Этнографические экскурсии как отражение особенностей развития духовной и материальной культуры народа Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Существует множество теорий возникновений белорусов. Историки до сих пор спорят между собой, являются ли белорусы самостоятельным народом или образовались от смешения других культур. Из-за многочисленных войн на территории Беларуси сохранилось очень мало архитектурных памятников и письменных источников, которые могли бы рассказать нам о культуре и обычаях наших предков.

Содержание

Введение 4
1. Этнография как объект туризма 5
1.1 Терминология 5
1.2 Связь этнографии с туризмом 9
2. Контрольный текст экскурсии на тему «Ад прадзедаў cпакон вякоў нам засталася спадчына». Культурно-этнографическое наследие Беларуси. 12
Вступление 13
2.1 Исторический и культурный центр Минска 14
2.3 Историко-этнографические регионы Беларуси 23
2.4 Этнографические данные о белорусском народе 31
2.5 Исторические места Могилева. 39
Заключение. 50
3аключение 51
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Этнографические экскурсии.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

          Западное Полесье. Археологические источники свидетельствуют о выделении Западного Полесья как особого этнокультурного региона уже по отношению к I тысячелетию н.э. По данным археологии, Западное и Восточное Полесье почти до конца I тысячелетия н.э. было населено разными этнолингвистическими группами. Предполагается, что Западное Полесье со времени появления здесь памятников лужицкой культуры было заселено славянскими племенами. В восточной части Полесья в этот период обитали балтские племена. С конца I тысячелетия н.э. Полесь стало полностью восточнославянским, но тем не менее существенные этнографические и языковые отличия сохранялись. Значительное влияние на сложение хозяйства и культуры Западного Полесья оказали ландшафтные и климатические особенности региона. Самая большая заболоченность почв, самый длительный в Беларуси вегетационный период наложили свой отпечаток на всю систему сельского хозяйства, орудия труда, типы поселений и жилищ Западного Полесья. Соседство Западного Полесья с украинским и польским этнокультурными ареалами, сказалось на многих чертах традиционной культуры этой части Беларуси. Большое влияние оказали и социально-политические факторы. На эту территорию распространялось, в частности, землеустройство, осуществлявшееся во всем княжестве Литовском. С конца 1540-х годов землеустройство охватило Гродненское, Давид-Городское, Клецкое, Кобринское и Пинское староства. Ранее и наиболее последовательное осуществление здесь реформы «Уставы на волоки» (1557 г.) определило во многом землеустроительную, поселенческую и социальную структуру села, оказало влияние на планировку усадеб и устройство жилища. Для народной культуры Полесья характерна устойчивость традиций на протяжении нескольких столетий. Важным фактором стабильности культуры являлось отсутствие в регионе интенсивных миграционных потоков. Для Западного Полесья характерны многодворные, с уличной планировкой поселения. Крестьянские дворы застраивались, как правило, однорядной связью. На усадьбе размещались две-три и больше хат, которые вместе с хозяйственными постройками выстраивались в одну длинную линию. Наиболее распространенным было трехкамерное жилище - хата+сени+комора или хата+сени+истопка. Своеобразием отличалась и строительная техника Западного Полесья. Жилые и хозяйственные постройки строили обычно не из круглых бревен, как в других частях Беларуси, а из «дылей» - расколотых вдоль на две-четыре части бревен. Имелись особенности в рубке углов сруба. Крыша покрывалась снопиками соломы со ступенчатым выкладыванием углов, что находит параллели на территории Украины.  Можно отметить ряд особенностей в комплексе традиционной одежды Западного Полесья. Для этого региона характерна, в частности, широкая распространенность однобортной свиты «з вусами» - двумя клиньями по бокам. Для женской поясной одежды были характерны белые полотняные юбки («летнiкi»), украшенные ярким тканым орнаментом в виде широких поперечных полос внизу и более узких сверху. Вообще одежда этого региона богато украшалась. В целом, Западное Полесье - это регион Беларуси, где в наибольшей степени сохранялись этнокультурные традиции, традиционные (и даже архаические) особенности культуры.

         Восточное Полесье. Восточное Полесье занимает обширную территорию Припятской низменности от русла Днепра на востоке до Горыни, притока Припяти, на западе. Ландшафт региона характеризуется чередованием возвышенностей и гряд с обширными болотистыми низинами.

Население Полесья называли «Полещуками». Обширные пространства заболоченных земель препятствовали равномерному заселению региона, что обусловило сравнительно небольшую плотность населения. При отсутствии хороших сухопутных дорог большое значение для Полещуков играл водный транспорт - лодки. Заболоченность почв приводила к слабому развитию земледельческих занятий. Пригодные к обработке поля были разбросаны небольшими массивами на большом расстоянии, что создавало неудобства при обработке и сборе урожая. На один двор могло приходится по 10-30 мелкоконтурных участков пахотной земли. В то же время для Восточного Полесья характерны обширные площади сенокосных угодий. Вследствие этого местные жители могли содержать большое количество скота. Зажиточные дворы держали по несколько десятков голов крупного рогатого скота. Наряду с земледелием и животноводством большую роль в хозяйственном комплексе полещуков играли собирательство, рыболовство, пчеловодства, домашние ремесла, лесные промыслы. На территории Восточного Полесья встречаются поселения разного типа. Наряду с многодворными поселениями встречаются также небольшие деревни в 5-10 дворов, хутора и застенки. Застройка двора в Восточном Полесье также отличается разнообразием. Здесь встречались дворы замкнутые (тесно примыкающие друг к другу постройки под непрерывной крышей по всему периметру двора), веночные, Г-образные, погонные, а также дворы с несвязанными постройками. В результате усиления плотности населения, скученности к концу ХIХ в. постепенно возрастала доля погонных дворов. Жилище чаще всего было двух камерным - хата+сени. Сени не имели потолка и служили подсобным помещением, где находилась хозяйственная утварь - жернова, ступа, посуда, инструменты и др. Летом сени использовались как спальня. Зодчество Восточного Полесья характеризуется чрезвычайным разнообразием композиционных приемов, богатством декоративного украшения жилого дома. Старинная плотничная декорация, в основе которой художественное осмысление роли конструктивных элементов, соединялась с новыми приемами пропильной резьбы. Только здесь известны дома с шатровой крышей. Особый интерес представляет исследование взаимодействия старообрядческой культуры Восточного Полесья (Ветка-Стародуб) с культурой автохтонного населения [13]. 
 

         2.4 Этнографические данные о белорусском народе

 

             

          Об истоках белорусского этноса. Белорусы, беларусы (самоназвание), народ, основное население Беларуси (7904,6 тыс. человек). Живут также в России (1206,2 тыс. человек), Литве (63,2 тыс. человек), Латвии (119,7 тыс. человек), Эстонии (28 тыс. человек), на Украине (440,0 тыс. человек), в Казахстане (182,6 тыс. человек), в Польше (около 160 тыс. человек), в США (около 20 тысяч), Канаде (около 5 тысяч), Аргентине, Австралии, Великобритании, Франции и др. Общая численность около 10 млн. человек. Говорят на белорусском языке славянской группы индоевропейской семьи; различаются юго-западный, северо-восточный диалекты, так называемые полесские говоры. Распространены также русский, польский, литовский языки. Письменность на основе кириллицы. Верующие белорусы — преимущественно православные, около 25% — католики.

Белорусы  вместе с русскими и украинцами относятся  к восточным славянам. Согласно наиболее распространённой концепции происхождения  белорусов, древние племена, обитавшие  на этнической территории белорусов, — дреговичи, кривичи, радимичи — в составе Киевской Руси вместе с другими восточно-славянскими племенами консолидировались в древнерусскую народность. (Существует также точка зрения о самостоятельном пути формирования белорусов из племенных образований.). В XIII—XIV веках в эпоху политической раздробленности западной земли Древнерусского государства вошли в состав Великого княжества Литовского, в рамках которого происходило формирование белорусов. Специфические черты белорусов складывались на основе региональных особенностей древне-русской общности. Важными этнообразующими факторами были относительно высокий экономический и культурный уровень восточно-славянского населения, его большая численность и компактное расселение [7].

           Белорусский язык. Белорусский язык – славянский язык, относится к восточной группе славянских языков, вместе с украинским и русским языками. Распространен, в основном, в Беларуси и восточной Польши. Белорусский язык принадлежит к индоевропейской языковой семье, славянской группы, восточнославянской подгруппе языков.

Старобелорусский (русская, староукраинский язык) язык – предшественник современного белорусского языка, был государственным языком Великого Княжества Литовского. На старобелорусском языке были написаны все официальные документы. Вследствие русификации и сталинского террора значительное распространение получила трасянка – белорусско-российский суржик. В 1933 году была проведена реформа белорусского правописания. Сейчас распространены два варианта белорусского языка.           Официальная орфография (т.н. Наркомивка) была при советской власти приближена к русскому языку, однако именно этот вариант изучают в школе, поэтому большинство людей знакомы именно с ним. Классическая орфография, или же Тарашкевиця, основывается на грамматике Бронислава Тарашкевич (издана в 1918 году, официально употреблялась до 1933 года), и потому часто называется тарашкевицею.

          Декоративно-прикладное искусство. Изделия из соломки  -  традиционное славянское искусство, корни которого идут от древнего, языческого культа хлеба. Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов.  В быту славян наибольшее распространение получили корзиночки, корзины. лукошки разного вида из соломы, лозы, бересты. Так называемый соломенный паук  - символ благосостояния и богатства - колядное украшение не только белорусов, но и других народов Европы. Кроме плетения солома  нашла применение в технике аппликации,  которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров. Подобного исскуства нет в Европе, что, в частности, отмечали участники 6-ой Европейской конференции по народному творчеству, которая принесла успех белорусским мастерам, состоявшись в 1977 году. Конференция была организована Международной организацией по народному творчеству, в которую входит Беларусь,  под эгидой ЮНЕСКО. Одним из самых распространенных видов белорусского народного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, очень часто о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса.)

Мастерство  и художественный вкус ткачих  в  полной мере проявились в украшении  рушников, потому что рушник (полотенце ) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд, Он был неотъемлемой частью  традиционных обрядов. В него  заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. В народном быте, таким образом,  рушники выполняли не , столько утилитарные, сколько декоративные и обрядовые функции, что естественным образом сказывалось нахудожественном качестве этих изделий. Как правило, рушники имели белое поле, на котором, в основном  по краям, размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Белорусский рушник  -  это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с неразгаданной до конца символикой. Ткачество как народный промысел живет и развивается в наши дни в качестве декоративно-прикладного искусства. С давних времен  к традиционным народным промыслам на беларуси относится гончарство. Гончарным делом занимались повсеместно. Мастера изготавливали глиняную утварь для хозяйственного  использования. Её охотно приобретали в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских городах. При всем разнообразии гончарные изделия белорусских мастеров сохраняют общие художественные особенности, что придаёт им характерный национальный колорит. Преобладающими  являются простые выразительные формы, в основе которых – шар, цилиндр, конус. Их художественное выражение подчеркивается с помощью своеобразной пластичности, подчеркнутого выражения природных качеств материала. В соответствии с различными технологиями изготовления керамических изделий различают керамику рябую, обливную и чернозадымленную.  Некоторые виды посуды глазурировали, что придавало  им ещё более нарядный вид. Сложные формы и яркая роспись  не характерны для традиционного  белорусского  гончарства. Разнообразие и богатство декоративно-художественных приемов, неповторимость форм керамики    сохраняется и по сей день в традиционных центрах производства керамики – Ивенце, Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде в Европе сегодня на осталось предприятий, где бы не  “господствовала”  так  называемая штамповка (массовый выпуск продукции). На Беларуси сохранились же предприятия (например, Борисовский комбинат прикладного искусства), где керамические изделия с оригинальной росписью изготавливаются вручную.Значительное распространение на Беларуси получио художечственная резьба по дереву. Белорусская народная резьба никогда не отличалась особо выразительной декоративностью (не следует отождествлять её с профессиональной объемно-ажурной резьбой 17 – 18 вв.) . В народе более всего ценили практичность и функциональность, декор только дополнял  удобную форму изделия. Не так широко, как ткачество,  гончарство, резьба по дереву на Беларуси получили распространение художественная обработка металла и народная художественная роспись. Металл в сельском быту был доступен менее. Чем лен, глина, дерево. Его использовали только для самых необходимых изделий. Художественная роспись – это достаточно широко распространенное на Беларуси  явление  художественной жизни получило уникальное выражение в расписных коврах Алены Киш, которая жила и работала в предвоенные годы (перед второй мировой войной) в Слуцком районе. Эта художница, не имея специального образования, оставила настоящие произведения декоративного искусства, которые искусствоведы относят к жанру примитивизма [19]. 

           Белорусская народная одежда. Белорусская народная одежда формировалась на протяжении столетий. Но основные ее виды и составные части, способы пошиву и композиционные решения, колористичность и орнаментные особенности начали складываться  с конца ХШШ в. Одновременно с формированием белорусской народностью.  Костюм белорусов развивался в контакте с костюмами русских, украинцев, а также литовцев, поляков и других народов, и вместе со своими национальным чертами он обогатился чертами других народов.         Среднеконтинентальный климат белорусского края  потребовал относительно теплой и закрытой одежды. Материал для нее давало местное сырье — лен, реже конопля, шерсть в натурально или полунатуральном хозяйстве, сотканная в домашних условиях. Красили природными красителями  — настоями трав, коры, листьев и шишек деревьев, болотной железной рудой. Льняные ткани, которые шли на рубашки, фартуки, головные уборы не красились. Белое полотно украшалось обычно красным геометрическим орнаментом \, которые делался с помощью вышивки. В древности красный цвет символизировал жизнь, а нанесение го с помощью орнамента на воротник, на рукава, низ одежды служил оберегающим знаком. Традиционный комплект мужской одежды складывался с полотняной рубашки, штанов и жилета. Рубашку носили навыпуск,  подвязывали поясом, колоши обвязывали  тряпками, одевали лапти, кожаные постолы, позже — боты.  Головным убором были соломенные шляпы или валенная магерка. Законченность ансамбля придавала кожаная  сумочка, которую подвешивали через лево плечо или к поясу. В мужском костюме преобладал белый цвет, а декор приходился на воротник, пазуху рубахи и прежде всего на броски  разноцветный пояс с кисточками.        Особенно высокого взлета фантазии и мастерства искусство белорусской одежды  достигло в женском костюме. Самая важная часть одежды – рубашка, которую носили в любом возраст, социальном и семейном положении, в будний и праздничный день, вобрала в себя характерные конструктивные и декоративные приемы белорусского костюма. В зависимости от кроя женской рубашки выделяли три основные типа: туникоподобные, с прямыми плечевыми вставками и с косыми вставками. Наибольшее внимание уделяли на украшении рукавов, что связано с верой в магическую силу красного ромбического орнамента. Различная поясная одежда белорусских женщин: различные виды юбок, понёвы (юбки и полушерстяной ткани), фартуки. Декоративный рисунок юбок и поневы — клетка, продольные или поперечные линии в красном, сине-зеленом или серебристо-белом цвете. В праздничный наряд входил также корсет. Обычно он имел вид короткой безрукавки, которая   плотно облегала  тело  и делала фигуру стройной и женственной. Обязательным элементов костюма были разноцветный, обычно красно-зелено-белый пояс  кисточками или помпонами. Прически и головные уборы строго зависели от возраста и семейного положения женщины. Традиционная прическа девочек — одна или две косы, а головные уборы —  узкие платочки, венки. Замужней дам не разрешалось показывать на улице неприкрытую голову. Отсюда большое разнообразие головных уборов. Самым расширенным и самым особым убором был повойник. Он различными  способами  повязывался на голове на специальном каркасе, концы его красиво драпировались на спине. Повседневной обувью женщин служили лапти, праздничным — кожаные постолы и черные ботиночки [28].

Информация о работе Этнографические экскурсии как отражение особенностей развития духовной и материальной культуры народа Беларуси