Франчайзинг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:19, дипломная работа

Описание работы

Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

Содержание

I)Введение:

1.Что такое франчайзинг*

2.История франчайзинга*

2.1.история развития франчайзинга в России*
2.2.Структура развития рынка франшиз*

3.Современное состояние франчайзинка в РФ*
3.1Экономический и правовой аспекты*

4.Перспективы развития Франчайзинга в Москве*

5.Плюсы и минусы франчайзинга*
5.1.Деньги
5.2.Время
5.3.Кадры
5.4.Франчайзинг-источник дохода
5.5.Конкуренция
5.6.Стратегия освоения новых территорий
5.7.Креативность
5.8.Разочарование от незнания *

II)Теоретическая часть

6.Франчайзинг на рынке ресторанных услуг*
6.1.Легко ли быть лидером
6.2.Междунородные операторы
6.3.Продвижение в регионы
6.4.Приимущества
6.5.Недостатки

7.Франчайзинг для гостиниц .*
1)Что такое франчайзинг для гостиниц
2)Отель по франшизе или независимый отель.Приимущества франчайзинга
3)Дополнительные ценности
4)Инструменты франчайзинга
5)Успех работы
6)Что необходимо знать
7)Как выбрать франчайзера(гостиница)

III) Практическая часть.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

«Несоблюдение стандартов является следствием отсутствия психологической готовности франчайзи  принимать те правила и стандарты, которые необходимо неукоснительно соблюдать в рамках нашего сотрудничества. Несмотря на четкий контроль со стороны компании, у нас были единичные случаи нарушения франчайзи договорных отношений. В подобных ситуациях мы применяли штрафные санкции вплоть до закрытия магазина. За весь период работы были разорваны отношения с двумя партнерами за дискредитацию нашей марки в результате несоблюдения стандартов».- Светлана Базарова. 

«Оказав всестороннюю поддержку при открытии магазина, дав право работать под торговой маркой Westland, активно помогая в управлении магазином, обучая персонал и участвуя в совместных рекламных кампаниях, было неприятно выявить факт нелояльного отношения одного франчайзи к брэнду. Выражалось это в том, что, работая в фирменном формате и получая все вышеперечисленные блага, франчайзи представлял торговую марку Westland наряду с другими, в том числе и неизвестными брэндами, но проблема была быстро решена, и на успех франчайзинговой программы это не повлияло» - Ирина Дмитриева. 

Креативность  франчайзи – это изначально хорошо, поскольку является следствием grass effect. Некоторые франчайзоры считают, что франчайзи не должен проявлять творчество, а должен четко следовать инструкциям франчайзора. Но это не всегда верно, т.к. Франчайзи могут предложить действительно ценные идеи, к примеру, «бигмак», один из символов Макдоналдса, изобрел франчайзи компании. Творчество не стоит убивать, но нужно четко контролировать. Любая инновация должна происходить только после согласования с франчайзором. В идеале франчайзор, прежде чем разрешить франчайзи внедрить какую-либо инновацию, проводит ее испытания на собственных точках, а уже потом дает своим франчайзи обкатанный продукт. 

Франчайзи может стать конкурентом 

Печально, но факт. Изначально законодательство от этого не защищает. Это один из тех многочисленных моментов, которые необходимо предусматривать во франчайзинговом соглашении. При этом нужно учесть все возможные каналы ухода франчайзи вместе с секретами франчайзора. «Был один неприятный случай, когда нашего партнера - компанию «СРТ» купила «Пятерочка». Однако этот инцидент нас многому научил. Мы приобрели опыт взаимодействия с крупными партнерами, поняли их приоритеты в бизнесе, стали серьезно работать над страхованием рисков.», говорит Андрей Кондратюкин. 

Если не закрывать  эти каналы, можно повторить опыт «Крошки-картошки», возникло более  десятка аналогов, которые эксплуатировали  идею и систему компании «Крошка-картошка», а компания не имела инструментов пресечения подобных злоупотреблений. 

Законодательство: минус или плюс? 

«Глава 54 ГК просто разрушает идею франчайзинга (то есть «коммерческой концессии», как наши законодатели назвали этот способ ведения бизнеса). Например, этот закон-убийца малого бизнеса, требует в обязательном порядке регистрировать все договоры в Роспатенте и Налоговой Инспекции. До момента регистрации договор считается недействительным, работать нельзя, роялти платить тоже. А Роспатент  не спешит: они некоторые договоры регистрируют по году (есть доказательства).» - комментирует Валерий Митякин, Учредитель франчайзинговых компаний «Мастерфайбр» и «Сумасшедшая наука», Член совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга. 

То, что с  коммерческой концессией трудно работать – это факт. Данная договорная конструкция  в действующей редакции содержит множество пробелов и неудачных формулировок. Один из наиболее существенных минусов коммерческой концессии - право пользователя в срочном договоре заключить договор на новый срок на тех же условиях. Это значит, что к примеру нельзя при перезаключении договора на новый срок повышать роялти без согласия франчайзи, хотя через пять лет после первого заключения договора брэнд и бизнес-система франчайзора могут значительно подорожать – брэнд станет более известным, технологии – более проработанными. Нарушается сама идея срочного договора - по истечении срока договора при продлении договора пересматривать условия отношений сторон. К другим минусам коммерческой концессии можно отнести следующие: требование о регистрации договора в Роспатенте (трудности возникают в основном из-за длительного срока регистрации), субсидиарная (по общему правилу) либо солидарная (в случае, если пользователь является производителем товаров правообладателя) ответственность правообладателя по требованиям к качеству товаров и услуг, реализуемых пользователем, безусловная возможность расторжения бессрочного договора без объяснения причин с уведомлением за 6 месяцев, если больший срок не установлен в договоре, ничтожность всего договора полностью (включая нормы договора, не связанные с передачей права пользования товарным знаком или правами патентообладателя) при отсутствии регистрации в Роспатенте.

Проблема, которую  действительно невозможно эффективно решить, - это охрана информации. Механизм охраны законодательством предусмотрен, но даже если принять в компании Положение о коммерческой тайне, где четко определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, все носители сложить в сейф, а за ознакомление с ней брать роспись с каждого просвещенного лица, доказать факт разглашения информации законными методами и соответственно привлечь к ответственности за разглашение крайне сложно. 

Разочарование от незнания 

К сожалению, до сих пор актуальна проблема, заключающаяся  в том, что Франчайзоры пытаются сэкономить на разработке и внедрении франчайзинговой программы, ожидая быстрый доход при минимальных вложениях. Однако, франчайзинг требует качественно проработанного предложения, которое избавит от многих проблем в дальнейшем. «Франчайзор, имеющий действительно большой опыт управления собственными предприятиями, должен передать партнеру свой опыт, до мельчайших деталей отраженный во франчайзинговом пакете. Во многом благодаря детальной проработке передаваемой партнерам документации наши Франчайзи добиваются успеха.» - Ирина Игнарина, MoDaMo. 

Также компания может потерять интерес к франчайзинговой  программе из-за отсутствия спроса, вызванного неэффективностью продвижения  франчайзингового предложения. Очевидно, что недостаточно сделать хороший  продукт – нужно донести этот продукт до потребителя, добившись его доверия. Доверие достигается знанием потенциальных франчайзи о предложении. Франшиза – крайне специфичный продукт, рассчитанный на очень узкий круг покупателей, и выбирать способы продвижения нужно с хирургической точностью. Трудность не только в том, что круг покупателей узкий, но и в том, что покупатели франшиз распределены между Интернетом и офлайновыми ресурсами (журналы, каталоги, выставки). Более того, до недавнего времени самих этих каналов было немного. Сейчас уже существуют каталог франшиз на базе делового еженедельника «Секрет фирмы» (офлайновый ресурс), интернет-ресурс для поиска франчайзингового партнера (электронный каталог франшиз в Интернет), и другие каналы.

 

 

  6.              Франчайзинг на рынке ресторанных  услуг

КАК НА ДРОЖЖАХ

Период динамичного  развития ресторанного бизнеса в  Москве уже наступил: за последние 5 лет число ресторанов удвоилось. Быстро растут заведения для среднего класса, предприятия быстрого питания (фаст-фуды), крупные рестораны и  рестораны меньшего масштаба. В столице насчитывается более 2 тыс. заведений, не считая кафе и баров. По данным исследовательского агентства «КОМКОН» их регулярно посещают, включая бары и кафе, 32% населения.

Начал развиваться ресторанный  рынок и в регионах. Однако процесс пока идет гораздо медленнее, чем в столице, поскольку сдерживается ограниченной емкостью регионального рынка, а также более низкими доходами населения. Поэтому окупаемость инвестиций ниже, а срок ожидания прибыли растягивается. К тому же инвесторы доверяют тем ресторанным системам, которые участвуют в прибыльных проектах.

Наиболее узнаваемы  и широко представлены на ресторанном  рынке сети быстрого питания. Это  связано с формирующейся индустрией развлечений, строительством новых  торговых комплексов, вместе с которыми развиваются предприятия быстрого питания. Темпы роста рынка фаст-фуда очень высоки. Так, в 2001 г. его объемы оценивались примерно в 300 млн. долл., а уже к 2005 г., по прогнозам экспертов, ожидается рост до 1,5 млрд. долл. в год. По данным департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы, только в столице сегодня функционирует 9 тыс. предприятий быстрого питания более чем на 500 тыс. посадочных мест. Вместе с тем, по оценкам специалистов, спрос на рестораны быстрого питания в России сегодня гораздо выше, чем предложение.

Фаст-фуды, как и некоторые  ресторанные сети, развиваются преимущественно  по схеме франчайзинга (от английского franchising — ивилегия). Франчайзинг признан одной из наиболее эффективных форм развития и расширения бизнеса. Так, в США около 75 000 франшизных точек, а на одного франчайзера приходится в среднем 230 франшизных точек (по данным Opportunity Bulletin — каталога предложений по франчайзингу). Каждые 8 часов в США создается новая франшизная точка. По данным Ассоциации малых предпринимателей США, если за 5 лет 85% вновь открытых малых предприятий прекращают свое существование, то из малых предприятий, ведущих бизнес по франчайзингу, — олько 16%.

Популярность франчайзинга растет и в России. Так, по данным Российской ассоциации франчайзинга, на рынке нашей страны в настоящее время присутствуют 24 международные франчайзинговые компании, в том числе такие корпорации как Coca Cola, McDonald’s, Baskin Robbins. Однако Россия пока отстает по показателям развития данного вида сотрудничества и не догнала даже Данию, где 98 франчайзеров объединяют 2 тыс. франчайзи.

В США франчайзинг  в сфере быстрого питания и  ресторанов суммарно занимает 26% от рынка  франчайзинга. Крупнейшая франчайзинговая  сеть быстрого питания — Subway насчитывает около 20 тыс. франшизных точек, MсDonald’s — около 10 тыс.

В России по схеме франчайзинга работают сети точек питания и  ресторанов «РосИнтер», Baskin Robbins, «Русское бистро». На основе франчайзинга созданы  и сети ресторанов и кафе «Русские блины», «Золотой цыпленок», «Крошка-Картошка». Быстро развивается ЗАО «Ланч» (сеть закусочных «Елки-Палки»), включая несколько ресторанов с другими названиями, всего «Ланч» управляет 40 ресторанами. Другой компании — «ЮНТД» — инадлежат 9 ресторанов Sbarro в Москве. До конца 2002 г. планируется довести их число до 20. ООО «Теремок — Русские блины» начало продавать франшизу спустя 8 месяцев после открытия первой собственной точки. За счет франчайзи сеть расширилась до 15 точек и открыла 6 «Теремков» в С.-Петербурге и 2 — в Уфе.

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЛИДЕРОМ

Лидер ресторанного бизнеса  в России, компания «РосИнтер», с 1998 г. успешно развивает систему  франчайзинга. В первую очередь компания предлагает франчайзинг для сети ресторанов «Ростик’с», поскольку  эти рестораны легче тиражировать и они с минимальными потерями выходят из кризисных ситуаций. Сейчас в холдинг «Ростик’с Интернешнл» входит 67 ресторанов различных направлений, расположенных в России, странах СНГ и Европе. Что касается продвижения в регионы, то в Омске у холдинга 2 ресторана, еще 3 откроются в ближайшее время. В апреле этого года открылась в Москве первая кофейня. Чтобы стать пользователем (франчайзи) компании, необходимо иметь в собственности или на условиях аренды помещение для ресторана площадью от 150 кв. м. Предприниматель, желающий приобрести франшизу, также должен иметь возможность вкладывать в проект будущего ресторана не менее 180 тыс. долл. Стандартный ресторан «Ростик’с» требует затрат в среднем 250–350 тыс. долл., для открытия ресторана в торговом центре необходимы инвестиции в размере 175–200 тыс. долл. По средним показателям ресторан «Ростик’с» окупается через 1,5–2,5 года.

После открытия ресторана  пользователь ежемесячно выплачивает  лицензионное вознаграждение в размере 7% от выручки (за вычетом налога с  продаж) в течение всего срока действия договора. Партнер «РосИнтера» может получить кредит по соглашению с Банком кредитования малого бизнеса (Москва). Для минимизации затрат часть продуктов и полуфабрикатов поступает централизованно во все рестораны с фабрики-кухни компании. Кроме поддержки в выборе места ресторана, его строительстве, оборудовании, партнер получает описание стандартов приготовления блюд и обслуживания покупателей, которые необходимо соблюдать. Ценовая политика компании едина для всех ресторанов «Ростик’c».

На сегодняшний день в сеть холдинга «РосИнтер» входит более 60 ресторанов разных концепций  в России, странах СНГ и Европе. Это такие рестораны, как «Ростик’с», «Патио Пицца», T.G.I. Friday’s American Bar & Grill, «Планета Суши», «Санта Фе» и другие. С 1990 г. «РосИнтер» вложил в развитие ресторанного бизнеса более 40 млн. долл. В 2001 году оборот компании превысил 55 млн. долл. В 2005 г. холдинг планирует создать сеть по Европе из 60 заведений разных концепций, одновременно открывая новые рестораны в странах СНГ.

В настоящее время  пять крупнейших игроков российского  рынка фаст-фуда — McDonald’s, «РосИнтер» (сети «Ростик’с» и «Патио Пицца»), «Ланч» (сеть «Елки-палки»), «ЮНТД» (рестораны Sbarro) и «Меленка» — объявили об образовании стратегического альянса для сотрудничества с владельцами торговых и торгово-развлекательных комплексов, на территории которых планируется создание фуд-кортов (ресторанных двориков). Одной из целей объединения московских сетей фаст-фуда является снижение острой конкуренции. Кроме того, совместными усилиями они предполагают добиться улучшения условий аренды. Возможно, участие в пуле примут еще несколько сетей.

ЖДАТЬ ЛИ НАШЕСТВИЯ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОПЕРАТОРОВ

Ряд компаний с мировым  именем заявили о своем присутствии  в России и намерении на основе франчайзинга развивать здесь свои проекты. Так, американская есть закусочных Subway, лидер мирового рынка фаст-фуда, развивающаяся в России с 1993 г., сегодня имеет 10 ресторанов в России и планирует до конца 2002 г. открыть еще не менее 10 новых ресторанов. В прошлом году в Москве появились сети фаст-фуда Pizza Hut и KFC, которыми владеет американская Tricon Restaurants Int. На основе франчайзинга рестораны Tricon в Москве открыла сингапурская Acma, которой принадлежат кафе DeliFrance и Coffee Club.

Компания Baskin Robbins реализовала  концепцию франчайзинга в 54 странах, организовав около 4400 кафе. В России первое кафе Baskin Robbins заработало в 1988 г. После ряда пилотных проектов было принято решение развивать здесь  франчайзинговую сеть. На сегодня в России и странах СНГ действует и строится около 90 кафе-мороженых, работающих под этой маркой. В регионах отношения между франчайзером и франчайзи строятся на основе заключения 5-летних договоров о предоставлении эксклюзивных прав на освоение определенной территории с четким указанием числа кафе, которые необходимо здесь открыть, а в Москве и С.-Петербурге — в форме предоставления неэксклюзивных прав на открытие кафе на определенной территории. Франчайзи Baskin Robbins получают традиционный набор услуг: корпоративные скидки на закупки оборудования и товаров, возможность обучения, право использования торговой марки и фирменного стиля. Основной товар — мороженое — поставляется исключительно Baskin Robbins. Инвестиции для открытия первого кафе Baskin Robbins могут составить 70–150 тыс. долл. в зависимости от площади помещения, необходимых работ по реконструкции, строительству, оборудованию.

Информация о работе Франчайзинг в России