Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы государственного регулирования индустрии туризма и механизмов её функционирования.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. изучение системы управления туризмом;
2. анализ законодательной базы в области туризма и пути её совершенствования;
3. рассмотрение особенностей туристской отрасли в Республике Татарстан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Система государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………5
1.1. Состояние туристского комплекса в России……………………….5
1.2. Правовые основы туристской деятельности в России……………12
1.3. Система органов государственной власти, осуществляющих регулирование туристской деятельности в РФ………………………………..26
Глава II. Организационный механизм управления туристской деятельностью в Республике Татарстан ………………………………………………………30
2.1. Характеристика туристских ресурсов Республике Татарстан …30
2.2.Состояние туристской отрасли в Республике Татарстан …………36
2.3. Правовые и организационные основы регулирования туристской деятельности в Республике Татарстан…………………………………………39

Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемой литературы…………………………………………...…47

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.63 Кб (Скачать)

Далее следует  рассмотреть нормативные документы  министерств и ведомств. К ним  относятся акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федерального агентства  по туризму РФ и других. Например, Федеральное агентство по туризму  в рамках своей компетенции разработало  и опубликовало проект «Порядка оказания услуг по реализации турпродукта», предусмотренный новой редакцией Закона об основах туристской деятельности, который был принят 01.06.2007 году. Этот подзаконный акт регулирует порядок работы турагентств.

Законодательство  о туристской деятельности активно  развивается в субъектах Российской Федерации. В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные  законы, регулирующие общественные отношения  в сфере туризма (законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке  развития туризма», «О развитии внутреннего  и въездного туризма» и т.д.). Наряду с законами в 3 субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма, (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов Российской Федерации.

К сожалению, действующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто  региональные законы создаются по одним  и тем же канонам, что и Федеральный  закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют очевидное изначальное различие. Первые - призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые – особенности применительно к конкретным территориям субъектов Российской Федерации.

В связи  с этим в целях эффективного развития регионального туризма в разрабатываемых  субъектами Российской Федерации нормативных  правовых актах целесообразно отражать следующие актуальные вопросы правового  регулирования туризма:

определения и поддержки в субъекте Российской Федерации приоритетных направлений  туристской деятельности;

защиты  прав и законных интересов туристов в субъекте Российской Федерации, реализации на его территории мер обеспечения  безопасности туризма;

содействия  информационному обеспечению регионального  туризма, в том числе путем  продвижения регионального туристского  продукта на внутреннем и мировом  туристских рынках;

содействия  стандартизации и классификации  объектов туристской индустрии, расположенных  на территории субъекта Российской Федерации;

классификации и оценки туристских ресурсов субъекта Российской Федерации, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности  туристских ресурсов и реализации мер  по их восстановлению, определения  порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;

содействия  в субъекте Российской Федерации  кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере  туризма;

содействия  деятельности предпринимателей в сфере  туризма;

другие  вопросы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительным предметам ведения  и полномочиям Российской Федерации.

Наконец, необходимо остановиться еще на одной  группе источников. Это международные  правовые акты, которые согласно статье 15 Конституции Российской Федерации  являются составной частью российской правовой системы. В Конституции  Российской Федерации установлено, что если положения закона противоречат нормам международного договора, то применяется  международный договор.

Это, прежде всего, многосторонние международные  договоры: Международная конвенция  по контракту на путешествие, Международная  гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами  гостиниц и туроператорами. Международная  конвенция о документах, удостоверяющих личность моряков, Конвенция о международных  льготах для туристов, Гаагская декларация по туризму, Манильская декларация по мировому туризму. Также нужно назвать  Документ Акапулько, определивший задачи по выполнению рекомендаций Всемирной  туристской организации, и Хартию туриста, закрепившую основные задачи в области  туризма, стоящие перед государствами, и права и обязанности туристов.

Кроме того, источниками являются двусторонние международные договоры, закрепляющие основные принципы сотрудничества в  указанной области. В настоящее  время Россия имеет двусторонние международные договоры в сфере  туризма с 48 странами, например с  Китаем, Кипром, Турцией, Литвой, Польшей, Норвегией, Францией и другими. 4 сноска. Также в пределах своей компетенции издает рекомендательные акты Всемирная туристская организация.

Требования  динамики развития туристского рынка  обусловливают необходимость постоянного  совершенствования законодательных  актов сферы туризма, а также  мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.

Федеральные целевые программы.

Немаловажные  факторы, регулирующие туризм в России, федеральные целевые программы. Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне в период до 2015 года осуществляется в рамках действующих  федеральных целевых программ:

«Юг России» (2008-2012 гг.), раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса».

Предлагается  осуществлять в рамках следующих  действующих, разрабатываемых и  планируемых к разработке федеральных  целевых программ:

«Социальное развитие села до 2010 года»,

«Экономическое  и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года»,

«Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)»;

«Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.)»;

«Туристско-рекреационное  развитие прибрежных территорий Азовского  и Каспийского морей на период 2010-2015 гг.».

1. Федеральная целевая программа «Юг России» (2008-2012 гг.), раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса» реализуется совместно с Минрегионом России.

Целью раздела  является реализация мер государственной  поддержки развития перспективных  территорий и проектов в сфере  туризма, создание дополнительных условий для привлечения инвестиций в туристическую индустрию регионов, обладающих высоким рекреационным потенциалом.

Это определило задачи раздела по созданию новой  туристских комплексов, способных повысить инвестиционную привлекательность  таких республик, как Карачаево-Черкесия («Архыз»), Кабардино-Балкария («Северный  склон»), Северная Осетия-Алания («Мамисон»), Адыгея («Лаго-Наки»), Дагестан («Новый Каякент») и Калмыкия (оздоровительный комплекс с. Березовское), модернизации и реконструкции существующей инфраструктуры туристских центров в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестане. Реализация мер по развитию туристско-рекреационных комплексов в регионах Юга России основывается на практическом использовании различных форм частно-государственного партнерства.

В связи со стремительным развитием  горнолыжных комплексов в России в разделе особое внимание уделено  решению задач по строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры на перспективных горнолыжных курортах, таких как «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии, «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Мамисон» в Северной Осетии-Алании, «Лаго-Наки» в Адыгее. Общий объем финансирования из федерального бюджета по разделу «Развитие туристско-рекреационного комплекса» составляет 18,1 млрд. рублей.

По экспертным оценкам развитие туристско-рекреационного комплекса в результате реализации программы позволит создать около 13 тыс. рабочих мест, снизить уровень  безработицы на 25 %, увеличить количество туристов более чем в 2,5 раза.

2. Участие  в реализации Федеральной целевой  программы «Социальное развитие  села до 2010 года» совместно с  Минсельхозом России.

Основной  целью участия в реализации ФЦП  является повышение уровня жизни  жителей сельской местности за счет организации новых рабочих мест, повышение престижности проживания в сельской местности, развитие общей инфраструктуры на селе - дорог, транспортного сообщения, водо-, и газоснабжения, торговли и др.). К задачам, решаемым в рамках ФЦП, относятся: создание условий для привлечения частных инвесторов, развитие существующих туристских ресурсов сельской местности, создание сети сельских туристских хозяйств; воссоздание социокультурной среды исторического поселения («историческая деревня», «национальная деревня» или другой тип поселения); улучшение обслуживания сельского населения.

Ожидаемые результаты: увеличение занятости населения, постоянно проживающего в сельской местности, увеличение разнообразия туристского  предложения на внутреннем туристском рынке, развитие малого предпринимательства, улучшение социальной обстановки на селе.

3. Федеральная  целевая программа «Экономическое  и социальное развитие Дальнего  Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года», создание  раздела «Развитие туристско-рекреационного  комплекса» совместно с Минрегионом России.

Известно, что существующий въездной и внутренний потенциал  используется данными регионами  недостаточно или неэффективно. Вместе с тем развитие туризма в Дальневосточном  федеральном округе способно решить многие социально-экономические задачи.

В соответствии с этим основной целью предлагаемого  раздела является расширение возможностей внутреннего туризма для жителей  регионов Дальнего Востока и Забайкалья и соответствующее сокращение выездного  туризма, реализация мер государственной  поддержки развития перспективных  территорий и проектов в сфере  туризма, повышение инвестиционной привлекательности районов, перспективных  для туристского развития, увеличение числа рабочих мест.

К задачам  по достижению обозначенной цели относятся: развитие туристских комплексов за счет создания необходимой инженерной инфраструктуры, модернизация и реконструкция инфраструктуры существующих туристских центров.

Ожидаемые результаты: увеличение поступлений  в бюджеты всех уровней; привлечение  инвестиций в туристско-рекреационный  комплекс; увеличение занятости и  повышение доходов местного населения, увеличение внутреннего и въездного  туристского потока.

4. Участие  в разработке и реализации  федеральной целевой программы  «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)» совместно с Минтрансом России.

В целях  эффективного использования туристского  потенциала России и увеличения туристских потоков на круизных маршрутах необходима государственная поддержка на федеральном  уровне для проведения комплекса  работ по развитию круизной инфраструктуры. Это касается дноуглубительных и  берегоукрепительных работ, реконструкции  и строительства причалов, прокладки  сетей инженерной инфраструктуры для  строительства морских и речных вокзалов, благоустройства территорий.

Целью участия  в ФЦП является реализация круизного потенциала и повышение конкурентоспособности круизного туризма России, создание условий для привлечения инвестиций в сферу круизного туризма. К задачам, решаемым в рамках ФЦП, относятся: развитие, модернизация и реконструкция портовой инфраструктуры на внутренних водных путях; оборудование зелёных стоянок по всем маршрутам движения судов; устранение участков, лимитирующих пропускную способность туристских внутренних водных путей; строительство объектов береговой инфраструктуры.

Ожидаемые результаты: увеличение поступлений  в бюджеты всех уровней, привлечение  инвестиций в сферу круизного  туризма, создание новых рабочих  мест, увеличение внутреннего и въездного  туристского потока.

5. Участие  в разработке и реализации  Федеральной целевой программы  «Развитие историко-культурных зон  в России» совместно с Минкультуры  России.

Целью участия  в ФЦП является создание условий  для развития въездного и восстановления внутреннего туристского потока с культурно-познавательными целями. К задачам, решаемым в рамках ФЦП, относятся: формирование туристской и сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и поселений; соединение интересов культуры и туризма для создания оптимальных условий развития частно-государственного партнерства; обеспечение сохранности зон исторической застройки малых исторических городов в историко-культурных зонах; формирование туристической и сервисной инфраструктуры в зонах развития культурно-познавательного туризма; поддержка развития народных промыслов и ремесел.

Ожидаемые результаты: повышение занятости  населения, и как результат, снижение социальной напряженности в регионах; сохранение историко-культурных зон  исторической застройки малых и  средних городов России как центров  русской провинциальной культуры; увеличение бюджетных поступлений, рост въездного  и внутреннего туристского потока.

Информация о работе Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации