Налоговая политика Смоленского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание работы

Целью работы - изучить налоговую систему РФ и Смоленской области.
Задачи:
- рассмотреть налоги как главный источник поступления финансовых средств в бюджет;
- рассмотреть налоги и налоговую систему РФ;
- рассмотреть фискальную политику РФ,
- рассмотреть особенности государственной службы в налоговых органах РФ,
- рассмотреть налоговую систему в Смоленской области;
- на основе изученного материала сделать выводы об эффективности функционирования налоговых органов Смоленской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы налоговой политики Российской Федерации
Сущность налогов, их функции и классификация……………………...5
Налоговая система Российской Федерации….………….…………….14
Фискальная политика Российской Федерации………………………...29
Особенности государственной службы в налоговых органах………..38

Глава 2. Практическая часть. Налоговая система и политика Смоленского региона.
2.1. . Направления налоговой политики в Смоленском регионе …………..41
2.2. Проблемы налоговой политики в Смоленском регионе…………………47
2.3. Налоговая инспекция федеральной налоговой службы по городу Смоленску, как орган осуществляющий контроль ……………………….….50
2.4. Рекомендации по улучшению собираемости налогов…………………...55

Заключение………………………………………………………………………59
Список литературы………………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика Смоленского региона.docx

— 161.16 Кб (Скачать)

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что неотъемлемой частью проводимой налоговой политики должно стать совершенствование принципов налогового администрирования. Существенное внимание должно уделяться мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение практики уклонения от налогообложения путем исправления имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и с другой – на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков. Необходимо продолжить линию усиления защиты налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщиков более комфортных условий для уплаты налогов и сборов..36

2.3. Налоговая инспекция федеральной налоговой службы по городу Смоленску, как орган осуществляющий контроль.

Инспекция ФНС по городу Смоленску находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ и подконтрольна ФНС  России и Управлению.

Налоговые органы в своей  деятельности руководствуются Конституцией РФ, НК РФ, федеральными законами и иными  законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и  Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Инспекция является территориальным  органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением  законодательства РФ о налогах и  сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов  и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством РФ, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также  за производством и оборотом этилового  спирта, спиртосодержащей, алкогольной  и табачной продукции и за соблюдением  валютного законодательства РФ в  пределах компетенции налоговых  органов.

 Инспекция является  уполномоченным территориальным  органом, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц,  физических лиц в качестве  индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по  представлению в делах о банкротстве  и в процедурах банкротства  требований об уплате обязательных  платежей и требований РФ по  денежным обязательствам.

 Инспекцию возглавляет  руководитель, назначаемый на должность  и освобождаемый от должности  Министром финансов РФ по представлению  руководителя ФНС России.

 Руководитель Инспекции  несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на  Инспекцию задач и функций.

 Руководитель Инспекции  имеет заместителей, назначаемых  на должность и освобождаемых  от должности руководителем ФНС  России по представлению руководителя  Управления.37

Приказом  ФНС России от 12.03.2010 № ММ-7-4/112  9 июня 2010 года была создана Инспекция Федеральной  налоговой службы по г. Смоленску.

Начальником Инспекции назначен – Юрий Петрович Марченков. Стаж работы в налоговых органах – 20 лет 8 месяцев.

Основу ее составили сотрудники бывших Инспекций по Заднепровскому, Ленинскому и Промышленному районам  города Смоленска.

Инспекция  занимает ведущее  положение  в структуре налоговых  органов области.

В настоящее время штатная  численность сотрудников составляет 391 единицы. 

Инспекция представляет собой  единый слаженный, работоспособный  механизм, костяк которого  составляют  опытные работники, имеющие  стаж работы более 15 лет –248, из них более 20 лет - 129 человек, опыт которых перенимает молодые работники, имеющие стаж работы до 5 лет - 100 человек.38

Наряду с увеличением  поступающих платежей наглядным  показателем изменения объема работы Инспекции является количество налогоплательщиков. Инспекция занимает первое место  в области по количеству юридических  лиц, состоящих на налоговом учете  - 13065  или 55 %  от общего количества юридических лиц,  состоящих на налоговом учете в Инспекциях области, по количеству индивидуальных предпринимателей, состоящих на налоговом учете - 11446  или 43 % от общего количества  индивидуальных предпринимателей,   состоящих на налоговом учете в Инспекциях области и первое место в области по количеству физических лиц, состоящих на налоговом учете - 309718 или 30 % от общего количества  физических лиц,   состоящих на налоговом учете  в Инспекциях области. На учете в Инспекции ФНС России по г. Смоленску по состоянию на 01.01.2011 года стоит более 196 тысяч владельцев имущества (строений, помещений и сооружений), 65,5 тысяч владельцев транспортных средств, почти 30 тысяч владельцев земельных участков.

За истекший год были обеспечены поступления в бюджет в общей сумме 12,9 млрд. рублей, в том числе  консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации – 8,3 млрд. рублей. Рост  доходов территориальных бюджетов обеспечен на 16 процентов.

Налоговая инспекция это  сложный механизм, выполняющий множество  функций, взаимодействующий со множеством предприятий, организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников. В один и тот же период времени в инспекции  протекает несколько достаточно обособленных, но подчиненных единой цели процессов. Технологический цикл работы инспекции можно представить  в виде следующей схемы:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процессы эти информационно  и технологически взаимосвязаны  и, соответственно, должны быть согласованы  и синхронизированы друг с другом. Главной целью работы налоговой  инспекции является сбор налогов, и  любая рассогласованность в работе налоговых инспекторов ведет  к прямым и косвенным потерям бюджета. Отсюда возникает требование максимально четкого общего управления инспекцией, контроля за сроками выполнения работ и за результатами работы каждого сотрудника. Осуществить такой контроль силами одного руководителя инспекции невозможно. Возникает необходимость разделить технологическую цепочку работы инспекции на отдельные участки и объединить инспекторов, работающих на каждом таком участке в административно обособленном подразделении – отделе. Изменение круга задач, решаемых каждым отделом, дает возможность корректировать технологию работы инспекции, более рационально решать конкретные проблемы, обеспечивать более эффективное взаимодействие инспекции с другими органами власти и управления и с налогоплательщиками.

Второй причиной, вызвавшей  деление инспекции на отделы, является сложность и многоплановость  налогового законодательства. Один человек  не в состоянии знать его во всех деталях, необходимых для работы с налогоплательщиками. Вообще, налоговый  инспектор должен знать налоговое  законодательство лучше, чем среднестатистический главный бухгалтер или аудитор  – только в этом случае инспектор  сможет добиться успеха в работе. Для  того, чтобы поддерживать высокий  уровень квалификации налоговых  инспекторов необходимо обеспечить их специализацию.

Выделение в составе инспекции  тех или иных отделов есть следствие:

  • законодательства,
  • нагрузки на инспекцию,
  • степени развития информационной системы налоговых органов и существующей технологии налоговой работы.

Налоговое законодательство оказывает  влияние на структуру инспекции  через состав налогов и методику их исчисления и уплаты. 39

 

 

 

 

 

В структуру  ИФНС по г. Смоленску входят 15 отделов(таблица.5):

  1. Руководство.
  2. Отдел общего и хозяйственного обеспечения.
  3. Отдел финансового обеспечения.
  4. Отдел кадрового обеспечения и безопасности.
  5. Юридический отдел.
  6. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков.
  7. Отдел работы с налогоплательщиками.
  8. Отдел информационных технологий.
  9. Отдел ввода и обработки данных.
  10. Отдел учета, отчетности и анализа.
  11. Отдел урегулирования задолженности.
  12. Отдел выездных проверок.
  13. Отдел камеральных проверок.
  14. Отдел оперативного контроля.
  15. Отдел налогового аудита.

 

 

 

 

2.4. Рекомендации по улучшению собираемости налогов

В настоящее время необходима такая система управления, которая позволит осуществлять полный сбор государственных налогов в регионе и обеспечивать своевременное поступление налогов в соответствующие бюджеты. Следует также использовать действенные организационные и экономические механизмы управления процессом сбора налогов, позволяющие повысить результативность данной деятельности, развивать функции координации деятельности организационных структур управления, различных ведомств, департаментов и управлений, обеспечивающих процесс сбора налогов, повышать уровень их интеграции, способности гибко и адекватно реагировать на изменения окружающей среды.

Поиск и обоснование путей рационального  решения важной народнохозяйственной задачи, развитие концепции сбора  налогов, а также выявление направлений  целенаправленного воздействия  данного процесса на региональную экономику  могут быть достигнуты путем решения  следующих конкретных задач:

- исследование сущности и социально-экономического  содержания процесса сбора налогов  в регионе в условиях реструктуризации  экономики для выявления его  составляющих и особенностей  управления данным процессом;

- изучение состояния и специфики  системы управления, обеспечивающей  сбор налогов в регионе, с  целью оценки адекватности ее  организационного устройства функциям  управления, требующимся для сбора  налогов;

- анализ экономических результатов  сбора налогов в регионах для  оценки результативности функционирования  системы управления данным процессом  и разработки мер по ее совершенствованию;

- формирование региональной политики  управления процессом сбора налогов  с целью создания более благоприятных  условий для функционирования  субъектов хозяйствования и выделения  приоритетов целенаправленного  воздействия на основные процессы, играющие определяющую роль в  сборе налогов;

- координация функций организационных  структур управления различных  ведомств, обеспечивающих процесс  сбора налогов, с целью их  интеграции, преобразования, придания  им гибкости и способности  адекватно реагировать на изменения экономической среды;

- разработка организационных и  экономических механизмов управления  процессом сбора налогов с  целью повышения результативности  данной деятельности;

- организация контроля как инструмента  воздействия государства на недобросовестных  налогоплательщиков и обеспечения  за счет этого более высоких  объемов сборов налогов.

Можно выделить следующие пути решения важной народнохозяйственной задачи и целенаправленного воздействия процесса сбора налогов на региональную экономику:

- формирование региональной политики  управления процессом сбора налогов,  способствующей обеспечению благоприятных  условий для функционирования  субъектов хозяйствования и выделение  приоритетов целенаправленного  воздействия на процессы, играющие  определяющую роль в сборе  налогов;

- координация функций управления  организационных структур различных  ведомств, обеспечивающих процесс  сбора налогов, а также их  интеграция, придание им способности  адекватно реагировать на изменения  экономической среды;

- разработка организационных и  экономических механизмов, регулирующих  процесс управления сбором налогов  и повышающих результативность  данной деятельности;

- обоснование и использование  современных инструментов, форм  контроля, способных целенаправленно  воздействовать на недобросовестных  налогоплательщиков и обеспечивать  более высокие сборы налогов.40

Сбор налогов является необходимой  деятельностью государства, осуществляемой в рамках реализации налоговой политики и направленной на решение экономических  и социальных проблем населения.

Эффективность сбора налогов в  регионах во многом предопределяется той политикой государства, которую  оно реализует в этой сфере  деятельности и из которой вытекают все приоритеты, методы, технологии управления и результаты.

В настоящее время политика сбора  налогов и технологии управления построены на идее борьбы с «неплательщиками налогов». Разработанные под такую  политику законы, сформированные организационные  структуры управления, подготовленные кадры и созданная налоговая  система позволяют налоговым  органам практически в любой  ситуации обнаруживать уклонение от уплаты налогов и насчитывать  любые суммы пени и штрафов. При  этом законодательство ориентировано  преимущественно на обоснование  этих штрафов.

До настоящего времени не достигнуто должное взаимодействие субъектов  хозяйствования и государства в  процессе сбора налогов и последующего их использования для решения  социальных проблем населения, и  налоговая система не рассматривается  как своего рода «общественный договор».

Информация о работе Налоговая политика Смоленского региона