Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностики автомобилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Технологический процесс – совокупность воздействий, выполняемых последовательно над автомобилем. Исходными данными для разработки технологических процессов ТО и ТР автомобилей является система, агрегат.
Автомобиль является сложным объектом труда. При проведении технического обслуживания (ТО) и особенно текущего ремонта (ТР) требуется выполнять многие виды работ: от уборочно-моечных до сварочных и окрасочных. Некоторые виды работ по технологии и мерам производственной безопасности несовместимы и должны выполняться на разных производственных участках.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………5
1 Технические характеристики автомобилей………………………………………6
1.1 Характеристики автомобиля ГАЗ-3302…………………………………………6
1.2 Характеристики автомобиля ЗИЛ-130………………………………………….7
2 Расчетно-технологическая часть.............................................................................9
2.1 Расчет годовой производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту……………………………………………………………9
2.1.1 Установление нормативов технических воздействий……………………….9
2.1.2 Выбор и корректирование периодичности обслуживания…………………10
2.1.3 Определение производственных программ по видам обслуживания
и ремонта……………………………………………………………………………..13
2.1.4 Выбор методов организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей………………………………………………………………..16
2.1.5 Расчет годовых объемов работ по видам обслуживания, текущему
ремонту………………………………………………………………………………18
2.2 Расчет количества постов и линий технического обслуживания…………….23
2.2.1 Расчет поточных линий периодического действия………………………….24
2.2.2 Расчет поточных линий непрерывного действия……………………………27
2.2.3 Расчет числа постов текущего ремонта……………………………………....27
3 Составление технологических карт………………………………………………29
3.1 Исходные данные для технологической карты ТО-1………………………….29
3.2 Разработка технологической карты ТО-1 на рабочее место…………………..30
4 Организационная часть……………………………………………………………34
4.1 Назначение и работа стартера автомобиля ЗИЛ-130………………………….34
4.2 Разработка технологического процесса сборки стартера
автомобиля ЗИЛ-130………………………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………………..37
Список использованных источников........................................................................38

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

 

    Согласно  предварительным расчетам площадь  производственного корпуса равна  сумме площадей зоны технического обслуживания, зоны ремонта и мастерской:

    

    Длина здания производственного корпуса  определяется из выражения:

    

,

    где - ширина здания, м.

    Отношение длины к ширине здания выбираем приблизительно 2:1.

    Тогда длина здания производственного корпуса равна 60 м, а ширина – 36 м, что окончательно определит величину площади производственного корпуса 2160 м2.

    Проектировочное увеличение площади позволяет в  производственном корпусе дополнительно разместить  участки технического обслуживания автомобилей, мойки деталей и сборочных единиц, ремонта гидрооборудования. 

    Расчет  площади хранения (стоянки) автомобилей 

    Площадь зоны хранения зависит от числа автомобилей, находящихся на хранении, типа стоянки и способа расстановки в ней автомобилей.

    Для стоянки применяем открытую площадку, что обусловлено умеренно-холодным климатом.

    В зависимости от организации хранения подвижного состава на АТП автомобиле-места могут быть закреплены за определенными автомобилями или обезличены. Принимаем способ постановки автомобилей с закреплением их за  автомобиле-местами, т.е. Аст = Аи.

    Площадь зоны хранения определяют по формуле:

    

,

    где fo — площадь занимаемая автомобилем в плане, м2;

    Аст – число автомобиле-мест хранения;

    КПХ – коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения; 2,5…3,0.

    Площадь зоны хранения для автомобиля ГАЗ-3302:

    

 м2.

    Для автомобиля ЗИЛ-130:

    

 м2.

    Для автомобиля Урал-4320:

    

 м2. 

    Таблица 14 – Площадь зоны хранения автомобилей(стоянки)

Марка автомобиля Площадь автомобиля,

м2

Число автомобилей Коэффицент плотности расстановки автомест Площадь зоны хранения, м2
ГАЗ-3302 13,6 350 3 14280
ЗИЛ-130 16,7 150 3 7509
Урал-4320 18,4 100 3 5525
Площадь зоны хранения авто 48,7 600   27314

 

    Расчет  площади складов 

    Площадь складов по удельной  площади, приходящейся на один списочный автомобиль, определяют по формуле:

    Fскл = fп ∙ Аи,

    где fп – соответствующая площадь (удельная) складского помещения, на один автомобиль.

    Результаты  расчетов отражены в таблице.

    Таблица 15 – Площадь складов по удельной площади, приходящейся на один списочный автомобиль

Складские помещения Площадь на один автомобиль, м2 Площадь

склада,

м2

Склад запасных частей агрегатов и материалов 0,4 240
Склад автомобильных шин 0,15 90
Склад смазочных материалов 0,25 150
Инструментально-раздаточная  кладовая 0,05 30
Склад строительных материалов 0,5 300
Склад инструмента 0,1 60
Поклажная 0,2 120
Склад утиля 0,1 60
ИТОГО 1050

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

    3.1 Исходные данные  для технологической  карты ТО-1 

    Для улучшения использования рабочего времени и качества выполняемых работ по техническому обслуживанию автомобилей, проведения контроля, рекомендуется составить (или принять по литературным источникам) технологические карты. Они определяют содержание, трудоемкость и последовательность выполнения операций при проведении работ ТО; содержат перечень и норму времени операций обслуживания. Перечень операций должен составляться в определенной технологической последовательности (контрольно-осмотровые операции, контрольные, крепежные и регулировочные работы и т.д.) или последовательно по агрегатам автомобиля (двигатель, сцепление, коробка передач и т.д.).

    В технологических картах ТО указывают:

    –  перечень операций, место их выполнения (снизу, сверху или сбоку автомобиля),

    – применяемое оборудование и инструмент,

    – норму времени на операцию,

    – краткие технические условия на выполнение работ,

    – разряд работ и специальность исполнителей.

    Технологические карты составляют в соответствии с перечнем основных операций, изложенных в первой или второй (нормативной) части положения о ТО и ремонте. При разработке технологических карт необходимо предусмотреть:

    удобство  установки, снятия и перемещения  автомобиля или агрегатов в процессе выполнения операций;

    необходимое осмотровое, подъемно-транспортное оборудование;

    применение  высокопроизводительного технологического оборудования, инструмента и приспособлений.

    Формулировка  операций и переходов должна указываться  в строгой технологической последовательности, кратко, в повелительном наклонении, например «Установить автомобиль на пост, открыть капот...» и т. д.

    Технологические карты работ ТР составляют на один вид работы (снятие агрегата, разборка узла, изготовление прокладки, демонтаж шины), который подразделяют на операции и переходы.

    Технологическая карта составляется раздельно на вид обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2), а внутри вида обслуживания – по элементам. Например, по видам работ (контрольные, крепежные, регулировочные операции; электротехнические работы; обслуживание системы питания; смазочные, заправочные, очистительные операции) или на ТО определенных систем и агрегатов автомобиля (двигатель, сцепление и т.д.).

    В настоящем разделе разрабатываются  технологические карты для выполнения работ номерных ТО или текущего ремонта согласно индивидуальному заданию, выданному преподавателем. 

    3.2 Разработка технологической  карты ТО-1 на рабочее  место 

    Поточная  линия ТО-1 для автомобиля ЗИЛ-130 предусматривает 3 поста:

  1. Выполнение контрольных, крепежных и регулировочных работ. Число исполнителей – 3. Общая трудоемкость – 56,75 мин.
  2. Выполнение контрольных, крепежных, регулировочных и электротех- нических работ. Число исполнителей – 3. Общая трудоемкость – 52,35 мин.
  3. Выполнение контрольных, крепежных, шинных, смазочных, заправочных и очистительных работ. Число исполнителей – 2. Общая трудоемкость – 41,8 мин.

    Ниже приведена технологическая карта регламентных работ ТО-1 для автомобиля ЗИЛ-130 на рабочее место поста № 3 для слесаря по ремонту автомобилей 2 разряда. Здесь будут выполняться контрольные, смазочные и очистительные работы с объемом – 23,4 мин.

    Основанием  для составления технологической  карты является «Технология выполнения регламентных работ ТО-1 и ТО-2 автомобилей», откуда выбираются наименование и содержание работ с обозначенными позициями. 

Таблица 9 – Технологическая   карта ТО-1 на  рабочее место для поста № 3.

Выполнение контрольных, смазочных и очистительных работ. Общее число исполнителей – 2. Трудоемкость 23,4 мин. Исполнитель – слесарь по ремонту автомобилей 2 разряда.

Номер выполняемых работ Наименование  и содержание работы Место выполнения работы Число мест или  точек обслуживания Трудоемкость, (мин) Приборы, инструмент, приспособления, модель, тип Технические требования и указания
71 Проверить уровень  масла в картере двигателя Сверху 1 0,40 Ветошь  Уровень масла  должен находиться в пределах прямоугольной отметки масломерной линейки
72 При необходимости  долить до нормы масло в картер двигателя Сверху 1 0.90 Колонка масло-раздаточная мо-дели 367МЗ, ве-тошь Применять всесезонно: масло моторное М-1У, ТУ 38-101374–73 или масло автомо-бильное АС-8(М-8Б) ГОСТ 10541–63. Зимой: АС-6(М-6Б), ГОСТ 10541–63. Летом: АС-10(М-10Б), ГОСТ 10541–63
74 Проверить уровень  масла в бачке насоса гидроусилителя руле-вого привода Сверху 1 0,30 Для проверки уровня масла передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо. Уровень масла должен совпадать с наливной сеткой фильтра
75 При необходимости  долить до нормы масло в бачок насоса гидроусилителя руле-вого привода Сверху 1 0,50 Воронка заливная Применять всесезонно: масло марки «Р» для гидросистем автомо-билей ТУ 38-101179–71. Заменитель: Летом: турбинное масло 22, ГОСТ 32–74 или индустриальное масло 22 (веретенное 3) ГОСТ 1707–51. Зимой: вере-тенное масло АУ, ГОСТ 1642–75. Масло доли-вать при работе двигателя в режиме холостого хода
82 Смазать   пальцы   передней   и задней подвески Сверху 4 1,40 Солидолонагнета-тель модели 390М Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из зазоров  сочле-нений. Смазка пресс-солидол «С» или   соли-дол   «С», ГОСТ 4366–64
84 Смазать стебель  крюка буксирного прибора Сверху 2 0,30 Солидолонагнета-тель модели 390М Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из зазоров  сочле-нений. Смазка пресс-солидол «С»  или   соли-дол   «С», ГОСТ 4366–64
85 Смазать оси защелки и защелки крюка буксирного прибора Сверху 2 0.20 Масленка для  жидкой смазки Оси смазать  несколь-кими каплями масла. Масло моторное М-8Б1У, ТУ 101374–73 или масло автомобиль-ное АС-8 (М-8Б), ГОСТ 10541–63, или масло АСЗп-10, ТУ 38-101267–72
76 Проверить уровень  масла в картере коробки передач. Промыть и про-чистить каналы сапуна Снизу 2 1,75 Ключи гаечные  14 и 19  мм Масло в картере  коробки передач долж-но быть на уровне контрольно-заливного отверстия
77 При необходимости  долить до нормы масло в картер коробки передач Снизу 1 1,40 Ключ гаечный 19 мм, маслораз-даточный бак модели 133М  или установка для заправки агрега-тов автомобиля трансмиссионным маслом модели 3161 Применять всесезонно: масло трансмиссионное    автомобильное   ТАп-15В,   ТУ   38-101176– 74 или масло транс-миссионное ТСп-14,   ТУ   38-101488–74
78 Проверить уровень  масла в картере заднего моста. Промыть и прочистить каналы сапуна Снизу 2 1,75 Ключи   гаечные   12  и   14   мм Масло в картере  заднего моста должно    быть    на    уровне контрольного  отверс-тия
79 При необходимости  долить до нормы масло в картер заднего моста Снизу 1 1,40 Ключи  гаечные   14   и   19    мм Применять всесезонно: масло трансмиссионное автомобильное ТАп-15В, ТУ 38-101176–74 или масло трансмис-сионное ТСп-14,   ТУ   38-101488–74
80 Слить конденсат  из воздушных баллонов пневматического  тормозного привода Снизу 2 1,50 Ведро Сливать конденсат    из воздушных баллонов      следует только при наличии    сжатого воз-духа в системе
81 Смазать  шкворни    поворотных цапф переднего моста Снизу 4 1,20 Солидолонагнета-тель модели 390М Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из зазоров  сочле-нений. Смазка пресс-солидол «С»  или   соли-дол   «С», ГОСТ 4366–64
87 Смазать   шарниры     рулевых тяг Снизу 4 1,10 Солидолонагнета-тель модели 390М Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из зазоров  сочле-нений. Смазка пресс-солидол «С»  или   соли-дол   «С», ГОСТ 4366–64
86 Смазать подшипник  промежуточной опо-ры карданного вала Снизу 1 0,40 Ручной   солидо-лонагнетатель мо-дели 142 Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из контрольного от-верстия. Смазка ЯНЗ-2, ГОСТ 9432–60
83 Смазать    валы     раз-жимных кулаков Снизу 6 1,80 Солидолонагнета-тель модели 390М Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из зазоров сочле-нений. Смазка пресс-солидол «С»  или   соли-дол   «С», ГОСТ 4366–64
73 По графику    сменить масло в картере двигателя. При этом: слить отработавшее горячее масло из картера двигателя и корпуса масляного фильтра; очистить от грязи внутреннюю            поверхность крышки корпуса полно-поточного фильтра центробежной очист-ки масла; промыть крышку в бензине или керосине; залить мас-ло в картер двигателя Сверху и  снизу 3 7,10 Ключ  гаечный   14  мм, шарнирная  воронка,  ванна     для     промывки      фильтра,     колон-ка   маслоразда-точная модели 367М3 Применять всесезонно: масло моторное М-1У, ТУ 38-101374–73 или масло автомобиль-ное АС-8(М-8Б) ГОСТ 10541–63. Зимой: АС-6(М-6Б), ГОСТ 10541–63 Летом: АС-10(М-10Б), ГОСТ 10541–63

 
 
 
 
 
 
 

    4 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  ЧАСТЬ

    4.1 Назначение и работа  стартера автомобиля  ЗИЛ-130 

    Стартер – электродвигатель постоянного тока (как правило, последовательного возбуждения), предназначенный для пуска автомобильного двигателя. Основная задача стартера – сообщить коленчатому валу двигателя ту минимально необходимую частоту вращения, при которой двигатель начнет устойчиво работать, для этого он оборудован сцепным устройством для соединения и разъединения шестерен якоря стартера с зубчатым ободом маховика коленчатого вала двигателя. Стартер установлен с правой стороны двигателя и крепится к картеру сцепления.

 

Рисунок 5 – Стартер автомобиля ЗИЛ-130 

    Стартер включается с помощью электромагнитного  тягового реле 1 (рис. 5), закрепленного на корпусе 2. С боков корпус закрывается крышками 3 и 7, в которых установлены подшипники. На подшипниках смонтирован вал 4, а на нем якорь 5. В пазы якоря уложены обмотки, концы которых припаяны к коллектору. К коллектору пружинами прижимаются медно-графитные щетки 6, установленные в щеткодержателях, закрепленных на крышке 7. На переднем конце вала установлена муфта свободного хода 8 с шестерней 9 привода. На хвостовике муфты имеется поводок, в пазы которого входит вильчатый рычаг, который вторым концом соединяется с регулировочной тягой якорька  тягового реле 1.

    Рассмотрим  принцип работы стартера:

    1. Подготовительный этап – стыковка стартера с коленчатым валом двигателя. После замыкания в замке зажигания соответствующих контактов, якорь тягового реле под действием магнитного поля обмоток через рычаг перемещает муфту привода до зацепления шестерни с венцом маховика двигателя.

     2. Основной этап – пуск двигателя. Подвижный контакт тягового реле замыкает цепь: аккумуляторная батарея – стартер, после чего начинается работа стартера в качестве электродвигателя: его якорь через шестерню вращает коленчатый вал двигателя, обеспечивая его пуск.

     3. Заключительный этап – расстыковка стартера с коленчатым валом работающего двигателя. После пуска двигателя водитель отпускает ключ зажигания и тяговое реле под действием возвратной пружины расстыковывает коленчатый вал двигателя со стартером, возвратив шестерню в первоначальное положение (втянув в себя). Если после пуска двигателя стартер будет продолжать работать (например, обучающийся вождению не отпустит своевременно ключ зажигания или по какой-либо другой причине), то для того, чтобы стартер не вышел из строя, в его конструкции предусмотрена специальная муфта, которая передает вращение только в одну сторону: от стартера к маховику двигателя. Муфта не позволит двигателю, набравшему значительные обороты (800 – 6000 мин), вывести стартер из строя. 
 
 
 
 

Информация о работе Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностики автомобилей