Франчайзинг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:19, дипломная работа

Описание работы

Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

Содержание

I)Введение:

1.Что такое франчайзинг*

2.История франчайзинга*

2.1.история развития франчайзинга в России*
2.2.Структура развития рынка франшиз*

3.Современное состояние франчайзинка в РФ*
3.1Экономический и правовой аспекты*

4.Перспективы развития Франчайзинга в Москве*

5.Плюсы и минусы франчайзинга*
5.1.Деньги
5.2.Время
5.3.Кадры
5.4.Франчайзинг-источник дохода
5.5.Конкуренция
5.6.Стратегия освоения новых территорий
5.7.Креативность
5.8.Разочарование от незнания *

II)Теоретическая часть

6.Франчайзинг на рынке ресторанных услуг*
6.1.Легко ли быть лидером
6.2.Междунородные операторы
6.3.Продвижение в регионы
6.4.Приимущества
6.5.Недостатки

7.Франчайзинг для гостиниц .*
1)Что такое франчайзинг для гостиниц
2)Отель по франшизе или независимый отель.Приимущества франчайзинга
3)Дополнительные ценности
4)Инструменты франчайзинга
5)Успех работы
6)Что необходимо знать
7)Как выбрать франчайзера(гостиница)

III) Практическая часть.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

Среди основных плюсов франчайзинговой системы  развития по сравнению с вышеупомянутыми  альтернативами (собственное развитие и поглощения) фигурирует известная  троица: франчайзинг эффективно решает проблемы денег, времени и кадров. 

Деньги

льшую часть  капитальных затрат при открытии новых представительств франчайзинговой  компании берет на себя Франчайзи. Он несет стартовые инвестиционные затраты, самостоятельно приобретает  необходимые для бизнеса помещения и делает ремонт в соответствии со стандартами корпоративного стиля. Франчайзи покупает оборудование и инвентарь, обеспечивает бизнес оборотными средствами, оплачивает работу персонала. Бесспорно, в условиях ограниченности финансовых ресурсов актуальна проблема привлечения капитала для открытия новых предприятий. Как правило, больше.

Поскольку все  это оплачивает Франчайзи, можно  уверенно назвать эти средства эффективно привлеченным капиталом. «Средние затраты франчайзи на создание одной франчайзинговой точки - около 50 тыс. долларов. Открыв 20 медицинских офисов, мы привлекли в наш бизнес около 1 млн долларов. Простая арифметика.» - Сергей Амбросов, руководитель программы «Франчайзинг Инвитро» (22 франчайзинговых предприятия). 

Время  

«С началом франчайзинговой  программы «захват» территорий пошел  гораздо быстрее и масштабнее.» - Ирина Игнарина, директор по региональному развитию компании MoDaMo (28 франчайзинговых предприятий). 

Франчайзинг как способ развития значительно выигрывает по скорости. Как правило, сравнительно высокая  скорость достигается благодаря  отсутствию необходимости поиска средств на капитальные затраты, а также «grass effect» , так называемому эффекту травы, т.е. когда инициатива развития каждого предприятия идет снизу от самого франчайзи, кровно заинтересованного в успешности собственного предприятия, соответственно его не нужно постоянно подгонять сверху, напротив, франчайзи сами активно требуют информацию от франчайзора. 

Но в любом случае, как  показывает практика, открыть франшизное предприятие в новом регионе  получается быстрее, чем открыть  на той же территории свое собственное подразделение, ведь франчайзи лучше знают особенности своего региона и, как правило, обладают административным ресурсом, соответственно они могут провести этап запуска быстрее менеджеров, командированных из центра. 

«Если говорить о региональном развитии, то здесь на стороне франчайзи большое преимущество – знание локального рынка изнутри. Партнеры на местах помогают нам увеличивать скорость освоения новых территорий, а иногда им удается запускать свои универсамы быстрее, чем мы открываем собственные.» - Андрей Кондратюкин. 

«Кроме того, в случае франчайзинга значительно быстрее  происходит реагирование на любые рыночные изменения, да и возможные риски  фактически распределяются на всю сеть» - Ольга Егорова, менеджер по франчайзингу «LuluCastagnette» (10 франчайзи). 

Кадры  

Хороший профессиональный менеджмент - это одна из составляющих успеха франчайзинга. Менеджеры франшизных предприятий, как правило, работают лучше своих  обыкновенных коллег. Объясняется это  в первую очередь иной мотивацией: как правило, руководители франшизных предприятий - это их собственники, потратившие на открытие бизнеса много собственных ресурсов. Люди по существу работают на самих себя, и успех предприятия - это их прибыль, а неуспех – серьезные потери. Собственники франчайзингового предприятия более критично и объективно относятся к подбору и воспитанию персонала нижнего звена, обеспечивая этим высокий уровень обслуживания клиентов. Таким образом, с помощью франчайзинга, франчайзор получает преданных делу менеджеров. 

«Многие наши франчайзи- чрезвычайно эффективные менеджеры. Если бы не франчайзинг, мы скорее всего не смогли бы заинтересовать их как простой работодатель, предложив стать наемными сотрудниками. Для таких людей огромным стимулом является возможность работать на себя и свое будущее.» - Сергей Амбросов.

«Чтобы получить таких  эффективных менеджеров (франчайзи), нужно серьезно подходить к выбору партнеров. Это позволяет добиться успеха как франчайзору, так и  самому франчайзи в развитии бизнеса, сделать бизнес рентабельным на конкретной территории, что, по сути и является целью партнерских отношений в рамках франчайзинга. » - Людмила Керимова, координатор по рекламе и PR компании «Райден» (франшизы Raiden Rent A Car, Dollar Rent A Car, Thrifty Car Rental). 

Не секрет, что в крупных корпорациях до трети всей деятельности - это работа с персоналом. Возглавляет службу персонала, как правило, директор по персоналу, который совершенно оправданно имеет статус заместителя Генерального директора компании. Франчайзинг избавляет франчайзора от проблем, связанных с наймом и увольнением персонала, с выплатой зарплаты, кадровым делопроизводством. 

Для эффективного управления персоналом в крупной корпорации выстраивается пирамида, в которой  один начальник эффективно управляет  командой не более 15 человек. «Собственная сеть представляла бы собой достаточно громоздкую и неповоротливую с точки зрения управления организацию, что затрудняло бы не только дальнейшее развитие брэнда, но и компании в целом.» - Базарова Светлана, Директор по маркетингу и развитию компании Savage (135 франчайзинговых магазинов). Сравним c франчайзингом: для примера можно привести одного из крупнейших в мире франчайзоров в сфере общественного питания – компанию Subway. По словам Геннадия Кочеткова, Вице-президента по развитию бизнеса Subway-Russia, в настоящий момент центральный офис этой франчайзинговой сети, состоящий из 600 сотрудников, а также 250 агентов по развитию по всему миру эффективно контролируют сеть из 27400 франчайзинговых точек, в каждой из которых работает в среднем 10 человек. 

Франчайзинг – это источник дохода  

Безусловно, один из самых  веских аргументов в пользу франчайзинга – франчайзинг приносит доход, причем, как прямой, так и косвенный. 

Классика франчайзингового вознаграждения – это паушальный взнос (вступительный взнос за вхождение в сеть) и роялти (периодические платежи). Такая схема платежа за франшизу применяется, как правило, в франчайзинге услуг, когда конечный потребитель приобретает у франчайзи услугу, а те товар. Это салоны красоты, туристические услуги, автосервис, образование, развлечения и т.п. Такой франчайзинг является наиболее рискованным для франчайзора, поскольку зависимость франчайзи от франчайзора минимальна, а соответственно и контролировать такого франчайзи очень сложно, учитывая условную охрану конфиденциальной информации нашим законодательством. Отсюда и плата за риски в виде больших паушальных взносов.  

С роялти здесь  тоже интересная ситуация: традиционные на западе роялти в виде процентов  от выручки партнера у нас не всегда приемлемы – на местах фактическую выручку можно скрыть, и порой даже сам руководитель франчайзингового предприятия не знает и не может знать, какова неофициальная выручка фирмы. Озвученная проблема, к примеру, актуальна для риэлторского бизнеса, где агенты на поле всегда могут между собой договориться и скрыть свое реальное вознаграждение от сделки. Это и объясняет тот факт, что первопроходец российского франчайзинга в сфере движения прав на недвижимость компания «Хирш» берет фиксированные роялти, не привязанные к выручке франчайзинговых агентств, размер которых определен по принципу исчисления единого налога на вмененный доход – рассчитывается предполагаемый финансовый результат риэлторского агентства, и с него берется «налог». Но есть и исключения: недавно вошедшая в Россию «Century 21» верит, что российский бизнес «обелился», и берет роялти с фактического оборота. Размер роялти, зависящего от выручки, колеблется на российском рынке франшиз от 5 до 8 процентов. Такая система начисления роялти применяется в общественном питании, занимающем сейчас около 30% рынка франшиз. 

В товарном франчайзинге паушальный взнос и роялти уже отмирают, а вознаграждение франчайзора закладывается в оптовой цене товара, поставляемого франчайзи. Это объясняется тем, что в товарном франчайзинге наиболее высокая конкуренция среди франчайзинговых предложений, поскольку товарный франчайзинг является наиболее безрисковым франчайзингом (бизнес франчайзи напрямую зависит от поставок товара от франчайзора, и эти поставки являются рычагом воздействия на франчайзи). Товарный франчайзинг имеет самую большую долю на российском рынке франшиз – 45%. Конкуренция здесь настолько велика, что лидеры рынка уже предлагают особые конкурентные преимущества для франчайзи. К примеру, группа компаний «Спортмастер» предлагает не одну франшизу, а целых четыре: СПОРТЛАНДИЯ, COLUMBIA, FOOTTERRA и O`NEILL. Идея мультифраншизы такова: у магазинов одежды ниша определенного брэнда быстро заполняется, и Франчайзи для дальнейшего роста необходимо приобретать другую франшизу, вновь выстраивая бизнес с нуля. "Спортмастер" же дает своему франчайзи возможность дальнейшего развития бизнеса, и франчайзи на базе уже сложившихся отношений получает новый брэнд, сохраняя при этом принцип "одного окна": единый для всех франшиз канал поставки и систему логистики, существенную экономию на маркетинговых и финансовых схемах. Например, покупая товар COLUMBIA, Франчайзи может его продавать в магазинах COLUMBIA, СПОРТЛАНДИЯ и FOOTTERRA одновременно. Определенный плюс заключается в том, что при мультифраншизе франчайзи сможет использовать различные форматы помещений от 50 до 500 кв.м., что значительно развязывает руки при дефиците торговых площадей в регионах.

Для товарного  франчайзинга характерна легкость контроля финансового результата франчайзи  – сколько покупает, столько и  продает. Но при этом франчайзор должен понимать, что его франчайзи получают приоритет перед другими оптовыми покупателями.

Это нередко  вызывает конфликт внутри самой компании, занимающейся одновременно оптом и  франчайзингом: продавцами оптового отдела с одной стороны и менеджерами  по франчайзингу с другой. Первым важно больше продать куда угодно, заработать в краткосрочной перспективе и сопротивляться уменьшению продаж, поскольку их заработок напрямую зависит от объема реализации. Вторым – продавать по самым низким ценам и только в фирменную сеть, чтобы только в фирменной сети был самый широкий ассортимент и самые низкие цены, поскольку их заработок зависит от результатов работы франчайзи. Кроме того, подход оптовых продавцов идет вразрез с повышением престижности брэнда, поскольку для них допустимо, чтобы их клиент по оптовым закупкам продавал купленный товар на рынке, зарабатывая на обороте и удешевляя брэнд, а франчайзинговая программа не может быть успешно реализована без сильного и «дорогого» брэнда. 

Безусловно, большим  плюсом для франчайзора в товарном франчайзинге является развитие гарантированного рынка сбыта наподобие бизнес-ланчей в ресторанах. Здесь стоит отметить интересный факт: доход от собственного магазина в торговом центре с хорошей проходимостью и приемлемыми арендными ставками, как правило, значительно больше, чем маржа от оптовых поставок своему франчайзи. Первоначально может показаться, что это минус франчайзина. Но во франчайзинге при меньшей прибыли (по сравнению с собственными предприятиями) доходность инвестируемого капитала несравнимо больше. Кроме того, этот минус компенсируется множеством других плюсов, называемых косвенными доходами франчайзора.  

Франчайзор  является правообладателем брэнда. Каждое открытие нового предприятия, затраты  на каждое рекламное мероприятие  – это вклад в имущество  и франчайзора, и франчайзи. Этот вклад делает не только франчайзор, но и его франчайзи, причем оба партнера находятся на одной стороне и делают вклад в общее дело. Распространена ситуация, когда франчайзи в «добровольно-принудительном порядке» осуществляют обязательные отчисления в рекламные фонды – локальные и общефедеральный, и расходуют определенный процент от выручки на рекламу. В результате минус в виде прямой разницы в доходе в краткосрочной перспективе компенсируется капитализацией брэнда и самой компании франчайзора, которая в определенный момент может позволить франчайзору выйти на IPO и привлечь заемные ресурсы.

Конкуренция между франчайзи

Распространена  ситуация, когда франчайзи воспринимает появление других точек как открытие конкурирующего предприятия, но это не всегда оправдано – каждое новое предприятие открывает для конечного потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах сети и повышает его доверие к брэнду. Здесь можно привести уже хрестоматийный пример компании Subway. В Москве в районе Белорусского вокзала открылся и успешно работал франчайзинговый бутербродный ресторанчик. Через некоторое время на расстоянии ста метров открылся другой Subway. Результат – у первого выручка возрастает в полтора раза. Более того, скоро будет открыт третий Subway на таком же небольшом расстоянии, и первые два ресторана вновь ожидают увеличения выручки. Объясняется это тем, что при возрастании количества и плотности точек увеличивается узнаваемость и доверие к марке. Но открывать франчайзинговые точки через каждые 100 метров – это, конечно, не универсальное правило. Все зависит от количества потенциальных потребителей. Важная задача франчайзора -- рассчитать оптимальную плотность франчайзи на определенной территории, чтобы избежать конфликта интересов франчайзи. С параллельно развивающейся собственной сетью тоже нужно быть аккуратнее – если франчайзи почувствует, что франчайзор с ним конкурирует в неравной борьбе, а не поддерживает, это наложит крест на успешность франчайзинговой программы.  

Франчайзинг – стратегия освоения новых территорий 

Для многих, если не для большинства, компаний франчайзинг  – это стратегия освоения новых  территорий. «Система франчайзинга дает возможность быстрого расширения сбытовой сети, в первую очередь это касается удаленных регионов и небольших городов, где не всегда целесообразно открывать собственные магазины и лучше найти заинтересованных партнеров.» - Светлана Сычевская, Начальник отдела франчайзинга компании Woolstreet (12 франчайзинговых магазинов). 

Компания Savage всего за 2,5 года построила с помощью франчайзинга фирменную розничную сеть из 135 франчайзинговых магазинов (самой компании принадлежат всего 8 магазинов). «Система франчайзинга позволила выстроить сеть концептуальных магазинов по всей России и в СНГ в более чем 80 городах» - комментирует Светлана Базарова.  

Креативность  франчайзи, несоблюдение стандартов как  следствие недостаточного контроля 

Одна из существенных проблем франчайзинга состоит в  том, что собственником франчайзингового предприятия является франчайзи, у которого есть собственное мнение по вопросам ведения бизнеса, которое может отличаться от стандартов Франчайзора. «Нам приходилось сталкиваться с проблемой, когда мнение партнера-франчайзи, относительно некоторых аспектов ведения бизнеса сильно расходится с имеющимся у нас опытом. Когда человек является собственником бизнеса, то есть фактически управляет своими деньгами, по ряду вопросов последнее слово остается за ним. В результате, отказываясь признать опыт компании франчайзора и учесть его рекоменации, Франчайзи расплачивается за свои ошибки, но в то же время падает имидж марки в конкретном регионе.» – Ольга Егорова. 

Информация о работе Франчайзинг в России