Налоговые реформы временного правительства 1917г

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование деятельности Временного Правительства, его политика, социальные, экономические и политические условия, в которых проводились важнейшие, в том числе и налоговые, мероприятия данного высшего органа власти.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Сбор и анализ литературы по исследуемой теме;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
1 РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ……….............................................5
1.1 экономическая и политическая обстановка в стране до 1917 г………....….5
1.2 Февральская революция 1917 г. Становление двоевластия……..……..…..14
2 временное правительство 1917 гОДА……...……………...…….18
2.1 Политика Временного Правительства…………………………………..….. 18
2.2 Экономические и политические реформы Временного Правительства…..22
2.3 Налоговые мероприятия Временного Правительства как необходимость в условиях кризиса…………………………….………………………..……...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и литературы..... 41

Работа содержит 1 файл

6 Теория и история но. Реформы Врем Прав-ва 1917.docx

— 88.25 Кб (Скачать)

Фактически к началу 1917 г. в России действовали следующие  основные налоги: поземельный налог, который носил раскладочный характер; поземельные сборы, существовавшие на территории польских губерний, Сибири и некоторых других местностей; налоги с недвижимых имуществ; подымная подать, взимавшаяся в посадах и селениях Польских губерний; кибиточная подать, взимавшаяся в ставропольской губернии, Степном и Туркестанском краях; оброчная подать и платежи переселенцев за пользование казенной землей; квартирный налог; промысловый налог; налог на денежный капитал; эмиссионный налог с акций и облигаций; некоторые другие налоги. Существенной характеристикой российского налоговой системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на разных территориях Российского государства. Налоговая система, действовавшая на территории польских губерний, существенно отличалась от той, что использовалась в губерниях Центральной России, а налогообложение на территории Средней Азии имело немного общих черт с налоговой системой сибирских губерний. Налоговая система еще не сформирована.

Война  произвела  огромные  изменения  в  народном  хозяйстве.  Все  крупные отрасли  промышленности  и  значительная  доля  кустарного  хозяйства   были привлечены к  работе на нужды войны. Текстильная  промышленность  отдавала  на войну 70% своего производства. Металлическая  промышленность  –  80%  лучших сортов стали и железа. Удовлетворение нужд невоенного хозяйства  и  частного потребителя отодвигалось на задний план.2 Несмотря на усиленный спрос, который страна  предъявляла  к  промышленности, последняя не только не увеличивала своей производительности,  но,  наоборот, обнаруживала довольно ощутимое и  неуклонное  падение.  Подобное колебание и уклон вниз наблюдался и в производстве  полупродуктов  железа  и стали. Предприниматели объясняли  такое  падение  тем,  что  на  войну  были отправлены  лучшие  рабочие  предприятий,  а  на  смену  им  шли  женщины  и подростки, военнопленные и китайцы.  Их  труд  был  менее  производительным. Трудные времена переживали рабочие. Повсеместно был  удлинен  рабочий  день. Снижались расценки при сдельной оплате труда. В условиях  инфляции  реальная заработная плата падала. Номинальный  рост  заработной  платы  буквально  не успевал за обгонявшим его подорожанием стоимости жизни уже с весны  1915  г. В 1916 г. номинальная  плата  рабочего  равнялась  в  среднем  478  руб.,  а реальная – 210 руб.

Война  привела  в  расстройство  транспорт.   Железные   дороги   не   имели достаточной сети и необходимого подвижного состава.

Положение деревни стало  бедственным из-за реквизиций  лошадей  и  скота  для армии. Было реквизировано 2,6 млн. самых рослых  и  выносливых  лошадей.  Намного сократился ввоз  сельскохозяйственных  машин и  минеральных удобрений. В Европейской  России сократилась посевная  площадь: даже без учета потерянных  территорий  это  сокращение  составило  6,5  млн. десятин.  Увеличение  посевов  на   Северном   Кавказе   и   в   Сибири   не компенсировало этих огромных  сокращений,  а  потому,  несмотря  на  хорошие  урожаи 1914, 1915 и 1917 годов, в стране уменьшились  валовые  сборы  хлебов (общее  сокращение сборов составило 542 млн. пудов). Положение крестьянства ухудшалось в связи с увеличением  налогов  по  закону 24 декабря 1914 г. Возросли натуральные повинности, особенно в  прифронтовых районах.

Российская империя представляла собой многонациональное государство, в котором 57% населения составляли нерусские народы, подвергавшиеся в  той или иной форме национальному  угнетению. Национальный гнет проявлялся по-разному, в зависимости от уровня социально-экономического, политического  и культурного развития того или  иного региона. В развитых районах (Финляндия, Польша, Прибалтика, Украина) он проявлялся в стремлении к унификации местных условий, их специфики с  общероссийскими установлениями. В  остальных колониальных окраинах, где  национальный вопрос переплелся с колониальным, значительное место занимали полуфеодальные методы эксплуатации, процветал административный произвол. Царизм не только ущемлял  права нерусских народов, но и  сеял между ними рознь, недоверие, вражду. Все это не могло не породить национальный протест. Однако раскол российского  общества шел, главным образом, не по национальному, а по социальному  признаку. Уровень жизни русского народа был не выше, а чаще даже ниже, чем других народов, в тоже время  господствующие классы вбирали в  себя местную знать и национальную буржуазию.

Пережитки крепостничества  тормозили развитие страны, мешали росту производительных сил, препятствовали развитию науки и культуры.

Важнейшим пережитком феодализма в России наряду с помещичьим землевладением являлся царизм. Буржуазные реформы  второй половины XIX в. не затронули государственной  системы. К началу XX столетия Россия оставалась неограниченной монархией. Царь из династии Романовых обладал  всей полнотой власти — законодательной, исполнительной, судебной. Закон по-прежнему провозглашал: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный". Николай II, вошедший на престол в 1894 г., твердо усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и  считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для  России, отвергая все попытки ограничить свою власть.

Вплоть до 1905 г. высшими  государственными органами в стране были Государственный совет, постановления  которого имели для царя рекомендательный характер, и Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась 11 министрами, деятельность которых  отчасти координировалась комитетом  министров. Но последний не имел характера  Кабинета министров, так как каждый министр был ответственен только перед царем и выполнял его  указания. Николай II, всемерно ограждая свою власть, крайне ревниво относился  к любой крупной личности среди  своих министров.

Он властвовал в огромной стране, опираясь на бюрократию и военщину. Никаких законов, ограничивающих власть царя, не было. Это приводило к  тому, что и царская бюрократия — огромный чиновничий аппарат —  фактически была бесконтрольной. Достоинство  и неприкосновенность человеческой личности не были ограждены законодательством. Народ не пользовался политическими  правами. Его интересы никем не представлялись и не защищались в правительстве. В России не было ни парламента, ни легальных  политических партий. Государственные  дела решались даже не Комитетом министров, а всемогущей и безответственной придворной камарильей. Бесправие народа, бесконтрольность и произвол бюрократии и полиции — основные черты  политического быта Российского  государства, вызывавшие гневный протест  в различных кругах русского общества. Ликвидация самодержавия становилась  важнейшей задачей, без решения  которой невозможно было прогрессивное  развитие страны.

Правительство Николая II проводило  реакционную политику в интересах  помещиков и буржуазии. Оно беспощадно подавляло рабочее и крестьянское движение, не останавливаясь перед  применением оружия против мирных рабочих  стачек и демонстраций, разжигало  национальную рознь, усиливало колониальный гнет. Царский суд тысячами отправлял  недовольных в тюрьму, на каторгу, в ссылку. Господствующими классами в стране были дворянство и буржуазия, причем дворянство оставалось решающей силой в политической жизни страны. Оно пользовалось наибольшими экономическими привилегиями, имело свое самоуправление, поставляло из своих рядов высшую бюрократию и офицерский состав. Царизм проводил свою внутреннюю и внешнюю  политику в интересах прежде всего  дворянства. Дворянство было самой  реакционной силой в государстве, врагом всего нового и передового. Буржуазия России к началу XX столетия, сосредоточив в их руках значительные богатства, стала большой экономической  силой. Ее позиции усиливали помещики, переходившие к буржуазным приемам  хозяйствования и становившиеся  капиталистическими предпринимателями. Между тем роль буржуазии в  политической жизни страны оставалась незначительной. Отсталый государственный  строй — самодержавная монархия — не давал ей возможности участвовать  в управлении и влиять на политику правительства. Царское правительство  защищало интересы буржуазии и помещиков, однако либеральная буржуазия считала, что если бы она сама участвовала  в управлении, то сделала бы это  полнее и лучше. Стремление буржуазии  к политической власти стало одной  из причин оживления либерального движения. Другой причиной оживления либерально-буржуазного  движения был рост рабочего и крестьянского  движения, который делал реальной угрозу народной революции. Усилением  политической активности буржуазия  надеялась подчинить себе революционное  движение и тем самым предотвратить  революционный взрыв. Либеральная  оппозиция была очень умеренной, непоследовательной и трусливой. Либералы готовы были пойти на сделку с самодержавием. Они хотели, чтобы самодержавие уступило им часть своей власти, провело  некоторые мероприятия в угоду  буржуазии.  
         Таким путем либералы рассчитывали, с одной стороны, усилить свое влияние в государстве, а с другой — отвлечь рабочий класс и крестьянство от подлинной революционной борьбы.

Таким образом, обострение классовых  противоречий проявилось и в том, что оживилось буржуазно-либеральное  движение. Либеральная буржуазия  стремилась к политической власти и  выступала за проведение реформ в  своих интересах.

Острота противоречий, раздиравших  российское общество, все чаще выливалась в открытый протест. В стране назревала  революционная ситуация.

Противоречия между трудом и капиталом достигли в России своего наивысшего напряжения.

 

    1.  Февральская революция 1917 г. Становление двоевластия

 

Николай II уже не мог единолично решать все вопросы, но мог кардинально помешать вести последовательную политику, при этом не неся никакой ответственности.

В этих условиях политика не могла выражать интересы не то что  большинства, но и сколько-нибудь значительной части населения, что и вызывало стихийное недовольство, а ограничения  на публичное выражение протеста привели к радикализации даже парламентской оппозиции.

Февральская революция явилась  следствием неудач русского правительства  в ходе Первой мировой войны. Но не она явилась причиной всех противоречий, которые были тогда в России, война их обнажила и ускорила падение царизма, форсировав кризис самодержавного строя.

Война поразила систему хозяйственных  связей — прежде всего, между городом  и деревней. В стране обострилось  положение с продовольствием, решение  о введении «продразверстки» не исправило положение. Высшая государственная власть оказалась также дискредитирована цепью скандалов вокруг Г. Е. Распутина и его окружения, которых называли тогда «тёмными силами». К 1916 г. возмущение распутинщиной достигло уже российских вооруженных сил — как офицерства, так и нижних чинов. Роковые ошибки царя в сочетании с потерей доверия к царской власти привели её к политической изоляции, а наличие активной оппозиции создали благоприятную почву для политической революции.3

Николай II достиг предела отчуждения не только от российского общества в целом, но и от церкви и ее высшего руководства. Накануне Февральской революции даже всегда послушный Синод отказал в выпуске обращения к народу в поддержку царя и династии.

Накануне Февральской  революции в России на фоне острого  продовольственного кризиса углубился  политический кризис. Впервые Государственная  Дума  выступила с требованиями отставки царского правительства, это  требование было поддержано Государственным Советом. Николай II 16 декабря отправляет Государственную Думу и Государственный Совет на Рождественские каникулы до 3 января 1917 года.

6 января 1917 г. был опубликован  указ Николая II Сенату, которым  открытие заседаний Госдумы и  Госсовета переносилось на 14 февраля,  чтобы дать время для урегулирования  политического кризиса.4

14 февраля открылись заседания  Государственной Думы. Они показали, что события в России выходят  из-под контроля властей. Государственная  Дума отказалась от требования  создания «ответственного правительства»  и ограничилась согласием создания  царем «правительства доверия»  — правительства, которому Госдума  могла бы доверять, думцы находились  в полной растерянности.

Последующие события показали, что в Петербурге имелись, как  заинтересованные силы, не хотевшие разрешения политического кризиса, так и  более сложные причины для  стихийного народного восстания  и ликвидации самодержавной монархии.

18 февраля забастовал Путиловский завод. Волнения были вызваны дефицитом продуктов питания. В условиях военного времени забастовка приравнивалась к саботажу и жестоко подавлялась войсками. 22 февраля дирекция Путиловского завода объявляет о приостановке его работы. Десятки тысяч рабочих оказываются на улице. В результате 36 тыс. рабочих Путиловского завода оказались в условиях войны без работы и без брони от фронта.

23 февраля в Петрограде начались антивоенные митинги, вскоре перешедшие в массовые стычки с казаками и полицией, мужественно выполнявшими свой долг. Часто полицейских, пытавшихся остановить толпу, забивали до смерти. Солдаты, видя это, отказывались наводить порядок в городе и подчиняться приказам. У продовольственных лавок выстроились огромные очереди. Хлеб был, но бунтовщики специально организовывали забастовки на хлебозаводах, пекарнях, где выпечка хлеба велась преимущественно для рабочих.

24—25 февраля началась  всеобщая забастовка. Демонстранты  подхватили политические требования  «Долой самодержавие». Солдаты,  посланные на усмирение мятежа, взбунтовались и начали убивать  своих офицеров.

27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооружённое восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших, которыми были заняты важнейшие пункты города, правительственные здания. Создан Временный комитет Государственной думы под председательством октябриста М. В. Родзянко. Одновременно в Таврическом дворце создаётся Петроградский совет под руководством Н. С. Чхеидзе и А. Ф. Керенского.

28 февраля— фактически уже в этот день Николай II пал жертвой заговора и был отстранён от власти. Изолированный в своём поезде от России, он не мог уже ничего сделать.

2 марта Николай II отрёкся от престола за себя и своего сына в пользу Михаила Александровича, но тот передал всю власть Временному правительству. Монархия в России де-факто прекратила своё существование. Временный комитет сформировал Временное правительство во главе с беспартийным князем Г. Е. Львовым, которого позднее сменил социалист А. Ф. Керенский. Временное правительство объявило о выборах в Учредительное собрание. Был избран Совет рабочих и солдатских депутатов. В стране установилось двоевластие.

Информация о работе Налоговые реформы временного правительства 1917г