Налоговая политика Смоленского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание работы

Целью работы - изучить налоговую систему РФ и Смоленской области.
Задачи:
- рассмотреть налоги как главный источник поступления финансовых средств в бюджет;
- рассмотреть налоги и налоговую систему РФ;
- рассмотреть фискальную политику РФ,
- рассмотреть особенности государственной службы в налоговых органах РФ,
- рассмотреть налоговую систему в Смоленской области;
- на основе изученного материала сделать выводы об эффективности функционирования налоговых органов Смоленской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы налоговой политики Российской Федерации
Сущность налогов, их функции и классификация……………………...5
Налоговая система Российской Федерации….………….…………….14
Фискальная политика Российской Федерации………………………...29
Особенности государственной службы в налоговых органах………..38

Глава 2. Практическая часть. Налоговая система и политика Смоленского региона.
2.1. . Направления налоговой политики в Смоленском регионе …………..41
2.2. Проблемы налоговой политики в Смоленском регионе…………………47
2.3. Налоговая инспекция федеральной налоговой службы по городу Смоленску, как орган осуществляющий контроль ……………………….….50
2.4. Рекомендации по улучшению собираемости налогов…………………...55

Заключение………………………………………………………………………59
Список литературы………………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика Смоленского региона.docx

— 161.16 Кб (Скачать)

- в течение четырех лет обеспечивать  сохранность данных бухгалтерского  учета и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов,  а также документов, подтверждающих  полученные доходы (для организаций  - также и произведенные расходы)  и уплаченные (удержанные) налоги;

- нести иные обязанности, предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах.

3) органы государственной власти  и местного самоуправления как  институты власти, которые наделены  определенными правами по изъятию  налогов с субъектов налога  и установлению контроля за  уплатой налогов налогоплательщиками.

4) законодательная база (Налоговый  кодекс РФ, законы, постановления,  распоряжения, инструкции) по налогообложению,  правам, обязанностям и ответственности  субъектов налога и институтов  изъятия налогов и контроля  за их уплатой налогоплательщиками.17

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная  Дума, Совет Федерации, Президент  РФ и Правительство РФ. Государственная  Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с  одобрения Совета Федерации после  подписи Президента РФ вступают в  силу.

Законодательные органы субъектов  Федерации принимают законы о  налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса  РФ, принятого Законодательным Собранием  РФ.

Органы местного самоуправления, в  лице представительных органов, принимают  правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Существование такой структуры  органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.

Законодательство РФ о налогах  и сборах состоит из:

- Налогового кодекса РФ и  принятых в соответствии с  ним федеральных законов о  налогах и сборах;

- законов о налогах и сборах  субъектов РФ, принятых в соответствии  с НК РФ;

- нормативных правовых актов  органов муниципальных образований  о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с  НК РФ.

Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.

Первой частью НК РФ установлен порядок  действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность  за их совершение.

Вторая часть НК РФ посвящена  раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сути специальных  налоговых режимов, действующих  на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию  процессов исчисления и изъятия  налогов и сборов в РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную  систему входят федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Налоговые органы вправе: 1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; 3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ; 6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; 7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; 8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; 9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ; 10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; 11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; 12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля и др.

Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах  и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных  правовых актов; 3) вести в установленном  порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в  том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных  правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ и др.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Фискальная политика

В зависимости от области  государственного воздействия на экономические  процессы и способов, инструментов осуществления государственной  экономической политики различают  разные ее виды. Единой, общепринятой классификации  видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному  называют отдельные ее виды и по-разному  формируют общий перечень составных  частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято  выделять фискальную (финансово-бюджетную  политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.

В макроэкономике нет однозначной  формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:

фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения  и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции)19

фискальная политика государства  представляет собой систему регулирования  экономики посредством государственных  расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и  государственными расходами 20.

фискальная политика –  это совокупность финансовых мероприятий  государства по регулированию правительственных  доходов и расходов21.

фискальная политика –  это меры правительства по изменению  государственных расходов, налогообложения  и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса  и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП22.

Все несколько вышеперечисленных  определений, несмотря на некоторые  различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства  по регулированию государственных  расходов, налогообложения и состояния  государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем  достижения поставленных целей.

Важным моментом при определении  сущностной характеристики фискальной политики являются ее цели. Выделяют следующие  цели фискальной политики23:

  • сглаживание колебаний экономического цикла,
  • обеспечение устойчивого экономического роста,
  • достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Важнейшая задача фискальной политики – это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые  позволяют проводить экономическую  политику.

Одним из главных таких  фондов является государственный бюджет. Государственный бюджет – это  годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. доходов. В бюджете находит  свое отражение структура расходов и доходов государства .

Сущность экономически верной фискальной политики и состоит в  стратегически правильном формировании государственного бюджета через  систему налогообложения и манипулировании  средствами государственного бюджета  для достижения поставленных целей.

Фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования  экономики. К прямым относятся способы  бюджетного регулирования. С помощью  косвенных методов государство  воздействует на финансовые возможности  производителей товаров и на размеры  потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера  использования прямых и косвенных  финансовых методов различают два  вида фискальной политики государства: дискреционную и недискреционную24.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование  налогами и правительственными (государственными) расходами с целью изменения  реального объема национального  производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления  дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы  материальной помощи, изменение налоговых  ставок и другие аналогичные инструменты  воздействия. Привлечение безработных  к выполнению общественных работ  с оплатой за государственный  счет служит оперативным средством  борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими  стабилизаторами, как предусмотренные  законом пособия, правительство  прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное  резкое снижение доходов предприятий  и граждан, временно уменьшают налоговые  ставки, вводят частичные льготы.

Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные  закупки товаров и услуг, государственные  трансферты и налоги. Изменение их величин приводит к изменению  совокупных расходов.

На характер дискреционной  фискальной политики большое влияние  оказывает состояние экономики.25 При проведении этой политики учитываются следующие количественные зависимости между финансовыми переменными величинами: 1) рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятости трудоспособного населения, 2) показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Указанные зависимости используются в дискреционной фискальной политике для воздействия на экономический  цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах цикла.

В период спада, как правило, осуществляется стимулирующая фискальная политика, которая складывается из динамичного сочетания уменьшения налогов с увеличением государственных  расходов. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному  финансированию, но сокращает падение  производства.

В условиях избыточного спроса и инфляционного роста дискреционная  фискальная политика носит сдерживающий характер и складывается из сочетания  сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.26

Анализ равновесного объема национального продукта и манипулирования  государственными расходами позволяет  с позиций роста совокупных расходов выявить, что включение в них  государственных расходов в ведет  к росту национального продукта, причем здесь срабатывает эффект мультипликатора. Мультипликатор государственных  расходов – это коэффициент, который  показывает, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит  вызвавший его первоначальный прирост  государственных закупок товаров  и услуг.

Информация о работе Налоговая политика Смоленского региона