Особенности налогообложения юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Основополагающая задача фискальных органов - формирование правильной законодательной базы налогообложения юридических лиц. Налоги, взимаемые с предприятий являются, по сути, основным потоком средств для пополнения федерального бюджета.
На сегодняшний день объективно обусловлено, что российское налоговое законодательство является самой активно изменяющейся отраслью права.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…стр.3
Глава I. Экономическая сущность налогов с юридических лиц.
§ 1.1. Роль налогов, уплачиваемых юридическими лицами в налоговой системе РФ…………………………………………………………………...стр.6
§ 1.2. Характеристика налогов, взимаемых с юридических лиц……..…стр.11
Глава II. Анализ поступления налогов с юридических лиц в доходы бюджета за 2007-2009г.г.
§ 2.1. Анализ поступления налогов с юридических лиц за 2007-2009г.г. на примере ОАО «Фабрика технических тканей»………………………….стр.22
§ 2.2. Анализ деятельности ИФНС по исчислению, взиманию и контролю за поступлением налогов с юридических лиц в бюджеты……………….….стр.25
Глава III. Совершенствование налогообложения юридических лиц и перспективы их развития………………………………………………..стр.30
Заключение………………………………………………………………..стр.35
Список литературы……………………………………………………….стр.37

Работа содержит 1 файл

Содержани3.docx

— 61.61 Кб (Скачать)

     На  основании приведённой таблицы 1 мы видим, что поступления налогов  и сборов в 2007 году были наибольшими.

     Проанализируем  деятельность ФНС России по работе контроля за поступлением платежей в  бюджет.

     В таблице 2 представлены данные по поступлению  платежей в бюджет. 
 
 
 
 
 

     Таблица 2. Поступление налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы по платежам, контролируемым ФНС РФ

показатели 2007

(тыс.  руб.)

2008

(тыс.  руб.)

отклонения  в абсолютных показателях (+/-) Отн. откл, (%)
ФБ ФБ ФБ ФБ
1 2 3 4 5
Всего по доходам 3 291 864 253 3 510 992 326 +219 128 073 107
Налоговые доходы 3 291 824 374 3 510 944 732 +219 120 358 106
Неналоговые доходы 39879 47594 +7715 119
 

     Как видим, доход федерального бюджета 2008 года вырос на 107% по сравнению  с показателями предыдущего года. Налоговых доходов, мобилизуемых в  Федеральный бюджет больше, чем неналоговых  доходов. Этот показатель характеризует, что формирование бюджета происходит в большей части за счет налогов  и сборов, взимаемых на территории РФ. В силу этого необходимо, чтобы  налоговые органы следили за выполнением  налогоплательщиками своих обязательств. Основным инструментом налоговых органов  является налоговый контроль, чтобы  они могли выполнять свои прямые обязанности перед законом.

     По  данным таблицы 3 определим эффективность  контрольной работы ФНС России.

     Доначисления  по контрольным мероприятиям за три  исследуемые года растут, но темп роста  с каждым годом сокращается от 105,2 пункта за 2007г. и до 103,7. Более эффективны выездные проверки. Пик эффективности приходится на 2007 год, когда на 1 проверку было доначислено 313млн. руб., что составило 239,1% от 2006г., за 2008г темп роста хоть и имеется, но немного снизился до 159,6%. 
 

Таблица 3. Эффективность контрольной работы ФНС России

  2007 2008 2009 Абс. откл. млн. руб. Отн. откл, %
2007\

2008

2008\

2009

2007\

2008

2008\

2009

1 2 3 4 5 6 7 8
всего доначисле но млн. руб. 2140122 2251972 2335 669 111850 83697 105,2 103,7
Всего доначисле но, % 100 100 100 - - - -
Кол-во проверок 68340 92341 111930 24001 19589 135,1 121,2
доначисле но по выездным млн. руб. 546689 984897 1482545 438208 497648 180,1 150,5
доначисле но по выездным, % 25,5 43,7 63,5 18,2 19,8 171,3 145,3
Кол-во выездных проверок (единиц) 6663 5022 4738 -1641 -284 75,4 94,3
доначисле но на 1выездную проверку 82,0 196,1 313,0 114,1 116,9 239,1 159,6
доначисле но по камерал. млн. руб. 1123724 750486 438347 -373238 -312139 66,8 58,4
доначисле но по камерал, % 52,5 33,3 18,8 -19,2 -14,5 63,4 56,4
Кол-во камераль ных проверок 61677 87319 107 192 25642 19873 141,6 122,8
доначисле но на 1камерал. проверку 18,2 8,6 4,1 -9,6 -4,5 47,3 47,7
доначислено по прочим контроль

ным мероприя тиям млн. руб.

469709 516589 414 777 46880 -101812 110,0 80,3
доначисле но по контроль ным

мероприя тиям %

22,0 23,0 17,7 1,0 -5,3 104,5 76,9
 

     Камеральных налоговых проверок проводится намного  больше, чем выездных, но темп их роста  снижается, за 2007 год он составил 141,6, а за 2008 год – 122,8%.

     Эффективность камеральных проверок ниже эффективности  выездных. На 1 камеральную проверку приходится доначислений за 2008г 4,1млн. руб., что на 4,5млн. руб. меньше предыдущего  года. Темп роста камеральных проверок за три прошедших года относительно стабилен 47,3 и 47,7%%.

     Количество  проверок так же растет и их темп так же сокращается, сокращение за 2008 год составило по сравнению с  предыдущим на 13,9% (121,2 – 135,1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава III. Совершенствование налогообложения юридических лиц и перспективы их развития. 

     Законодательство  РФ о налогах и сборах состоит  из Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) (Принят ГД ФС РФ 16.07.1998) и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах.

     Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему  налогов и сборов, взимаемых в  федеральный бюджет, а также общие  принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

     1) виды налогов и сборов, взимаемых  в РФ;

     2) основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов;

     3) принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов и  сборов субъектов РФ и местных  налогов и сборов

     4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах;

     5) формы и методы налогового  контроля;

     6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

     7) порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия)  и их должностных лиц.

     Посредством фискальной функции системы налогообложения  удовлетворяют общенациональные необходимые  потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы  излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств. Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

     Создание  эффективной и справедливой налоговой  системы - процесс сложный и продолжительный. В каких же направлениях совершенствовать нынешнюю налоговую систему страны?

     Кандидат  экономических наук Беляков А.А. предлагает такой путь решения проблемы реформирования налоговой системы: "Это путь увеличения производимой товарной массы. И начинать надо не с "инфляции", а с самого производства. Его увеличение сократит и рост цен (хотя бы потому, что доходная часть  госбюджета начнет относительно возрастать). Только в случае подъема производительности труда налоги смогут стать приемлемыми  одновременно для производства и  финансовой стабилизации. При увеличении производства добавленной стоимости  в 2-3 раза ставку налога НДС без ущерба для бюджета можно снизить  до европейского уровня (10-12%). С одновременным  же ростом рентабельности производства и массы прибыли, средства из последней, идущие на инвестиции, тоже возрастут  до уровня приемлемого для развития экономики, даже при сохранении текущих  ставок налогообложения этой прибыли. Из-за острого дефицита оборотных  средств и неплатежей налоги и  так не в полной мере платятся большей  частью законопослушных предприятий" .

     Конечно предлагаются и радикальные пути реформирования. Популярность радикальных  идей реформирования налогового законодательства огромна. Их авторов не прельщает  перспектива серьезного анализа современного финансового положения страны, исследования проблем распределения налогового бремени, тяжкой работы по исправлению ошибок и преодолению трудностей. Куда эффектней требовать коренной замены налогов, построения податной системы на невиданных принципах. Неважно, что эти принципы никогда и нигде не использовались, - зато можно прослыть крутым реформатором, задав стране очередную перестроечную взбучку. Отменить налог на прибыль и личный подоходный налог, убрать НДС и таможенные пошлины, повысить ресурсные платежи, свести налоговую систему к двум-трем налогам - таков круг требований налоговых новаторов. Хотя при этом никто не выдвигает идей сокращения государственных расходов, т. е. снижения налогового бремени.

     Между тем существующие проекты изменения  налогового законодательства явно отражают две принципиально разные концепции  развития налоговой реформы: эволюционную и революционную. К последней  относятся проекты Центрального экономико-метематического института  РАН (ЦЭМИ) и Ассоциации "Налоги России". Что касается идей, заявленных ЦЭМИ, то они имеют весьма отдаленное отношение  к налогам. Упраздняя НДС, все  другие налоги и начисления на зарплату, проект ставит во главу угла налог  на прибыль со ставкой 50-60%, который  далее трансформируется в "априорно задаваемые платежи", имеющие целью  регулировать "уровень оставляемой  прибыли". Эта система глобального  управления прибылью оборачивается  абсолютным контролем за каждым предприятием. В отличие от проекта ЦЭМИ, в  котором едва ли не единственным объектом обложения служит прибыль, проект налогового кодекса Ассоциации "Налоги России" являет собой другую крайность, где  нет места ни налогу на прибыль, ни налогу с индивидуальных доходов. Здесь  в центр податной системы ставится обложение средств, направляемых предприятиями  на потребление, по ставке в 70%.

     Рассмотрев  теоретические взгляды по вопросу  совершенствования и реформирования налоговой системы России в рамках выбранной темы курсовой работы и поставленных в ней задач, рассмотрим понятие «налоговая оптимизация». Несомненно, не взирая на различные научные подходы к сущности и содержанию понятия «налоговая оптимизация», по нашему мнению, понятия «налоговая оптимизация» и «оптимизация налогообложения» являются абсолютно тождественными. 

     В процессе становления новой налоговой  системы в Российской Федерации  данное понятие стало предметом  исследования в отечественной экономической  и правовой литературе.

Российские  ученые, в целом соглашаясь с разработками зарубежных исследователей, интерпретируют налоговую оптимизацию несколько  иначе..    Так, можно выделить пять групп научных трактовок, раскрывающих понятие и сущность налоговой  оптимизации:

     1) налоговая оптимизация представляет  собой деятельность, реализуемую  налогоплательщиком в рамках  действующего законодательства, с  учетом правомерности его действий;

     2) налоговая оптимизация определяется  как право налогоплательщика  трактовать и применять все  неясности, противоречия актов  законодательства о налогах и  сборах в свою пользу;

     3) налоговая оптимизация рассматривается  как деятельность, реализуемая налогоплательщиком  с целью достижения наиболее  выгодной для предприятия величины  налоговой базы по основным  значимым налогам;

     4) налоговая оптимизация представляет  собой деятельность по снижению  налоговых выплат, при этом не  учитываются факторы, перечисленные  в трех предыдущих группах;

     5) налоговая оптимизация определяется  как механизм увеличения числа  налогоплательщиков, снижения количества  налогов и их ставок, применяемый  государством в эпоху глобализации  экономических процессов.

     Большое значение для понимания сущности налоговой оптимизации имеет  Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. N 9-П. Под ней следует понимать действия налогоплательщика, "которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога или уменьшение его суммы, заключаются в использовании предоставленных государством прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности и соответственно оптимального вида платежа".

Информация о работе Особенности налогообложения юридических лиц