Налоговые системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам.

Работа содержит 1 файл

Дохрень на всякий случайкумент Microsoft Office Word.docx

— 283.25 Кб (Скачать)

чтобы провинции могли  регулировать налоговое бремя, были]

введены налоговые скидки на минимальный доход и налоговые

надбавки на высокий доход. В дополнение некоторые провин-1

ции установили специализированные восполнимые налоговые

кредиты для частных хозяйств низкого и среднего дохода в це-1

лях балансирования неизбежной регрессивности их потребления ]

и налогов на имущество.

 

* экономическое развитие. Для повышения инвестиционной ]

активности провинций  были предоставлены специальные  креди­

ты. Эти нововведения значительно  повысили гибкость провин­

циальных налоговых систем.

 

Механизм координации  налогов на доход сохраняет для  провинций два важнейших ограничения.

 

Первое — отсутствие структуры  ставок. Налоговые надбавки и скидки по сути своей ограничены во влиянии  на распределение дохода, так как  они затрагивают лишь два полюса доходной шкалы, оставляя нетронутыми  многочисленные промежуточные ставки. Также провинции взимают и  основной федеральный налог, что  означает принятие федеральной налоговой  структуры и последствий распределения  дохода. Если бы провинции могли  устанавливать отдельные налоговые  ставки и доходные уровни, у них  было бы гораздо больше средств достижения желаемой степени прогрессивности. Однако это снижало бы согласованность  и усложняло налоговую систему  в целом.

 

34

 

Второе — хотя изначально провинции имеют возможность  увеличивать налоговые поступления, требование наложения провинциального  налога на федеральный ограничивает маневренность провинций до сравнительно узкой базы, снижая тем самым ценность каждого налогового пункта и требуя очень высоких налоговых ставок.

 

Как мы видим, ограничения  достаточно существенны. Тем не менее, в такой крупной стране, как  Канада, децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Назовите особенности  налогового регулирования в Ка­

наде.

 

2. Каковы налоговые источники  дохода провинций?

 

3. Назовите основные виды  льгот по налогу на прибыль.

 

4. Охарактеризуйте особенности  налога с продаж, исполь­

зуемого в Канаде.

 

5. Раскройте основные  направления координации налогов.

 

Глава Л

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (Сгеа( ВгНат)

 

Британия, Соединенное Королевство

 

Великобритании

 

и Северной Ирландии

 

(Упйес) Кшдйот о{ Сгеа! ВпЧат

 

апс! МогШегп 1ге1апс1)

 

Научная теория налогообложения  возникла в Великобритании. Это вполне объяснимо ее значимостью в мировом  промышленном развитии. Осмысление роли и места налогов в обществе началось еще в начале 17 столетия. В 1625 г. в книге "Опыты или наставления  нравственные и политические" английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626), лорд-хранитель большой печати при короле Якове Стюарте, пишет: "Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени в Англии. Заметьте, что речь у нас идет сейчас не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа"1.

 

Несколько позже английский экономист Уильям Петти (1623—1687), известный как автор теории трудовой стоимости,

 

1 Бэкон Ф. Соч. в 2-х  т. — М.: Мысль, 1971. Т.2. - С. 416.

 

36

 

обосновывал в своей работе "Трактат о налогах и сборах" пре-имуШества косвенного налогообложения: "Доводы в пользу акциза сводятся к следующему.

 

 

· Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы 

 

 

 

 

каждый платил в соответствии с тем, что он действительно по­

требляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается

кому-либо насильно и его  чрезвычайно легко платить тому, кто

довольствуется предметами естественной необходимости.

 

 

 

· Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на от

куп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что 

 

'является единственным  способом обогащения народа, как  это ясно видно на примере  голландцев и евреев и всех  других, наживших большие состояния.

 

* В-третьих, никто не  уплачивает вдвое или дважды  за одну

 и ту же вещь, поскольку  ничто не может быть потреблено  более

одного раза.

 

Между тем мы часто наблюдаем, что в иных случаях уплачивают одновременно ренты со своих земель, со своих дымовых труб, со своих  титулов, а также и пошлины (которые  уплачиваются всеми людьми, хотя купцы  более всего говорят о них). Они уплачивают также добровольные взносы и десятины. При акцизе никто  не должен, собственно говоря, платить  еще и другим способом и больше чем один раз.

 

* В-четвертых, при этом  способе обложения можно всегда

 иметь превосходные  сведения о богатстве, росте,  промыслах и

силе страны в каждый момент. В силу всех этих причин при ак­

цизе требуются не отдельные соглашения с семьями и не сдача

 всего налога на  откуп, а добирание его особыми чиновниками,

которые, будучи полностью заняты, не потребуют и четвертой

части расходов, каких требует  взимание наших теперешних

многочисленных и многообразных  налогов"1.

 

Наибольший вклай в теорию налогообложения внес шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). Кстати, он подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. В 1776 г. вышла книга А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". В ней автор писал: "Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содер-

 

Летти В. Трактат о налогах и сборах// В кн. В. Петти. А. Смит, Д. Рикардо. Антология экономической классики. М.: Эконов-ключ, 1993. — С. 77—78.

 

37

 

жании правительства, то есть соответственно доходу, каким пользуются под покровительством и защитой государства"1.

 

Основываясь на воззрениях Смита, можно вывести четыре основных принципа, которые не устарели и  в наше время:

 

 

· принцип справедливости (утверждающий всеобщность обло-'

 

 

 

 

жения и равномерность распределения налога между гражда­

 нами соразмерно их  доходам);

 

 

 

· принцип определенности (требующий, чтобы сумма, способ

и время платежа были совершенно точно заранее известны

плательщику);

 

 

· принцип удобства (предполагает, что налог должен взимать 

 

 

 

 

ся в такое время и таким способом, которые наиболее удоб­

ны для плательщика);

 

 

 

· принцип экономии (заключающийся  в сокращении издержек

взимания налога, в рационализации системы налогообложения).

Именно в конце XVIII в. в  Западной Европе закладывались 

 

основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую  политику. В этом направлении Великобритания опережала все страны.

 

Современная налоговая система  состоит из пяти основных крупных  групп налогов:

 

 

· прямые налоги на доходы (подоходный налог, налог на ка

 

 

 

 

питал, налог на наследство);

 

 

 

· косвенные налоги (наиболее крупным источником дохода

служит налог на добавленную  стоимость);

 

 

· местные налоги (наиболее крупный из них — налог на не

 

 

 

 

движимость);

 

 

• налоги на деловую активность;

 

• прочие налоги.

 

Интересно посмотреть соотношение  между ними. В 1992— 1993 финансовом году структура налоговых поступлений  была такова: прямые налоги — 45, 9% поступлений, косвенные — 31,4%, местные — 9,6%, налоги на деловую активность — 7,4%, прочие — 5,7%.

 

Один из основных прямых налогов — подоходный. Впервые  в Великобритании он был введен в 1799г. как временная мера в целях  финансирования войн против Фракции, а  с 1842 г. — окончательно утвердился в  английской налоговой практике.

 

1 Смит А. Исследование  о природе и причинах богатства  народов. М.: СОЦЭК-ГИЗ, 1935. Т. 3. - С. 185.

 

38

 

В Великобритании принята  несколько отличная от других стран  форма построения подоходного налога, которая предлагает деление дохода на части (шедулы, графики) в зависимости от источника дохода (жалование, дивиденды, рента и т.п.)- Каждая щедула облагается особым порядком. Такое раздельное обложение преследует цель "настигнуть доход у источника".

 

Действуют 5 шедул (графиков), причем некоторые из них имеют еще и внутреннюю градацию:

 

 

· график А — доходы от имущества, например, квартплата за

 

 

 

 

сдаваемые в наем дома (квартиры);

 

 

 

· график С — доходы, получаемые от дивидендов по государст

венным облигациям;

 

 

· график Д — основной, очень много разных видов доходов,

 

 

 

 

поэтому он разделен на 6 частей:

 

 

 

> доходы, получаемые от  торговли или деловых операций

(бизнеса), например, прибыль  владельца магазина;

 

> доходы, полученные в  результате предоставления профес­

 сиональных услуг, например, доходы врача или адвоката;

 

> полученные проценты  и алименты, подлежащие налогооб­

ложению;

 

> доходы от ценных  бумаг, находящихся за рубежом;

 

> доходы от имущества,  находящегося за рубежом;

 

> все доходы, не включенные  ни в одну из упомянутых  час­

 тей (например, гонорар);

 

• график Е — 3 широкие группы доходов:

 

> из разных ведомств  и разных должностей;

 

> от пенсий, выплачиваемых  компаниями;

 

> от пособий, выплачиваемых  Министерством социального

страхования и подлежащих налогообложению;

 

 

· график Р — дивиденды и другие выплаты, осуществляемые

компаниями Великобритании.

 

Подоходный налое удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот. При этом он подразделяется на заработанный и инвестиционный (незаработанный).

 

Подоходный налог с  заработной платы удерживается у  источника. При этом отпадает необходимость  заполнять налоговую декларацию лицом наемного труда, живущим на доход только от заработной платы. В  остальных случаях налогообложение  доходов производится на основе декларации, предъявляемой в установленные  законом сроки налогоплательщиками.

 

Современная организация  британского подоходного налогообложения  сложилась в решающей степени  благодаря реформам

 

39

 

1965 г. и 1973 г. До 1965 г.  подоходный налог платили как  физи-^ ческие, так и юридические лица, в том числе корпорации, введением отдельного налога на прибыль корпораций сфера ег действия сузилась до личных доходов граждан, включая техц кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью или выступает партнером делового товарищества^ Еще более серьезные изменения в подоходное налогообложе-1 ние были внесены реформой 1973 г., в результате которой заработанный и инвестиционный доходы стали облагаться пс единой шкале ставок. Это не только упростило технику взима-| ния налога, но и коренным образом изменило назначение дул (графиков), которые в настоящее время служат для начис-.] ления скидок и льгот.

 

Наиболее универсальны и  поэтому наиболее важны из льгот! личная скидка, право на которую  имеют все налогоплателыци-1 ки, независимо от источника дохода, и дополнительная семей-1 ная скидка, засчитываемая, как правило, при обложении главы! семьи. Размеры личной и семейной скидок автоматически пересматриваются каждый финансовый год с учетом роста индекса] розничных цен (в то же время парламент по предложению пра-! вительства имеет право замораживать размеры скидок в связи с ] особыми экономическими обстоятельствами). В настоящее время личная скидка в Великобритании определена в размере:' 3445 фунтов стерлингов.

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран