..41
2.2. Проблемы налоговой политики в Смоленском регионе…………………47
2.3. Налоговая инспекция федеральной налоговой службы по городу Смоленску, как орган осуществляющий контроль ……………………….….50
2.4. Рекомендации по улучшению собираемости налогов…………………...55

Заключение………………………………………………………………………59
Список литературы………………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика Смоленского региона.docx

— 161.16 Кб (Скачать)

 

Таблица.1. Классификация налогов.

1. В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества.

 Косвенные налоги - это  налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки  к цене и взимаемые в процессе  потребления товаров и услуг. 

К косвенным налогам относятся  акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.4

Различия между ними сводятся к следующему(Таблица. 2.):

Прямые налоги

Косвенные налоги

1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик

В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними

2. Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

Величина налогов не зависит  от финансовых результатов деятельности плательщика


Таблица. 2. Различия между прямыми и косвенными налогами.5

2. По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:

•  налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), — налог на прибыль организаций (в том числе налогообложение доходов от долевого участия в деятельности других организаций, дивидендных и процентных доходов), налог на доходы физических лиц;

•  налоги, взимаемые в  связи с осуществлением операций реализации и передачи товаров (работ, услуг), — НДС, акцизы;

•  налоги с имущества  — налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц.

•  платежи за пользование  природными ресурсами — земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых;

•  налоги с фонда оплаты труда — единый социальный налог;

•  налоги со стоимости  исковых заявлений и сделок имущественного характера — государственная пошлина.

3. По субъекту налогообложения налоги объединяются в три группы:

•  взимаемые только с  физических лиц;

•  взимаемые только с  юридических лиц. Большую часть  поступлений в виде налогов дают отчисления именно плательщиков — юридических лиц;

•  взимаемые как с  юридических, так и с физических лиц.

Налоги, взимаемые только с физических лиц. В налоговых  системах стран Запада для обозначения этих налогов применяют термин «индивидуальные налоги». К этой группе относятся налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с наследований или дарений.

Налоги, взимаемые только с юридических лиц. На Западе эти  налоги именуют корпоративными. К данной группе относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес.

Налоги, взимаемые как  с юридических, так и с физических лиц (смешанные налоги), — самая  многочисленная группа налогов. В их числе: единый социальный налог, сборы  за пользование 

4. По органу, устанавливающему налог, налоги в федеративном государстве бывают: федеральными; региональными; местными. Деление налогов по этому критерию устанавливается непосредственно и только НК РФ.

К федеральным налогам  и сборам в налоговой системе  России относятся НДС, акцизы, налог  на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Региональные налоги в  российской налоговой системе представлены налогом на имущество  организаций, налогом на игорный бизнес и транспортным налогом.

 В настоящее время  в налоговой системе России  лишь два местных налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

5. В зависимости от бюджета, в который зачисляется налог, налоги объединяются в две группы:

•  закрепленные налоги;

•  регулирующие налоги.

Закрепленные налоги непосредственно  и целиком поступают в бюджет того или иного уровня бюджетной  системы, закреплены за ним как доходный источник. Среди таких налогов  выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональные и местные бюджеты.

К регулирующим налогам относятся  федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

6. По цели установления налоги делятся на абстрактные и целевые.

Абстрактные налоги (их еще  называют налогами общего назначения) устанавливаются без обозначения целей, на финансирование которых будут в дальнейшем использоваться доходы от этих налогов. Собранные при налогообложении средства обезличиваются в бюджете и используются на общебюджетные цели: на финансирование государственного управления, образование, здравоохранение, оборону и пр. Так, не обозначена цель взимания налога на прибыль организаций, НДС, акцизов и большинства других налогов.

Целевые налоги (по другому  их называют специальными налогами) устанавливаются с целью финансирования определенных видов расходов. По общему правилу поступления от налогов не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

7.   В зависимости от лица, исчисляющего налог, налоги бывают окладными и неокладными.

Окладные налоги исчисляют  не налогоплательщики, а налоговые  органы. В современной налоговой  системе России к числу окладных относятся транспортный и земельный налоги (если плательщиком является физическое лицо), а также налог на имущество физических лиц. После исчисления суммы налога налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. Обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком названного уведомления. В уведомлении указываются размер налога, налоговая база и сроки уплаты налога. Как видно, окладными налогами облагаются физические лица. Если обязать этих лиц самостоятельно исчислять указанные налоги, то неизбежны ошибки и судебные разбирательства.

Неокладные налоги налогоплательщики  исчисляют самостоятельно. Налоговые органы лишь контролируют правильность исчисления налогов (камеральный контроль деклараций либо контроль в форме выездной проверки) и своевременность их уплаты. Практически все налоги с организаций и индивидуальных предпринимателей — неокладные. Упомянутые в связи с окладным обложением транспортный и земельный налоги также рассматриваются как неокладные, если их уплачивают организации.

8.   В зависимости от порядка введения выделяют общеобязательные и факультативные налоги. Общеобязательные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся федеральными законами. Эти налоги обязательны к уплате на всей территории России.

Факультативными признаются все региональные и местные налоги. Факультативность налогов означает, что их введение на той или иной территории не обязанность, а право местных властей. Впрочем, поскольку в современной отечественной налоговой системе установлены лишь три региональных и два местных налога, их факультативность только декларируется. Действительно, вряд ли субъекты РФ и муниципалитеты в условиях недостаточности финансовых ресурсов откажутся от введения на своей территории этих налогов.

Региональные и местные  власти не могут устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

9.  По форме налоги объединяются в две группы:

•  изымаемые в натурально-вещественной форме;

•  изымаемые в денежной форме.

В настоящее время в  России есть лишь один пример натурально-вещественного обложения — в рамках системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В качестве натуральной формы уплаты налога выступает доля добытого полезного ископаемого, передаваемая пользователем недр государству в соответствии с соглашением о разделе продукции.

В современном мире денежные налоги — это превалирующая форма налогообложения. В НК РФ налог определен как платеж, взимаемый в форме отчуждения принадлежащих налогоплательщику денежных средств. Что касается сборов, то в НК РФ не содержится требования к форме этих обязательных взносов. Однако в налоговой системе отсутствуют сборы, взимаемые в натурально-вещественной форме. В экономической и юридической литературе налоговые отношения рассматриваются как особый вид денежных отношений.

10. По регулярности уплаты выделяют регулярные и разовые налоги.

Регулярные налоги уплачиваются в соответствии с законодательно установленной периодичностью. Такие налоги взимаются все то время, пока налогоплательщик владеет каким-либо налогооблагаемым имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляет деятельность, направленную на получение налогооблагаемого дохода. Почти все налоги в современной налоговой системе — регулярные.

Разовые налоги взимаются  по основаниям, которые возникают  достаточно редко. К числу таких  платежей относится государственная пошлина. Понятно, что далеко не все лица обращаются с исковыми заявлениями в суд.6

 

 

 

 

 

 

1.2 Налоговая система Российской  Федерации

Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации  необходимо исследовать теоретические  основы ее построения, рассмотреть  принципы  и  основные  функции.

В настоящее время сложилось  несколько подходов к определению  понятия налоговой системы. Согласно первому подходу, налоговая система  – это система экономико-правовых отношений между государством и  хозяйствующими субъектами, возникающих  по поводу формирования доходной части  государственного бюджета путём  отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль  за поступлением  которых осуществляются по единой методологии  налогообложения, разработанной в  данном обществе7

В соответствии с другим подходом, налоговая система –  это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном законодательством  порядке. 8

Также налоговая система  рассматривается как совокупность предусмотренных  законодательством  налогов,  сборов, принципов, форм и  методов их установления, изменения  или отмены, уплаты, осуществления  налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства9.

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости10.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой  системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия  государства на развитие экономики  прямо или косвенно включают и  налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

Налоговое регулирование  охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоговое  регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного  воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может  создавать необходимые условия  для ускоренного привлечения  капитала в наиболее перспективные  отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

- собственная налоговая  доктрина и налоговая политика  государства;

- законодательная база  для строительства налоговой  системы;

- механизм установления  и ввода в действие налогов  и сборов;

- виды налогов;

- порядок распределения  налогов по уровням бюджетной  системы;

- система налоговых органов;

- формы и методы налогового  контроля и др.

Мировая практика организации  налоговых систем показывает, что  существуют следующие варианты их построения: разграничение налоговых источников по бюджетным уровням; система долевого участия бюджетных звеньев в  использовании налогов; система  равных прав налогообложения.

К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему  можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и  косвенными налогами; соотношение между  налогами и объёмами внутренней и  внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой  системы определяющее значение имеют  факторы политического и правового  характера. К таким факторам можно  отнести: распределение хозяйственных  функций между федеральным центром  и местными органами власти; роль налогов  в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов  местного самоуправления со стороны  федерального центра.

Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов, применяемых государствами при  строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учётом специфики, складывающихся в данном обществе условий. Поэтому в каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов  налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.11

Принципы построения эффективной  налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

Информация о работе Налоговая политика Смоленского региона