Франчайзинг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:19, дипломная работа

Описание работы

Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

Содержание

I)Введение:

1.Что такое франчайзинг*

2.История франчайзинга*

2.1.история развития франчайзинга в России*
2.2.Структура развития рынка франшиз*

3.Современное состояние франчайзинка в РФ*
3.1Экономический и правовой аспекты*

4.Перспективы развития Франчайзинга в Москве*

5.Плюсы и минусы франчайзинга*
5.1.Деньги
5.2.Время
5.3.Кадры
5.4.Франчайзинг-источник дохода
5.5.Конкуренция
5.6.Стратегия освоения новых территорий
5.7.Креативность
5.8.Разочарование от незнания *

II)Теоретическая часть

6.Франчайзинг на рынке ресторанных услуг*
6.1.Легко ли быть лидером
6.2.Междунородные операторы
6.3.Продвижение в регионы
6.4.Приимущества
6.5.Недостатки

7.Франчайзинг для гостиниц .*
1)Что такое франчайзинг для гостиниц
2)Отель по франшизе или независимый отель.Приимущества франчайзинга
3)Дополнительные ценности
4)Инструменты франчайзинга
5)Успех работы
6)Что необходимо знать
7)Как выбрать франчайзера(гостиница)

III) Практическая часть.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            СОДЕРЖАНИЕ

 

I)Введение:

 

1.Что такое франчайзинг*

 

2.История франчайзинга*

 

 2.1.история развития франчайзинга в России*

 2.2.Структура развития рынка франшиз*

 

3.Современное состояние франчайзинка в РФ*

3.1Экономический и правовой аспекты*

 

4.Перспективы развития  Франчайзинга в Москве*

 

5.Плюсы и минусы франчайзинга*

5.1.Деньги

5.2.Время

5.3.Кадры

5.4.Франчайзинг-источник  дохода

5.5.Конкуренция

5.6.Стратегия освоения  новых территорий

5.7.Креативность

5.8.Разочарование от  незнания *

 

II)Теоретическая часть

 

6.Франчайзинг на рынке  ресторанных услуг*

6.1.Легко ли быть  лидером

6.2.Междунородные операторы

6.3.Продвижение в регионы

6.4.Приимущества

6.5.Недостатки 

 

7.Франчайзинг для гостиниц .*

   1)Что такое  франчайзинг для гостиниц

   2)Отель по франшизе  или независимый отель.Приимущества  франчайзинга

   3)Дополнительные  ценности

   4)Инструменты  франчайзинга

   5)Успех работы

   6)Что необходимо  знать

   7)Как выбрать франчайзера(гостиница)

 

III) Практическая часть.

 

На конкретном примере  раскрыть состояние и перспективы  системы франчайзинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

 

 

1.                           Что такое франчайзинг

 

 

Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений,прик которых одна сторона(франчайзер)предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовать товары)другой стороне (франчайзи)способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

 

 

Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

Франшиза (франц. franchise - льгота, вольность) - это право на франчайзинг, то есть на создание коммерческого предприятия, торгующего продукцией своего старшего партнера; предприятие, созданное на основе франчайзинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. История франчайзинга

 

 

Слово «франчайзинг»  произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах. В зависимости от фонетических особенностей языков производные  слова от «franchise» имеют различное звучание, например, франчайзор, франчайзер и др.

Франчайзинг имеет большую  историю. В Британии этот термин относился  к праву сбора налогов на определенных территориях, а для граждан предоставлялось  право осуществлять на рынках продажу  своих товаров за определенную плату. В США в настоящее время термин «франшиза» используется. в различном для нас понимании, например, «избирательная франшиза», т.е. право граждан на участие в выборах.

Появление франчайзинга относят к началу 1800 годов, к так  называемой системе “связанных домов”, используемой британскими пивоварами. В 1860 г. по схеме, очень близкой к франчайзингу работала фабрика «Singer» в Соединенных штатах Америки, специализирующаяся на производстве швейных машинок. Франшиза передавалась фирмам, осуществляющим сбыт и обслуживание швейных машин на определенной территории.

Стимулом к развитию франчайзинга послужило принятие законодательства, регулирующего товарные знаки. В 1870 году в США вышел закон, регулирующий регистрацию товарных знаков, однако закон был признан противоречащим Конституции и регистрация не осуществлялась до выхода нового закона 1881года. В 1875 году в Британии был принят закон о товарных знаках, предоставляющий владельцу зарегистрированного знака монопольное право на его использование и привлечение к суду лиц, неправомерно использующих знак. После принятия закона знаки подлежали публикации, что давало возможность проверки на схожесть используемых знаков. В 1888 году, появилось законодательство, регулирующее товарные знаки в Японии, в 1894 году- в Германии. В 1891 году было подписано Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков.

Для прорыва на рынке  с 1898 г. в своей практике стала  активно использовать систему франчайзинга компания «General Motors». Разработанный аптекарем в 1886г. рецепт и его продажа в 1900  привела к мощному толчку в развитии франчайзинга и система стала стремительно распространяться под известной всем до настоящего времени маркой “Coca Cola”. Rexall Drugstores (аптеки) - 1902г., Western Auto - 1909г., Ben Franklin (магазины) - 1920г., A&W established “walk up” (пиво), Howard Johnson (мороженое) - 1938г. и другие компании вышли на рынок с использованием концепций франчайзинга и к 50-м годам XIX века в США насчитывалось около 100 компаний.

В США франчайзинг  зарекомендовал себя как эффективный  метод распределения продукции и услуг, а принятый в 1946 году Закон о товарных знаках способствовал дальнейшему развитию франчайзинга в США.  В середине 50-х годов на рынок вышли такие известные в настоящее время в мире компании как Baskin-Robbins(мороженое), Duraclean (уборка и чистка ковров), McDonald’s и к  60-м годам в США  насчитывалось более 900 компаний с 200 тысячами франчайзи. Оценкам американских специалистов франчайзинговый сектор с 1975 по 1990 год возрос на 300 процентов.

Сегодня франчайзинг  получил развитие во-многих отраслях  хозяйства.

Франчайзинг признан  в мире как наиболее прогрессивная  форма ведения бизнеса и широко  распространен в зарубежной практике.

В России франчайзинг  получил известность с приходом на рынок таких крупных компаний как «Pizza Hut», «Kodak», «McDonalds», «Coca-Cola» и других хорошо известных в мире компаний. Однако, существующая система экономики и отсутствие правового регулирования этого направления не позволило развивать этот формат в России до 1996 года.

В 1996 году вступила в действие  II часть Гражданского Кодекса РФ, в которой появилась глава «Коммерческая концессия». Несмотря на то, что многие специалисты и участники франчайзингового сектора считают ее крайне неудачной, можно признать ее началом правового регулирования франчайзинга в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   История развития франчайзинга в России

 

Начало  истории франчайзинга в России можно  отнести к середине 90-х годов  прошлого века.Первые схемы строились  с использованием арендных отношений  и включением в договоры передачи операторам прав на использование товарного знака, принадлежащего компании. Такие схемы использовали нефтяные компании.

Впоследствии стал широко использоваться договор коммерческой концессии, который появился в российском праве в 1996 году. 

История франчайзинга в России связана именно с сектором розничной продажи нефтепродуктов, и в конце 90-х годов основная информация о развитии франчайзинга поступала именно от нефтяных компаний. Именно в этот период времени многие рассматривали франчайзинг как интеграцию крупного и малого бизнеса, что конечно имеет место быть в некоторых секторах экономики (например, продажа нефтепродуктов, осуществление пассажирских перевозок, продажа электроэнергии) и в определенной экономической ситуации, но само по себе не является приоритетом франчайзинга.

В секторе «нового» предпринимательства в описываемый  период времени также появлялись концепции, имеющие ряд общих  признаков с франчайзингом, но экономически выстраиваемых на лизинговых отношениях, например, «Дока-пицца». Ряд зарубежных концепций, появившиеся на российском рынке испытывали серьезные затруднения, связанные с правовыми, экономическими и психологическими факторами и к настоящему времени устояли на рынке только две компании «Сабвей» и «Баскин Роббинс» (общественное питание).

Преимущества совместного развития стимулируют возрастание интереса в России к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга к  России.

Количество организаций, заявивших о своем развитии в  формате франчайзинга возросло с 50 в 2001 году до 750 в 2008, что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. В России, впрочем, как и в других странах мира нет официальной статистики по франчайзингу. О развитии этого сектора можно судить только по той информации,  которая представлена участниками рынка в СМИ и среде Интернет. Нами было проведено обширное исследование по состоянию на октябрь-ноябрь 2006 и 2007, 2008 года. Наибольшее количество франшиз в 2008 году наблюдалось в секторе розничной торговли - 56%.

Результаты  исследования показали опережающие  темпы развития франчайзинга в секторе  розничной торговли. Это объясняется  положительными тенденциями самой  отрасли в исследуемый период времени.

По  всем указанным на схеме секторам в 2008 году произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами, 27,3% по продовольственной торговле, 30,1% по сектору общественного питания и 25% по услугам.

Для России характерны общемировые тенденции  развития франчайзинга. Это связано  с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом, в каждом государстве также существует своя специфика, что связано с социально-экономическими, культурно-психолгическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определенных товарах и услугах и тенденции развития той или иной отрасли в общем влияет на общую структуру франчайзинга. В качестве примера можно привести структуру франшизных рынков России, Европы и США. Понятно, что в региональном разрезе на территории России структура будет отличаться от общероссийской , аналогично в Европе на территориях различных государств и в США на территории различных штатов.

Как показали исследования сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции  особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, по продаже чая, кофе, выпечки , сыров, замороженных продуктов и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и реальным перераспределением в 2008 году франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли.

В торговле непродовольственными товарами достаточно сложно идентифицировать организации, которые используют классические модели франчайзинга. В связи с отсутствием  в России легального термина под  франчайзинговм понимают три  основных вида отношений: коммерческую концессию, лицензионные соглашения и дилерские соглашения с дополнительными условиями. Отсутствие четких критериев франчайзинга приводит к недостоверности публикуемой правообладателями информации относительно концепции развития, и как следствие, к завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли. Результаты проведенного анализа в 2008 году показал, что по некоторым , где используется франчайзинг, разрыв является достаточно большим.

В исследуемый  период мы наблюдали две позитивные тенденции: во-первых, высокий уровень  активности франчайзеров по освоению новых территорий, во-вторых, в отличие  от предыдущих лет стало увеличиваться  количество франчайзеров, не относящихся к Московскому региону. Наибольшая предпринимательская активность наблюдалась в регионах с наибольшим потенциалом и развитой инфраструктурой. Безусловно, с учетом масштаба территории России и серьезных различий в уровне развития регионов, и развитие франчайзинга будет происходить неоднородно, как по времени, так и по структуре.     Проведенные нами исследования показывают рост количества локальных сетей на региональных рынках.

При всех положительных тенденциях, в настоящее  время участники франшизных отношений, присутствующие на российском рынке серьезно рискуют. Административные барьеры, изменение рыночной ситуации, отсутствие единого понимания франчайзинга, достаточно большой уровень недоверия, недобросовестность партнеров, ложные обещания, слабая защита прав на объекты интеллектуальной собственности и незаконное их использование прав , пренебрежение со стороны партнеров интересами системы, финансовые риски и другие коммерческие риски, а также в ряде случаев неумение управлять ростом сети сдерживают развитие. По вполне понятным причинам это не добавляет стабильности и экономического роста на территории их присутствия. Например, несоответствие системы франчайзера характеру рынка приводит к неоправданным потребительским ожиданиям и последующему недоверию к другим игрокам рынка. В некоторых случаях достаточно велика вероятность ограничения конкуренции в некоторых секторах экономики, при этом доминирующее положение на рынке является «скрытым», поскольку все участники сети являются независимыми юридическими лицами. В таком варианте серьезно повышается риск при выходе на рынок новых организаций, не являющихся участниками сети. В случае жесткой привязки франчайзи к поставщикам франчайзера вероятно ограничение возможностей местных производителей.

Информация о работе Франчайзинг в России