Водные виды транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Перевозки людей по воде можно отнести к наиболее древним видам путешествий с использованием транспортных средств. Изначально люди строили и использовали разнообразные плоты и лодки, которые в современном мире можно отнести к нетрадиционным видам транспорта. В связи с развитием научно-технического прогресса люди стали строить и использовать громадные теплоходы, способные проходить в различных условиях, с комфортом огромное количество людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГРЕБНЫЕ ЛОДКИ (гребное судно) 3
История гребных лодок 4
ВИДЫ ГРЕБНЫХ ЛОДОК 7
Галера 7
Каноэ 8
Эскимосский Каяк 12
Британская лодка коракл 14
Конструкция 15
История 16
Современность 16
Амурский омороч 17
Дори 18
Байдара 20
Чукотская байдара 20
Байдарка 23
Особенности 25
Шлюпка 27
Церковные лодки 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

кр.р. гребные лодки.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     Каноэ (англ. canoe, от исп. canoa — чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) — тип безуключинных маломерных гребных судов (лодок). Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным или двулопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка.

     Древнейшее  в мире каноэ из атэ датируется ок. 8 000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.

     Индейское каноэ — деревянная лодка, использовавшаяся многими индейскими племенами Северной Америки. Имеет симметрично заострённые нос и корму, вместимость каноэ колеблется от 2 до 100 человек.

     Изготавливалась двумя способами:

    • Путём выдалбливания или выжигания из целого ствола дерева
    • Путём обтягивания лёгкого каркаса древесной корой

Современное каноэ

     Современное каноэ представляет собой лодку чёлночнообразной формы. Количество гребцов может быть от одного до нескольких десятков человек, они располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.

     Среди каноэ различают лодки хозяйственно-бытового назначения, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также для рыболовства и охоты. Кроме этого существуют туристские и спортивные каноэ, на которых проводится гребной слалом на горных реках или гладкие гонки на спокойной воде.

     Изготовляются каноэ либо выдалбливанием из стволов  деревьев, либо обтягиванием каркаса непромокаемыми материалами — прорезиненными тканями, специальной фанерой, синтетическими плёнками, пластиками или шкурами, также существуют надувные каноэ.

Спортивные  и туристические  каноэ

     Спортивные  каноэ для проведения соревнований по гребле на гладкой воде отличаются повышенными требованиями к характеристикам, поэтому изготавливаются из полированной фанеры (лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса. Правилами ограничиваются длина, вес и форма лодок. Максимальная длина для одиночек — 520 см, минимальная масса — 16 кг; для каноэ-двоек — 720 см и 20 кг соответственно; для каноэ-четвёрок 900 см 30 кг для каноэ-семёрок — 1100 см и 50 кг соответственно (гонки в каноэ-семёрках не проходят с 1979 года); ширина не регламентируется с 2001 года. Продольные линии корпуса и сечения спортивных каноэ должны быть выпуклыми и непрерывными. Количество гребцов на спортивных каноэ варьируется от одного до семи, гребут стоя на одном колене.

     Каноэ для гребного слалома как правило изготавливаются из стеклопластиков с отсеками непотопляемости на носу и корме.

     Каноэ для водного туризма обычно имеют вместимость 2-3 человека и изготавливаются надувными или разборными на каркасе.

     Каноэ с аутригером, то есть балансиром, аутригер-каноэ (англ. outrigger canoe) — тип небольших парусных судов, используемых по сей день на островах Фиджи и Тонга, способных совершать большие океанские плавания.

     Длина судна различна, и может составлять от 6 до 30 метров. Крупнейшие из них вмещают до 50 человек.

     Представляют  собой длинные, узкие, одинаковые спереди  и сзади судна. Передняя и задняя часть судна закрыты. Число «аутригер-балок» от двух до шести. От наветренной стороны каноэ на ширину аутригер находятся платформы, за подветренной стороне положена палуба. От носа и кормы к углам палубы на подветренной стороне поставлены брусья. К наветренной стороне с помощью шести связанных с ним длинных шестов подвешивается еще одно небольшое судно в качестве балансира. Вплотную к наветренной стороне располагается высокая мачта с треугольным парусом. Дополнительно мачта поддерживается деревянной балкой. Управляется судно с помощью рулевого весла. Над средней половиной часто имеется надстройка. Все составные части соединяются тросами из растительных волокон.

     Чтобы сохранять равновесие, аутригеры  направляются против ветра — каноэ поднимается к ветру и идёт галсами.

     Гребля  на байдарках и  каноэ гребной вид спорта, в котором используются лодки двух типов: байдарки и каноэ. Является олимпийским видом спорта с 1936 года (впервые же был представлен на олимпийских играх 1924 года в качестве неофициального вида). Кроме собственно гребли на байдарках и каноэ (или гребли на «гладкой воде») существует большое количество других дисциплин, использующих эти типы лодок. Из их числа в олимпийскую программу включён только гребной слалом.

     Соревнования  в мире по гребле на байдарках и  каноэ проводится под эгидой Международной федерации каноэ (ИКФ, ICF). В России её представителем является Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ.

     Пиро́га индейская лодка, представляющая собой деревянный каркас, обтянутый шкурами животных или корой деревьев. Шкуры сшивались корнями либо шкурами и просмаливались на швах. Также пирогой называют лодку, выдолбленную из цельного древесного ствола.

     За  счёт своего лёгкого веса пирога легка в управлении и может достигать больших скоростей без приложения больших усилий, к тому же движение пироги почти бесшумно.

Эскимосский Каяк

     Кая́к — тип гребной лодки, одноместная байдарка. Широко распространён у народов Арктики (эскимосы, алеуты и др.). Традиционно состоял из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости. Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом, за исключением прототипов и немногочисленного количества лодок, собираемых умельцами кустарным способом.

     Эскимосы  изобрели закрытую (мужскую) охотничью  лодку – каяк и открытую кожаную (женскую) – умиак.

     Каяк – мужская охотничья лодка для преследования морского зверя. Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника. На каяке имелось парусное вооружение. На реках тоже использовали каяки, они были длиной от 9 до 12 метров и очень узкими.

     Умиак – женская грузовая лодка. Использовался летом для перевозки людей и имущества на летние охотничьи земли, а также для охоты на китов. Подобно каяку, умиак обычно делался из плавника или китового уса, сколоченного или связанного в остов, на который натянута кожа морского зайца. Нос и корма его были тупоконечными. Умиак был значительно крупнее каяка, при длине корпуса от 6 до 10 метров он мог одновременно выдерживать более двадцати человек. На 30-футовый умиак требовалось около семи шкур. У эскимосов молодые женщины использовались как рабочая сила — гребцы на байдарах. Гребли женщины на умиаке в одиночку, а мужчины сопровождали женщин на маленьких одноместных каяках.

     Современный сплавной каяк из прочного пластика легко  выдерживает удары о камни. Видна  юбка, закрывающая посадочное место.

     Каяк  для гребного слалома должен быть лёгким и маневренным, пусть даже ценой некоторой потери устойчивости и прочности.

     Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озерам или морям. Различают каяки для гребного слалома, для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

     Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

     Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak, в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

     Морской каякинг по уровню экстрима мало чем  уступает каякингу на бурной воде (бурноводингу). Правда здесь ставятся совершенно другие цели и другие требования к каякам. Первое, что отличает морской каяк из когорты других — это большие размеры и заостренные и поднятые вверх нос и кормовая часть.

     Морские каяки более вытянутые, что облегчает передвижение по прямой. Также они имеют больший объём для перевозки вещей.

     Такое строение каяка специально приспособлено  для разрезания высоких морских  волн и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основными требованиями, которые ставятся к морским каякам это его «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

     Для путешествий в холодных водах  каяки изготавливаются из специальных  теплоизолирующих материалов, позволяющих  уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяках и сделать его непотопляемым при любых условиях.

     Для обозначения спортивных и туристических  лодок для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке используется термин «байдарка», тогда как в английском все обозначается словом kayak. Кроме того, в русском языке термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки.

Британская  лодка коракл

     Коракл (валл. cwrwgl, англ. Coracle) — небольшая, лёгкая традиционная лодка, используемая в основном на реках Уэльса, но также местами на территории западной и юго-западной Англии, Ирландии (особенно на реке Бойн) и Шотландии (в особенности на реке Спей); так же называют аналогичные лодки Индии, Вьетнама, Ирака и Тибета. Слово «коракл» происходит от валлийского cwrwgl, родственно ирландскому и гэльскому curach, и регистрируется в английском языке с XVI века. Другие исторические английские написания включают corougle, corracle, curricle и coricle.

     Конструкция

     По  форме коракл напоминает половинку скорлупы грецкого ореха. Несущая конструкция — каркас из ивовых прутьев переплетённых между собой и скреплённых жгутами из ивовой коры. Изначально каркас обтягивался шкурой или кожей животных, например бычьей или лошадиной, которая покрывалась небольшим слоем смолы для придания материалу большей водонепроницаемости. Современные кораклы, независимо от материала каркаса, обтягиваются плотной тканью наподобие брезента, покрытой несколькими слоями битумного лака, или синтетической тканью. Бескилевая конструкция и плоское дно позволяют равномерно распределить собственный вес и вес груза, благодаря чему коракл имеет незначительную осадку — зачастую всего несколько сантиметров, что делает его идеальным для плавания по небольшим рекам. 
Кораклы отличаются своей конструкцией и технологией изготовления, в зависимости от того на какой реке они сделаны и используются. Кораклы реки Тайви, например, плоскодонные, поскольку предназначены для плавания по порогам, которых на реке много в летнее время, в то время как кораклы в Кармартене более округлые и глубже, поскольку используются в приливных водах реки Тауи, на которой нет порогов. Кораклы Тайви изготавливаются из древесины местного происхождения без применения гвоздей — ивовые прутья для каркаса, которые переплетены между собой, и орешник для скрепления каркаса в верхней части «бортика» посредством создания оплётки, а кораклы Тауи на протяжении долгого времени делаются из распиловки ясеня и каркас скрепляется медными гвоздями. В основном на одной реке применяются кораклы одного типа, но так не всегда.

Информация о работе Водные виды транспорта