Водные виды транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Перевозки людей по воде можно отнести к наиболее древним видам путешествий с использованием транспортных средств. Изначально люди строили и использовали разнообразные плоты и лодки, которые в современном мире можно отнести к нетрадиционным видам транспорта. В связи с развитием научно-технического прогресса люди стали строить и использовать громадные теплоходы, способные проходить в различных условиях, с комфортом огромное количество людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГРЕБНЫЕ ЛОДКИ (гребное судно) 3
История гребных лодок 4
ВИДЫ ГРЕБНЫХ ЛОДОК 7
Галера 7
Каноэ 8
Эскимосский Каяк 12
Британская лодка коракл 14
Конструкция 15
История 16
Современность 16
Амурский омороч 17
Дори 18
Байдара 20
Чукотская байдара 20
Байдарка 23
Особенности 25
Шлюпка 27
Церковные лодки 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

кр.р. гребные лодки.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     Такие лодки весьма успешно применялись  для мелкопромысловой рыбной ловли, при управлении опытным человеком, они мало подвержены воздействию течения или случайных толчков рыбы, и легко можно совершать манёвры с гребком в одной руке, в то время как другой рукой удерживается сеть. В рыбной ловле могут использоваться один или два коракла. При использовании одного, сеть привязывается свободным концом к чему либо на берегу, например, дереву.

     Другой  немаловажной чертой кораклов является их малый вес, что позволяет их нести на спине. LLwyth Dyn ei Gorwg — ноша человека его коракл, как говорят в Уэльсе.

     История

     Кораклы используются на протяжении многих веков, и упоминаются в римских источниках I века до н. э.

     Эти лодки — одно из связующих звеньев между современной Британией и её прошлым. Эти древние лодки использовались бриттами и до вторжения римлян под предводительством Юлия Цезаря, который их описал и, даже, применил позже в Испанской кампании. Кораклы также служили защитой для лёгкой пехоты от метательного оружия.

     При раскопках захоронения бронзового века рядом с Далгети-Бей были обнаружены останки лодки, которая  предположительно была кораклом. Ещё аналогичные находки обнаружены в Корбридже и вблизи Ферриби. 

     Современность

     Хотя  кораклы имеют очень длительную историю, и на протяжении значительной части XX века они имели практическое значение, в наши дни их можно  увидеть в основном в областях Западного Уэльса, имеющих туристическое значение, изредка в Шропшире на реке Северн — на табличке паба в Сандорне, пригороде Шрусбери, называющегося «The Coracle», изображён человек плывущий в коракле по реке. Уэльские реки Тайви и Тауи — это лучшие места, где можно найти кораклы, хотя кораклы отличаются в зависимости от реки. На Тайви они чаще всего встречаются между Кенартом, Килгерраном и деревней Ллехрид. 
В 1974 году Бернард Томас из Ллехрида пересёк на коракле Ла-Манш за 13 с половиной часов. Эта акция проводилась с целью продемонстрировать, что бычьи лодки индейского племени мандан из Северной Дакоты могут происходить от уэльских кораклов привезённых при переселении принцем Мадогом в XII веке.

     На  протяжении многих лет Фред Дэвис, мастер-строитель кораклов из Шрусбери, получивший признание местных футбольных фанатов, предлагал необычную услугу. Во время проведения футбольным клубом Шрусбери Таун домашних матчей, он плавал в своём коракле рядом со стадионом по реке Северн и вылавливал попавшие в воду мячи. Хотя мистер Дэвис умер много лет назад, легенда о нём до сих пор ассоциируется с этим клубом.

Амурский омороч

     Омороч, оморочка — узкая одно-двухместная рыбачья лодка на Амуре, каркасная из прутьев, обшитая корой.

     Оморочки  чаще всего были небольшого размера  и поэтому и размеры долбленых  оморочек обычно были небольшими: длина 3–5 м, ширина 40–60 см, высота 30-40 см. Однако были оморочки и гораздо больших размеров, до 9–10 м длинной и «поднимали три сотни кеты, целые семьи со всеми вещами».

     У оморочек внутреннее долбление сплошное, без поперечных перегородок, а верхние  кромки бортов удерживались от сжатия вставленными между ними распорками. Отсутствуют и постоянные сиденья, их либо заменяли небольшие переносные скамейки, либо гребцы работали веслами или шестами стоя.

     Изготовлялись долбленые лодки-оморочки из одной  колоды мягкого и мелкослойного  дерева, такого как тополь, осина, липа или кедр, посредством выжигания или долбления, а иногда с использованием и того и другого способа. Как правило, они имели заостренные оконечности , иногда овальной формы, и плоское, с небольшим выгибом посередине днище.

     Применялись долбленые оморочки чаще всего при охоте. На них можно было осторожно подплывать к месту водопоя крупных зверей и животных, охотиться на водоплавающую дичь, а также рыбачить с острогой ночью. Долбленые лодки-оморочки были довольно легки в управлении, благодаря небольшой осадке имели хорошую проходимость на мелководьях, но не очень устойчивы и остойчивы при движении, поэтому плавание на них, как и на батах, требовало определенного умения и сноровки.

     Как уже отмечалось выше, искусными мастерами  в изготовлении долбленых лодок, в том числе и оморочек, были удэгейцы и орочи, у которых их приобретали нанайцы, ульчи, негидальцы и нивхи. Но и у этих народов Нижнего Амура и Сахалина были свои мастера, умевшие делать такие лодки.

Дори

     Дори (dory) – небольшая узкая лодка  длиной 5–6 метров с высокими бортами, обычно используемая для рыбной ловли в США. Популярна в Новой Англии.

     Дори "Глостерская чайка"

     "Глостерская  чайка" - одна из ныне наиболее  распространенных моделей. Лодки  этого типа широко используются  любителями рыбной ловли и  отдыха на воде как в прибрежных зонах Атлантики и Тихого океана, так и на Великих озерах. Секрет этой популярности "чаек" в отличных ходовых и мореходных качествах, унаследованных от "Дори" прошлого века, на которых добывались треска и палтус, в изобилии обитавшие тогда на отмелях Атлантического океана.

       Конструкция лодки проста и может быть осуществлена даже неискушенным в малом судостроении человеком. При наличии необходимых материалов лодку можно построить за несколько выходных дней. И можно заверить читателей: построивший "Глостерскую чайку" не будет раскаиваться, где бы потом ни довелось плавать на этой лодке: она пригодна и для спокойной реки, и для выхода в морской залив.

     "Чайка"  имеет характерные для всех  лодок типа "Дори" стройные  обводы. Узкое и сильно заостренное в оконечностях плоское днище обладает минимальной смоченной поверхностью; оно идеально обтекается водой при тех сравнительно невысоких скоростях, которые могут быть развиты на обычной гребной лодке. Поэтому "Глостерская чайка" легко идет на веслах даже с солидной полезной нагрузкой. Опытный гребец легко преодолевает на ней мощное встречное течение в устьях рек и прибойную волну при выходе в море с пляжа. Небольшой подъем днища в носу и корме улучшает поворотливость лодки и ее проходимость при движении на мелководье.

     Сравнительно  низкий надводный борт не является недостатком, так как компенсируется значительным развалом бортов и скрадывается седловатостью линии борта, т.е. заметным подъемом бортов в оконечностях. Когда  идешь на этой лодке против волны, ее нос легко врезается в воду, а по мере погружения в гребень - благодаря резкому увеличению ширины и объема погруженной части корпуса возрастает гидростатическая сила поддержания, которая выталкивает лодку вверх. И эта картина одинакова по всей длине корпуса, где бы ни проходил гребень волны.

     Если  лодка получает крен, то благодаря  тому же развалу бортов наружу ширина ватерлинии с увеличением крена  увеличивается и соответственно возрастают силы, препятствующие дальнейшему  накренению лодки. В то же время, как и все "Дори" с их узким днищем, "Глостерская чайка" обладает своенравным характером, к которому нужно приспособиться: имеется в виду повышенная валкость - чувствительность к перемещению пассажиров с места на место, особенно по ширине лодки. (Известны случаи, когда при неосторожном поведении неопытных пассажиров "Дори" "избавлялись" от них, после чего тут же вставали на ровный киль).

     Иметь достаточный запас устойчивости помогает низкое расположение пассажиров: все банки-сиденья имеют высоту от днища всего 150мм, благодаря чему центр тяжести экипажа располагается сравнительно низко.

     Еще одно достоинство лодок типа "Дори" при плавании на волне - хорошая устойчивость на курсе, обусловленная практически  симметричными относительно миделя формами корпуса; этому способствует также и развитый по площади плавник, закрепленный под днищем в корме.

Байдара

     Байда́ра — русское название лодки приморских чукчей, коряков и эскимосов, состоящей из деревянного каркаса, обтянутого шкурой моржа. У эвенов Охотского побережья были также байдары из досок. У чукчей на малую байдару шла одна шкура, на большую — две.

     Чукотская байдара

     Чукотская байдара - легкая, переносимая вручную, прочная, устойчивая на воде лодка, из моржовых шкур, с вёслами и косым парусом. Деревянный каркас, состоящий из тонких березовых, сосновых или кедровых реек, выстругивается острым ножом, скрепляется ремнями, после чего обтягивается шкурой моржа. Байдара вмещает от одного до 20-30 человек. На изготовление одной байдары средней величины уходит от четырех до шести шкур, в зависимости от их размеров. Шкуры специально обрабатываются, высушиваются, а при обтягивании деревянного каркаса специально размягчаются, а затем вновь высушиваются, чтобы они более плотно прилегали к древесине. Днище высушенной, готовой к использованию байдары слегка просвечивает и звенит, подобно бубну. Для килевой части байдары берется наиболее толстый участок шкуры моржа – ее спинная часть.

     Основное  занятие береговых чукчей - охота  на морского зверя: зимой и весной - на нерпу и тюленя, летом и  осенью - на моржа и кита. Также  с байдар чукчи ловили рыбу. Естественно, приморские жители активно использовали водный транспорт – байдары, которые на зиму они оставляли у оседлых сородичей или, разобрав, забирали с собой на зимовье. На моржа охотились группами по несколько байдар.

     Набеги  и перемещение по морю производились  на байдарах — лодках из нескольких моржовых кож, натянутых на деревянный (еловый или сосновый) каркас. Длина охотничьей байдары, в которой обычно размещалось восемь человек, была 6—10 м, ширина — 2—3 м, а грузоподъемность — 4 т. Обтяжку, состоящую из 2—3 шкур, меняли каждый год, а при бережном использовании — через 2—3 года, поскольку она становилась хрупкой. Вообще же байдару было легко разобрать и даже уменьшить при необходимости ее размер. Вес такой байдары был 130—160 кг. Видимо, такие байдары были типичны в XVIII—начале XX в.

     Функции экипажа были следующими: впереди сидел человек, отталкивающий багром льдины, позади — рулевой-владелец байдары, руководитель, в центре размещались на скамьях по 2—3 гребца с короткими однолопастными веслами, крепящимися в кожаных петлях, дисциплина в байдаре была строгая: гребли синхронно, отдыхая 5—10 минут в час. Байдара, кроме экипажа, могла вмещать и воинов, которые сидели на полу и помогали грести, дергая за веревку на конце весла.

     Уже в конце XVIII в. байдара имела еще  и замшевый квадратный парус, однако основной ход был все же на веслах. Байдары данного типа (по-эскимосски ан'ьяпик) предназначались в первую очередь для охоты на крупного морского зверя. Для дальних морских поездок и походов существовал специальный тип байдары. В конце XIX в. байдары этого типа также имели прямоугольный парус из ровдуги. Для сравнения отметим, что большие байдары у североаляскинских эскимосов имели парус уже в 1830-х гг.. Скорость такой большой байдары была до 10 км/ч. Подобные байдары могли принять на борт 20—30 человек, часть из них, очевидно, гребли, а часть были просто воины.

     Для путешествия чукчи, жившие по берегу Ледовитого океана, брали в байдару  огонь, который разводили на ящике  с песком или на дерне. Против течения  реки байдару могли тянуть собаки или олени. Судя по документам для  передвижения по рекам с военными целями чукчи, наряду с байдарами, использовали одноместные однодеревки. Это была типично охотничья лодка длиною 3,7—5,8 м, шириною 53—70 см, высотою 53—62 см, предназначенная для передвижения по мелководным рекам и озерам.

     Гребля велась двухлопастным веслом или просто шестом. Такая лодка была неустойчива, когда были волны, ее могло залить водой, и, следовательно, она была опасна для охотника, обычно не умевшего плавать. Данные лодки в источниках именуются батами.

     Приморские  жители использовали во время военных действий и каяки — однолючные байдарки для одного человека. Их длина была 1,8 м, ширина 70 см, высота до центрального обруча — 20 см. Эта типично охотничья лодка могла лишь по случаю применяться в военное время. Поскольку в ней гребец держал двухлопастное весло двумя руками, то с нее было неудобно сражаться, и для боя воин стремился спешиться.

     В конце прошлого века, да и в начале нынешнего, чукотские байдары использовались в туристических целях. Действовали  туристические частные фирмы, осуществлявшие экскурсии вдоль побережья к историческим местам на байдарах.

     Но  в настоящее время байдары  для перевозки туристов не задействуют. А причиной тому – гибель четверых иностранных туристов, которые вышли  в море в шторм. В основном теперь строятся байдары гоночного варианта. В отличие от байдар, ранее предназначавшихся для охоты, гоночные более узкие, более мелкие и более легкие. В них размещаются шесть гребцов и один рулевой. Сейчас стоимость байдары выше, чем стоимость моторного катера, это и понятно – ручная единичная работа мастера всегда ценится высоко. Байдара к тому же служит человеку лишь пять–семь лет».

Информация о работе Водные виды транспорта