Налоговые реформы временного правительства 1917г

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование деятельности Временного Правительства, его политика, социальные, экономические и политические условия, в которых проводились важнейшие, в том числе и налоговые, мероприятия данного высшего органа власти.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Сбор и анализ литературы по исследуемой теме;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
1 РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ……….............................................5
1.1 экономическая и политическая обстановка в стране до 1917 г………....….5
1.2 Февральская революция 1917 г. Становление двоевластия……..……..…..14
2 временное правительство 1917 гОДА……...……………...…….18
2.1 Политика Временного Правительства…………………………………..….. 18
2.2 Экономические и политические реформы Временного Правительства…..22
2.3 Налоговые мероприятия Временного Правительства как необходимость в условиях кризиса…………………………….………………………..……...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и литературы..... 41

Работа содержит 1 файл

6 Теория и история но. Реформы Врем Прав-ва 1917.docx

— 88.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО  1917 Г

 

    1. Политика Временного Правительства

 

Временное Правительство  было высшим органом государственной  власти и управления в России со 2 марта по 25 октября 1917 года. Являясь исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары.

В первые дни после Февральской  революции авторитет Временного Правительства был очень высок. Все ведущие партии страны, за исключением  большевиков, обещали правительству  свою поддержку. Большинство населения  страны верило во Временное правительство  и также поддерживало его. Но в  течение каких-то восьми месяцев  оно пережило несколько кризисов, сменило 4 состава, в конце концов потеряло доверие практически всех слоев населения и в октябре 1917 года было легко свергнуто.5

Предполагалось, что правительство, составленное из представителей парламентских  партий, будет более дееспособным, чем министры, назначаемые императором  Николаем II Александровичем по собственному выбору.

Уже в ходе формирования Временного правительства пришлось учитывать мнение возникшего в Петрограде Совета рабочих и солдатских депутатов. В ходе Февральской революции  руководство Советов согласилось  передать власть Временному правительству, но на практике в стране сразу сложилась  ситуация двоевластия, причем реальная власть постепенно перетекала в руки Советов. Без поддержки Советов  Временное правительство не могло  существовать и действовать первые четыре месяца. 9 марта первым его  признало правительство США, 11 марта  — Великобритании и Франции.

Свою программу Временное  правительство изложило в декларации, опубликованной 3 марта, а затем в обращении к гражданам России 6 марта. Временное правительство провозгласило начало подготовки к созыву Учредительного собрания, замену полиции народной милицией, гражданские свободы, распространенные и на военнослужащих, амнистию осужденным по политическим делам, отмену национальных и религиозных ограничений и др. Одновременно был санкционирован арест Николая II, ряда высших чиновников и генералов. Для расследования их действий 4 марта учреждается Чрезвычайная следственная комиссия.

Временное правительство  заявило о стремлении довести  войну «до победного конца» и  выполнять договоры и соглашения, заключенные царем с союзными державами. Ничего не было сказано о  восьмичасовом рабочем дне, об аграрной реформе, что сделало позицию  власти удобной для критики со стороны леворадикальной оппозиции.

В аграрной политике Временное  правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских  земель и удельных земель. Было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности  за участие в «аграрных беспорядках». В специальном воззвании Временное  правительство признало необходимость  земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. Был издан закон «Об охране посевов», гарантировавший возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало  поставить аграрный вопрос на решение  Учредительного собрания. В целях  подготовки материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля создавались  главные, губернские, уездные и волостные  земельные комитеты.

Стремясь сохранить единство Российского государства Временное  правительство отказалось признать право на самоопределение и на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина) до решения этого вопроса Учредительным собранием. Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям в воззвании от 17 марта за Польшей.

Закон от 23 апреля о рабочих  комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовал повсюду  возникшие фабрично-заводские комитеты. В продовольственной политике Временное  правительство декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило о принятии на себя всех внутренних и заграничных  финансовых обязательств царского правительства. В области внешней политики проводился курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.

Внутренние противоречия, недовольство населения политикой  Временного правительства обусловили правительственные кризисы.

Отказ Временного правительства  возобновить деятельность Государственной думы, противостояние с Временным комитетом Государственной думы породило проблему легитимности правительства. Вынужденное разрушить правоохранительную систему, Временное правительство не сумело выстроить новый аналогичный механизм, при посредстве которого оно могло бы проводить в жизнь свои постановления. Оно не смогло опереться на возникшие повсеместно после Февральской революции общественные исполнительные комитеты, в состав которых входили делегаты от различных политических сил. Временное правительство передало местную власть специально созданному институту комиссаров. Новые назначенцы часто не имели необходимого опыта административной работы в обществе. Новая власть изначально не вызывала доверия, а социальная дифференциация общества и обострение политической борьбы вели к поляризации сил между левыми и правыми флангами, постепенно усиливая главных оппонентов Временного правительства — Советы.

По соглашению с Петроградским Советом была проведена радикальная демократизация армии. От солдат требовалось в строю и при "отправлении служебных обязанностей" соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, а вне службы и строя они не могли быть "умалены в тех правах, коими пользуются все граждане". Приказ №1 отменял титулование офицеров, которым не разрешалось выдавать оружие, находившееся в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов.

Несмотря на то, что действие приказа распространялось только на войска Петроградского гарнизона, он получил  повсеместное распространение в  действующей армии и в тылу, вызвав разложение войск и падение их боеспособности. В армии были упразднены военно-полевые суды, введен институт комиссаров для контроля над деятельностью офицеров, уволено в резерв около 150 высших чинов, в том числе 70 начальников дивизий. Указом от 12 марта правительство отменило смертную казнь, а также учредило военно-революционные суды. Временное правительство считало, что проведение кардинальных реформ во всех областях жизни страны возможно только на основе решений Учредительного собрания. Поэтому оно ограничивалось принятием временных законов, придерживаясь идеи "непредрешения" воли Учредительного собрания.

Положение в промышленности было не менее тяжелым. Первая мировая война легла тяжелым бременем на экономику, так как армия поглощала 40-50% всех материальных ценностей, создаваемых Россией. Еще более развал промышленности усугубился после Февральской революции.

В сложном положении находился  и транспорт, где широко насаждались  выборные советы и комитеты. Циркуляром Министерства путей сообщения от 27 мая им были предоставлены полномочия по общественному контролю, наблюдению и отдаче указаний железнодорожным органам, что дезорганизовало управление железными дорогами. Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза (Викжель), созданный на I Всероссийском учредительном съезде железнодорожников (15 июля - 25 августа 1917 г.), настаивал на том, что "железнодорожный союз должен быть вполне автономным".

Первая мировая война привела к огромному росту государственных расходов - с 5 млрд. рублей за вторую половину 1914 г. до 18 млрд. в 1916 г. После Февральской революции только военные расходы за семь месяцев 1917 г. достигли 14,5 млрд. рублей. Этот рост был обусловлен многими причинами, в том числе уменьшением валового продукта на 32%, чрезмерным повышением заработной платы, субсидированием убыточных предприятий, снижением поступлений от земельного налога, налога на городское недвижимое имущество. Все это вело к снижению курса рубля (рост цен составил в 1917 г. ок. 500%). С целью переустройства финансовой системы на демократических началах вводилось прямое обложение имущих классов, а в августе усилилось косвенное обложение и была введена монополия на чай, сахар, спички. Кредитные операции дали за первую половину 1917 г. 9,5 млрд. рублей, а обыкновенные доходы предполагались на уровне не более 5,8 млрд., что не покрывало расходы. Поэтому правительство увеличило выпуск кредитных билетов. Если в 1916 г. их было выпущено на сумму почти в 3,5 млрд. рублей, то за десять месяцев 1917 г. денежная эмиссия составила уже 16,5 млрд. руб.

Главной внешнеполитической проблемой после Февраля был  вопрос об участии России в мировой войне. 14 марта 1917 г. Петроградский Совет принял манифест "К народам всего мира", в котором было заявлено об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций, но признавалась революционная война с Германией. В обращении Временного правительства к гражданам России от 27 марта отмечалось, что оно будет полностью соблюдать обязательства в отношении союзников, вести оборону от вторгнувшегося в пределы России врага, добиваться прочного мира на основе самоопределения народов.

Находясь в перманентном кризисе, Временное правительство  опаздывало в принятии необходимых  для укрепления власти решений. «Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах» было опубликовано лишь 25 сентября. Принятые законы в  области государственного строительства  задерживались в исполнении.

В декларации от 8 июля Временное  правительство обещало приступить к социально-экономическим реформам, но выполнить обещания не смогло.

 

    1.  Экономические и политические реформы Временного Правительства

 

В условиях жесточайшего кризиса  можно было выделить следующие важнейшие  проблемы, стоявшие перед страной, а, следовательно, и перед Временным  Правительством: аграрный вопрос, проблема войны и мира, обеспечение социальных прав граждан, экономическая проблема, установление демократической республики.

В программной декларации Временного Правительства все внимание было уделено вопросам создания буржуазно - демократической республики, однако всем остальным вопросам в декларации было уделено внимания куда меньше. Между тем вопрос «Кто будет владеть  землей?» крестьян интересовал куда больше, нежели свобода слова и  печати. Точно так же рабочих больше интересовал вопрос о 8-часовом рабочем  дне, а солдат в окопах - о войне  и мире.

Среди всех проблем, стоявших перед страной, наиважнейшим был  вопрос о том, кому владеть землей. Объясняется это тем, что 80% населения  страны составляли крестьяне. В обзоре положения России за три месяца революции  отмечалось: «Все вопросы отступают  на второй план перед вопросом о  земле. Это то, чем дышит огромная часть населения России».6

Весной и в начале лета 1917 года большинство крестьянства рассчитывало, что Временное Правительство  действительно передаст ему землю. Но шли недели и месяцы, а кроме  слов крестьяне практически ничего не получали. Выработка новых земельных  законов осложнялась позицией буржуазных кругов. Соглашаясь с тем, что земля  должна быть дана крестьянству, они  подчеркивали: «Разумеется, промышленники  могут стоять лишь на точке зрения возмездного отчуждения земли». И, конечно, враждебно к вопросам о радикальной  земельной реформе относилось большинство  дворян-землевладельцев.

Людей, понимавших роль аграрного  вопроса для всей будущей политической судьбы России, было немало в правительственных  партиях, но «телега» правительственного законодательства катилась неторопливо, словно впереди был огромный запас  времени. Над эсеро-меньшевистскими  министрами, острее ощущавшими необходимость  решительных перемен, довлела идея «консенсуса», страха нарушить непрочное  согласие с торгово-промышленными  кругами, боязнь взять на себя полноту  ответственности и власти.

Как уже говорилось ранее, 9 марта правительством было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности  за участие в «аграрных беспорядках». Через 3 дня появился указ о передаче государству кабинетных и удельных земель, принадлежавших императорской  фамилии. Воззвание 19 марта объявляло, что «земельный вопрос должен быть решен путем закона, принятого  народным представительством». На себя правительство брало лишь «подготовку  и разработку материалов земельного вопроса». 1 мая министр земледелия А.И.Шингарев заявил, что до Учредительного собрания «всякий самовольный захват земли, скота, инвентаря, рубка чужого леса и т. п. являются незаконным и  несправедливым расхищением народного  богатства». Между тем созыв Учредительного собрания все время откладывался.

В этой обстановке крестьянское движение стремительно нарастало. Уже  в июле в Петрограде на съезде представителей земельных комитетов звучали  требования немедленной и безвозмездной  передачи земли крестьянам. Почти  все выступавшие подчеркивали, что  крестьяне ждать не могут и  не хотят. Ораторы напоминали, что  правительственные телеграммы, призывающие  к водворению порядка, лишь обостряют  обстановку на местах, но не способны остановить стихийно начавшийся передел земли.

Но в законодательстве эта нарастающая волна недовольства обернулась лишь десятью проектами, внесенными В.М.Черновым (о земельных  сделках, о содействии сбору урожая текущего года, о рыболовстве, программе  мелиоративных работ и т. п.), застрявшими  в различных канцеляриях. Между  тем крестьянское движение нарастало. Захваты, запашка частновладельческих  земель, конфискация инвентаря, взятие под охрану лесов, принадлежащих  помещикам, стали обычным делом. Правительство пыталось остановить этот грозный вал новыми обещаниями решить все вопросы на Учредительном  собрании, грозными циркулярами, запрещавшими посягать на чужую собственность, посылкой на места воинских команд «для наведения  порядка». Но обещаниям уже не верили.

Эсеро-меньшевистская печать взывала к правительству, уже  не прося, а требуя немедленно принять  конкретные меры, идущие навстречу  пожеланиям крестьянства. 25 октября  эсеровская газета «Голос донской земли» предупреждала: «Надо торопится  с передачей всей земли всему  народу, так как может случиться,…  что завтра будет уже поздно».

Информация о работе Налоговые реформы временного правительства 1917г