Технологические процессы и технологические системы и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:13, реферат

Описание работы

Слово "технология" в переводе с греческого (техне - ремесло, логос-наука) означает науку о производстве. Классическое определение технологии рассматривает ее как науку о способах переработки сырья и материалов в средства производства и предметы потребления. В настоящее время проходит не только технологизация различных сторон производственной деятельности, но и глубокие преобразования самой технологии.

Содержание

1.1Технологични процессы как экономические объекты.
1.2. Технологическая оснастка, рабочее время, производственный цикл, типы производства. Технологический процесс. Классификация технологических процессов.
1.3. Пути и закономерности развития технологических процессов. Технико-экономические показатели технологических процессов. Группы показателей качества продукции.

Работа содержит 1 файл

Лекция Система технологий.docx

— 84.83 Кб (Скачать)

В рамках приоритетных направлений  разрабатываются научно-технические  программы:

1) фундаментальных исследований  по приоритетным направлениям  науки, предполагающие повышение  уровня знаний о человеке и  окружающей среде и создание  запаса знаний на перспективу;

2) государственные научно-технические,  предусматривающие научно-технические  и технологические прорывы по  приоритетным направлениям НТП,  создания необходимого научно-технического  запаса на базе опережающего  развития фундаментальных и поисковых  исследований, разработку принципиально  новых видов техники и технологий;

3) межгосударственного научно-технического  сотрудничества, реализуемых на  международном уровне;

4) по созданию и освоению  новых видов техники и технологии  народнохозяйственных комплексов, отраслей и регионов.

В программно-целевой технологии планирования нового содержания приобретает  государственный заказ. Оно должно играть роль своеобразного моста, соединяющего текущее общественное потребление  с новыми технологическими возможностями. Государственные заказы должны быть экономически выгодными для предприятий  независимо от форм их собственности.

Для достижения целей должен быть разработан эффективный инновационный  механизм, направленный на обеспечение  единства науки и производства, на превращение достижений науки и  техники в органическую необходимость  народного хозяйства.

Среди важнейших элементов  этого механизма следует выделить:

1) создание надежных правовых  гарантий для эффективного функционирования  всех форм собственности и  развития различных форм предпринимательства;

2) проведение эффективной  налоговой политики, обеспечивающей  тесную доходов предприятий с  конечными результатами их деятельности  в сфере НТП. Это предусматривает  предоставление предприятиям льгот  при создании и освоении на  производстве прогрессивных технологий  и новых видов продукции, разрабатываемых  в рамках научно-технических программ  государственного уровня, а также  основанных на открытиях, изобретениях  и др.. патентно-правовых решениях; производстве и реализации продукции,  имеющей сертификат, выданный сертификатной  центром, аттестованный соответствующими  международными организациями; реализации  продукции на экспорт по ценам,  ниже мировых.

План развития науки и  техники должен быть стержнем плановых документов экономического и социального  развития страны. Он должен охватывать весь научно-технический цикл. В  планах должны быть отражены основные параметры и показатели, характеризующие  степень ускорения развития науки  и техники. Планирование развития науки  и техники должно осуществляться на всех уровнях управления экономикой.

В мировой практике основным методом, который используется при  планировании НТП и инновационной  деятельности является программно-целевой. Он реализуется путем разработки научно-технических программ. Выделяется два вида программ:

1. целевые комплексные  научно-технические программы, реализация  которых в ближайшее время  может дать значительный эффект;

2. программы по решению  важнейших научно-технических проблем.  Задачи по разработке и реализации  важнейших научно-технических программ  входит в состав государственного  заказа. Устанавливаются лимиты  ресурсов для его выполнения.

В Украине, например, разработан ряд программ, реализации которых  уделяется особое значение. Среди  них следует выделить: программы "Машиностроение", "Энергия" "Информатизация", "Технологии", "Новые материалы", "Биотехнология".

В рамках программы "Машиностроение" основные усилия концентрируются на разработке и совершенствовании  методов оптимального конструирования  современных машин с учетом требований надежности, качества материалов и  изделий, эргономичности и экономичности.

Программа "Информатизация" нацелена на решение проблемы выпуска  конкурентоспособных персональных ЭВМ.

Одним из разделов программы "Технологии" является создание новых  типов лазеров, оптических элементов  и систем, ранее не производились  в Украине (разработка новых активных сред, твердотельных лазеров, создание новых типов газовых, твердотельных, козлов проводниковых лазеров и  т.д.)

В программе "Новые материалы" акцент делается на керамические и  композиционные материалы.

Программой "Биотехнология" предусматривается создание новых  продуктов питания, лекарственных  препаратов, бактериальных удобрений  и стимуляторов роста сельскохозяйственных растений, микробиологических средств  защиты растений, создание новых биотехнологических процессов очистки объектов окружающей среды от загрязнения.

В программе "Энергия" основной упор делается на создание новых источников энергии, внедрение энергосберегающего оборудования и технологий и средств  учета расхода энергоресурсов.

Государственное регулирование  НТП имеет место практически  во всех странах с рыночной экономикой, что связано с необходимостью комплексного подхода к научным  и техническим проблем и масштабностью  научно-технических проектов.

Государственное регулирование  в зарубежных странах осуществляется в форме прямого вмешательства  государства или при помощи не прямого регулирования. Первое применяется  для решения проблем долгосрочного  характера, связанных с развитием  науки и техники, а второе осуществляется через совокупность налоговых, кредитных  и амортизационных льгот.

Формирование НТП в  США

Как известно, наибольших успехов  в области НТП достигли США  и Япония. Регулирования НТП государством в этих странах можно представить  в двух взаимосвязанных сферах: научных  исследований и процесса создания нововведений в экономике.

США является главным центром  научно-технического развития в мире; по общему уровню научно-технического потенциала, ширине фронта фундаментальных  исследований, ключевым областям НТП  они существенно преобладают  другие страны.

Центр тяжести в организационных  и инновационных процессах в  США приходится на внедрение новых  технологий и продуктов. При этом в качестве оптимальной используется следующая пропорция распределения  инвестиций по этапам: "исследования - разработка - внедрение - 1: (2-3): (6-10)". В США данная пропорция стойка уже на протяжении 25 лет.

Эта структура инвестиций соответствует потребностям экономики  и внутренним закономерностям функционирования развитого научно-исследовательского потенциала. Резкое расширение или  снижение доли любой из стадий научно-технического цикла может привести к негативным результатам.

Для США характерна концентрация высокотехнологичных фирм со сложной  продукцией, что является важным фактором ускорения НТП.

Главной же целью формирования научно-технического потенциала США  является достижение научно-технического лидерства и военного преимущества. Итак, путь реализации поставленной цели - это путь научно-технических прорывов и поддержки новейших отраслей и  производств.

В США основной функцией государства  в развитии науки и техники  есть косвенное стимулирование нововведений, инновационного предпринимательства  и создание для них благоприятной  среды. Государственное вмешательство  в развитие научно-технического потенциала в США осуществляется по таким  направлениям.

1. Государство несет ответственность  за начальные стадии, прежде всего  фундаментальные исследования.

2. Обеспечивает распределение  государственных ресурсов между  различными секторами сферы научных  исследований.

3. Осуществляет стимулирование  науки с помощью налоговой,  амортизационной, патентной, внешне  торговой политики.

4. Обеспечивает прогнозирование  научно-технического развития и  др..

Государственное финансирование в США носит целевой характер и подразделяется на прямое (финансирование на конкретные исследования) и косвенное (средства на программы и подготовку кадров, приобретение оборудования).

В целом американская система  государственного регулирования и  финансирования научно-технического потенциала имеет два основных преимущества. Во-первых, она обеспечивает широкий  спектр видов научной деятельности, во-вторых, возможность выбора механизма  финансирования, защищает независимость  научного общества от политических изменений  в государственных ведомствах.

Регулирования развития науки  и техники в Японии

Как и в США, в Японии делается упор на внедрение новых  технологий и продуктов, а постоянное совершенствование механизма регулирования  НТП стимулирует научно-технические  новшества и обновления устаревших технологий.

Формирование научно-технического потенциала имеет главной целью  обеспечение долгосрочной конкурентоспособности  промышленности, ее перестройку в  соответствии с новыми условиями. Для  реализации этой цели были выбраны  пути концентрации ресурсов на ключевых направлениях научно-технического и  экономического развития как через  приобретение лицензий, так и через  другие формы, например, прямые закупки  необходимой техники и технологий.

В период с 1965 по 1985 гг расходы на науку в сопоставимых ценах в Японии выросли в 4,6 раза, а численность научных кадров - более чем в 3 раза.

В Японии система государственного финансирования исследований начала формироваться  лишь с середины 70-х годов и  сталкивается с определенными трудностями, так как в этом государстве  личные источники покрывали 70% общенациональных вложений в НИОКР, а неопределенность результатов и длительный срок их окупаемости делают вложения в теоретические  разработки менее привлекательными для бизнеса.

Государственное вмешательство  в развитие науки и техники  имеет следующие особенности:

1. Государственном прогнозировании  и использования системы косвенных  мер экономического, социального  и политического характера, стимулирующих  процесс нововведений.

2. Формирование общей стратегии  научно-технического развития и  выбор его основных направлений,  а также создание системы госорганов, занимающихся вопросами научно-технической  политики.

3. Использование механизма  согласования интересов фирм, местных  органов, научных льгот на основе  обмена информацией через различные  комитеты, ассоциации, управления.

В последнее время роль японского государства в развитии национальной науки значительно  возросла. Наблюдается усиление плановых регулирующих функций госорганов, укрепляется  взаимодействие промышленных, академических  и правительственных кругов в  развитии исследований, идет подготовка исследовательских кадров, повышается эффективность вращения научно-технической  информации, расширяется международное  научное сотрудничество.

В целом, основу японской государственной  научно-технической политики составляет доверие частного сектора, быстрое  распространение новостей и конкуренция  между компаниями.

Комплексная оценка эффективности  мероприятий, направленных на ускорение  НТП

Для определения целесообразности внедрения мероприятий НТП, принятие решений о предоставлении кредитов предприятиям и организациям на проведение научно-технических мероприятий, при  технико-экономическом обосновании  мероприятий, выполняемых по договорам  и установлении цен на научно-техническую  продукцию, должна осуществляться комплексная  оценка мер, направленных на ускорение  НТП. На ее основе появляется возможность  выбора наилучшего из возможных вариантов  реализации мероприятий и отражения  экономического эффекта мероприятий  в плановых показателях, характеризующих  результаты производственно-хозяйственной  деятельности предприятий.

Мероприятия НТП должны обеспечивать выпуск продукции (выполнения работ  и услуг), что дает возможность  наиболее полно и качественно  удовлетворять общественно необходимые  потребности, способствовать достижению наивысшего технико-экономического уровня производства, решению социальных, экологических и др.. задач развития народного хозяйства и обеспечивать получение экономической эффективности.

Показатель экономической  эффективности отражает отдельные  показатели эффективности: производительность труда и фондоотдача, материалоемкость и энергоемкость производства, показатели технического уровня производства и  качества продукции.

Исходные показатели комплексной  оценки мероприятий НТП должны соответствовать  общепринятым в мировой практике методам экономического обоснования  принятия решений.

К мероприятиям НТП относятся  создание, производство и использование  новых, реконструкция или модернизация существующих средств и орудий труда (машин, оборудования, зданий и сооружений, передаточных устройств) предметов  труда (сырье, материалы, топливо, энергия) и потребления (продукция для  удовлетворения потребностей населения ), технологических процессов в  том числе содержащие изобретения, а также способов и методов  организации производства, труда  и управления.

Показатель экономической  эффективности на всех этапах реализации мероприятий НТП определяется как  превышение стоимостной оценки результатов  над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов на весь срок существования  мероприятия НТП.

На стадиях технико-экономического обоснования (ТЭО), выбора наилучшего варианта при формировании планов НИОКР (научно-исследовательских  опытно-конструкторских работ) должен наблюдаться народнохозяйственный подход, который предусматривает:

1. Оценку эффективности  мероприятий НТП по условиям  использования продукции с учетом  всех сопутствующих позитивных  или негативных результатов в  других сферах народного хозяйства,  включая социальную, экологическую  и внешнеэкономическую.

Информация о работе Технологические процессы и технологические системы и их характеристика