Этнографические экскурсии как отражение особенностей развития духовной и материальной культуры народа Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Существует множество теорий возникновений белорусов. Историки до сих пор спорят между собой, являются ли белорусы самостоятельным народом или образовались от смешения других культур. Из-за многочисленных войн на территории Беларуси сохранилось очень мало архитектурных памятников и письменных источников, которые могли бы рассказать нам о культуре и обычаях наших предков.

Содержание

Введение 4
1. Этнография как объект туризма 5
1.1 Терминология 5
1.2 Связь этнографии с туризмом 9
2. Контрольный текст экскурсии на тему «Ад прадзедаў cпакон вякоў нам засталася спадчына». Культурно-этнографическое наследие Беларуси. 12
Вступление 13
2.1 Исторический и культурный центр Минска 14
2.3 Историко-этнографические регионы Беларуси 23
2.4 Этнографические данные о белорусском народе 31
2.5 Исторические места Могилева. 39
Заключение. 50
3аключение 51
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Этнографические экскурсии.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

         После Октябрьской революции и образования БССР коллегиум стал местом расположения первых правительственных органов республики. В годы Великой Отечественной войны архитектурный комплекс иезуитов был частично поврежден. После войны была проведена консервация памятника и объявлен конкурс на лучший проект реставрации башни-звоницы коллегиума. В середине 1970-х был разобран корпус бывшего коллегиума, а на его месте построен жилой дом (площадь Свободы, 11). В 1968 году полностью перестраивается дом губернатора. Здесь сейчас находится музыкальная школа. Только в последнее время храм был взят под охрану как памятник архитектуры и передан верующим. В настоящее время костел приобрел прежний вид [20]. 

            Кафедральный собор. Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский. В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г. осле подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.

           Теперь Свято-Духовая церковь - Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия - чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к  евангельским временам. По преданию, в  числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения. Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка. Другой святыней храма являются нетленные мощи святой благоверной Софии Слуцкой, внучки Анастасии Слуцкой. Её нетленное тело можно увидеть в боковой нише слева от алтаря [14]. 

           2.3 Историко-этнографические регионы Беларуси

          

            В соответствии с историческими, этнокультурными и лингвистическими критериями на территории Беларуси выделяется шесть историко-этнографических регионов: Северный (Поозерье), Восточный (Поднепровье), Центральный, Северо-Западный (Понеманье), Восточное Полесье и Западное Полесье. Большую роль в формировании историко-этнографических регионов Беларуси сыграли социально-экономические факторы. Границы историко-этнографических ареалов близко соотносятся с границами основных диалектов белорусского языка. С современным административным делением исторически сложившиеся этнографические регионы соотносятся следующим образом:

Северный (Поозерье) - территория Витебской области (кроме Дубровенского, Оршанского и  Толочинского районов), а также часть  северных районов Минской области.

Восточный (Поднепровье) - Дубровенский, Оршанский  и Толочинский районы Витебской  области, основная часть Могилевской  области (без Глусского, Бобруйского  и Осиповичского районов) и восточная (до Днепра) часть Гомельской области.

Центральный - территория в центре республики. В основном это Минская область, три района (Глусский, Бобруйский и Осиповичский) Могилевской области и Барановичский и Ляховичский районы Брестской области.

Северо-Западный (Понеманье) - в основном территория Гродненской области.

Восточное Полесье - остальная часть Гомельской области, западная окраина Брестской  области и юго-западная окраина  Минской области.

Западное  Полесье - основная часть Брестской  области (без Барановичского и Ляховичского районов).

          Северный (Поозерье).Северный регион Беларуси располагается в бассейне Западной Двины и ее притоков. Для ландшафта северной Беларуси характерны моренные холмы и гряды, поросшие смешанными лесами, заболоченные понижения, котловины, образующие множество озер. Для говоров населения Поозерья характерен ряд диалектных особенностей. Своеобразие культуры и социума Северной Беларуси (Поозерья) во многом обусловлено ее более тесными связями с соседними русскими регионами (в равной мере это относится и к Восточной Беларуси). Свое влияние оказала и общая древняя этноплеменная основа - культура кривичей. Даже входя в состав Великого княжества Литовского, Полоцкая и Витебская земля пользовались привилегиями, которые гарантировали им территориальную целостность и неприкосновенность владений феодалов и мещан. Эти земли являлись ареной постоянных выступлений против власти польских королей, за воссоединение с Россией. В 1771 г. в результате первого раздела Речи Посполитой северная и восточная части белорусского этнокультурного ареала отошли к России. Остальная часть Беларуси вошла в состав Российской империи только после второго и третьего разделов Речи Посполитой в 1793 и 1795 годах. Условия для развития земледелия в Северном регионе были не самыми благоприятными в Беларуси. Дерново-подзолистые почвы с обилием валунов и камней затрудняли хлебопашество. Поэтому своим зерном в ХIХ - начале ХХ вв. регион не был полностью обеспечен. Важной частью крестьянского хозяйственного комплексы были промысловые занятия - лесные промыслы, извоз, строительство, рыболовство. Большое значение играло отходничество в крупные городские центры.При относительно неразвитом зерновом хозяйстве в Поозерье интенсивно развивалось льноводство. Лен был товарной культурой, выращивался как в крестьянских, так и в помещичьих хозяйствах. В течение ХIХ в. расширялись посевы картофеля, который постепенно занял очень важное место в структуре питания местного населения.Аграрная реформа середины ХVI в. («Устав на волоки») носила в этой части белорусских земель половинчатый характер. Фольварочная система не получила здесь широкого развития. В силу в Поозерье более устойчивой оказалась сельской поземельная общины, что, в свою очередь, способствовало сохранению большой патриархальной семьи. Для Поозерьи характерна дисперсная система расселения. Большая часть сельского населения проживала в малодворных деревнях (3-5 дворов) и на хуторах, образующих в целом сравнительно густую сеть расселения. Сельские поселения не имели четкой структуры, усадьбы располагались без особого плана в зависимости от рельефа местности. Аналогичная система расселения характерна и для южных районов Псковщины, примыкающих к белорусскому Поозерью.

Жилой комплекс, характерный для северной Беларуси образуется тремя помещениями в одном ряду - хата+сени+истопка (истопка - помещение для хранения продуктов). Для усадеб характерны замкнутые планы (усадьбы веночного типа). Жилые и хозяйственные постройки размещались по периметру двора. Замкнутая система дворовой застройки вообще характерна для малодворных поселений. Широко была распространены трехрядная застройка замкнутого двора («трехрядная связь»). Жилой комплекс (хата+сени+истопка) перегораживал дворовую территорию на две части - чистый двор («панадворок») и скотный двор («денник»). На чистом дворе обычно располагались клеть и поветь. По другую сторону от жилого ряда располагались хлева. Сени имели два выхода - на чистый двор и на денник. Аналогичная трехрядная застройка двора была характерна также для Псковского края России, граничащего с северной Беларусью. В Северном (а также и Восточном) регионе Беларуси строили бани, тогда как в других регионах Беларуси они были редкостью. Только в этих регионах строили просторные гумна с сушилками, где находилась печь.

           Восточный (Поднепровье).Восточный регион расположен в бассейне верхнего Днепра и его притоков. Обширные равнины, пересеченные руслами судоходных рек делали этот регион весьма доступным для заселения и разнонаправленных миграционных процессов. Верхнее Поднепровье в древнерусский период (IХ - ХII вв.) представляло собой в этнической плане широкую зону контактов различных славянских племен. В ХII - ХIII вв. основная территория Верхнего Поднепровья входила в состав Смоленского княжества. Исторические судьбы древнего Поднепровья тесно были связаны с историей других русских земель. В средние века северо-восточная область (территория Поднепровья и Подвинья) получила название Белой Руси. По языку, этнокультурным особенностям население белорусского верхнего Поднепровья имеет много общего с населением соседних областей России - Смоленщины, западной Брянщины. Говоры региона выделяются в особую витебско-могилевскую группу. Особыми группами в составе населения Придепровья выделялись так называемые панцирные и путные бояре (локализация - бассейны Сожа и Друти). Позднее они назывались также шляхтой и однодворцами. Их бытовая культура по ряду параметров (землепользование, застройка усадьбы, жилище, одежда и др.) отличалась от культуры окружающего населения. Почвенно-климатические условия Поднепровья были весьма благоприятны для развития здесь земледельческой культуры. Наиболее высоким агротехническим уровнем отличалось земледельческое хозяйство на территории днепровского левобережья, особенно на плотно заселенной Горецко-Мстиславской равнине, имевшей плодородные почвы. Здесь рано сложилось трехполье. В структуре посевных площадей преобладала рожь. При этом на лесных массивах вплоть до конца ХIХ - начала ХХ в. встречалась подсечно-огневая система земледелия - так называемое «лядное земледелие». Значительная часть лядов отводилась под лен. Льноводство в Поднепровье хотя и было развито, но в меньшей степени, чем в Поозерье. Были различия и в технологии льноводства. Если в северном регионе льнотресту вымачивали в водоемах, то в Поднепровье ее расстилали на лугах. Значительное место, наряду со льном, отводилось также конопле. Из промысловых занятий сельских жителей Поднепровья можно отметить поташное и смолокуренное производства, углежжение, извоз, различные виду отхожих промыслов. Из животноводческих отраслей широко было развито скотоводство (крупный рогатый скот) и коневодство. В Поднепровье (а также в Пооозерье) именно лошадь была основной тягловой силой, в отличие от других регионов, где в качестве тягла использовались волы. Особенно коневодство было развито в Быховском и Рогачевском уездах Могилевской губернии. По данным на начало 1880-х годов здесь на одно крестьянское хозяйство приходилось в среднем 3,4 лошади. Здесь лошадь использовалась не только в хлебопашестве, но и на лесных промыслах.Широко занятием распространенным занятием жителей Поднепровья было пчеловодство. Наибольшее развитие это занятие получило в Гомельском и Рогачесвском уездах. Пчеловодством занимались не только крестьяне, но также шляхта и однодворцы. Поселения Поднепровья отличаются большей величиной, чем в Поозерье. В ХVIII - ХIХ вв. на каждую деревню приходилось 15-30 дворов. В Поднепровья, в отличие от Северного региона значительно более четко прочитывается планировочная структура поселений. Здесь преобладает уличная застройка, выявляется центральная часть и концы поселения. В центре крупного поселения, как правило, располагались церковь, волостное правление, корчма, общинный амбар, колодец и др. При строительстве усадеб в белорусском Поднепровье использовали в основном замкнутые планировочные схемы (усадьбы веночного типа). Реже встречается Г-образная и погонная застройка двора. Веночный двор во второй половине ХIХ в. мог эволюционировать в П-образную и двухрядную застройку. Жилое пространство образовывалось структурой типа хата+тристен. Тристен в такой системе иногда выполнял роль сеней, а иногда превращался в жилое помещение - приделом. Эта система могла эволюционировать в трехкамерное жилище: хата+придел+сени. Истопку в Поднепровье не строили, ее функции выполнял погреб. Главный фасад дома отличался богатым декоративным убранством, в основе которого - резьба по дереву, как сквозная, так и накладная. Здесь строили самые большие на территории Беларуси гумна и ветряные мельницы шатрового типа. Именно Поднепровье является своеобразным заповедником такого красивого и древнего вида танцевального искусства, как хоровод. Здесь бытовали различные типы хороводов: хороводы весенне-летней и зимней приуроченности; хороводы разных функций (обрядовые и игровые), разных рисунков (круговые, ленточные, «стенка на стенку» и др.), разных исполнительских стилей (медленные, подвижные, плясовые).

           Центральный. Центральный регион Белоруси расположен на территории «великого водораздела», откуда берут свое начало реки, текущие в разных направлениях - в Балтийское и Черное моря. С географической точки зрения здесь располагается граница между балтийским и черноморским ареалами. В этногенетическом плане территория Центральной Беларуси была зоной взаимодействия между славянским и балтским этнолингвистическими компонентами. Центральная Беларусь на протяжении веков была наиболее развитым экономически регионом. Культура Центральной Беларуси отличалась, в целом, большей исторической динамичностью, сравнительно интенсивным процессом замены старых хозяйственных и культурных моделей на новые. В силу этого здесь одновременно сосуществовали более разнообразные, чем в других регионах, типы народной сельскохозяйственной техники, поселений и усадеб, жилища и одежды, календарных и семейных обрядов. В целом, центральный регион Беларуси и этнографическом, и в языковом отношениях отличается обилием разнообразных переходных форм. Для центральной части Беларуси характерен высокий уровень развития земледелия. Особенно богатый сельскохозяйственный опыт был накоплен населением Слуцко-Несвижской равнины. Этот регион в ХIХ в. считался житницей Беларуси. Для этого субрегиона характерна высокая плотность поселений. Центральная Беларусь специализировалась на выращивании ржи, пшеницы, картофеля, льна. Развиты были также лесные и отхожие промыслы. В наиболее развитых в агрономическом отношении субрегионах Центральной Беларуси рано стали практиковать многопольные севообороты и травосеяние. В Минской губернии на основе картофеля производили значительное количество спирта (в середине ХIХ в. первое место в России), развито было также производство сахара из сахарной свеклы. В социально-экономическом отношении на территории Центрального региона в период позднего феодализма господствовала фольварочно-барщинная система. Здесь располагались крупные магнатские латифундии. Численность частновладельческих крестьян была существенно выше численности государственных крестьян. Характер сельских поселений Центрального региона существенно меняется с севера на юг от сравнительно небольших деревень до крупных многодворных сел. На крупные поселения южной части региона большое влияние оказала волочная реформа ХVI в., способствовавшая формированию правильной планировки уличного типа. Как и в ряде других аспектов культуры в отношении усадьбы и жилища Центральный регион совмещает несколько разнообразных типов застройки. Здесь известны веночный тип двора, Г-образный, П-образный и двор с несвязанными постройками. Но наиболее распространены однорядный и двухрядный погон. Крестьянское жилище по большей части представляло собой двух- или трехкамерную постройку типа хата+сени или хата+сени+клеть.

           Северо-Западный (Понеманье).Северо-Западный регион Беларуси локализуется в бассейне р. Неман. Границей между Северо-Западным и Центральным регионами служит крупный лесной массив - Налибокская пуща. В складывании этнокультурного облика Понеманья участвовали славянский и балтский компоненты. В период средневековья Северо-Западный регион стал первоначальным центром формирования Русско-Литовского государства. С ХV в. по отношению к этому региону встречается название Черная Русь. Историк М.К. Любавский считал Черную Русь славянским этническим компонентом в Литовской земле. В письменной традиции и устной речи местное белорусское население долго называли «литвинами», а само Понеманье - Литвой. В ХV - ХVIII вв. в Понеманье проводилась активная политика окатоличивания и полонизации белорусского населения. В 1795 г. в результате раздела Польши белорусское Понеманье вошло в состав России. В ХIХ в. местные жители, исповедовавшие католичество, как правило, называли себя поляками, но при этом наиболее распространенным оставался белорусский язык. Белорусский язык Северо-Западного региона имеет свои диалектные особенности. Основным занятием крестьян Понеманья было земледелие. Выгодное географическое положение региона на пересечении торговых путей (Украина - Прибалтика, Россия - Польша) способствовали рыночной ориентации местного земледелия. Значительное количество зерновых шло на экспорт. Большое развитие в крае получила ярмарочная торговля. Из животноводческих отраслей сельского хозяйства особенно интенсивно развивалось овцеводство. Причем овцеводство носило не только крестьянский характер, овец содержали и во многих помещичьих хозяйствах. На базе местного овцеводства получила развитие суконно-шерстяная промышленность. В структуре питания сельского населения баранина занимала более важное место, чем говядина. В качестве подсобных занятий большую роль играла охота. Лесные угодья Понеманья были богаты дичью. Характер сельского расселения Понеманья отражал сложную этнокультурную и социальную историю края. Здесь бытовали небольшие деревни крестьян без четкой планировки, так называемые «уставные» села, околицы, выселки, фольварки, местечки. Уставные села появились в результате реализации «Устава на волоки» (1557 г.). В соответствии с положениями волочной реформы деревни перестраивались и вводились села уличного типа. Эта реформа затронула Понеманье в наибольшей степени по сравнению с другими регионами Беларуси, охватив почти 90% деревень. Новые уставные села уличного типа располагались, как правило, близ озер и рек, вдоль дорог и трактов. Интенсивная торгово-экономическая жизнь порождала быстрое развитие в крае таких видов поселений как местечки. Местечки обычно вырастали из сел, принадлежавших крупным магнатам. В Северо-Западном регионе широкое распространение получили усадьбы погонного типа, когда жилые и хозяйственные постройки образовывали сплошную однорядную связь. За хатой и сенями размещались клеть, поветь, хлева, сеновал. В ситуации малоземелья второй половины ХIХ в. погонные дворы получали все большее распространение. Нередко соседние усадьбы вплотную примыкали друг к другу. В регионе вплоть до второй половины ХIХ в. большинство крестьянских хат были курными. В Понеманье раньше, чем в других регионах глинобитные печи были заменены кирпичными. Для внутреннего пространства жилого помещения Понеманья характерно широко распространенное отсутствие икон и вообще незначительная обрядовая роль «красного угла» в сравнении с другими регионами Беларуси. Только на Понеманье и Западном Полесье известны жилые дома с «подтенями» - галереей на главном фасаде.

Информация о работе Этнографические экскурсии как отражение особенностей развития духовной и материальной культуры народа Беларуси