Ремонт и ТО дополнительного оборудования автомобилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Усиливается процесс концентрации сил в автомобилестроительной отрасли. Согласно исследованию кредитно-финансового института HypoVereinsbank, из пяти с половиной тысяч поставщиков отрасли к 2010 году в мире останется меньше половины, а из пятнадцати крупных автомобильных концернов - не более десяти. В ближайшее десятилетие автомобилестроение особенно активно будет развиваться в странах Азии, Восточной Европы и Южной Америки (т.е. не сформировавшихся в автомобильном понятии рынках).

Содержание

Введение 3

1. Назначение и устройство дополнительного оборудования 5

2. Неисправности и ТО 10

3. Ремонт 15

4. Технологическая карта разборки и сборки стеклоподъемника 17

5. Техника безопасности при ремонте 18

6. Новации в автомобилестроении 21

Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯработа.docx

— 312.68 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Назначение и устройство дополнительного оборудования 5

2. Неисправности и ТО 10

3. Ремонт 15

4. Технологическая карта разборки и сборки стеклоподъемника 17

5. Техника безопасности при ремонте 18

6. Новации в автомобилестроении 21

Список используемой литературы 23 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

      Всем  известно, что автомобилестроение по масштабам занятости, роли внутри машиностроения, ориентации на конечный спрос является достаточно значимой отраслью экономики. Непосредственно в автомобилестроении России занято 615 тыс. чел., или 15.5% занятых  в машиностроении и 5.6% - в промышленности (декабрь 2000 г.); с учетом занятости  на связанных производствах - в 7-8 раз  больше. Выпуск автомобилестроения составляет четверть выпуска машиностроения (2000 г.). В то же время низкий качественный уровень выпускаемой продукции  и отставание отечественных технологий по отдельным узлам и агрегатам  от мирового уровня на 8-12 лет требуют  серьезных действий по проведению модернизации отрасли.

      Усиливается процесс концентрации сил в автомобилестроительной отрасли. Согласно исследованию кредитно-финансового  института HypoVereinsbank, из пяти с половиной тысяч поставщиков отрасли к 2010 году в мире останется меньше половины, а из пятнадцати крупных автомобильных концернов - не более десяти. В ближайшее десятилетие автомобилестроение особенно активно будет развиваться в странах Азии, Восточной Европы и Южной Америки (т.е. не сформировавшихся в автомобильном понятии рынках). Согласно прогнозам экспертов, ежегодный рост отрасли в этих регионах составит 7,5%. Лучшие шансы на выживание будут иметь те компании, которые создадут в этих частях планеты собственные производственные мощности.

      Согласно  HypoVereinsbank, годовой оборот мировой автомобилестроительной отрасли составляет сегодня 2 триллиона 450 миллиардов евро.

      Тем не менее, при интеграции России в  мировой автомобильный рынок  наблюдается ряд проблем, связанных  с качеством производимых автомобилей. Напомним, что российский автопром сегодня - это АвтоВАЗ, Руспромавто, КАМАЗ и Северсталь, которые выпускают более 90% всех автомобилей в России.

      При благоприятном макроэкономическом сценарии спрос на автомобили будет  увеличиваться с темпом, превосходящим  средний темп роста ВВП (легковые автомобили и грузовики), или близким к нему (автобусы) на период 2005-2010 гг. В то же время существует реальная угроза расширения импорта из-за ввоза дешевеющих подержанных автомобилей. Так, на рынке легковых автомобилей подержанные иномарки продаются в том же ценовом диапазоне, что и наиболее современные на сегодняшний день новые российские автомобили (5-7 тыс. долл.), и занимают 20-22% рынка (в физическом выражении), в то время как новые иномарки - только 7%.

 

  1. Назначение  и устройство дополнительного  оборудования

      Дополнительное  оборудование на автомобилях облегчает  управление автомобилем и создает комфорт водителю и пассажирам. К дополнительному оборудованию можно отнести стеклоподъемник, стеклоочиститель, устройство для обмыва ветрового стекла, систему вентиляции и обогрева кузова, седельное сцепное устройство.

      Подъем  и опускание стекла, а также  фиксация его в нужном положении  в двери осуществляется стеклоподъемником. Стеклоподъемник на автомобиле ЗИЛ-130 (рис. 1) состоит из корпуса, зубчатого  сектора, ведущей шестерни, ручки  стеклоподъемника, рычага с роликом, кулисы с обоймой и механизма, фиксирующего подъемное стекло в  любом положении. Подъем и опускание  стекла осуществляется вращением ручки  стеклоподъемника, от которой вращается  ведущая шестерня. Эта шестерня поворачивает зубчатый сектор с рычагом, который  поднимает или опускает стекло. В  дверях кабины установлены замки, открывающиеся  при помощи наружных и внутренних ручек. Одна из дверей запирается изнутри  предохранителем, исключающим открывание ее снаружи, а другая дверь – ключом снаружи.

      

      Рис. 1 Устройство стеклоподъемника 

1 Винт М6х12 крепления ручки  
2 Шайба пружинная 6  
3 Ручка стеклоподъемника в сборе  
4 Прокладка ручки стеклоподъемника  
5 Валик стеклоподъемника приводной с поводком тормозного механизма в сборе  
6 Винт М6х14 крепления стеклоподъемника  
7 Шайба 6 пружинная  
8 Корпус  стеклоподъемника в сборе  
9 Сектор стеклоподъемника левый  
10 Ось сектора  стеклоподъемника  
11 Заклепка 5х12 ведущего рычага стеклоподъемника  
12 Рычаг стеклоподъемника ведущий  
13 Ось ролика стеклоподъемника  
14 Ролик стеклоподъемника  
15 Палец рычагов  стеклоподъемника  
16 Рычаг стеклоподъемника Т-образный  
17 Рычаг стеклоподъемника ведомый  
18 Ось-регулятор  рычагов стеклоподъемника  
19 Кольцо  оси стеклоподъемника пружинное  
20 Пружина стеклоподъемника  
21 Шайба тормозного механизма стеклоподъемника  
22 Шестерня  тормозного механизма стеклоподъемника  
23 Пружина тормозного механизма стеклоподъемника  
24 Корпус  тормозного механизма стеклоподъемника  
25 Заклепка 3х6 тормозного механизма  
 

      Ветровое  стекло автомобиля при движении в сырую погоду часто забрасывается грязью, которую не может удалить стеклоочиститель. Поэтому необходимо периодически подавать на ветровое стекло небольшую часть чистой воды.

      Эту операцию выполняют при помощи устройства для обмыва ветрового стекла (рис. 2). В устройство входят: диафрагменный насос с ручным приводом, установленный на щитке приборов, водяной бачок, расположенный под капотом, соединительные шланги, жиклер для выпрыскивания воды на стекло и впускной клапан с фильтром.

      Рис. 2 Устройство для обмыва ветрового  стекла

      1 – диафрагменный насос, 2, 4 – соединительные  шланги, 3 – жиклеры, 5 – водяной  бачок, 6 – впускной клапан 

      В заполненный водой бачок опускают впускной шланг так, чтобы между  ним и днищем бачка оставался  зазор 8-20 мм. Затем освобождают систему  от воздуха, прокачав ее насосом до выхода воды из жиклеров. Во время движения автомобиля для очистки ветрового  стекла несколько раз нажимают на ручку насоса, приводящего в действие его плунжер. Нагнетаемая вода выпрыскивается через жиклеры на стекло. Включаемый при этом стеклоочиститель позволяет полностью удалить грязь с поверхности стекла.

      Кабины  грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей оборудуются системой отопления и вентиляции. Принцип действия отопителей одинаков у всех автомобилей. Горячая вода поступает в отопитель из системы охлаждения двигателя через краник, установленный на головке цилиндров. В летнее время краник закрывается и отключает подачу горячей воды в отопитель. Конструктивно отопитель объединен с устройством для вентиляции.

      Для создания направленной циркуляции воздуха  отопитель имеет вентилятор, который  забирает свежий воздух в передней части автомобиля и направляет его  в радиатор отопителя и далее в распределительный канал. При помощи заслонки, расположенной в канале, можно изменять распределение воздуха, поступающего для обогрева пассажирского помещения и ветрового стекла. Стремясь повысить эффективность работы системы отопления при низких температурах окружающего воздуха, прибегают к так называемой рециркуляции воздуха, т. е. используют для циркуляции один и тот же воздух, который в этом случае все время будет находиться в кругообороте отопитель-кабина-отопитель.

      На  рис. 3 представлена схема системы  отопления и вентиляции кабины автомобиля ГАЗ-53А. на переднем щитке под панелью  приборов установлен радиатор системы  отопления. Перед ветровым стеклом расположен люк для забора свежего воздуха, прикрываемый крышкой. Вентилятор, приводимый в действие электродвигателем, подает воздух в радиатор отопителя. Проходя через радиатор, воздух нагревается и далее поступает в распределитель. Из распределителя воздух направляется по различным каналам для обдува ветрового стекла и обогрева кабины.

      Пользуясь отопителем на стоянке, при работающем двигателе, закрывают крышку и открывают крышку внутреннего люка.

      

      Рис. 3 Схема системы отопления и  вентиляции кабины грузового автомобиля.

      1 – рукоятка крышки воздухопритока, 2 – рукоятка крышки внутреннего люка, 3 – включатель, 4 – крышка внутреннего люка, 5 – крышка люка воздухопритока, 6 – вентилятор с электродвигателем, 7 – радиатор отопителя, 8 – распределитель. 

      Отопитель эффективно работает только при хорошо прогретом двигателе, когда температура воды в системе охлаждения двигателя достигла не менее 80о С.

      На  автомобилях-тягачах, предназначенных  для буксировки полуприцепов, устанавливают  опорно-сцепное (седельное) устройство. В это устройство (рис. 4) входят плита основания, опорная плита и балансир.

      Плита основания укреплена на раме тягача. На ней при помощи балансира шарнирно крепится опорная плита, получающая возможность поворачиваться в продольном и поперечном направлениях. На опорной плите имеется устройство для сцепки с полуприцепом, выполненное в виде захватов, удерживающих шкворень полуприцепа. Запорный кулак, находящийся под действием пружины, удерживает захваты в закрытом положении, когда прицеп сцеплен с тягачом.

      Для расцепки тягача поворачивают рычаг, действующий  на кулаки, и освобождают шкворень полуприцепа, после чего последний  может быть отсоединен от тягача.

      В расцепленном состоянии захваты  остаются в раскрытом положении, что облегчает последующую сцепку тягача с полуприцепом, которая происходит автоматически. При подаче тягача назад (под полуприцеп) шкворень полуприцепа сначала скользит по салазкам в задней части рамы тягача, затем, придя в соприкосновение с захватами и заняв установленное положение, закрывает их, а стопорное устройство надежно запирает шкворень. 

      

Рис. 4 Опорно-сцепное (седельное) устройство

1 – ограничитель, 2 – плита основания, 3 – опорная  плита (седло), 4 – ось опорной  плиты (седла), 5 – ось балансира, 6 – пружина защелки, 7 – защелка, 8 – пружина запорного кулака, 9 – левый захват, 10 – запорный  кулак, 11 – правый захват, 12 –  рычаг, 13- ось защелки, 14 – балансир, 15 – кронштейн плиты основания.  
 

 

  1. Неисправности и ТО

     Оборудование, устанавливаемое в кабине и обеспечивающее водителю благоприятные условия  работы, может иметь отдельные  неисправности.

     Неисправности механизмов дополнительного оборудования автомобиля вызваны, как правило, ослаблением крепежных соединений, нарушением герметичности сопряжений, механическими повреждениями отдельных деталей.

     Ослабленные резьбовые соединения подтягивают  при очередном ТО автомобиля. Опорно-сцепное и буксирное устройства в процессе эксплуатации автомобилей регулировок не требуют, а появляющиеся недопустимые зазоры и посторонние звуки устраняют заменой изношенных элементов новыми или восстановленными деталями или узлами.

     При обслуживании стеклоочистителя необходимо контролировать наличие жидкости в бачке для обмыва ветрового стекла. Во избежание засорения жиклеров и фильтра насоса бачок заполняют отфильтрованной водой. Для бесперебойной работы стеклоочистителя необходима своевременная смазка всех его шарнирных соединений.

     Если  щетки стеклоочистителя при работе ударяются об уплотнитель ветрового стекла или после выключения останавливаются слишком далеко от уплотнителя, то изменяют установку рычагов, переставив их на оси. Очистку ветрового стекла считают удовлетворительной, если щетка вытирает очищаемую зону не более чем за 5 двойных ходов. Допустимая ширина невытертой полосы по краям зоны очистки не должна превышать 10% длины щетки.

      К неисправностям стеклоподъемников  относятся: обломы на корпусе, обломы зубьев сектора и шестерни, тормозной и натяжной пружин; трещины в корпусе и рычагах; износы зубьев сектора и шестерни, кожи на роликах, стенок, чашки тормозной пружины; ослабление заклепок крепления чашки тормозной пружины и гаек в корпусе; уменьшение упругости пружин; погнутость корпуса и рычагов; люфт в соединениях рычагов, роликов и в отверстии чашки и корпуса валика тормоза стеклоподъемника; повреждение резьбы в гайках корпуса и в отверстии валика; риски и износ валика по наружному диаметру; повреждение шлицев валика; обрыв троса стеклоподъемника.

Информация о работе Ремонт и ТО дополнительного оборудования автомобилей