Роль грузового транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:09, реферат

Описание работы

Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начнем с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан. Стало быть, проблемы развития автомобильного транспорта носят комплексный характер.

Работа содержит 1 файл

роль грузового транспорта.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

5.  ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ АВТОТРАНСПОРТОМ

Предприятия и  организации автомобильного транспорта принимают к перевозкам:

а) грузы на основании  утвержденных в установленном порядке планов;

б) вне плана  – грузы разового характера при  предъявлении их мелкими отправками, грузы, предъявляемые населением, а  также грузы по указанию Министерства автомобильного транспорта.

Перевозка овощей, фруктов, молока и других скоропортящихся  сельскохозяйственных продуктов для заготовительных организаций и организаций потребительской кооперации производится по плану, а также предъявлению (без ограничения) по заявкам, представляемых за пять дней до перевозок.

Грузы, перевозка  которых вызвана стихийным бедствием или аварией, принимаются к перевозке вне плана и вне очереди.

Организация перевозок  грузов заключается в установлении порядка подготовки и выполнения перевозок транспортно-экспедиционной работы, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и услуг и т.д.

От уровня организации  перевозок зависит качество перевозочного  процесса, т.е. сохранность грузов, своевременность (надежность) и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок.

Важную роль в четкой организации перевозочного  процесса играет разработка и внедрение  транспортно-технологических схем доставки грузов.

Процесс доставки груза от отправителей до получателей  состоит из трех основных элементов:

1.  погрузки груза на подвижной состав в пункте отправления;

2.  перемещения груза подвижным составом от  пункта отправления до пункта назначения;

3.  выгрузки груза с подвижного состава в пункте назначения.

При доставке груза  возникает также необходимость  выполнения других различных работ, связанных с транспортным процессов (прием груза у грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т.д.).Весь комплекс связанных с транспортным процессов работ, выполняемых с момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой..

Транспортно-экспедиционную работу могут выполнять как сами грузоотправители и грузополучатели, так и АТП.

Таким образом, процесс доставки грузов может быть представлен в виде отдельных  взаимосвязанных операций, выполняемых  на каждом этапе 

5.1. Сущность и порядок  заключения договоров  перевозки товаров  автотранспортом

Взаимоотношения между автотранспортными организациями и заказчиками регулируются основными действующими нормативными актами и отражаются в договорах на перевозку груза, заключаемых между автотранспортными организациями и заказчиками.

Договор – это соглашение двух или нескольких юридических лиц, устанавливающее  и регулирующее их взаимные права и обязанности. В правоотношениях, возникающих при заключении и исполнении договора, различаются: субъекты – стороны, заключающие договор; предмет – деятельность, по поводу которой заключается договор; содержание – совокупность условий относительно прав и обязанностей, принимаемых на себя сторонами. Эти условия определяются либо правовыми нормами и плановыми заданиями, либо устанавливаются по взаимному соглашению сторон (приложение1).

Одним из субъектов  договора всегда является АТП, а другим – предприятие, организации, граждане, другие транспортные предприятия. Предметом договора являются автомобильные перевозки и другие транспортные услуги.

Договор на автомобильные  перевозки грузов является соглашением, по которому одна сторона (автотранспортная организация) обязуется принять к перевозке и доставить груз другой стороны (клиента) от места отправления до места назначения в установленные сроки, а другая сторона (клиент) обязуется предъявить груз к перевозке, обеспечить погрузку и выгрузку и оплатить стоимость перевозки.

Для АТП системы  Минавтотранса РФ установлен общий  типовой договор на перевозку  груза. Он состоит из следующих разделов:

-предмет договора, где указывается общий объем  перевозок, грузооборот и ориентировочная стоимость предстоящих перевозок груза;

-условия перевозки,  где определены обязанности сторон;

-расчеты за  перевозку, где указывается порядок  расчетов;

-ответственность  сторон за выполнение условий  договора;

-срок действия  и юридические адреса (расчетные счета) сторон.

Предприятия и  организации, заключающие договор  с автотранспортными организациями, должны обязательно представить  приложение к договору, в котором  содержатся данные об объеме перевозок  груза и грузообороте с разбивкой  по пунктам отправления и кварталам года.

В договорах  сторонами особо должен быть предусмотрен предел (в процентах) возможного изменения  среднесуточного объема перевозок.

Договор, как  правило, подписывают руководители АТП и организаций – клиентов или их заместители.

В соответствии с годовым договором и в пределах квартального плана АТП по согласованию с клиентом за 10 дней до начала квартала утверждает месячные планы.

Уставом определена материальная ответственность АТП  и клиента за невыполнение декадного  плана перевозок при невыгрузке груза или непредъявлении груза к перевозкам. В это случае виновная сторона должна уплатить другой стороне штраф в размере 20% стоимости несостоявшейся перевозки и в размере 10% стоимости пользования автомобилями с повременной оплатой.

АТП и заказчики освобождаются от уплаты  штрафа за невыполнение плана перевозок, если это связано со следующими причинами: стихийными явлениями (заносами, наводнениями, пожарами и т.п.); временным прекращением или ограничением в установленном порядке движения автомобилей по дорогам; аварией на предприятии, в результате которой была прекращена работа последнего или отдельных его цехов на срок не менее 3 суток.

При заключении и исполнении договоров на автомобильные  перевозки грузов стороны должны руководствоваться основными действующими законоположениями, инструкциями и директивами документами вышестоящих организаций.

Значение хозяйственного договора как основного документа, определяющего права и обязанности  сторон, ответственность АТП за своевременность  вывоза продукции грузоотправителей и доставки ее грузополучателям, очень велико.

5.2. Порядок предоставления  заявок на автомобильный  транспорт

На перевозку  грузов грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие  или организацию при наличии  годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора – разовый заказ.

Форма заявок и  порядок и представления устанавливаются  в Типовом годовом договоре на перевозку грузов автомобильным  транспортом (приложение2).

Форма разовых  заявок и порядок их представления и оформления устанавливается Министерством автомобильного транспорта.

В заявке на перевозку  указывается наименование и объемы перевозимых  грузов, маршруты перевозки, графики подачи подвижного состава под первую загрузку.

Заявки на перевозки  грузов поступают в грузовую группу в установленном порядке и  регистрируются по мере их поступления  в специальном журнале. На основании  заявок в грузовой группе заполняют  графы 1-10 суточного оперативного плана  перевозок (форма 10.1)

Форма 10.1

Сменно-суточный оперативный

п/п

заказа

Наименование  заказчи-ка Наименование  груза Пункт погрузки Пункт выгрузки Время подачи подвижного состава под подгрузку Способ погрузки и выгрузки Расстояние  перевозки Объем переаво-зок
                   

План  перевозок № ____________________

Выделено  автомобилей для работы В том  числе по марка Объем работы При-мечание
план факт план факт план факт ездок тонн Пробег, км  
                общий С грузом  
                     

На разнарядке происходит распределение всего  подвижного состава, предназначенного  к выпуску на линию, по конкретным объектам работы. При этом заполняют графы 1-11,13,15 18-21 формы 10.1

Прием заявок и  составление суточного оперативного плана выполняется до 14 ч, разработку сменно-суточного плана – до 18-20ч, выписку путевых листов, как правило, в ночное время.

5.3. Документальное оформление  перевозок товаров  автомобильным транспортом.

При выполнении перевозок используют следующие  основные документы строгой отчетности: путевой лист и товарно-транспортную накладную (ТТН) при перевозе грузов товарного характера. Эти документы изготавливаются централизованно типографским способом и имеют серию и учетный номер.

Путевой лист является основным первичным документом, определяющим совместно с ТТН показатели при учете работы подвижного состава и водителя, составлении статистической отчетности, начисления заработной платы водителю, расчетах за перевозки грузов (Приложение 3,4)

Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и товаров и является документом, на основании которого грузоотправитель списывает, а грузополучатель приходует перевозимые ценности. Для АТП она является основанием для учета транспортной работы  и расчетов за перевозки (Приложение 5)

Водитель получает путевые листы от диспетчера под расписку на один рабочий день при условии сдачи им путевого листа за предыдущий день работы.

На путевом  листе должны стоять штамп или  печать АТП (организации) – владельца  автомобиля и дата выдачи. В нем  указывают марку, государственный  и гаражный номера автомобиля и прицепа (прицепов), фамилию и инициалы водителя, номер его водительского удостоверения, класс и табельный номер водителя.

При выезде из АТП  и возвращении на него соответствующие  должностные лица (диспетчеры, механики, заправщики горючего, медработники) делают отметки в путевом листе.

На лицевой  стороне путевого листа перед  его выдачей водителю заполняют раздел «Задание водителю», в котором указывают наименование заказчика, адрес и время прибытия  к заказчику, число ездок и объем перевозок в тоннах. Если в течение дня необходимо осуществить перевозки от нескольких заказчиков или нескольким получателям от одного заказчика, то задание составляют на каждую ездку.

На оборотной  стороне путевого листа заказчик записывает и заверяет своей подписью маршруты движения автомобиля во время  нахождения его у заказчика.

Путевой лист имеет  на лицевой и оборотной сторонах отрывной талон заказчика, в котором указывается номер путевого листа, наименование АТП, государственные номера автомобиля и прицепа, наименование заказчика, фамилия, инициалы и должность лица, ответственного за использование автомобиля. Заказчик отмечает и заверяет своей подписью и штампом время и показания спидометра при прибытии и выбытии автомобиля и прицепа. Отрывной талон на лицевой стороне путевого листа после обработки его на АТП – расчета стоимости пользования автомобилем – направляется заказчику вместе со счетом за пользование автомобилем. НА оборотной стороне путевого листа отведено место для отметок о простоях автомобиля на линии.

Информация о работе Роль грузового транспорта