Тормозная система газ 53

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:27, реферат

Описание работы

Назначение тормозной системы — обеспечить быструю остановку и достаточное замедление скорости автомобиля, что является обязательным условием безопасности движения. Кроме того, в тормозной системе должно быть предусмотрено устройство для надежного удержания автомобиля на месте во время стоянки. Торможение автомобиля происходит в результате создания искусственного сопротивления вращению колес. С этой целью тормозной момент прикладывается или непосредственно к барабанам на самих колесах (колесные тормоза), или к барабану, установленному на трансмиссии (центральный тормоз).

Работа содержит 1 файл

Тормозная система газ53.docx

— 182.38 Кб (Скачать)

     Основная  часть 

     1. Назначение тормозной системы 

     Тормозная система состоит из тормозных  механизмов и их привода.

     Назначение  тормозной системы — обеспечить быструю остановку и достаточное  замедление скорости автомобиля, что  является обязательным условием безопасности движения. Кроме того, в тормозной  системе должно быть предусмотрено  устройство для надежного удержания  автомобиля на месте во время стоянки. Торможение автомобиля происходит в  результате создания искусственного сопротивления  вращению колес. С этой целью тормозной  момент прикладывается или непосредственно  к барабанам на самих колесах (колесные тормоза), или к барабану, установленному на трансмиссии (центральный  тормоз). Центральный тормоз может  действовать только на ведущие колеса.

     Для быстрого торможения автомобиля необходимо использовать сцепной вес, приходящийся на все колеса. В связи с этим наиболее часто употребляемыми (рабочими) являются колесные тормозы, приводимые одновременно от педали тормоза. У современных  автомобилей применяют приводы (от педали тормоза к колесным тормозам) двух типов — гидравлический и  пневматический.

     Общее устройство тормозов. Тормоза служат для быстрого снижения скорости или  для полной остановки движущегося  автомобиля, а также для удержания  его на месте при стоянке.

     Действие  тормозов основано на трении между  колодками и вращающимся барабаном  или диском, связанным с колесами, а это создает силу трения между  колесами и дорогой и вызывает замедление и остановку автомобиля. В простейших тормозах источником усилия, необходимого для создания трения, является физическая сила водителя,

       

     передаваемая  через систему рычагов и тяг . Водитель, нажимая ногой на педаль 4 через тягу 3 и рычаг 2, поворачивает разжимной кулак 10. При этом раздвигаются две колодки с фрикционными накладками 1, укрепленные на неподвижном диске 6 на оси 7. Колодки прижимаются к вращающемуся вместе с колесом 6 тормозному барабану 5 и останавливают его. Растормаживаиие осуществляется пружиной S, стягивающей колодки при освобождении педали.

     Тормоза, установленные на автомобилях, различаются  по форме трущихся поверхностей, расположению на автомобиле и типу привода. По форме  трущихся поверхностей тормоза подразделяются на колодочные, ленточные и дисковые. В колодочных тормозах трущиеся поверхности изготовляются в виде барабана и прилегающих к нему колодок. В ленточных трение происходит между барабаном и лентой. У дисковых тормозов трущимися поверхностями служат вращающийся диск и прилегающий к нему башмак или колодки.

     По  расположению на автомобиле различают  тормоза, действующие на колеса и  на силовую передачу. Основными являются первые. Вторые же предназначены для  удержания автомобиля на месте и  лишь в крайних случаях для  торможения при движении.

     Если  торможение одного и того же барабана или диска осуществляется двумя  независимо действующими системами  колодок или лент, то такие тормоза  называются двойными.

     В зависимости от типа привода тормоза  могут быть с механическим, гидравлическим и пневматическим приводами.

     Устройство  Тормозной системы ГАЗ-53

     Автомобиль  оборудован рабочей и стояночной тормозными системами. Рабочая тормозная  система состоит из четырех тормозных  механизмов и гидравлического привода, который имеет диагональное разделение контуров. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой — левого переднего и правого  заднего. Это значительно повышает безопасность вождения автомобиля. В  гидравлический привод включены вакуумный  усилитель и двухконтурный регулятор  давления задних тормозов. Первый снижает  усилие на тормозной педали, второй повышает безопасность движения автомобиля. Помимо гидравлического привода, тормозные  механизмы задних колес имеют  механический привод от рычага стояночного  тормоза, установленного на полу кузова.

     Вакуумный усилитель

     Резиновая диафрагма вместе с корпусом клапана  делят полость вакуумного усилителя  на две камеры: вакуумную А и атмосферную Б. Камера А соединяется с впускной трубой двигателя.

     Корпус  клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированным  защитным чехлом. В корпусе клапана  размещены шток привода главного цилиндра с опорной втулкой буферштока, поршень корпуса клапана, клапан в сборе, возвратные пружины толкателя и клапана, воздушный фильтр, толкатель. При нажатии на педаль перемещается толкатель, поршень и корпус клапана, а вслед за ними и клапан до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и Б разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера Б соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр, зазор между поршнем и клапаном и канал В, давит на диафрагму. За счет разности давления в камерах А и Б корпус клапана перемещается вместе со штоком, который действует на поршень главного цилиндра. При отпущенной педали клапан отходит от своего корпуса, и через образовавшийся зазор и каналы камеры А и Б сообщаются между собой.

     Гидровакуумный усилитель ножного тормоза

     На  автомобилях ГАЗ-53 и ГАЗ-66 установлен гидровакуумный усилитель ножного тормоза. Наличие его в системе тормозов позволяет останавливать полностью груженый автомобиль с меньшей затратой физических сил водителя.

     Принцип действия усилителя состоит в  использовании разрежения впускной трубы двигателя для создания дополнительного давления в системе  тормозов с гидравлическим приводом.

     Если  гидровакуумный усилитель не будет работать, то тормозная система работать будет, но при этом возрастет величина усилия, прилагаемого водителем к педали тормоза, увеличится путь торможения автомобиля.

     На  риспоказано обшее устройство гидровакуумного усилителя, который состоит из камеры усилителя, гидравлического цилиндра и клапана управления.

     Корпус  камеры 1 усилителя состоит из двух одинаковых штампованных половинок, связанных  между собой хомутами. Внутри корпуса  камеры 1 установлены: диафрагма 2, пружина 5 и толкатель поршня 4, который  одним концом соединен с тарелкой 3, а вторым —с поршнем 9 телями. Внутри поршня помещен клапан 7, который прижимается к седлу пружиной 10. Клапан бывает закрыт во время работы усилителя и открывается после полного расторможения, когда толкатель 6 клапана пойдет до упорней шайбы.

     Удаление  воздуха из цилиндра производится через  перепускные клапаны 13.

     На  рис дана схема гидровакуумного усилителя. Если двигатель работает и тормозная педаль не нажата, то вакуум, образующийся во всасывающей трубе, предается в полости III и IV клапана управления и в юсти V й VI камеры усилителя 

       

       

     Давление  на диафрагму 2 усилителя с обеих  сторон будет одинаково, и она  под действием пружины занимает исходное положение. При торможении усилие от педали передается тормозной  жидкости главного цилиндра. Жидкость, проходя через отверстие в  поршне 9 цилиндра 14 усилителя, идет в  гидравлическую магистраль рабочих  тормозных цилиндров колес автомобиля. Одновременно тормозная жидкость поступает  в полости I и II клапана управления и прижимает диафрагмы к своим толкателям. В первоначальный момент давление тормозной жидкости одинаково во всей гидравлической магистрали. При этом большой толкатель создает усилие, примерно в три раза большее, чем малый толкатель, за счет увеличенной площади его опорной части и, перемещаясь в направлении малого толкателя, закрывает вакуумный клапан.

     Полости III и IV разобщаются между собой, но разрежение в них продолжает оставаться. Атмосферный клапан в этот момент еще закрыт, но при дальнейшем повышении давления жидкости на толкатель он открывается. Наружный воздух через фильтр поступает в полость IV, а оттуда через трубопровод в полость V. Разность давлений в полостях V и VI передается через диафрагму и толкатель на поршень цилиндра усилителя, чем и создается дополнительное давление в гидравлической магистрали-.

     При снятии нагрузки с тормозной педали давление в гидравлической магистрали между главным цилиндром и  клапаном управления падает. Это дает возможность пружине в клапане  управления за счет силы ее сжатия поставить  в исходное положение большой  и малый толкатели. При этом закрывается  атмосферный клапан и открывается  вакуумный клапан. В полостях III, IV, V и VI устанавливается одинаковый вакуум, и диафрагма под действием пружины, отойдя влево вместе со штоком, возвращается в исходное положение. Поршень 9 дойдет до упорной шайбы, и клапан 7 откроется. Жидкость, вытесненная при торможении в магистраль, возвращается обратно в главный цилиндр, и тормозная система полностью растормаживается.

     В систему вакуумного трубопровода между  всасывающей трубой и гидровакуумным усилителем установлен запорный клапан, который автоматически , разъединяет их при остановке двигателя. Это позволяет за счет внутреннего запаса вакуума в системе произвести без участия двигателя одно-два торможения.

     Регулятор давления

     Это устройство регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Регулятор  давления включен в оба контура  тормозной системы, и через него тормозная жидкость поступает к  обоим задним тормозным механизмам. Регулятор давления крепится к кронштейну двумя болтами. При этом передний болт одновременно крепит вильчатый  кронштейн рычага привода регулятора давления. На пальце этого рычага шарнирно штифтом крепится двухплечий рычаг. Его верхнее плечо через ось связано с упругим рычагом, другой конец которого через серьгу шарнир соединяется с кронштейном рычага задней подвески. Кронштейн вместе с рычагом за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления. Этим самым регулируется усилие, с которым рычаг действует на поршень регулятора. В исходном положении педали тормоза поршень поджат рычагом через пластинчатую пружину к толкателю, который под этим усилием поджимается к седлу клапана. При этом клапан отжимается от седла и образуется зазор, а также зазор между головкой поршня и уплотнителем. Через эти зазоры камеры сообщаются между собой.

     Колесные  тормозные механизмы. Автомобиль ГАЗ-51А  имеет ножные тормоза, действующие  на все четыре колеса, и ручной тормоз, действующий на силовую передачу.

     На  рисунке показан колесный тормоз автомобиля ГАЗ-51А. На кожухе заднего  моста или к флянцу поворотной цапфы переднего моста неподвижно укреплен тормозной диск /, на котором установлены две колодки 13 с фрикционными накладками //. Каждая колодка имеет внизу отдельную опору в виде эксцентриковой шайбы на пальце 10, а сверху опирается на эксцентрик 5; к эксцентрикам 6 колодки прижимаются пружиной 12. От бокового смещения колодки удерживаются скобами.

     В цилиндр 5 поступает тормозная жидкость, давление которой раздвигает поршни и через толкатели прижимает  колодки к тормозному барабану.

     Зазор между тормозными колодками и  барабаном регулируется в верхней  и нижней части колодок. В нижней части — эксцентриковыми шайбами, которые поворачиваются вместе с  пальцами 10 в отверстиях полок колодок. Пальцы 10 укреплены в отверстиях тормозного диска 1 гайками 9. Выступающие  концы пальцев имеют лыски для ключа и регулировочные метки, которые Передняя колодка по ходу автомобиля (на рисунке левая) работает по направлению вращения тормозного барабана и прижимается к нему еще и за счет силы трения, чем создает большее торможение "по сравнению с задней колодкой, работающей против вращения барабана. В результате этого накладки могут изнашиваться неравномерно. Для равномерного износа накладка передней (левой) колодки делается а это уравнивает удельные давления на поверхности вкладок и их износ. Здесь усиливающее действие за счет трения получается только у одной передней колодки. Чтобы уравнять удельное давление на трущейся поверхности обеих колодок, а 

       

       

     следовательно, и износ их, колодки разводят так, чтобы обе они прижимались  к тормозному барабану по вращению, то есть чтобы у обеих было усиливающее  действие за счет трения.Это устройство применено в тормозах передних колес автомобиля «Волга». Здесь каждая колодка имеет неподвижную самостоятельную опору, но прижимается к тормозному барабану отдельным тормозным цилиндром. При этом оба тормозные цилиндра, расположенные в диаметрально противоположных точках окружности тормозных барабанов, соединены между собой уравнительной трубкой 16.

     Колодки прижимаются к тормозному барабану по вращению при движении автомобиля вперед; от этого торможение заметно  усиливается, но при движении задним ходом оно снижается.

Информация о работе Тормозная система газ 53