Глобальные тенденции и перспективы развития гостиничной индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:02, дипломная работа

Описание работы

Структура дипломной работы включает в себя три главы (теоретиче-скую, аналитическую и рекомендательную), введение, выводы и предложе-ния, список использованной литературы. В ходе работы были использованы данные нормативных актов, публикации зарубежных и отечественных авторов, статьи периодических тематических изданий и Интернет-сайтов.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Современные методы организации управления в мировой гостиничной
индустрии...................................................................................................................6
Современное состояние мировой гостиничной индустрии............................6
Модели управления в гостиничной индустрии..............................................14
Нормативно-правовое регулирование в гостиничной индустрии................22
2. Анализ тенденций развития российского рынка гостиничных услуг.............30
2.1. Анализ функционирования мировых гостиничных цепей в России............30
2.2. Анализ тенденций формирования национальных гостиничных цепей.......35
2.3. Использование мирового опыта в сфере гостиничных услуг
в Республике Татарстан...........................................................................................48
3. Перспективы развития гостиничной индустрии...............................................53
3.1. Глобальные перспективы развития гостиничной индустрии.......................53
3.2. Пути совершенствования и возможности применения мирового опыта
гостеприимства на национальном рынке..............................................................58
Выводы и предложения...........................................................................................62
Список использованной литературы......................................................................68
Приложение 1..............................

Работа содержит 1 файл

Исправленное Глобальные тенденции и перспективы развития гостиничной индустрии.doc

— 540.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, в России на сегодняшний  день представлены практически все известные международные гостиничные системы. Некоторые из них проявляют завидную ликвидность, а такие, как «Sofitel» и «Inter-Continental», напротив, уходят с российского рынка. При этом инициатором разрыва договора становится российская сторона [15].

     Но  на международном рынке есть и  крупные игроки, которые пока воздерживаются от покорения российских просторов. Корпорация «Hilton», высказывая заинтересованность в российском рынке, пока не торопится её реализовывать. Видимо, присматривается к результатам коллег и тщательно подбирает место для своего первого эксперимента.

     Не  проявили пока никакого интереса к  нашему рынку и ведущие компании стран Юго-Востчной Азии, т.к. наши инвестиционные условия пока не являются для этих корпораций привлекательными, но российскому рынку есть куда развиваться: рыночная ниша, по оценкам Шматько Л.П. [15, с. 140], - всего 13 % качественного размещения на всю огромную страну. 

     2.2. Анализ тенденций формирования национальных гостиничных цепей 

     Несмотря  на очевидное преимущество объединения, гостиничные сети «российского производства» пока еще не стали массовым явлением и даже международные гостиничные цепи пока представлены единичными примерами. В Москве на долю гостиниц, включенных в международные сети по договору франшизы или управления, приходится не более 10%, в других городах эта доля еще меньше [28].

    В России пока не сложился класс собственников, владеющих большим количеством  гостиничных объектов, а услуга профессионального  управления не сформировалась по той причине, что владельцы гостиниц не доверяют наемным менеджерам.

    Эта ситуация быстро меняется, поскольку  современный этап развития российского  гостиничного рынка отличается от того состояния, в котором он был 15 лет  назад [28]. В ближайшее время сетевой продукт будет развиваться на российском рынке в двух направлениях.

     Первое  направление связано с российскими  управляющими компаниями. Первые российские сети формировались на базе «общности владения», принцип объединения на этой стадии — чем владеешь, тем и управляешь. При таком варианте формирования гостиничной сети полномочия управляющей структуры достаточно широки.

     В то же время существует более простой  и достаточно эффективный способ объединения объектов гостиничной  недвижимости, в основе которого лежит принцип доверительного управления. История формирования таких сетей достаточно проста: опыт наиболее успешных проектов стал привлекать к себе внимание тех участников рынка, которые не смогли по тем или иным причинам столь же эффективно распорядиться собственными объектами. В последние годы зарубежный опыт доверительного управления гостиничными объектами рассматривается наиболее продвинутыми российскими компаниями как способ повышения эффективности бизнеса, позволяющий расширить сферу присутствия на внутреннем рынке.

     Отличия российских гостиничных сетей от международных образцов заключаются  в отсутствии единого продукта в  рамках имеющихся сетевых образований. На зарубежных рынках потребители гостиничных услуг имеют стойкие ассоциации о качестве обслуживания в определенной сети и могут формировать мнение о качестве сервиса на основании ее торговой марки. В России опыт пребывания в одной из сетевых гостиниц не обязательно дает представление о других объектах, включенных в это образование. На данной стадии развития рынка управляющие компании берутся за разноплановые объекты. Например, «Гелиопарк Хотел Менеджмент» управляет не только рекреационными отелями и комплексами, но и городскими гостиницами [28].

     Российские  операторы занимают собственную  нишу, не конкурируя напрямую с международными брендами. Они предлагают услуги на тех сегментах рынка, которые не охвачены зарубежными представителями. Это небольшие малоприбыльные по западным меркам объекты: курортные отели, функционирующие на рынках с высокой сезонностью, гостиницы в отдаленных регионах России. Такое позиционирование позволяет отечественным сетям набраться необходимого опыта и запаса финансовой прочности для дальнейшей экспансии. Можно предположить, что в будущем они смогут более успешно конкурировать с международными брендами, менее гибкими и хуже приспособленными к российской действительности.

     Региональные  рынки остаются цитаделью для  российских операторов: средства размещения в регионах ориентированы в первую очередь на российских клиентов. Для этой категории потребителей не так важно присутствие международного оператора, тем более что иностранное управление значительно удорожает гостиничное предложение, а основной клиент региональных отелей значительно более чувствителен к цене, нежели постояльцы столичных гостиниц. Основными конкурентами в регионах для российских операторов будут не западные компании, а независимые владельцы.

     Состояние гостиничного бизнеса в регионах определяется различными факторами, влияющими на динамику турпотоков по этому направлению. Наиболее мощные потоки определяют и формируют соответствующие объемы базы размещения. Во всяком случае, такой сценарий развития подсказывает логика. Цели поездок диктуют набор услуг, необходимых клиентам гостиниц, и уровень обслуживания. Здесь выделяются гостиницы, обслуживающие туристов и отдыхающих, и отели для деловых путешественников.

     В России основной спрос на гостиницы  формируют деловые люди: средства размещения, предназначенные для  этой категории клиентов, приняли более 65% всех гостей отечественных гостиниц [17]. То есть, показатель активности деловых контактов можно использовать для оценки перспектив того или иного регионального гостиничного рынка. Логично предположить, что развитие «деловых» гостиниц следует за развитием экономики. Кроме того, на этот процесс влияет и состояние межрегиональных связей или место города в системе межнациональных или межрегиональных обменов.

     Понятно, что лидерами спроса на гостиничные  услуги будут города, обладающие высоким экономическим потенциалом. В свою очередь, экономический потенциал теоретически может привязываться к численности населения города. Естественно, экономика города с населением порядка 1 млн. человек развита лучше, чем в населенном пункте на 200 тыс. жителей. Приняв это предположение за основу сравнения, можно попытаться сопоставить экономический потенциал города, определяемый численностью его основного населения, и объем местного гостиничного рынка, выраженный в объеме номерного фонда (рис. 2.2.1). В качестве объектов для сравнения отобраны 14 региональных центров, расположенных в различных географических зонах и имеющих различный экономический потенциал. Охват выборки – от Владивостока до Калининграда, представлены города-миллионники и небольшие областные центры на 200-500 тыс. жителей. Санкт-Петербург как «вторая столица» из сравнения исключен. Кроме того, в выборку сознательно не были включены центры туристического спроса, включая Сочи, Новгород, Иркутск, Петрозаводск.

Рис. 2.2.1. Сравнение гостиничного потенциала региональных центров РФ 

     Диаграмма отражает существенный разброс показателей, что говорит о неравномерном развитии гостиничного рынка в регионах. Наши наблюдения позволяют также сделать вывод относительно несоответствия степени развития гостиничной базы и потенциальных возможностей регионального центра. Приняв такой вывод в качестве руководства к действию, можно смело направлять инвестиции в те города, где имеется высокий потенциал для роста спроса на гостиничные номера, который очевидно не будет удовлетворен существующим гостиничным предложением. В этом смысле перспективен гостиничный сегмент Воронежа, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Красноярска. Екатеринбург и Казань приближаются к «точке насыщения», а такие города, как Владивосток, Калининград, Новороссийск, если верить диаграмме, являются лидерами развития гостиничной сферы.

     Другим  фактором, показывающим степень развития гостиничного сегмента и позволяющим делать предположения относительно перспектив его дальнейшего роста, является анализ показателей основных параметров деятельности гостиничных предприятий, таких как загрузка и средняя цена продаж номеров. Именно эти показатели определяют возможности возврата инвестиций, а, следовательно, и интерес, который инвесторы проявляют к региону. Последнее обстоятельство наглядно проявляется в количестве объектов, введенных на региональный гостиничный рынок за последние 3-5 лет (см. рис. 2.2.2).

Рис. 2.2.2. Потенциал развития регионального  гостиничного рынка РФ 

     Если  верить диаграмме, в последние годы наиболее привлекательным для гостиничного бизнеса был рынок Казани. Это нашло отражение как в количестве реализованных проектов, так и в степени заполнения верхнего сегмента рынка. В этом же городе расположено максимальное количество объектов, включенных в гостиничные сети, правда, пока российского происхождения. Но и международные операторы проявляют интерес к местному рынку.

     Дополнительным  фактором, определяющим направление  инвестиций, будет анализ экономических  показателей гостиниц, действующих  в том или ином городе (см. рис. 2.2.3).

Рис. 2.2.3. Сравнительная динамика работы гостиничных  рынков различных

региональных центров РФ 

     Низкоэластичный спрос, складывающийся на региональных гостиничных рынках под воздействием недостатка предложения и отсутствия субститутов, позволяет участникам рынка предельно увеличивать расценки на номера. Как показывает рис. 2.2.3, региональные предложения схожи по своей ценовой составляющей более чем по каким бы то ни было иным показателям. Высокие цены сокращают сроки возврата инвестиций в проекты и способствуют росту привлекательности гостиничных рынков регионов. С этой точки зрения сибирские города демонстрируют не менее высокий потенциал, чем лидеры южных регионов России.

     Пока  же о гостиничном рынке в полном понимании этого слова можно  говорить только применительно к  нескольким городам: Москве, Петербургу, в меньшей степени Сочи и Екатеринбургу [22]. Там уже можно проследить деление на сегменты (нижний, средний и верхний). Они представлены, как правило, не одним объектом, поэтому между ними развивается конкуренция. В других городах ситуация иная: на рынке действует несколько объектов размещения, построенных еще в советское время, при этом основное предложение сконцентрировано в бюджетном или экономическом сегменте, верхний сегмент практически отсутствует, средний представлен единичными объектами. Новые проекты формируются, как правило, в сегменте мини-отелей (до 10 номеров) и малых гостиниц (10–50 номеров), которые, в силу малого формата бизнеса, не могут рассматриваться как полноценная замена «индустриальным» гостиницам (с номерным фондом, превышающим 100 единиц). По той же причине малые гостиницы неинтересны гостиничным операторам.

     Как правило, западные сети выдвигают строгие  требования, поэтому предпочитают открывать  свои отели в новых или полностью  реконструируемых зданиях. У российских гостиничных сетей другой подход. По данным экспертов, в 2001-2002 гг. представители различных направлений российского бизнеса начали скупать старые гостиницы в регионах, а затем вкладывали относительно небольшие средства в их реконструкцию [20]. Так появились прототипы российских сетей. В результате стратегия их работы изначально отличалась от действий западных игроков.

    В целом участники рынка выделяют несколько параметров, по которым  отечественные управляющие компании уступают западным конкурентам:

  • Во-первых, это отсутствие единых стандартов работы. Любая серьезная гостиничная сеть выводит свои стандарты сервиса, имущества, финансового учета. Например, стандарт имущества - это большой букварь, где прописано все, что касается собственности, начиная с того, какова должна быть высота потолка, и заканчивая типом матраса. Стандарт сервиса - это и качество уборки номеров, и меню завтраков. Кроме того, у каждой сети свои требования к пожарной безопасности и еще очень много различных нюансов. Российские отели одной сети всегда очень разные.
  • Во-вторых, большинство российских сетей владеют отелями, которыми управляют. Такая закономерность полностью расходится с практикой, сложившейся на мировом гостиничном рынке. Иностранные сети считают владение недвижимостью непрофильным бизнесом и предпочитают зарабатывать исключительно продажей франшиз и управленческими услугами.
  • В-третьих, отечественные гостиницы отличает острый дефицит профессиональных кадров. Во многом это обусловлено тем, что на рынке пока не сформировалась услуга профессионального управления, и большинство владельцев гостиниц не могут доверить управление наемным менеджерам. В итоге менеджерские позиции достаются людям без достаточного опыта работы.

     Проблем российским сетям добавляет отсутствие глобальной системы резервирования номеров, профессиональных тренинговых центров для обучения обслуживающего персонала, недостаточно внимательное отношение к вопросам маркетинга и трудности в поисках инвестора. Из-за отсутствия опыта управления к российским операторам инвесторы относятся довольно сдержанно. Есть и другой нюанс. Вложения в офисную и торговую недвижимость приносят потенциальным инвесторам и девелоперам более высокую прибыль. Как известно, инвестиции в гостиничный сектор - одни из самых долгосрочных. По оценке экспертов, новая гостиница в лучшем случае может окупиться через 8 лет, а при строительстве торгового центра деньги можно вернуть уже через пять лет. Из-за этого, по мнению всех участников рынка, отечественные гостиничные сети не могут конкурировать с западными аналогами, так как существенно ограничены в своем развитии.

Информация о работе Глобальные тенденции и перспективы развития гостиничной индустрии