Государственное регулирование туристской деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать государственное регулирование туризма в РФ.
Задачи, которые необходимо решить для выполнения поставленной цели:
1. Рассмотреть цели, методы и принципы государственного регулирования туристской деятельности.
2. Изучить основные государственные органы, действующие в сфере туризма в России.
3. Рассмотреть, как проявляется государственное регулирование туристической деятельности в РФ.
4. Рассмотреть туристский договор, как нормативно-правовой документ.
5. Рассмотреть современное состояние туристской деятельности в РФ.
6. Рассмотреть проблемы государственного регулирования туристской деятельности в РФ.
7. Рассмотреть перспективы развития управления туристской деятельностью в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ ……………….7
1.1 Понятие государственного регулирования туристской деятельности…….7
1.2 Цели, методы и принципы государственного регулирования …………...14
1.3 Нормативно-правовая база туристской деятельности ……………………14
2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ ……………………………………..18
2.1 Государственные органы, осуществляющие деятельность
в сфере туризма в РФ ………………………………………………………….18
2.2 Государственное регулирование туристской деятельности в РФ ………21
2.3 Туристский договор, как нормативно-правовой документ ……………...27
3. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РФ…………………………………….30
3.1 Современное состояние туристской деятельности в РФ ………………..30
3.2 Проблемы государственного регулирования туристской
деятельности в РФ……………………………………………………………….33
3.3 Перспективы развития механизма управления туристской
деятельностью…………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………44

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование туристской деятельности в РФ.docx

— 82.93 Кб (Скачать)

                На совещании, проходившем 1 августа  2008 г. в г. Угличе Ярославской  области, Президент Российской  Федерации Д.А. Медведев отметил,  что богатейшее культурно-историческое  наследие страны и уникальные  природные условия представляют  собой грандиозный ресурс для  развития туризма. По мнению  Президента России, именно в туризме  заложена одна из точек роста  для многих российских регионов. Действительно, как показали последние  несколько лет, в отдельных  российских регионах туризм развивается  достаточно успешно. Он позволяет  обеспечить высокие и устойчивые  темпы экономического роста, интеграцию  национальной туриндустрии в  мировую экономику, способствует  росту занятости и повышению  уровня жизни населения, а также  увеличивает поступления в бюджеты  всех уровней. Кроме того, будучи  экспортоориентированной сферой, туризм  проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

               Развитие сферы туризма в России  во многом определяется государственной  политикой. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной  политики России в сфере туризма  определены в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности  в Российской Федерации", Концепции  долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  на период до 2020 года, Основных  направлениях деятельности Правительства  Российской Федерации на период  до 2012 года, Стратегии развития туризма  в Российской Федерации до 2015 года и других политико-правовых  документах.

               Государственная политика в сфере  туризма (туристская политика) является  составной частью внутренней  и внешней политики Российской  Федерации и включает в себя  систему вырабатываемых и реализуемых  государством целей, приоритетов  и способов государственного  регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и  развитие в Российской Федерации  ответственного, устойчивого и всеобще  доступного туризма.

              Туризм в России успешно развивается.  Программа развития туризма в  стране на период до 2010 года  утверждена Постановлением Правительства  Москвы еще в 2002 году. Она содержит  наиболее актуальные предложения  и мероприятия по их выполнению  в целях создания правовой, организационно-управленческой  и экономической среды, благоприятной  для дальнейшего развития туристской  индустрии в Москве. Общий объем  финансирования Программы составляет 179 605 млн. рублей.

              По экспертным оценкам сегодня по количеству гостиничных проектов Россия находится на втором месте в Европе. Количество введенных в эксплуатацию до начала экономического кризиса гостиниц ежегодно увеличивалось на 20-25%, в основном за счет отелей, которые находятся под управлением международных цепочек. Так, в 2008 году введено в эксплуатацию 600 средств размещения на 45 тыс. мест. При этом под управлением отечественных компаний находится только 5% российских отелей. Международные операторы считают российский рынок очень перспективным, причем интерес представляют не только Москва, Санкт-Петербург и города-миллионники, но еще и те небольшие туристические города, в которых гостиничные сети пока не представлены. В России действуют такие гостиничные корпорации как Holiday Inn, Accor, Marriott, Hyatt Hotels и многие другие.

             Известно также,  что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

             Особо следует отметить успехи  последних лет в развитии курортно-туристического  комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели  к выбору нашей страны при  определении Сочи местом проведения  зимней Олимпиады - 2014. Благодаря  этому получили всемирную известность  не только Красная Поляна и  Сочи, но и весь Краснодарский  край в целом, что обуславливает  долгосрочный бизнес-интерес к  развитию туристской инфраструктуры  данного региона и гарантию  того, что через несколько лет  Черноморское побережье станет  развитым курортным центром мирового  уровня. Несмотря на то, что туристский  потенциал России пока используется  лишь на 20% перспективы развития  туризма в нашей стране огромны  (см.: таблица 1). 

    Таблица 1 - Целевые показатели Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года

    Показатели     2005     2006     2007     2008     2009     2010     2011     2012     2015
    Этапы реализации стратегии           Этап 1     Этап 2
Въезд иностранных граждан в Россию (млн. поездок)   
 
    22,2
 
 
    22,5
 
 
    22,9
 
 
    25,1
 
 
    27,2
 
 
    28,5     
 
 
    29,8
 
 
    31,5     
 
 
    35-36
Численность обслуженных в средствах размещения (внутренний туристский поток) (млн. чел.)  
 
 
    24,810
 
 
 
    26,567
 
 
 
    29
 
 
 
    31
 
 
 
    33
 
 
 
    35
 
 
 
    37,5
 
 
 
    40
 
 
 
    46-48
Количество  гостиниц (ед.)     4812     5375     6000     6700     7500     8300     9200     10200     13000-14000
     Число ночевок в гостиницах (тыс.)   
    51922
 
    55148
 
    78000 
 
    87100     
 
    97240
 
    107900
 
    119600
 
    131820     
 
    156000
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных  средств размещения (млн. руб.)  
 
    60098     
 
 
    74711
 
 
    88900
 
 
    107560 
 
 
    130140 
 
 
    157460
 
 
    190520
 
 
    224800
 
 
    370000     
Экспорт туристских услуг (млрд. руб.)  
    564
 
    604,4
 
    679,6
 
    796,3
 
    913
 
    1029,7
 
    1146
 
    1262,7
 
    1613
Инвестиции  в основной капитал (млрд. руб.)  
    532,6
 
    599
 
    709,7
 
    983,3
 
    1257
 
    1531
 
    1804,6
 
    2278,2
 
    2898,5
 

    Анализ  после таблицы. Описание этой таблицы должно быть после таблицы.

             3.2 Проблемы государственного регулирования туристской деятельности в РФ 

             К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и

    серьезного  подхода к их решению, относятся  недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных  условий для инвестиций при строительстве  средств размещения и иных объектов туристского использования.

            Также  кризис, несомненно, повлиял на развитие туризма, как в мире, так и в России. Эксперты ЮНВТО (Всемирной туристской организации) прогнозируют, что в 2012 году количество международных туристских прибытий в лучшем случае останется на уровне 2011 года (около 950 млн. человек), в худшем - произойдет снижение на 2 %. Тем не менее, люди не прекратят путешествовать, но наибольшим спросом будут пользоваться "экономтуры", на незначительные расстояния и на короткий период времени.

           Несмотря на то, что 2008 год российский  туризм закончил в целом успешно  (отмечался рост выездного, въездного  и внутреннего туризма), начало 2009 года стало неутешительным для  выездного туризма. Наиболее заметные  следствия кризиса во всем  мире - снижение средней стоимости  бронирований, уменьшение продаж, сокращение  объема бизнес-поездок. В период  новогодних праздников количество чартерных рейсов сократилось на 21%, и больше всего на дальние перевозки. Существенно сократились корпоративные поездки за рубеж. Многие туроператорские компании сокращают персонал. Тенденция очевидна: кризис не несет ничего хорошего, в том числе для российской туриндустрии. В 2010 году, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), убытки авиакомпаний мира составили порядка 5 миллиардов долларов. По информации, поступающей из экспертных кругов официальных государственных структур на начало 2011 года 20% российских авиаперевозчиков не платят отчисления в пенсионный фонд и задерживают оплату за аэронавигационное обслуживание.

               По результатам опроса ВЦИОМ  стало известно о том, что  30% респондентов - граждан России  в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем  Новгороде, возможно, сократят свои  привычные расходы из семейного  бюджета на путешествия и отдых.  Сократится число "горящих"  путевок на 25-30%, фактически может  подняться их стоимость. В то  же время Всемирная туристская  организация верит, что туристская  индустрия сможет быстрее всех  других отраслей экономики приспособиться  к новым, посткризисным условиям  и будет не только выживать, но и прогрессивно развиваться.  В условиях кризиса государства  принимают специальные меры по  поддержке и развитию въездного  и внутреннего туризма. Во Франции  создается единая государственная  структура, которая будет заниматься  всеми вопросами государственного  регулирования туризма в республике. Кроме того, разработан антикризисный  план, вводятся новые бренды: "Марка  Франции" или "Свидание с  Францией", которые активно продвигаются  за счет выделяемых дополнительных  финансовых средств. Отели Парижа  уровня 4 звезды впервые с 2003 года  объявили о снижении цен на 15%.

               Правительство Индии обратилось  к владельцам отелей страны  с просьбой снизить тарифы  на размещение на 10-15%. Египет призывает  отели снизить цены и планирует  дотации на чартерные перевозки.  Великобритания, Франция и Германия  активно пропагандируют отдых  как средство борьбы с кризисом. У них формируется новая идеология,  в частности, в Великобритании  при поддержке правительства гостиничная индустрия, туроператоры объединились в общую рекламную компанию, убеждающую граждан страны не отказываться от отдыха, поездок на зарубежные или отечественные курорты. Главная мысль компании: в условиях экономического кризиса нация переживает мощнейший психологический стресс и ей просто необходим отдых.

               Как показывает мировой опыт  кризисная ситуация может стать  своеобразным инструментом развития  национальных экономик. Так, падение  курса национальных валют, повышает  интерес к продуктам и услугам  внутреннего и въездного туризма.  Этот фактор необходимо использовать  для переориентации выездных  туристских потоков на внутренний  туризм, а также увеличить долю  въездного туризма в российском  туризме. Российское государство  уже предприняло ряд мер по  поддержке туристской индустрии.  Крупнейшие российские авиаперевозчики: ("Аэрофлот", "Сибирь", "Трансаэро"  и др.), включены в перечень  предприятий, которым будет оказана  финансовая поддержка из средств  федерального бюджета. Кроме того, в государственный перечень входят  такие аэропорты, как "Шереметьево", включая международный аэропорт  Владивостока, Внуково, Пулково,  Сочи, Кольцово, Толмачево, Ленинград,  аэропорт Новый Хабаровск и  группа компаний "Ист-лайн".

               В 2010 году на поддержку туристической деятельности выделено из бюджета 185 млн. рублей. 21-23 марта 2010года под патронажем Ростуризма в Москве будет проходить крупнейшая российская туристская выставка "Интурмаркет -2010", главной целью которой является развитие въездного и внутреннего туризма в российских регионах. За счет федерального бюджета планируется создание цикла телепередач на российских каналах, на эти цели выделено порядка 50 миллионов рублей. Целенаправленно будут показываться российские регионы, все их конкурентные преимущества и достоинства, популяризироваться отдых в России. Рособразованием и Ростуризмом разрабатываются меры по подготовке персонала для туротрасли, в том числе из числа лиц, высвобождаемых в результате кризиса из других отраслей экономики.

Информация о работе Государственное регулирование туристской деятельности в РФ