Франчайзинг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:19, дипломная работа

Описание работы

Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

Содержание

I)Введение:

1.Что такое франчайзинг*

2.История франчайзинга*

2.1.история развития франчайзинга в России*
2.2.Структура развития рынка франшиз*

3.Современное состояние франчайзинка в РФ*
3.1Экономический и правовой аспекты*

4.Перспективы развития Франчайзинга в Москве*

5.Плюсы и минусы франчайзинга*
5.1.Деньги
5.2.Время
5.3.Кадры
5.4.Франчайзинг-источник дохода
5.5.Конкуренция
5.6.Стратегия освоения новых территорий
5.7.Креативность
5.8.Разочарование от незнания *

II)Теоретическая часть

6.Франчайзинг на рынке ресторанных услуг*
6.1.Легко ли быть лидером
6.2.Междунородные операторы
6.3.Продвижение в регионы
6.4.Приимущества
6.5.Недостатки

7.Франчайзинг для гостиниц .*
1)Что такое франчайзинг для гостиниц
2)Отель по франшизе или независимый отель.Приимущества франчайзинга
3)Дополнительные ценности
4)Инструменты франчайзинга
5)Успех работы
6)Что необходимо знать
7)Как выбрать франчайзера(гостиница)

III) Практическая часть.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

Много проблем сохраняется и в отношениях «франчайзер-франчайзи», которые большей частью являются следствием неподготовленности сторон (или одной из сторон) к  отношениям в форме франчайзинга и неисполнением условий договоров. В настоящее время также нельзя отрицать, что договорные конструкции франчайзинга в ряде случаев используются для выхода на региональные рынки и впоследствии предприятия франчайзи поглощаются франчайзером, но это более относится к издержкам правового регулирования и этики делового поведения, чем к признакам франчайзинга.

Дальнейшее  развитие ситуации в секторе франчайзинга в основном будет определяться деловой  активностью непосредственных участников рынка, профессиональной позицией специалистов в этой области ,  позицией некоммерческих организаций и государственных органов власти. Важным фактором в формировании цивилизованной системы является поддержка федеральными и региональными органами власти развивающихся отношений и проведение экспериментов локального уровня. На основе поиска и отработки системы связей новые отношения несомненно докажут свои преимущества.

В условиях  глобального кризиса проблемы и трудности наблюдались практически во всех секторах экономики. Изменялись поведенческие модели населения на потребительском рынке, снижался уровень потребительской уверенности и активности, пересматривались бюджеты домохозяйств и изменялись предпочтения, что безусловно повлекло за собой  необходимость для нового осмысления и пересмотра стратегий развития субъектов рынка.

Снижение  спроса и изменение его структуры, отсутствие оборотных средств, рост арендных платежей и других издержек и другие факторы привели к ухудшению положения торговых и обслуживающих предприятий и организаций, банкротству и уходу с рынка.  Общая ситуация сказалась на секторе франчайзинга.

В России было закрыто и приостановлено достаточно много проектов, но по ряду причин не всегда это «афишировалось».   По нашей информации те сети, которые декларировали франчайзинг, а фактически занимались дистрибуцией испытывали серьезные трудности (особенно в секторе обуви и одежды). Однако, нельзя не отметить, что ограничение собственных ресурсов в некоторых секторах экономики повысило активность самих франчайзеров по привлечению в сеть инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На  рынке появляются новые франшизные проекты и расширяется круг потенциальных  франчайзеров, но им еще потребуется  время для выхода на рынок по концепции  франчайзинга. Происходит смещение интересов  с расширения на рынке за счет собственных  предприятий  к расширению за счет франчайзи. Так что в этом смысле, франчайзинг будет использоваться активнее, чем другие формы, при условии, если франчайзеры будут грамотно выстраивать продуктовые и марочные стратегии. Проявляет себя более серьезное отношение к бизнесу. В нестабильной среде большую актуальность приобретает оценка  рисков и планирование деятельности. С целью сохранения устойчивости системы большее внимание необходимо уделять безопасности бизнеса. Крайне важно также выстраивание партнерских отношений, особо пристальное внимание необходимо будет уделять выбору партнеров.

С целью  привлечения конечных потребителей и потребителей франшизы также ожидаема дальнейшая диверсификация, т.е. появление  новых форматов и новых франшиз.     В России, особенно в регионах отмечается активизация потенциальных франчайзи. Спрос на франшизу наблюдается со стороны торговых центров и организаций, выступающих арендодателями помещений. Определенным стимулом явилось закрытие казино и соответственно освобождение помещений, предназначенных для проведения досуга. Успешные франшизы востребованы. Сектор потенциальных франчайзи качественно изменился. Это в большинстве своем грамотные руководители, желающие приобрести хороший продукт.

Безработные граждане, имеющие свободные ресурсы  вкладывают их в активы, приносящие доход. Одним из таких активов можно рассматривать «франшизу». С этой точки зрения можно ожидать увеличение активности в секторе франчайзинга в общем. На наш взгляд, особенно в регионах в ближайшее время будут более востребованы мелкоформатные франшизы, а также менее стандартизованные франшизы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3              СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РФ

    3.1                       Экономический и правовой аспекты

 

 

 

 

 Франчайзинг как перспективная  форма развития бизнеса завоевал признание практически во всем мире. Тенденции франчайзинга неоднородны в различных государствах, что определяется национальными особенностями, социальным, культурным и экономическим уровнями развития, уровнем информированности и образования населения, административными барьерами, законодательным регулированием и другими факторами. Однако, практически во всех государствах эти тенденции являются положительными, и в настоящее время в мире насчитывается около 17,7 тысяч франшизных сетей, в том числе около 7 тысяч в Европе.     

 В России в 2007 году (по состоянию на октябрь)  около 560 организаций, открыто  декларировали свое развитие  в формате франчайзинга .    

 В структуре рынка  франшиз розничная торговля занимает 51 %, в том числе 48%-торговля непродовольственными товарами и только 4% розничная торговля продуктами питания. В секторе торговли непродовольственными товарами основную долю в совокупности занимают розничная торговля одеждой (47%) и обувью (5%), активно развивается и увеличивается предложение франшиз по продаже подарков (12%).  Количество сетей, а также число участников внутри сетей имеют тенденцию роста. Это объясняется рядом преимуществ, которые приобретают субъекты рынка, объединенные в сеть.     

 Как показывает  зарубежный опыт, крупные торговые сети, специализирующиеся на продаже продуктов питания в магазинах больших форматов, хотя и являются вертикально-интегрированными системами, не всегда избирают концепции развития в форме франчайзинга. Это связано со спецификой продаваемых товаров, спецификой информационных и логистических систем, а также со сложностью осуществления контроля качества товаров. Наиболее приемлемы концепции франчайзинга для розничной торговли продуктами питания ограниченного ассортимента, а также для специализированных магазинов, например, по продаже чая, кофе, выпечки, сыра и др. Аналогичная ситуация складывается и в России.    

 По сравнению с  2006 годом увеличился сектор услуг-  он занимает 30% в структуре франшиз  и несколько уменьшился сектор  общественного питания, его доля составляет 13%. Наибольшее количество предложений франшиз мы наблюдаем в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. В отличие от зарубежных государств, в России слабо представлен сектор бытовых услуг и услуг для дома: химчистки, ремонт, благоустройство и др.     

Франчайзинг в России начал развиваться  значительно позже, чем в Соединенных  Штатах Америки и позже, чем в Европе. Основных причин две: во-первых, такая форма развития и взаимодействия была невозможна в социалистической системе хозяйствования, во-вторых, к 90-м годам прошлого века был практически утрачен институт товарных знаков. Закон о товарных знаках появился только в конце 1992 года.  Только в 1996 году была введена в действие часть II Гражданского Кодекса РФ, в которой наряду с другими новшествами появилась глава 54 «Коммерческая концессия», что можно назвать «началом истории» правового регулирования франчайзинга в России.     

 С середины 90-х годов  прошлого века происходили значительные  преобразования российского законодательства  и экономики, что явилось причиной  реструктуризации ранее существующих  организаций и создания новых  предприятий. Поэтому в структуре бизнеса в общем присутствуют молодые компании с новыми задачами и новым имиджем. Общая ситуация объясняет и сложившуюся структуру франшиз по сроку предложения на рынке, 78 % франшиз существует на рынке до 5 лет.    

 Большой разрыв  наблюдается между заявленными и реальными предложениями франшиз, т.е. из 100 % заявленных франшиз приблизительно только половина является реальными. Декларирование продажи франшиз некоторыми участниками рынка при отсутствии разработанной системы франчайзинга может явиться причиной дискредитации самой идеологии франчайзинга и косвенно оказать негативное влияние  на репутацию тех компаний, которые заслуживают доверия.    

 Структура сетей  неоднородна, практически отсутствуют  чисто франшизные сети, в основном  на рынке представлены смешанные сети, состоящие из собственных и франшизных точек. В некоторых исследуемых сетях количество собственных точек достигает 95 процентов.    

 Количество точек  в исследуемых сетях также  различно, большую часть в количественной  структуре занимают сети, имеющие до 50 предприятий, сети, состоящие из более, чем 300 предприятий занимают только 3процента.    

 По проведенным  исследованиям регионы России  констатируют увеличение количества  сетей и обращают при этом  внимание на отсутствие достоверной информации и недостаточное правовое регулирование франчайзинга в России.    

 Несмотря на достаточно  большую популярность франчайзинга  на территории Российской Федерации,  до настоящего времени термин  «франчайзинг»  не внесен в нормативные акты. Это создает проблему недопонимания сущности франчайзинга, т. к. именно в раскрытии термина содержатся принципиальные критерии. Это создает трудности при формировании условий договоров, а в ряде случаев приводит к конфликтам между субъектами, вступившими в правоотношения. Это приводит к длительному характеру обсуждений международных договоров из-за трудности адаптации их к условиям российского правового поля. Следствием юридических проблем является негативное отношение, особенно со стороны малого предпринимательства, к развитию и расширению в форме франчайзинга.    

 В настоящее время  не вызывает сомнения тот вопрос, что термин «франчайзинг» должен  быть в России легализован.  Однако, подходя к вопросам законодательного  регулирования необходимо выработать  принципиальную позицию: должен ли термин «франчайзинг» стать полным аналогом термина «коммерческая концессия» или заменить его (т. е. идти по пути внесения изменений в 54 главу ГК РФ) , или термин «франчайзинг» должен появиться в самостоятельной главе ГК РФ или в специальном законе. При этом необходимо исходить из потенциальных юридических, а главное экономических рисков, которые могут возникнуть для субъектов отношений франчайзинга. В настоящее время мнения специалистов в этой области расходятся.    

 Вопрос о правовом регулировании франчайзинга в России до настоящего времени остается открытым, и мнения специалистов в этой области расходятся. Можно выделить три распространенных точки зрения: а) изменений в законодательство вносить не надо; б) независимо от изменений, связанный со вступлением в силу IV части ГК РФ необходимо внести дополнительные изменения и узаконить полный аналог термина «франчайзинг» с существующим термином «коммерческая концессия»; в)ввести специальный закон, регулирующий франчайзинг.     

 Следует учитывать, что в международной практике наиболее распространенными являются два вида франчайзинга: франчайзинг распределения и франчайзинг бизнес-формата, для каждого из которых характерны свои особенности, в связи с чем представляется целесообразным сформулировать критерии и специальные нормы для каждого вида франчайзинга.    

 Вступление в силу 01.01.2008 г. ч. IV ГК РФ и связанные  с этим изменения в 54 главу  ГК «Коммерческая концессия»  не приведут к однозначно положительному  развитию франчайзинга в России.  Внесенные изменения в 54 главу ГК были связаны с необходимостью приведению некоторых положений в соответствие с новой частью гражданского кодекса.     

 Необходимость совершенствования  законодательного регулирования  становится очевидной. В России расширяется дискуссия относительно выбора форм законодательного регулирования и основных положений, которые должны попасть под регулирование. Открытые обсуждения позволят выявить основные проблемы и сформулировать специальные нормы для регулирования франчайзинга с учетом экономической природы отношений и направленные на цивилизованное развитие бизнеса.

5.         Плюсы и минусы франчайзинга в России


 

 

 

 

 

 

 

Мы задавали опытным российским франчайзорам вопрос: если бы Вы вернулись в прошлое  к моменту принятия решения о применении или неприменении франчайзинга, Вы бы выбрали франчайзинг? «Мы бы обязательно стали развивать франчайзинг, поскольку это выгодно!» - Андрей Кондратюкин, Исполнительный директор по франчайзингу, M&A и инновациям ОАО ТД «КОПЕЙКА» (20 франчайзи). «Я бы однозначно выбрала франчайзинг! Это будущее России, которое имеет тенденцию к стремительному развитию.» - Ирина Дмитриева, руководитель отдела регионального развития компании Westland (63 франчайзи). Из двадцати опрошенных нами компаний отрицательного ответа не дал никто. Практика показала, что франчайзинг имеет ряд существенных недостатков, однако при правильном подходе эти достоинства бесспорно перекрывают эти недостатки. Об этой борьбе плюсов и минусов франчайзинга и пойдет речь далее.

Итак, в самом общем виде Франчайзинг представляет собой отношения между двумя независимыми предпринимателями, в рамках которых одна компания (Франчайзор) передает другой (Франчайзи) право за вознаграждение открыть собственное предприятие под брэндом Франчайзора и с использованием его бизнес-технологий. В результате этого альянса Франчайзи открывает точную копию предприятия Франчайзора. Разумеется, в зависимости от сферы деятельности для этого копирования к брэнду и бизнес-технологиям добавляется обучение персонала, поставка товаров (в товарном франчайзинге), маркетинговая поддержка и др.

Информация о работе Франчайзинг в России