Этнографические экскурсии как отражение особенностей развития духовной и материальной культуры народа Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Существует множество теорий возникновений белорусов. Историки до сих пор спорят между собой, являются ли белорусы самостоятельным народом или образовались от смешения других культур. Из-за многочисленных войн на территории Беларуси сохранилось очень мало архитектурных памятников и письменных источников, которые могли бы рассказать нам о культуре и обычаях наших предков.

Содержание

Введение 4
1. Этнография как объект туризма 5
1.1 Терминология 5
1.2 Связь этнографии с туризмом 9
2. Контрольный текст экскурсии на тему «Ад прадзедаў cпакон вякоў нам засталася спадчына». Культурно-этнографическое наследие Беларуси. 12
Вступление 13
2.1 Исторический и культурный центр Минска 14
2.3 Историко-этнографические регионы Беларуси 23
2.4 Этнографические данные о белорусском народе 31
2.5 Исторические места Могилева. 39
Заключение. 50
3аключение 51
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Этнографические экскурсии.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

           История Могилева. Это были времена кровавых войн и ожесточённых боёв Московского и Литовского княжеств, завоевывавшими в Восточной Европе своё лидерство. Главные силы русских и шведских войск во времена Северной войны двигались через Могилев, который ещё не успел залечить раны. В результате Первого раздела Речи Посполитой Могилёв находился в Российской империи и стал основным центром в Могилёвской провинции, а с 1777 г. – и Могилёвской губернии. В 1812 г. во время Отечественной войны город оказался на пути движения войск Наполеона к Смоленску и Москве. На территории около Могилева проходило кровавое, жестокое сражение между французскими (под руководством военачальника Никола Даву) и российскими армиями.

         Во времена 1-й мировой войны (август 1915 года – ноябрь 1917 ), в здании теперешнего Могилёвского краеведческого музея, размещалась Ставка Верховного главнокомандующего, там находился император Николай II. Могилев оказался также одним из главных действующих лиц в кровавой и немыслимой по нечеловечной жестокости Великой Отечественной войне в 1941—1945 годах [23]. 

           В Могилеве сохранилось немного памятников архитектуры. Домов XIX в. – считанные единицы, церквей – пять, костел – всего один, в то время как до революции в городе насчитывалось по данным энциклопедии Брокгауза и Евфрона православных храмов двадцать каменных и семь деревянных, костелов – два и один соответственно, одна протестантская кирха, синагог – почти сорок; число же каменных же домов приближалось к четырем тысячам. Значительный потери город понес во время Великой Отечественной войны – сказались и 23-дневная оборона города в 1941-ом, и тяжелое освобождение в 1944-ом, когда гитлеровцы почти каждый дом превратили в огневую точку – дома разрушали танками, стреляя прямой наводкой. Почти сутки длились уличные бои. Многие памятники архитектуры были взорваны после войны самими могилевчанами – сказался воинствующий атеизм, недальновидность властей и общий дух времени. Большинство церквей сохранились только на старых фотографиях, планах и на картинах художников. Сейчас производятся значительный реставрационные работы – так, восстанавливается церковь в д. Полыковичи под Могилевом, по генеральному плану развития города планируется восстановление городской ратуши к концу 2006 года; восстановлены сохранившееся здания. Улица Ленинская, сохранившая наибольшее количество домов XIX века, стала пешеходной улицей – зоной отдыха горожан, добавлено второе, старое, название – Большая Содовая. Иногда раздаются радикальные требования восстановления всех церквей города – например, разрушить гостиницу «Днепр» и на ее месте заново построить Собор Святого Иосифа. Из сохранившихся православных церквей самая старая – Николаевская, расположена на улице Т. Сурты, напротив городской больницы скорой медицинской помощи. Весь район вдоль улицы Большая Гражданская называется Подникольем. Борисоглебские церкви, расположенные в переулке Брюсова, над Могилевским рынком, более поздние. Первая церковь была построена в XVII веке как жилой дом, который в середине XIX в. перестроили под церковь. Вторая церковь построена в 1869 в псведорусском стиле недалеко от первой. Самый молодой храм города теперь является соборной церковью Могилевской и Мстиславской епархии – Трехсвятительский собор, расположенный в центре города, недалеко от площади Ленина, является центром духовной жизни горожан – на религиозные праздники сюда стекаются тысячи верующих. 
Торжественная закладка храма во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста произошла 18 июля 1903 года в присутствии Могилевского и Мстиславльского епископа Архангельского.

Также сохранилось немного памятников в историческом центре города: 
Здание бывшего окружного суда (Советская, 1, ныне областной краеведческий музей), построено в 1778 для нижнего суда, врачебной управы и архива, в стиле классицизма. Здание женского епархиального училища (ул. Воровского, 29), бывшего училища Красных командиров, построено в 1889-1892, (ныне лицей). Частично сохранился фарный костел (Болдина, 3), построен в 1604, перестроен в XIX в. в стиле классицизма [21].
 

             Ленинская – одна из старейших улиц города. Улица Ленинская расположена в центре города — от Советской (бывшей Торговой, Большой Губернаторской) площади до ул.Курако (за автовокзалом). Общая протяженность — 1490 м; примерно 2/3 из которых в настоящее время — исключительно пешеходная часть. Улица Ленинская — одна из старейших улиц города Могилева. Известна с начала 16 века, когда сформировалась Торговая площадь (ныне Советская), от которой расходились в северном направлении 2 главные улицы-дороги — Шкловская (ныне Первомайская улица) и Ветреная, ведущая к Ветреным воротам оборонительного вала. Улица Ветряная, не раз в дальнейшем меняла свое название (Большая Садовая, Инженерная). А с 1919 года названа в честь В. И. Ленина — улица Ленинская. Современный облик улицы стал складываться в 1930-е годы в период массового жилищного и гражданского строительства, однако планомерная застройка началась после Великой Отечественной войны, когда по генеральному плану Могилева 1947-50 проводилась реконструкция и восстановление центральной части города. Большую роль в формировании нынешнего архитектурного облика улицы играют сохранившиеся на ней памятники истории, жилой и гражданской архитектуры 18-нач. 20 веков. По генеральному плану Могилева 1980-81 улица вошла в перспективную зону застройки центрального планировочного района. Более 20 лет велись разговоры о необходимости сделать ее пешеходной. И вот Могилевский горисполком председатель (В.И.Шориков) осуществил мечту могилевчан. Сделав ее не только пешеходной, но обновляется, реставрируется, реконструируется ее вид в стилях разных эпох. В начале улицы Ленинской стоит здание бывшей городской управы (ныне — один из уникальнейших в Беларуси по своему замыслу, воплощению и популярности у могилевчан и туристов Дворец гражданских обрядов). Рядом находится воссозданный памятник архитектуры 17-го века — городская ратуша. Далее по улице идут дома «торговых рядов» — строения т.н. архитектуры эклектического направления ХIХ века (Ленинская №№ 3, 5/1, 5/2). Дом № 7 построен в 1790 году, о чем говорят цифры на фронтоне — архитектурный памятник классицизма, одно из старейших в городе зданий. Затем идет территория бывшего архиерейского двора — центра Православия на Беларуси в 17-18 веках. Места, связанные с жизнью и деятельностью архиепископа Могилевского и Белорусского святителя Георгия Конисского.  Напротив Дворца виден памятник искусства и архитектуры 18 века — бывший кармелитский, а ныне кафедральный Станиславовский костёл. Отреставрирован в 1994 году и стал действующим. На Ленинской, 35 стоит построенное в 1898 году здание пединститута (ранее — учительского, педагогического института, ныне — Могилевского государственного университета им.А.Кулешова). Рядом — филиал Национального музея живописи — музей имени одного из величайших белорусских художников, уроженца Могилевщины  В. К. БЯЛЫНИЦКОГО-БИРУЛИ. Памятник архитектуры барокко. Сегодня пешеходная улица Ленинская (Ветряная, Большая Садовая) и сохраненные на ней реконструированные дома — это не просто самая любимая зона отдыха горожан. Это своеобразная зона воспитания культуры, характера горожан, их аккуратности, бережного отношения к истории, культуре поведения на красивой европейской улице, гордости за свой город, свою страну. Многие европейские города создают архитектурные музеи под открытым небом искусственно, без реальной подоплеки — просто ради привлечения туристов. В Могилеве же улица Ленинская (Большая Садовая) — это живой музей: в её домах и сегодня живут реальные люди, работают магазины, кафе, офисы и т.д [22]. 

           Архиерейский дворец. В 1762—1785 гг. на земли Спасского монастыря (не остался) построили изящный и уникальный архиерейский дворец (архит. И. Глаубиц) В нем расположилась резиденция православного архиепископа Г. Конисского, а с 1797 года — Афанасия Братановского. Помещение как следует сохранилось до современности и считается увлекательным памятником жилищной зодчества. Оно размещено так, что сообща с бывшей Спасо-Преображенской церковью составляло общую панораму, коия раскрывалась как со стороны Днепра, но и со стороны ул. Ленинской (Ветряной), откуда открывался основной расклад к дворцу. Перпендикулярно дворцу, создавая тянущийся дворик, находились монастырские кельи, коие образовывали архиерейский двор (не сохранились). В смысле дворца центральное место занимают вестибюль с торжественной трехмаршевой лестницей и ориентированный в сторону Днепра зал для способов. Остальные комнаты первого этажа отводились под службы. На втором этаже присутствовали спальня, офис и библиотека. 3, аттиковый этаж, был предназначен для домашних дел. В монументальном жестком размере дворца и его декоративной отделке совмещаются черты барокко и раннего классицизма. Пластическое решение фасадов с криволинейным переходом к боковым ризалитам, трудные по рисунку наличники окошек, высокая ломаная кровля — составляющие зодчества барокко. Ризалиты и боковые фасады имеют наиболее жесткое решение: обрамление окошек тут упрощено, а стены по всей высоте покрыты основательным рустом. Многообразие способов декора фасадов дворца не лишило его зодчество целостности. В советское время применялся как жилой дом, в настоящий момент передан Могилевско-Мстиславской епархии. Внутренняя распланировка изменена. На здании установлена мемориальная доска с словом: «В этом жилище жил и действовал в 1785—1795 гг. знаменитый функционер культуры восточных славян, просветитель, писатель и политический деятель — архиепископ Георгий Конисский». «Георгий есть 1 из самых легендарных функционеров минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории», — замечал А.С. Пушкин в статьях к изданию в 1835 году собрания произведений белорусского архиепископа Г. Конисского. Сорок лет его жизни и работы связано с Могилевом. Появился Григорий Осипович 20 ноября 1717 года в г. Нежине на Черниговщине. Происходил он из шляхетской семьи казацкого окружения, так называемых «новых людей», коие в следствии реформ Петра I смогут продвигаться вперед по казенной лестнице. В последствии завершения полковой средние учебные заведения в 11-летнем возрасте он поступает в Киево-Могилянскую академию, которая являлась на тот момент крупнейшим центром науки и просвещения во всем славянском мире. Григорий Конисский обучался в академии в период наивысшего расцвета учебного заведения, как скоро там преподавали ее наилучшие выпускники Стефан Калиновский, Михаил Казачинский, Симеон Татаровский. На это же время приходится его учеба у Ф. Прокоповича и Г. Сковороды. В последствии завершения академии он попадает в колличество избранных выпускников, коие каждый год пополняли учительский состав учебного заведения. В 1744 году Конисский постригается в монахи Братского монастыря в Киеве и берет на себя духовное имя Георгий. С ним он и зашел в российскую ситуацию. В пределах 2 лет молодой иеромонах старательно готовится к преподавательской работы и в 1745 году становится профессором кафедры красноречия академии, в коей читает созданный им же уникальный курс поэтики. С 1751 года он — ректор академии, где показал себя приверженцом современной науки, наилучшем оратором и рьяным, непримиримым борцом против Ватикана и Брестской унии 1596 года. Конисский предпочитал естествоведческие науки и в некоторых вопросах отходил от теологии. Он высоко ставил учения Коперника, Галилея, Декарта, почитал разум человека. Непосредственно с этим связано то, что в Могилеве с колокольни Спасской церкви им велись астрономические исследования. Конисский согласовывал, что белорусы обязаны иметь право заявлять и писать на родимом языке, хранить собственные национальные обычаи. Более ярко его современные свойства проявились во время нахождения в Беларуси, где он купил популярность широко знаменитого общественно-политического функционера. 23 мая 1755 года король Август III, не взирая на противодействие папы и полоцкого митрополита Грабницкого, пожаловал Конисскому привилей на «епископию Белорусскую, Мстиславскую, Оршанскую и Могилевскую со всеми правами епископской власти и юрисдикции и с правом на владения разными территориями и угодьями». 20 августа 1755 года Киевским митрополитом Тимофеем Щербацким он посвящается в епископский сан, а через 2 месяца посещает Могилев. В тот период это была единственная православная епархия на земли Беларуси и всей Речи Посполитой. Глава православной церкви Георгий Конисский как оказалось в центре политической борьбы и разворачивает интенсивную гражданскую работа. Не взирая на преследования и опасности иезуитов, он выступает с проповедями, разоблачающими политические мотивы униатского духовенства в Беларуси. Ключевую задача собственной работы он видел в усилении и обороне православной веры, для чего применял всевозможные средства, что, естественно, вызывало злобу иезуитов, несколько раз совершавших покушения на его жизнь. А.С. Пушкин выдал грядущую оценку работы Конисского-проповедника: «Проповеди Георгия несложны причем даже некоторое количество грубоваты, как поучения старинных мудрецов, хотя прямота их захватывает. Политические речи его имеют великое достоинство». Первым наибольшим делом, идеальным им в Могилеве, было открытие в 1757 году духовной семинарии по образцу Киевской, а позднее — создание при архиерейском жилище типографии. В ней из числа остальных книг была отпечатана рукопись знаменитого писателя и просветителя Феофана Прокоповича «О поэтическом искусстве» Немало сил отдал Георгий строительству в 1756—1762 гг. Спасской церкви. С 1781 года во почти всех мегаполисах Белорусской епархии, даже Быхове, Мстиславле, Кричеве, Конисский открывает при церквях средние учебные заведения для преподавания ребят русской письменности, правописанию и катехизису. Для обеспечивания средних учебных заведений литературой он печатает ряд научных трудов, издает художественные произведения, учебные пособия и последовательно проводит в жизнь собственные идеи. Именным указом Екатерины II 23 сентября 1783 года Г. Конисский возводится в сан архиепископа Белорусского и члена Святого Синода. Скончался Св. Георгий Конисский — архиепископ Могилевский и Белорусский — 13 февраля 1795 года и покоился в Спасо-Преображенской церкви, коию в свое время возвел. В настоящее время место нахождения мощей Георгия неизвестно, церковь в советское время была разрушена, а на ее месте возведен корпус строительного треста. Считают, что в 1930-е годы борьбы с религией гроб с туловищем святителя был выброшен из собора. В 1780-е годы к архиерейскому дворцу был присоединен ансамбль Могилевской духовной семинарии (сохранились отдельные помещения строительства XIX века) Возведение этого старейшего на земли Беларуси учебного заведения кроме того связано с работой Г. Конисского. Помещения семинарии присутствовали меж дворцом и передовыми улицами Болдина и Ленинской. Каменный двухэтажный жилой дом на архиерейском дворе (ул. Ленинская, 13), возведенный в середине XIX века, остался до реального времени. Основным фасадом он выходит на улицу Ленинскую. Ранее на первом этаже в нем присутствовали магазины, а на втором — спальня и гостиный зал. В настоящий момент на 1-м этаже помещения находится Музей ситуации г. Могилева, а на втором — жилые жилплощади. В одно и тоже время с возведением этого здания вплотную к нему и на одной оси с архиерейским дворцом построены въездные ворота (арка) — полукругом находящиеся каменные столбы, объединенные ажурной оградой. Иной стороной ограда примыкает к одноэтажному жилищу (ул. Ленинская, 11), в котором раньше находилось семинарское общежитие. Остались 2 двухэтажных каменных здания, возведенные в 1850-е годы (ул. Ленинская, 15, 17), коие принадлежали купцу Китаеву, а позднее семинарии. Не очень большие помещения имеют высокие подвальные здания со сводчатыми перекрытиями. Лестницы на 2 этаж ранее присутствовали на галерее дворового фасада. Здания были приспособлены для дел семинарии и как доме для преподавателей и питомцев. В жилище № 15 находился семинарский архив. Выпускниками духовной семинарии были знаменитые уроженцы Могилевщины: археолог К.М. Поликарпович, основной священник армии и флота Российской Федерации (с 1832 года) В.И. Кутневич, археограф, историк и священнослужитель И.И. Григорович, фольклорист и этнограф И.И. Носович [25]. 

           Костел Святого Станислава. Немало легенд и мифов бытует о замечательном памятнике искусства и архитектуры XVIII столетия — костеле Успения Матери Божьей, бывшем кармелитском, а сейчас кафедральном Станиславском костеле. Первоначально он принадлежал ордену кармелитов. Эта организация в 1155 году объединила нищих монахов — участников Крестовых походов. В тяжелых трудах росло благосостояние ордена, постепенно жить стало лучше, а потому в 1247 году был утвержден более мягкий устав. В XIII веке орден появился в Европе. Расцвет его приходится на XVII век — более 700 монастырей. В Великом княжестве Литовском первый костел кармелитов был основан в 1506 году Н. Радзивилом. В 1618 году монахи-кармелиты появились в Мстиславле, в 1619-м — Радомле (Чаусский район), в 1653-м году — в Чаусах, во второй трети XVII века — в Могилеве. Могилевский монастырь кармелитов возник как филиал их Белыничского монастыря. 10 октября 1633 года король разрешил белыничским кармелитам приобретать в Могилеве дома и земельные участки для постройки монастыря и костела. К 1636 году они имели в городе и свой монастырь, и своих прихожан. С 1640 года кармелиты в Могилеве становятся самостоятельной организацией. На протяжении ста лет на месте нынешнего костела находился деревянный. Началу строительства каменного костела предшествовал любопытный, овеянный легендой случай. 22 декабря 1733 года шляхтич имения Любуж Зенкович со слугами совершил вооруженное нападение на город. Были ранены многие горожане, часть из них умерла. Спасаясь от толпы, он спрятался в небольшой часовне, что находилась на этом месте. Но гнев народа был так велик, что люди ворвались в часовню, вытащили его оттуда, убили на площади и труп бросили в Днепр. Об этом событии узнал польский король (Ян III Собесский) и решил наказать жителей за то, что они посмели поднять руку на католика. Суд выносит решение: «жители города должны разобрать все каменные постройки и из этого камня построить костел в память об убиенном Зенковиче». Мягкий приговор. Но если учесть, что вынесен он был в декабре, а из камня в доме были сложены тогда только печи, то вы поймете, как жестоко были наказаны за убийство жулика жители города, только потому, что он католик. Это легенда, но установлено, что фундамент костела состоит из камней самого различного размера. Так это или нет, точно не известно, но в 1738 — 1740 гг. на месте деревянного началось строительство каменного костела Успения Богородицы (закончено в 1752 году). Волею судеб город, оставаясь центром одной из многочисленных православных епархий России, в это же время становится центром всех римо-католиков громадной империи. После раздела Речи Посполитой в состав России вошли территории Смоленской диацезии, где жило более ста тысяч католиков. 22 ноября 1773 года Екатерина II своим указом создала Белорусскую римо-католическую епархию (диацезию, бискупство) с центром в городе Могилеве. Границы ее совпали... с границами Российской империи. Вскоре она простиралась от Могилева до Сахалина. В конце XIX века юрисдикция Могилевского архиепископа (с 1797 года он жил в столице, Санкт-Петербурге, но сохранил свои титулы) распространялась на тысячи верст. В это время диацезия была самой большой римо-католической епархией в мире. Архиепископ имел титул: «архиепископ Могилевский и митрополит Российской империи». Костел Успения Девы Марии (св. Станислава) с 1773 года являлся кафедральным. Костел был построен в стиле западно-европейского барокко, об этом свидетельствуют многослойные пилястры, сложные карнизы, обрамление окон. В конце XVIII столетия костел перестроен. Чтобы сделать его более выразительным в архитектурном отношении, был изменен главный фасад, к нему пристроили 4-колонный портик. Механическая пристройка классического колонного портика придала эклектический характер. Особенностью росписи является то, что здесь сохранился один из наиболее полных и профессиональных евангельских циклов Беларуси. Фрески выполнили во 2-й половине XVIII столетия могилевские художники А. Главацкий, Петр, Лукьян и Григорий под руководством Павла Пиотровского [17]. 

         Городская ратуша. Первое, деревянное здание ратуши было построено в 1578 г. на Ветряной улице, однако в апреле 1664 г. оно сгорело.

Спустя 15 лет, осенью 1679 г., на торговой площади  Могилева начинается строительство  каменной ратуши. Здание представляло собой двухэтажный прямоугольный объем, перекрытый четырехскатной кровлей. Первый этаж предназначался для хозяйственных нужд, второй отдали под парадные помещения. В начале 1680-х гг. мастер из Быхова начал возводить башню, которая должна была стать самым высоким объектом в городе. Простояла она недолго: обвалилась. Завалы разобрали, но новая башня, выше предыдущей, была возведена лишь в 1692 г. Снаружи у ратуши были два крыльца – со двора и с главного фасада. Пятиярусная башня венчалась граненым куполом со шпилем, имела балкон с металлическим ограждением. О том, когда могилевскую ратушу украсили башенные часы, есть несколько версий: в некоторых источниках называется XVIII в., в других – XIX в. Само же здание в 1773 г. было капитально перестроено и в таком виде пребывало до Великой Отечественной войны. Сохранились архивные материалы, по которым можно судить о внутреннем устройстве ратуши. Здание отапливалось кафельными печками, выложенными полихромными, характерными для XVII–XVIII вв. изразцами с зеленой поливой. Пол на первом этаже был сделан из кирпича, стены побелены. На второй этаж вели деревянные лестницы с перилами. В окнах стояли витражи с оловянными переплетами, характерными для XVII в. Современное здание Могилевской ратуши является только копией старинного здания. В годы Великой Отечественной обстрелы и бомбежки привели ратушу в удручающее состояние: не стало крыши и перекрытий. Но выстояли стены и сохранился декор. Несмотря на то что еще в 1926 г. ратуша в Могилеве была взята под охрану государства и объявлена национальным достоянием, после войны ее не восстанавливали. В 1957 г. историческое здание и вовсе было взорвано.

             Попытки реконструкции ратуши предпринимались начиная с 70-х гг. XX в. Под руководством архитектора реставрационных мастерских Е.М. Ханиной был выпущен строительный проект. В 1992 г. состоялись закладка и освящение архиепископом Могилевским и Мстиславским Максимом первого камня новой ратуши. Вскоре начавшееся строительство было остановлено.

Вернулись к проектированию лишь в 2005 г. Поскольку  функциональное назначение восстанавливаемого здания изменилось, да и технические возможности проектировщиков неизмеримо выросли, проект 2005–2008 гг. просто был выполнен заново. Проект и авторский надзор за реконструкцией осуществлялся минским ООО “Центр по регенерации историко-культурных ландшафтов и территорий”. В состав авторского коллектива вошли А.Н. Кропотов (научный руководитель), А.Я. Кондратов (главный архитектор проекта), А.А. Кондраль (главный инженер проекта), архитекторы В.В. Прокопчик, Т.Л. Пономарева, конструктор В.В. Сазонова. У специалистов имелись чертежи предшествующего строительного проекта, фотографии проекта 1834 г., когда ратуша в очередной раз перестраивалась, фотографии обмеров планов 1919 г., обмер плана 1945 г. и точные фрагментарные обмеры кладки цоколя, выполненные во время археологических раскопок архитектором А. Кондратовым в 1979 г. Обычно при реставрационных работах материалы обмеров разных периодов сравниваются, чтобы найти совпадения в размерах, но погрешности оказываются достаточно большими. Несмотря на наличие иконографических источников и археологических обмеров, точные размеры старинной ратуши установить оказалось сложно. Выкапывали котлован, в котором размечали размеры цоколя и внутренних стен. Кладку верхней части строения выполняли в основном из кирпича-«пальчатк», в нижней части добавляли бутовый камень. Математические расчеты позволили с достаточной точностью соотнести средневековые и запроектированные параметры: 16 локтей равны 10,39 м – ширине цоколя двухэтажного объема ратуши по археологическим обмерам. Сейчас новая ратуша располагается на том же месте, где когда-то была построена первая каменная ратуша Могилева. Восьмигранная пятиярусная башня современной ратуши имеет около 48 м высоты. Следует отметить, что фундаменты современной башни и здания ратуши в связи с проводившимся ранее и остановленным строительством подвалов заглублены на 7 м. Подземная часть сооружения выполнена из монолитного и сборного бетона и железобетона. Стены возведены из красного полнотелого кирпича и оштукатурены. В минувшие столетия высокая башня являлась архитектурной доминантой в застройке центра Могилева. Сегодня она вновь формирует силуэт правобережной части города. В новом здании ратуши планируется разместить на первом этаже несколько экспозиционных залов музея истории города Могилева, на втором – помещения горисполкома в соответствии с историческим функциональным значением здания, на третьем этаже будут располагаться служебные помещения музея [4].

Информация о работе Этнографические экскурсии как отражение особенностей развития духовной и материальной культуры народа Беларуси