Сравнительная характеристика различных видов транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 43.98 Кб (Скачать)

Сравнительная характеристика различных  видов транспорта

Введение 

Прогресс человеческого  общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт" понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность.

С появлением частной  собственности и разделением  людей на классы стали развиваться  государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все  это привело к дальнейшему  быстрому развитию транспорта.

Современный транспорт  представляет собой единую (в социально-экономическом  отношении) транспортную систему, включая  мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем  комфорта и скорости, современный  транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Но переживаемая страной  экономическая и политическая нестабильность осложняет финансовое положение  транспорта. Продолжается падение объема перевозок грузов и пассажиров, что  связано с экономическим спадом в грузообразующих отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособность населения.

В своей курсовой работе я рассмотрела основные проблемы транспортного комплекса на современном  этапе развития экономики РФ, попыталась провести сравнительную характеристику основных видов транспорта, учитывая их преимущества и недостатки, а  также отметила недостатки нынешней законодательной базы в сфере  транспортных услуг.

1. Транспорт как  сфера материального  производства.

В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без  помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая  связана с увеличением степени  удовлетворения потребностей людей  при помощи изменения географического  положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше  использовать.

Транспорт существенно  зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой  полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством  и потребителем. Транспорт призван  связывать производство и потребителя  и должен для этого создавать  соответствующие средства и во многих случаях выступает как катализатор, повышая уровень активности экономики. Он позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей. Транспорт нужен  для достижения уровня личного благосостояния, невозможного в прошлом.

В едином народнохозяйственном комплексе транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного  хозяйства, призванного удовлетворять  постоянно растущие потребности  общества в пространственном перемещение вещественных продуктов труда и людей.

В новых условиях, когда необходимо добиться материальной сбалансированности экономики, ритмичности  работы всего народного хозяйства, роль транспортного звена, взаимосвязанного со всеми материальными отраслями и непроизводственной сферой приобретает особую значимость. Общество предъявляет к транспорту конкретные и весьма ответственные требования: полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки.

Транспорт в роли особой отрасли материального производства сделали возможным высокий уровень  развития специализации производства в наиболее благоприятных для  этого географических областях стран  и мира в целом. В современном  обществе очень немногие потребности  человека могут быть удовлетворены  без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая  связана с увеличением степени  удовлетворения потребностей людей  при помощи изменения географического  положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше  использовать.

Главное в общественном производстве, рассматриваемом с  организационно-технологической стороны, целесообразное, оптимальное соединение, до этого находящихся порознь  компонентов (предметов и орудий труда, живого труда). На ранних стадиях  развития производительных сил транспортировка  составляла единый процесс с материальным производством. В результате общественного  разделения труда этот вид деятельности обобщился, что вызвало особое производство транспортной продукции как самостоятельного товара, имеющего всегда достаточно высокую  меновую стоимость.

Специализация районов, их комплексное развитие не возможно без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Также важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

Транспорт создает  условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В  условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно  возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит  эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок  подразумевает обмен товарами и  услугами, следовательно, невозможен и  сам рынок. Поэтому транспорт  является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Виды  транспорта и их классификация.

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

В условиях России железнодорожный  транспорт наиболее эффективен для  перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки  пассажиров на средние расстояния и  в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт  не может составить конкуренции  железнодорожному в массовых межрайонных  грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также  перевозки на средние и дальние  расстояния малотоннажных ценных и  скоропортящихся грузов.

Морской транспорт  выполняет в основном внешние, экспортно-импортные  перевозки (в том числе все  грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для  перевозок отдельных массовых видов  грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского  сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими  видами транспорта и практически  превратился в специфический  вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится  к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем  грузообороте последние десятилетия  падает. В тоже время доля узкоспециализированного  трубопроводного транспорта постоянно  увеличивается и в настоящее  время составляет 52,5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

По объему перевозимых  грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный  — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.

Роль отдельных  видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе.

В междугородном сообщении  в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. В перевозках пассажиров безусловным  лидером является автомобильный  транспорт. Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.

В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок  пассажиров приходится только на два  вида транспорта: железнодорожный и  автобусный.

Во внутригородском  сообщении ведущее место и  по пассажирообороту (52,2%), и по перевозкам пассажиров (48,0%) занимают автобусы. На втором месте — городской электрический  транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен).

1.2 Единая транспортная  система. 

В РФ все виды транспорта общего пользования составляют единую транспортную систему (ЕТС). В ее составе: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.

Единая транспортная система России отличается весьма сложной  структурой. Экономическая основа этой системы — производственно-экономические  связи. Ее материальная основа — сеть путей сообщения, технические средства транспорта и служба перевозок. Сеть путей сообщения образуют: межрайонные  магистрали, поддерживающие межрайонное  разделение труда и цементирующие все районы страны в единый хозяйственный организм; районные транспортные сети, обеспечивающие развитие внутрирайонных производственных связей, связей между отдельными частями районного комплекса; внутрихозяйственные дороги, призванные осуществлять перевозочные функции в процессе производственной деятельности отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Транспорт — сложная  межотраслевая система, занимающая ключевое положение в территориальной  организации производительных сил. Экономико-географическое изучение транспорта направлено на раскрытие территориальных  особенностей функционирования транспортной системы. При этом особое значение имеет  оценка транспортно-географического  положения как отдельных элементов ЕТС, так и различных народнохозяйственных объектов, взаимодействующих между собой с помощью транспорта.

В составе ЕТС каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. При их установлении учитывают прежде всего эксплутационные расходы, необходимые размеры капитальных вложений, удельный расход топлива и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род грузов. Например, железнодорожный транспорт осуществляет перевозку массовых грузовых потоков, морской — межконтинентальные перевозки на большие расстояния, а также большим и малым каботажем. Значение того или иного вида транспорта в ЕТС РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте (см. таблицу 1.2.1) и пассажирообороте.

Таблица 1.2.1

Распределение грузооборота в ЕТС  России (млн. тонн)

Виды  транспорта 1991 1992 1993 1994 1995 1996
Железнодорожный 1957 1640 1348 1058 1028 911
Автомобильный 2731 1862 2570 1767 1441 932
Трубопроводный 1042 947 873 801 783 302
Морской 104 91 83 70 65 54
Речной 514 308 215 155 140 106
Воздушный 2,2 1,4 0,9 0,7 0,6 0,8
Всего: 6350,2 4849,4 5089,9 3851,7 3457,6 2850,8

Информация о работе Сравнительная характеристика различных видов транспорта