Налоговые системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам.

Работа содержит 1 файл

Дохрень на всякий случайкумент Microsoft Office Word.docx

— 283.25 Кб (Скачать)

 

Однако следует помнить, что при возникновении монополии  рыночный механизм не срабатывает, что  приводит к обратному неэффективному распределению и использованию  ресурсов).

 

Монополия возникает при  наличии на рынке лишь одного поставщика товара. Монополист владеет рынком полностью. Он может назначать любую  цену за свой товар или поставлять его в нужном ему количестве. ^

 

Образование монополий может  происходить в силу различных  причин. Например, жесткая конкуренция  вытесняет с рынка все более  слабые и менее эффективно работающие фирмы. Этот процесс идет до,тех пор, пока не станет доминировать одна компания. Другой путь — последовательные слияния и поглощения нескольких крупных компаний в данной отрасли. Монополия может быть создана образованием картеля. Картель создается независимыми компаниями соглашением о цене и квотах производимой продукции. Одним из видов мирового картеля является организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Наконец, монопольное положение на рынке могут занимать владельцы месторождений редких природных ресурсов.

 

В некоторых случаях монополия  может быть установлена и государством. В отдельных отраслях конкуренция  приведет только к дублированию затрат на дорогостоящее оборудование и

 

17

 

общему снижению эффективности  хозяйства. Например, в элек­

 троэнергетике, водоснабжении городов, телефонной связи, газо­

вой промышленности, железнодорожном  транспорте конкурен­

ция потребовала бы прокладки нескольких сетей кабелей, тру- />

бопроводов, железных дорог и т.д. Но и при государственном/

разрешении и даже создании монополий необходимо бороться ()

их негативными последствиями. /

 

В США понятие "монополия" применяется к фирме или к  группе фирм, обладающих таким влиянием на конкретном рынке, которое позволяет  подавлять конкуренцию, регулировать объем и условия поставок и  фиксировать цены, нанося ущерб потребителю. При этом абсолютный размер хозяйственной  единицы не предопределяет ее монопольные  позиции в отрасли или на рынке. Фирма, независимо от ее величины, становится монополией, если ей принадлежит подавляющая  часть продаж на конкретном товарном или географическом рынке.

 

Ограничение негативных последствий  деятельности монополий ведется  по нескольким направлениям. Среди  них: прогрессивное налогообложение  доходов фирм, налоги на сверхприбыль. При этом законы о конкуренции, как  правило, не распространяются на инфраструктурные отрасли (транспорт, банковское дело, коммунальные службы — снабжение водой и энергией). Зачастую не затрагивают они и добывающую промышленность — добычу угля, производство стали. В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. Считается, что здесь конкуренция не может способствовать успешному выполнению возложенных на данные отрасли функций. В этих отраслях велик удельный вес государственных предприятий, поскольку главное для них не прибыль, а удовлетворение потребностей общества.

 

Налог на доходы от продажи  капитальных активов взимается  по той же ставке, что и в целом  с дохода корпорации (максимально 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков  не может вычитаться из налогооблагаемого  дохода.

 

Федеральные акцизные сборы  имеют ограниченное значение и занимают скромное место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены  на товары — алкогольные и табачные изделия, услуги — на дороги и воздушные  перевозки.

 

За последние годы произошли  определенные изменения в структуре  налоговых поступлений. Например, в 1995 г. подоходный налог составил 594,4 млрд. долл. Он увеличился почти на 20 млрд. долл., или на 17,6%, по сравнению  с 1992 г. Отчисления на социальное страхование  повысились до 483 млрд. долл., или на 17,3%. Налог на доходы корпораций возрос до 157,8 млрд. долл., или на 36%.

 

18

 

Увеличились акцизные сборы  на 10 млрд. долл., или на 20%. Высокие  темпы роста за три года объясняются  тем, что из-за обострения дефицита федерального бюджета были повышены акцизы на ряд товаров, в том числе  на пиво, вино, табачные изделия. Введен акциз по ставке 10% на дорогие автомобили, драгоценности, меха, личные самолеты.

 

Налоги на имущество, переходящее  в порядке наследования или дарения, выросли почти на 25% и составили 148 млрд. долл. Имущество стоимостью до 10 тыс. долл. от данного налога освобождено. Более дорогой подарок или  наследство облагаются налогом по прогрессивной  шкале от 18 до 50%. Самая высокая  ставка применяется, если стоимость  наследства превышает 2,5 млн. долл., при  этом учитывается степень родства.

 

Пошлины, главным образом  таможенные, в 1995 г. превысили 20 млрд. долл. Рост'-составил 13,8% по отношению к 1992 г.

 

Общая сумма собственных  доходов государственного бюджета  США без заемных средств в 1995 г. составляла 1446,9 млрд. долл., что превысило  уровень 1992 г. почти на 300 млрд. долл., или на 20,5%. Достаточно весомый прирост  в условиях малой инфляции.

 

Объем расходов федерального бюджета с учетом заемных средств  составил в 1995 г. примерно 1529 млрд. долл. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают затраты на социальное обеспечение — свыше 40%; четвертую часть составляют расходы  на военные нужды; остальная часть  приходится на выплаты ссуд и процентов  по ним, субсидии штатам и городам, прочие федеральные расходы.

 

Каждый штат имеет свою (отдельную от федеральной) налоговую систему. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. Причем конкретные вопросы обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право на налог с доходов компании в том случае, если на его территории расположены строения или работают служащие данной компании. Однако последняя может не иметь на территории штата ни строений, ни служащих, но проводить торговлю и получать прибыль (особенно при широком распространении торговли по каталогам). Актуальным становится вопрос о правомерности налогообложения штатами компаний в этом случае.

 

Не всегда однозначно решается вопрос и с налогообложением личных доходов. Подоходный налог платят и  жители штата, и граждане, получающие доход на территории. Например, люди, работающие (но не живущие) в Нью-Йорке, платят налог с заработанной платы (с остальных доходов платят по месту жительства). Ставки подоходного  налога колеблются от 2 до 12%.

 

19

 

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся  с бюджетом городов, является налог  с продаж — косвенный налог  на потребление (схожий с налогом  на добавленную стоимость). Обычно им не облагаются продовольственные товары (за исключением ресторанов). В 1993—1994 финансовом году налог с продаж применялся в 44 (из 50) штатов США. Например, этот налог  отсутствует в штатах: Аляска, Дэлавер, Нью-Джерси. В остальных — ставка колеблется от 3 до 8,25 %, поскольку устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая — в Колорадо и Висконсине (3%), в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове (4%); наиболее высокая — в Калифорнии (7,25%), Иллинойсе (8%), Нью-Йорке (8,25%). Налог с продаж может распределяться, например, следующим образом: в штате Иллинойс в бюджет штата — 6%, в бюджет крупных городов, таких, как Чикаго, Спрингфельд, —1% (направляется на нужды департамента скоростного транспорта — железные дороги). Некоторые штаты, например, Калифорния, взимают налог на деловую активность. Он включает в себя два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия (обычно в пределах от 1 до 2,5%) и налог на фонд заработной платы, который в Калифорнии составляет 1,6%.

 

Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с  граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж: и налоге на деловую  активность.

 

Города США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в г. Нью-Йорке этот налог обеспечивает 40 % собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тысяч зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого в наем жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается.

 

В г. Уинтон (штата Иллинойс) налог на имущество в 1991— 1992 финансовом году был установлен в 6,75 % (это очень высокий уровень). В облагаемую собственность входили земля и строения. На этом основании база налогообложения равна 1/3 рыночной стоимости. Владелец получал один раз в четыре года письмо с уточненной оценкой его собственности. Налог поступал в бюджеты штата, города, школьных и парковых округов. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4%.

 

20

 

Из других местных налогов  в городе можно выделить: налог  на гостиничное обслуживание (5% от платы  за гостиницу); налог на коммунальные услуги (3% от платы за телефон, газ, электричество); налог на сделки (при продаже и  покупке недвижимости вносятся 2 доллара 50 центов за каждую тысячу долларов).

 

Местными органами власти лицензируется право продажи  продуктов (отдельно молока), спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами. Выдаются лицензии на право  пользования автомобилями, мотоциклами, на право содержания домашних животных. Лицензионные сборы входят в систему  местных налогов.

 

Местные налоги в США играют самостоятельную роль, и в отличие  от России и ряда европейских стран, служат основой доходной части местных  бюджетов. Тем не менее последние без крупных правительственных субсидий не обходятся. Даже столица США г. Вашингтон, имеющий в качестве федеративного округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы лишь на 80%. Остальные затраты возмещаются федеральными субсидиями. В Нью-Йорке субсидии возмещают около трети бюджета города.

 

Как мы видим, именно субсидии, субвенции и дотации федерального правительства могут активно  влиять на социально-экономическое  развитие городов.

 

Напомним, что и система  местных налогов во многом устанавливается  законодательством государства.

 

Анализ структуры и  ставок местных налогов в США  позволяет классифицировать их по четырем  основным группам.

 

* Первая — это собственные  налоги, которые собираются

только на данной территории. Сюда относятся прямые и кос­

венные налоги. Из прямых — основными являются: поимущест­

 венные, промысловые,  поземельные, местные налоги с на­

следств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнооб­

разно. Оно представлено как налогом с продаж, так и  специфи­

ческими акцизами.

 

* Вторая группаЧгестных налогов включает в себя надбавки

к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном

проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти над­

бавки отличаются от местных налогов только формой мобилиза­

 ции финансовых ресурсов.

 

* Третья группа — это  налоги на транспортные средства, на

зрелища, на гостиницы, коммунальные сборы и прочие. Среди на­

логов на потребление в  США можно отметить такие, как  налог на

регистрацию автомашин, налог  на парковку автомобиля, акциз

на топливо, налог за пользование  автострадами. Последний де­

лится между бюджетами штата и городов. Ставки налога зависят

от вида автомобиля.

 

21

 

* Наконец, есть четвертая  группа местных налогов. Эти  налоги не носят фискального  характера, а определяют политику  местных органов управления. Сюда  входят прежде всего экологические налоги, направленные на защиту окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть, например, налог на очистку нефтяных пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых появляются отходы "риска". Специальным налогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования (имеются в виду консервные банки и прочая тара, идущая после использования продукции в отходы).

 

Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в  центральный бюджет, и подчиненное  положение местных налогов. Но в  то же время урбанизация приводит к ускоренному росту доходов  городских бюджетов. Поэтому местные  налоги повышаются наиболее быстрыми темпами.

 

В отличие от государственных  налогов местные налоги характеризуются  множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.

 

Нередко возникает вопрос: с чем связана множественность  налогообложения, применяемая во всех развитых странах? Дело в том, что  множественность налогов обусловлена  психологическим фактором, позволяющим  сделать общее налоговое бремя  менее заметным; охватывая разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление  и накопление. Эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает одновременно умеренность обложения  каждым из налогов и всей их совокупностью.

 

Поэтому удельный вес налогов  в США по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляет лишь около 27%, что ниже, чем в большинстве  европейских стран.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какова структура федерального  бюджета США?

 

2. Раскройте схему изъятия  подоходного налога с граждан.

 

3. В чем особенности  налога на прибыль корпораций?

 

4. Какова роль местных  налогов в финансировании терри­

торий?

 

5. В чем отличие налога  с продаж от налога на добавленную

стоимость?

 

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран