Проектирование процесса вторичнойперегонки нефти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

В работе отмечены процессы перегонки нефти-первичная, вторичная и подготовка готовой продукции.Описывается схема вторичной перегонки нефти ЭЛОУ-АВТ, материальный баланс колонны К-5, тепловой баланс, размеры колонны, охрана труда и безопасность

Содержание

Введение

1 Литературный обзор

2 Основная часть

2.1 Технология производства

2.1.1 Выбор и обоснование метода производства

2.1.2 Описание технологической схемы

2.1.3 Характеристика сырья, материалов, полупродуктов, энергоресурсов и готовой продукции

2.1.4 Физико-химические основы технологического процесса

2.1.5 Описание работы основного оборудования

2.6 Расчет материального баланса

2.2 Расчетная часть

2.2.1 Расчет теплового баланса

2.2.2 Технологический расчет основного аппарата

3 Производственная безопасность и охрана труда

Выводы

Список использованных источников

Приложение А – Технологическая схема процесса

Приложение Б – Чертёж основного аппарата

Работа содержит 1 файл

полностью.doc

— 763.00 Кб (Скачать)

     5. Гудрон - почти твердый остаток  после отгона от мазута масляных фракций. Из него получают так называемые остаточные масла и битум, из которого путем окисления получают асфальт, используемый при строительстве дорог и т.п. Из гудрона и других остатков вторичного происхождения может быть получен путем коксования кокс, применяемый в металлургической промышленности. 

     1.2.1.1  Вторичная перегонка бензиновой  фракции 

     Вторичная перегонка бензинового дистиллята представляет собой либо самостоятельный  процесс, либо является частью комбинированной  установки входящей в состав нефтеперерабатывающего завода. На современных заводах установки вторичной перегонки бензинового дистиллята предназначены для получения из него узких фракций. Эти фракции используют в дальнейшем как сырье каталитического риформинга -- процесса, в результате которого получают индивидуальные ароматические углеводороды -- бензол, толуол, ксилолы, либо бензин с более высоким октановым числом. При производстве ароматических углеводородов исходный бензиновый дистиллят разделяют на фракции с температурами выкипания: 62--85°С (бензольную), 85--115 (120) °С (толуольную) и 115 (120)--140 °С (ксилольную).

     Бензиновая  фракция используется для получения  различных сортов моторного топлива. Она представляет собой смесь  различных углеводородов, в том  числе неразветвленных и разветвленных алканов. Особенности горения неразветвленных алканов не идеально соответствуют двигателям внутреннего сгорания. Поэтому бензиновую фракцию нередко подвергают термическому риформингу, чтобы превратить неразветвленные молекулы в разветвленные. Перед употреблением эту фракцию обычно смешивают с разветвленными алканами, циклоалканами и ароматическими соединениями, получаемыми из других фракций, путем каталитического крекинга либо риформинга.

     Качество  бензина как моторного топлива  определяется его октановым числом. Оно указывает процентное объемное содержание 2,2,4-триметилпентана (изооктана) в смеси 2,2,4-триметилпентана и гептана (алкан с неразветвленной цепью), которая обладает такими же детонационными характеристиками горения, как и испытуемый бензин.

     Плохое  моторное топливо имеет нулевое  октановое число, а хорошее топливо-октановое  число 100. Октановое число бензиновой фракции, получаемой из сырой нефти, обычно не превышает 60. Характеристики горения бензина улучшаются при  добавлении в него антидетонаторной присадки, в качестве которой используется тетраэтилсвинец (IV), Рb(С2Н5)4. Тетраэтилсвинец представляет собой бесцветную жидкость, которую получают при нагревании хлорэтана со сплавом натрия и свинца:

     При горении бензина, содержащего эту присадку, образуются частицы свинца и оксида свинца (II). Они замедляют определенные стадии горения бензинового топлива и тем самым препятствуют его детонации. Вместе с тетраэтилсвинцом в бензин добавляют еще 1,2-дибромоэтан. Он реагирует со свинцом и свинцом (II), образуя бромид свинца (II). Поскольку бромид свинца (II) представляет собой летучее соединение, он удаляется из автомобильного двигателя с выхлопными газами. Бензиновый дистиллят широкого фракционного состава, например от температуры начала кипения и до 180 °С, насосом прокачивается через теплообменники и подается в первый змеевик печи, а затем в ректификационную колонну. Головной продукт этой колонны -- фракция н. к. -- 85 °С, пройдя аппарат воздушного охлаждения и холодильник, поступает в приемник. Часть конденсата насосом подается как орошение на верх колонны, а остальное количество -- в другую колонну. Снабжение теплом нижней части колонны осуществляется циркулирующей флегмой (фракция 85-- 180 °С), прокачиваемой насосом через второй змеевик печи и подается в низ колонны, Остаток с низа колонны направляется насосом в другую колонну.

     Уходящие  с верха колонны, пары головной фракции (н. к. -- 62 °С) конденсируются в аппарате воздушного охлаждения; конденсат, охлажденный  в водяном холодильнике, собирается в приемнике. Отсюда конденсат насосом направляется в резервуар, а часть фракции служит орошением для колонны. Остаточный продукт -- фракция 62-- 85 °С -- по выходе из колонны снизу направляется насосом через теплообменник и холодильники в резервуар. В качестве верхнего продукта колонны получают фракцию 85--120 °С, которая, пройдя аппараты, поступает в приемник. Часть конденсата возвращается на вверх колонны в качестве орошения, а балансовое его количество отводится с установки насосом в резервуар.

     Фракция 120--140°С отбирается из внешней отпарной колонны, снизу насосом. Эта фракция  после охлаждения в теплообменнике и аппаратах поступает в резервуар.

     Нижний  продукт колонны -- фракция 140-- 180 °С -- также направляется в резервуар  насосом через теплообменник и аппараты.

     Тепло, необходимое для работы отгонных секций ректификационных колонн, сообщается соответственно кипятильниками. Внешняя  отпарная секция обслуживается кипятильником. В кипятильники соответствующие  рециркуляты подаются насосами. Теплоносителем для кипятильников является водяной пар.

     В каждой ректификационной колонне по 60 тарелок.

     Материальный  баланс установки зависит от потенциального содержания узких фракций в бензиновом дистилляте, а также от четкости ректификации. 

     1.2.1.2  Вторичная перегонка дизельной фракции 

     Эта фракция переработки нефти известна под названием дизельного топлива. Часть ее подвергают крекингу для  получения нефтезаводского газа и бензина. Однако главным образом  газойль используют в качестве горючего для дизельных двигателей. В дизельном двигателе зажигание топлива производится в результате повышения давления. Поэтому они обходятся без свечей зажигания. Газойль используется также как топливо для промышленных печей.

     Газойлевые  фракции - используются в производстве технического углерода (сажи), как компонент котельного топлива, а после гидроочнстки - для приготовления дизельных и газотурбинных топлив. Крекинг-остаток - направляется на установки замедленного коксования для производства кокса, применяется как компонент котельного топлива.

     Фракции, полученные из малосернистого сырья, могут  быть использованы как тяжелое котельное  топливо (мазут Ml00 малосернистый), другие фракции - как компоненты котельных  топлив. Газойлевая фракция с глухой тарелки колонны откачивается горячим насосом ( производительностью до 50 м3 / ч) в печь легкого сырья для глубокого крекинга, где нагревается до более высоких температур, чем тяжелое сырье в печи. Далее продукты крекинга из обеих печей входят в верхнюю часть выносной реакционной камеры, где поддерживается давление 2 - 2 5 МПа. Продукты реакции снизу камеры направляются в испаритель высокого давления, работающий при давлении 0 8 - 1 0 МПа, где производится разделение продуктов крекинга на паровую и жидкую фазы. Регулировка давления и его снижение производится с помощью редукционного клапана, установленного на линии перетока продуктов крекинга из выносной реакционной камеры в испаритель высокого давления. Жидкая фаза в виде тяжелого крекинг-остатка самотеком поступает в испаритель низкого давления, где за счет уменьшения давления из него происходит выделение паров газойлевых фракций, которые через проход в глухой тарелке попадают в верхнюю часть колонны и вступают в контакт с исходным сырьем, подаваемым в верхнюю часть. Некоторое количество несконденсировавшихся в колонне паров и газов конденсируется и охлаждается в холодильнике, затем собираются в сборнике-газосепараторе, откуда насосом возвращается в верхнюю часть колонны в виде орошения.

     Газойлевая  фракция 195 - 270 С может быть использована (с учетом ее химического состава) как компонент низкозастывающего дизельного топлива. Фракция 270 - 420 С используется как сырье для технического углерода, а остаточная фракция, выкипающая выше 420 С - в качестве компонента сырья коксования или котельного топлива. 

     1.3 Устройство простых и сложных  колонн 

     Для осуществления процесса перегонки  используют ректификационные колонны. Различают колонны простые, для  разделения сырья на два компонента (дистиллят и кубовый остаток) и сложные. В среднюю часть  простой колонны вводится разделяемое сырьё, нагретое до необходимой температуры, в виде паров, жидкости или их смеси. Зона, в которую вводят сырье, называется эвопарационной, т.к. в ней происходит однократное испарение. Через каждую тарелку проходит четыре потока:

     1.      Жидкость - флегма, стекающая с верхней  тарелки

     2.      Пары, поступающие с ниже лежащей  тарелки

     3.      Жидкость - флегма, уходящая на ниже  лежащую тарелку

     4.      Пары, поднимающиеся на выше лежащую  тарелку

     Жидкость  с верхней тарелки стекает на ниже лежащую тарелку, поступает в зону относительно высокой температуры и из неё испаряется часть низкокипящего компонента. С другой стороны, контактирующий на ней пар с ниже лежащей тарелки несколько охлаждается и из него конденсируется высоко кипящий компонент. Парциальный состав паров и жидкости по высоте колонны непрерывно изменяется. Часть расположенная выше ввода сырья называется концентрационной, а ниже - отгонной. С верха концентрационной зоны выводят готовый продукт в виде пара (ректификат), а с низа, обогащённую низко кипящим компонентом жидкость. В отгонной зоне окончательно отгоняется низко кипящий компонент. С низа колонны отбирается второй продукт ректификации - кубовый остаток. Для нормальной работы колонны необходимо непрерывное её орошение жидким продуктом, поэтому часть ректификата, после его охлаждения и конденсации в виде флегмы направляют на верхнюю тарелку колонны. С другой стороны, чтобы отогнать низко кипящий компонент необходимо в нижнюю часть колонны подавать тепло. Для этого часть остатка после подогрева подают на одну из нижних тарелок.

     В случае, когда необходимо отбирать не одну, а несколько фракций с  достаточно чёткими границами раздела  по температурам кипения, прибегают  к сложным колоннам. Она представляет собой сочетание простых колонн. Сырьё поступает в среднюю часть колонны и разделяется на паровую и жидкую часть. Жидкость стекает по тарелкам в низ колонны, а пары поднимаются вверх, причём обе части подвергаются ректификации.

     a) С различных по высоте колонны  тарелок отбираются боковые погоны, которые отводятся на верхнюю тарелку боковых отпарных (стриппинг колонн). Под нижнюю тарелку стриппинг колонны подаётся навстречу потоку жидкости водяной пар, с температурой чуть выше кипения данной фракции. С низа каждой секции отбирается нужная фракция. А водяной пар вместе с легкокипящим компонентом возвращается в основную колонну. Таким образом, отпарные колонны служат отгонными частями, выделенные в самостоятельные колонны. Необходимость их использования заключатся и в том, что в целевом продукте, в результате недостаточно чёткого разделения, могут находиться более легкокипящие фракции, т.е. происходит наложение фракции. Это значит, например, что в отбираемой фракции может находиться некоторое количество другой фракции. Поэтому без дополнительной ректификации качество не будет соответствовать заданным нормам.

     Обычно  наверх атмосферной колонны в  качестве острого орошения подают верхний  дистиллят, а в различные точки  по высоте колонны - несколько промежуточных  циркуляционных орошений. Для осуществления циркуляционного орошения часть флегмы забирается с тарелки, проходит через теплообменник, отдаёт своё тепло, и охладившись до заданной температуры, поступает на тарелку выше той, с которой забиралась флегма на охлаждение. При этом поддерживается определённый температурный режим на тарелке отбора флегмы, и создаются условия, необходимые для поддержания потока флегмы на нижележащих тарелках. Циркуляционных орошений может быть вплоть до трёх.

     Промежуточное орошение чаще всего отводят с  одной из тарелок, расположенных непосредственно ниже точки вывода бокового дистиллята (погона) в выносную отпарную колонну. По другому варианту в качестве промежуточного орошения используют сам боковой погон, который после охлаждения возвращают в колонну выше или ниже точки ввода в неё паров из отпарной выносной колонны.

     Применение  промежуточного циркуляционного орошения позволяет рационально использовать избыточное тепло колонны для  подогрева нефти в теплообменниках, при этом выравниваются нагрузки по высоте колонны, что обеспечивает оптимальные условия её работы. Верхним боковым потоком отбирают керосиновую фракцию, затем лёгкую дизельную фракцию и ещё ниже более тяжёлую дизельную.

     Чёткость  и эффективность ректификации зависит  от способа контактирования паров и жидкости. Контакт паров и жидкости в вертикальных цилиндрических аппаратах - колоннах, снабжённых специальными ректификационными тарелками или насадками, обеспечивающих тесный контакт поднимающихся вверх по колонне паров и стекающим им навстречу жидкостям.  

Информация о работе Проектирование процесса вторичнойперегонки нефти