Нормативно- правовые регулирование в области безопасности дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:31, доклад

Описание работы

Имеющаяся правовая база в сфере обеспечения БДД, в которой по-прежнему превалирует ведомственное нормотворчество при отсутствии необходимого взаимодействия между различными Министерствами, не создает условий для эффективного управленческого воздействия на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности. Имеет место и множественность нормативных правовых актов по одному и тому же предмету регулирования.

Работа содержит 1 файл

Тема2-Нормативно-правовое регулирование в области безопасности дорожного движения.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 

       Неудовлетворительное положение с безопасностью дорожного движения в значительной степени обусловлено несовершенством правового регулирования деятельности по обеспечению БДД.

       Нормативно-правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время осуществляется большим количеством актов различной юридической силы. К которым относятся нормативные акты федеральных органов управления (Законы, Постановления Правительства РФ, указы Президента РФ), ведомственные (межведомственные) документы (Положения, приказы, инструкции и т.п.), а также по отдельным вопросам - нормативные документы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

       Имеющаяся правовая база в сфере обеспечения БДД, в которой по-прежнему превалирует ведомственное нормотворчество при отсутствии необходимого взаимодействия между различными Министерствами, не создает условий для эффективного управленческого воздействия на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности. Имеет место и множественность нормативных правовых актов по одному и тому же предмету регулирования.

       Требуют развития и корректировки нормативные акты регламентирующие деятельность по профилактике аварийности в автотранспортных организациях и, особенно, это относится к деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров на коммерческой основе.

       Совершенствование нормативного правового регулирования в области безопасности дорожного движения должно проводиться по следующим основным направлениям:

  1. создание целостной системы правового регулирования и определение прогноза ее развития;
  2. повышение уровня правовой регламентации всех рангов управленческих структур;
  3. унификация основополагающих документов, регулирующих деятельность уполномоченных государственных органов, выделение и конкретизация направлений деятельности в сфере БДД;
  4. систематизация действующих документов, предусматривающих ликвидацию устаревших актов, их множественности;
  5. приведение в соответствие российских законодательных и иных

    нормативных актов с международными правовыми  нормами и стандартами.

       Значительным шагом в создании правовой основы государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения в России явилось принятие Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (№ 196-ФЗ от 10.12.1995 г.).

      Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) провозглашенные законом:

  • приоритет интересов личности над государственными интересами, соблюдение интересов граждан, общества и государства при

     обеспечении безопасности дорожного движения;

  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности

    дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
  • программно-целевой подход при ОБДД.

      Закон создал серьезные предпосылки  для перехода от ведомственного к

государственному  регулированию правоотношений в  сфере БД. В статьях Закона нашла  отражение проблема разграничения  полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области обеспечения  БДД, что чрезвычайно актуально  в настоящий период - период государственного строительства в России.

       Статьи Закона закрепили необходимую сферу регламентации: основные требования при изготовлении, реализации и эксплуатации транспортных средств, требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров, строительству и содержанию дорог и организации дорожного движения.

  Нормы Закона адресно устанавливают и ряд других требований, выполнение которых направлено на повышение безопасности дорожного движения в России. Например, нормы о медицинском ОБДД, права участников дорожного движения и др.

     В Законе также определена основы государственной политики, ряд мероприятий, за выполнение которых несут ответственность государственные органы власти. Это касается прежде всего разработки и реализации федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, снижения социального и экономического ущерба от аварийности на автомобильном транспорте.

     Следует отметить, что большинство статей указанного Закона требуют своего дальнейшего развития, принятия ряда законодательных и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм.

      Закон «О безопасности дорожного движения» является не единственным в перечне актов, которые составляют нормативную основу правового регулирования отношений в сфере дорожного движения.

      Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 г. № 711 установлено, что необходимо принятие мер по установлению единой системы правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также мер по усилению государственного надзора и контроля в этой области. Данным Указом введено в действие «Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»( 2 июля 2002 года в него внесены изменения). Положением устанавливаются специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции Государственной инспекции безопасности дорожного движения для обеспечения соблюдения действующего законодательства по вопросам БД. Документ утверждает системы ГИБДД МВД, полномочия и порядок взаимодействия подразделений в нее входящих, а главное содержит четкое изложение обязанностей, возлагаемых на данный государственный контрольно-надзорный орган и права, необходимые для их исполнения.

     Приказом  МВД РФ от 8 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании 

нормативно-правового  регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ» утверждено «Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ», регулирующее деятельность строевых подразделений ГИБДД.

       Радикальные изменения произошли в отношении государственного технического осмотра транспортных средств после выхода Постановления Правительства РФ  от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ», направленного на снижение числа  ДТП  из-за технических неисправностей автомобилей. Проверка технического состояния автомототранспортных средств должна осуществляться с использованием средств технического диагностирования (проведение инструментального контроля).

      Организация и порядок проведения государственного технического осмотра автотранспортных средств, основные задачи, технология и сроки проведения, отражены в «Положении о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ» (утв. 31 июля 1998 г. № 880) и «Правилах проведения государственного технического осмотра транспортных средств в ГИБДД МВД РФ» (утв. приказом МВД России № 59, 2003 г).

       С целью повышения профессионально-квалификационного уровня водителей автотранспортных средств Постановлением Правительства от 8 июля 1997 года № 831 введены в действие новые «Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Подготовка водителей осуществляется на основе государственных образовательных стандартов и типовых учебных планов и программ, утвержденных Министерством общего и профессионального

 образования РФ по согласованию с Минтрансом РФ и ГИБДД МВД РФ.

      Детализированное изложение требований к деятельности юридических и физических лиц по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации автотранспортных средств изложено в «Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров» (Утв. Приказом Минтранса РФ № 27 от 9 марта 1995 года).

     Структура документа содержит следующие разделы:

  • задачи и основные требования к организации деятельности по БДД в

предприятиях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов;

  • обеспечение профессиональной надежности водительского состава;
  • обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически

исправном состоянии;

  • обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов.

      Третий раздел Положения включает условия допуска водителей к осуществлению перевозок, стажировку водителей (в установленных случаях), поддержание и контроль состояния здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности, повышение профессионального мастерства водительского состава.

      Четвертый раздел отражает обязанности перевозчика (АТП) по поддержанию технического состояния автотранспортных средств: проведение своевременного технического осмотра, проведение работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, обеспечение ежедневного контроля за техническим состоянием автомобилей перед выездом на линию, использование автотранспортных средств, соответствующих виду перевозок, объему и характеру перевозимых грузов.

      Заключительный раздел документа связан с требованиями по обследованию дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок, по обеспечению БД при организации, пассажирских перевозок, специальными требованиями, отражающими порядок и особенности организации и осуществления перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.

      «Положение об обеспечении безопасности  дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих  перевозки грузов и пассажиров»  является одним из основных  нормативных актов, используемых при контроле и надзоре за деятельностью Перевозчика органами автодорожного надзора Министерства транспорта РФ. В том случае, когда перевозочные организации, а также водители-предприниматели не обладают необходимой производственно-технической, кадровой, нормативно-методической базой, обеспечивающей выполнение требований и норм по обеспечению безопасности движения указанного Положения, они осуществляют выполнение необходимых требований по ОБДД согласно регламента на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и(или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.

       Правовое регулирование и дополнительные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами осуществляется рядом нормативных правовых документов, основным из которых является «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (утв. приказом Минтранса РФ -08.01.97 г. № 2).

       Действие данного Положения распространяется на всех юридических и физических лиц, перевозящих пассажиров автобусами вне зависимости от регулярности осуществления (регулярные, нерегулярные), территориального

признака (городские, пригородные, междугородные, международные),

назначения (общего пользования, туристско-экскурсионные, специальные).

     К деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов  предъявляются следующие дополнительные требования:

      1)   К управлению автобусами, осуществляющими междугородные,  международные перевозки, перевозки  детей до 16 лет могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.

      2)   Обеспечение водителей автобусов  информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а также автовокзалами и пассажирскими автостанциями.

      При наличии на маршруте железнодорожных  переездов владельцы автобусов  организуют и проводят инструктажи  водителей об обеспечении безопасности  дорожного движения через железнодорожные  переезды.

      3)   Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включая проверку знания Правил дорожного движения, Правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной сложности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.

Информация о работе Нормативно- правовые регулирование в области безопасности дорожного движения