Налоговые реформы временного правительства 1917г

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование деятельности Временного Правительства, его политика, социальные, экономические и политические условия, в которых проводились важнейшие, в том числе и налоговые, мероприятия данного высшего органа власти.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Сбор и анализ литературы по исследуемой теме;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
1 РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ……….............................................5
1.1 экономическая и политическая обстановка в стране до 1917 г………....….5
1.2 Февральская революция 1917 г. Становление двоевластия……..……..…..14
2 временное правительство 1917 гОДА……...……………...…….18
2.1 Политика Временного Правительства…………………………………..….. 18
2.2 Экономические и политические реформы Временного Правительства…..22
2.3 Налоговые мероприятия Временного Правительства как необходимость в условиях кризиса…………………………….………………………..……...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и литературы..... 41

Работа содержит 1 файл

6 Теория и история но. Реформы Врем Прав-ва 1917.docx

— 88.25 Кб (Скачать)

Эти слова оказались пророческими. 26 октября «Декрет о земле» принимала  уже новая власть.

Анализ действий Временного Правительства в земельном вопросе  позволяет сделать вывод: оно  искало такое решение, которое удовлетворило  бы всех, и не понимало, что в тогдашней  России такого решения не было и  не могло быть. Реально аграрная проблема в России могла быть решена двумя способами:

1) земля остается у  помещиков, но тогда разъяренное  крестьянство берется за вилы  и топоры, а учитывая крестьянский  состав армии - и за винтовки;

2) земля передается крестьянам, но тогда “встают на дыбы”  и берутся за винтовки уже  помещики.

При любом варианте необходимо было «обидеть» какой-то класс и  избежать этого было невозможно. Попытка  передать землю за выкуп ни к чему не могла привести, потому что, во-первых, у большинства крестьян не было денег  для выкупа, а во-вторых, в условиях высокой инфляции никакой землевладелец  не согласился бы обменять реальную ценность - землю - на «бумажки», стоимость которых  падала с каждым днем.

Будучи по своему классовому составу буржуазно-помещичьим, Временное  Правительство было не в состоянии  решить земельный вопрос в пользу крестьян, то есть принять самое  справедливое решение: отдать землю  тем, кто её обрабатывает. Стремление «сделать всем хорошо» оборачивалось  бездействием. Сохранялось существующее положение, то есть земля оставалась у прежних владельцев. Как следствие, доверие крестьян к правительству  стремительно падало.

Еще одной важнейшей проблемой  был вопрос войны и мира. Этот вопрос затрагивал все без исключения слои общества. Вспомним, что одним  из главных лозунгов Февральской  революции был лозунг «Долой войну!». Между тем позиция Временного Правительства по этому вопросу  была однозначной и жесткой: верность союзническим обязательствам, война  до победного конца. Именно в отношении  к продолжению войны раньше всего  и наиболее остро выявилось глубокое противоречие между позицией Временного Правительства и настроением  народных масс. Именно политика Временного Правительства в вопросе войны  и мира стала причиной его первого (апрельского) кризиса.

Временное Правительство  стало спешно форсировать подготовку наступления на фронте (позже названного Июньским), надеясь, что первые же слухи  о военных успехах страны расстроят  ряды противников войны.

Одной из мер в подготовке наступления были агитационные поездки  представителей Временного Правительства  в воинские части. Особую активность в кампании по политической обработке  солдат развил военный и морской  министр А.Ф.Керенский, обещавший  союзникам «возродить энтузиазм  и дисциплину» в русской армии. Он предпринял специальный вояж по фронтам, где произнес десятки речей, взывая к «революционной совести» солдат и уговаривая их пойти на «почетную  смерть на глазах всего мира во имя  свободы и революции».

Начавшееся Июньское наступление  русской армии закончилось провалом. Была оставлена Галиция, потери русской  армии превысили 150 тысяч человек. Одной из основных причин поражения  являлась усталость армии, ее нежелание  воевать (в первую очередь это  относилось к рядовому составу). Военное  поражение ускорило процесс перехода солдат на сторону большевиков.

Дабы остановить этот процесс  и вернуть армию под свой контроль, Временное Правительство предприняло  ряд мер по укреплению дисциплины. 12 июля была вновь введена смертная казнь на фронте. Началось формирование ударных частей, «батальонов смерти», союзов георгиевских кавалеров и  т. д. По расчетам Временного Правительства  эти части должны были стать преданным  ему ядром армии и привлечь ее на сторону власти.

Однако, все эти меры не дали никакого результата. Слишком  велика была усталость армии и  всего народа от войны, слишком велико желание мира. Командный состав все  чаще сталкивался с неповиновением солдат. Солдатские комитеты смещали  и арестовывали наиболее реакционных  генералов и офицеров. Усилилась  борьба за демократический мир. В  сентябре - октябре широко развернулся  процесс братания. Росло дезертирство. По стране шли многочисленные демонстрации все под тем же лозунгом «Долой войну!».

Деятельность Временного Правительства по вопросу войны  и мира сильно подорвала доверие  к власти народных масс. Самым значительным результатом этой деятельности стал переход большей части солдат и матросов на сторону большевиков, А это, в свою очередь, стало одной  из важнейших причин легкой и быстрой  победы большевиков в октябре 1917 года.

Каждый состав Правительства  заявлял о своей решимости  остановить падение экономки, наладить хозяйственную деятельность в условиях продолжавшейся войны. Все обещали  «крайнюю бережливость в расходовании народных денег», «установление твердых  цен на предметы первой необходимости» и доставку их населению по «возможно  заниженным ценам». Все составы Правительства  сходились на необходимости государственного регулирования экономики и усиления контроля над деятельностью частных  торговцев и предпринимателей (за это стояли не только социалистические партии, но и кадеты). 25 марта 1917 года появилось постановление Временного Правительства о передаче хлеба  в распоряжение государства. То есть была продолжена продразверстка. Вслед  за этим были установлены твердые  цены на нефть, уголь, металл, лен, кожи, шерсть, соль, яйца, мясо, масло, махорку  и т. д.

Принимались экстренные меры для уборки урожая. Правительство  пыталось изъять хлеб путем принуждения. Была создана «Хлебармия снабжения», в деревню за хлебом направлялись вооруженные отряды.

Любое, даже самое лучшее, начинание Временного Правительства  тонуло в бесконечных словопрениях и дискуссиях. В результате постоянно  откладывалось решение любых  проблем, в том числе, экономических  и социальных. Последнее особенно касалось тяжелого положения рабочего класса. Между тем, именно среди рабочих  степень недоверия Временному Правительству  была изначально значительно выше, чем в других слоях населения (хотя, безусловно, немалая часть  рабочих весной 1917 года правительству  верила). Правительство говорило о  понимании нужд рабочих, однако эти  требования вызывали раздражение в  буржуазных кругах. Например, П.П. Рябушинский  рассуждал, что «одна страна не в  состоянии ввести 8-часовой рабочий  день» из-за конкуренции других стран. «Сейчас ни до социальных реформ, ни до 8-часового рабочего дня», - объясняла  солидная московская газета. Свое недовольство выражали и промышленники: «… современное  требование рабочего класса об огульном и почти всеобщем повышении заработной платы может получить удовлетворение только за счет предпринимательской  прибыли». Тут и комментариев не нужно - весь классовый интерес налицо.

Все эти люди оперировали  цифрами экономических расчетов, не желая понять срочную необходимость  хоть в какой-то степени сократить  колоссальное социальное неравенство. В свою очередь умеренные и  левые круги обвиняли буржуазию  в стремлении к наживе путем взвинчивания цен, обхода торговой монополии, в припрятывании  товаров и других ухищрениях. Монопольное  положение ряда отраслей способствовало такому положению в стране.

Тем временем Правительство  создавало все новые комиссии и комитеты. Они, как правило, рождались  и тихо умирали, не оставив реального  следа, кроме кипы бумаг.

Временное Правительство  немедленно ликвидировало наиболее старорежимные  элементы государственного аппарата. Функции упраздненных органов передавались вновь создаваемым ведомствам. Появились новые министерства, осуществлявшие управление в сфере трудовых отношений и социального обеспечения. Были созданы специальные органы, которые занимались планированием развития экономики и регулированием хозяйственной жизни страны. Для подготовки земельной реформы учреждались Главный земельный комитет и местные земельные комитеты.

Администрацию на местах возглавили комиссары Временного Правительства. Значительно расширялись объем полномочий и компетенция земских и городских органов самоуправления, стал более демократичным порядок их формирования. Общее руководство всей системой земских учреждений возлагалось на Всероссийский земский союз, а городских органов самоуправления –  на Совет дум.

В целом экономическая  и социальная политика Временного Правительства  отличалась полумерами, боязнью ответственности, стремлением отложить окончательное  решение всех важных вопросов до Учредительного собрания.

 

    1.  Налоговые мероприятия Временного Правительства в условиях кризиса

 

За время Первой Мировой  войны (1914-1918) из бюджета страны выпали доходы от винно-водочной монополии  в связи с введением «сухого  закона», сократились таможенные и  лесной доходы и др. Были введены  чрезвычайные налоги: военный налог, налог на прирост прибылей и др. В соответствии с постановлениями  Временного Правительства России от 12 июня 1917 года, в срочном порядке  были сочинены три чрезвычайно важные новеллы в области прямого  обложения: повышение ставок подоходного  налога, пересмотр системы временного налога на прирост прибылей и установление единовременного налога.7

В связи с введением  нового налога и повышением старых наивысшая ставка прямого обложения  в совокупности была доведена до 90 процентов  общего дохода плательщика.

Подобное обложение стало  как бы "национализацией" доходов  имущих классов и его следовало  рассматривать лишь как временную  меру, вызванную крайним истощением финансовых ресурсов государства, хотя эта мера и противоречила некоторым  положениям современной А.Ф. Керенскому теории финансового права.

Следует отметить, что новые  законы были приняты в развитие нормативно-правовых актов о государственном подоходном налоге от 6 апреля 1916 года и о временном  налоге на прирост прибыли от 13 мая 1916 года.

Понятно, что Временное  Правительство существовало недолго, действовало в условиях экстремальных, а потому его налоговую политику вряд ли следует считать классической. И все же этот непродолжительный  опыт новаторства в налогообложении  имеет не только познавательное, но и поучительное значение. Хотя бы уже  потому, что в России как нигде  временные правила обладают способностью становиться перманентными устоями  жизни целой огромной страны.

Постановлением Временного Правительства от 12 июня 1917 года "О  повышении окладов государственного подоходного налога" было установлено, что доход, не превышающий одной  тысячи рублей, освобождается от обложения  указанным налогом. Была разработана  очень подробная ведомость доходов  и окладов налога из 89 разрядов, включавшая в себя доходы от одной тысячи рублей до 400 тысяч рублей. Низшая ставка зафиксированной  в ведомости суммы налога составляла 1 процент, высшая - 33 процента. Доход, превышавший  четыреста тысяч рублей, облагался  в размере ста двадцати тысяч  рублей с прибавлением к этой сумме  по три тысячи пятьдесят рублей на каждые полные десять тысяч рублей сверх четырехсот тысяч рублей.

В 1917 году плательщики обязаны  были, не дожидаясь получения окладных листов, внести не позже 1-го августа  в территориальные казначейства или специальные кассы половину суммы подоходного налога, причитавшегося с дохода, показанного в их заявлениях. По получении же окладного листа  им предписывалось довнести недоплаченную  сумму налога не позже 2-го октября. Плательщики, не подавшие заявлений, должны были внести исчисленные с них  суммы подоходного налога единовременно  и полностью не позже 2-го октября.

Принятием данного нормативного акта Временное Правительство пыталось адаптировать к финансовой конъюнктуре 1917 года закон о подоходном налоге, установленный еще царской администрацией в начале 1916 года и получивший одобрение как в Государственной Думе, так и в Государственном Совете. Введением подоходного налога царское правительство признало то, что отрицало многократно: война не препятствует финансовым (как, впрочем, и другим) реформам. Наоборот, в периоды национального подъема преодолевается рутина и ослабевает сопротивление консервативной части общества, препятствующей политическому прогрессу и оздоровлению страны. Подоходный налог призван был стать первым шагом и необходимым условием дальнейших податных реформ.

Как царское, так и Временное  Правительство понимали, что реформа  реальных налогов, замена их неимущественными немыслима без введения подоходного  налога. Увы, законодатели тогдашней  России, как всегда, очень долго "запрягали". Первые поступления от подоходного  налога планировалось получить в 1917 году. Однако если бы он был введен хотя бы в 1914 году, то власти в разгар военных  действий имели бы точные данные о  размерах всех доходов граждан Российской империи, и указанный налог работал  бы с полной нагрузкой.

Этого не произошло. Несмотря на нормотворческие усилия Временного Правительства, подоходный налог в 1917 году не принес в казну государства  ни одной копейки поступлений. А  произошедшие затем политические события  и вовсе сломали худо-бедно  действовавшую налоговую систему  России. Тем не менее принципы и  методы, которыми руководствовалось  Временное Правительство, внося  коррективы в существовавшее до него налоговое законодательство, в чем-то сохраняют свою актуальность и применительно  к нашему сегодняшнему переходному  периоду.

Наряду с введением  Закона "О повышении окладов  подоходного налога" 12 июня 1917 года было принято Постановление Временного Правительства "Об установлении единовременного  налога". В сущности, это был  тот же самый подоходный налог, отличавшийся только характером, назначением и  особенностями взимания.

Информация о работе Налоговые реформы временного правительства 1917г