Этнографические экскурсии как отражение особенностей развития духовной и материальной культуры народа Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Существует множество теорий возникновений белорусов. Историки до сих пор спорят между собой, являются ли белорусы самостоятельным народом или образовались от смешения других культур. Из-за многочисленных войн на территории Беларуси сохранилось очень мало архитектурных памятников и письменных источников, которые могли бы рассказать нам о культуре и обычаях наших предков.

Содержание

Введение 4
1. Этнография как объект туризма 5
1.1 Терминология 5
1.2 Связь этнографии с туризмом 9
2. Контрольный текст экскурсии на тему «Ад прадзедаў cпакон вякоў нам засталася спадчына». Культурно-этнографическое наследие Беларуси. 12
Вступление 13
2.1 Исторический и культурный центр Минска 14
2.3 Историко-этнографические регионы Беларуси 23
2.4 Этнографические данные о белорусском народе 31
2.5 Исторические места Могилева. 39
Заключение. 50
3аключение 51
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Этнографические экскурсии.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Кафедра управления туризмом 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: Экскурсоведение

на тему: Этнографические экскурсии как отражение особенностей развития духовной   и материальной культуры народа Беларуси 
 
 
 
 
 

Студент                                                                                               А.В. Мамонько

ФВШТ, 5-й курс, ЗТТ-2 

Руководитель                                                                                     П.А.Литвинов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011 

Реферат

 

Курсовая  работа  75 с.,11 рис., 35 источников , 4 прил. 

ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ  ТУРИЗМ, ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ. 

Объектом исследования является этнографические туризм.

Предметом исследования являются этнографические экскурсии  по Беларуси.

Цель работы  создание этнографического туристического маршрута.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: изучение этнографического направления в туризме, разработка туристического маршрута «Ад прадзедаў cпакон вякоў нам засталася спадчына», предложение по внедрению этнографического в туристический бизнес Беларуси.

Областью  возможного применения туристическими предприятиями  в качестве внутреннего и въездного туризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

        

           При изучении истории отдельных народов историкам помогают письменные источники, но зачастую не сохраняется никак письменных сведений. Изучить их этногенез, быт, культурно-исторические отношения может этнография.

            История народа сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях и обычаях, его представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях, т. е. во всем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других. Только этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь, пройденный народами.

           Чтобы лично познакомится с материально и духовной культурой народа туристические компании предлагают этнографические экскурсии.           Материальная и духовная культуры - два фундаментальных вида, две стороны культуры, находящиеся в процессе постоянного взаимодействия. К материальной культуре народов можно отнести, жилища, предметы быта и одежду, к духовной - обряды, традиции, язык. Этнографические экскурсии это посещение музеев, в которых можно увидеть, изучить, как жили, что любили, что ели, что одевали представители определенной народности. Познание культуры других народов позволяет лучше понять их, помогает объединить людей в условиях современной глобализации.

           Существует множество теорий  возникновений белорусов. Историки  до сих пор спорят между собой, являются ли белорусы самостоятельным народом или образовались от смешения других культур. Из-за многочисленных войн на территории Беларуси сохранилось очень мало архитектурных памятников и письменных источников,  которые могли бы рассказать  нам о культуре и обычаях наших предков. Этнографические экскурсии позволят нам лучше познать наших отцов, сохранить их культурные и духовные ценности, чтобы передать их будущему поколению.

         1. Этнография как объект туризма

         1.1 Терминология

          

       Этнос - ( от греческого слова этнос - общество, группа, племя, народ), определяется как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая может выражаться в форме племени, народности, нации . Основными условиями возникновения этноса являются общность территории и языка, обычно выступающих в качестве признаков этноса. Однако основными признаками этноса являются этническое самосознание и менталитет, совокупность материальной и духовной культуры. [35]

         Этнография - от греч. éthnos — племя, народ и ...графия), общественная наука, изучающая народы-этносы и др. этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Во взаимодействии с другими науками (археология, история) этнография воссоздаёт этническую историю, первобытнообщинный строй (по его пережиткам у современных народов). С искусствоведением и фольклористикой этнография связывает проблематика народного творчества, с экономическими науками, социологией — исследование хозяйственной деятельности и социальной структуры, с языкознанием — проблема языкового родства, влияний.[2,с.1416]

        История развития этнографии. Развитие этнографических воззрений всегда было теснейшим образом связано с актуальными политическими и экономическими проблемами и борьбой идеологий. Это ясно проявилось в XVIII в., когда материализм пошел на штурм схоластического учения церкви. Взгляды просветителей и энциклопедистов имели большое значение для развития этнографических представлений, а затем и этнографии как науки. Складывается концепция об универсальных закономерностях всемирно-исторического процесса. При этом «дикие» народы рассматриваются как ранний этап истории человечества. Разрабатывается метод ретроспективного анализа: представления о внеевропейских отсталых народах переносятся на европейскую древность. Зарождается сравнительно-исторический метод исследования явлений общественной и культурной жизни, который позднее в качестве сравнительно-этнографического применил для этнографии Ф Ласрито. Складывание этнографии как самостоятельной науки относится к середине XIX в. и связано с успехами естествознания, с развитием эволюционного учения, противопоставленного прогрессивными учеными того времени метафизическим канонам церкви. В борьбе с теологическими взглядами основоположники эволюционизма Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин и многие другие создали теорию, согласно которой все в мире развивается и изменяется от простого к сложному, причем эволюция идет не случайно, а подчиняется определенным, универсальным закономерностям, и историческое развитие означает прогресс.

         Это учение было положено в основу новой науки о народах — этнографии (этнологии), что выдвинуло ее на передний край борьбы материалистических и идеалистических идей. Используя теоретические положения эволюционизма, ученые стали исследовать историю первобытного общества и человеческую культуру, пользуясь при этом сравнительно-этнографическим методом. Среди создателей и классиков эволюционного направления в зарубежной буржуазной этнографии XIX в. следует назвать в первую очередь А. Вастиана, И. Бахофена, Д. Т. Мак-Леннана, Эд. Тейлора, Дж. Леббока, Л. Г. Моргана.

          Особое место среди крупнейших ученых-эволюционистов занимает Л. Г. Морган, чьи труды были высоко оценены классиками марксизма.. Он показал исторический характер и значение рода как основной универсальной исторической ячейки первобытного общества. Большое внимание уделено в его трудах эволюции семьи и брака, системам родства. Широко известны его труды по этнографии североамериканских индейцев. Развитие эволюционизма в этнографии и эволюционная теория в целом оказали на науку своего времени огромное прогрессивное влияние и объективно способствовали победе материализма над учением церкви. В этом, как и в признании наличия закономерностей в историческом процессе и развитии культуры, в признании общности всей человеческой культуры, состоят важнейшие заслуги эволюционизма. Эволюционизм был также направлен против расизма и прочих антигуманных концепций.

          К концу XIX и особенно в начале XX в. все в большей степени стала развертываться критика теоретических и методических концепций эволюционизма. Причем велась эта критика как со стороны реакционных, так и прогрессивных ученых. Во многом она была справедливой и отмечала действительные недостатки эволюционистского учения. Но обычно отрицалось и то наиболее ценное, что было достигнуто эволюционистским учением: представление об универсальности исторических законов развития общества, идеи единства человечества и его культуры. В конце XIX — начале XX в. все большее распространение получают концепции, основанные в той или иной степени на признании диффузии как главного фактора в развитии культуры, а этнографии — как науки о культуре.

         Характерными особенностями русской этнографии были последовательный гуманизм, глубоко враждебный любым проявлениям расизма, а также ее материалистическая направленность. Воспринимая те или иные учения зарубежной этнографии, русские ученые использовали обычно только их положительные, главным образом методические стороны, отвергая идеалистические основы. Решающее значение для превращения этнографии в подлинно историческую науку имел марксизм-ленинизм. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин придавали большое значение этнографии при исследовании ранних социально-экономических формаций. Это нашло выражение в трудах К. Маркса «Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», «Формы, предшествующие капиталистическому производству», Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», а также в ряде замечаний и заметок. Развитие государства, социально-экономических укладов в докапиталистических обществах рассматривалось во многих трудах В. И. Ленина. И если этнография оформилась как самостоятельное научное направление в середине XIX в., то в подлинную историческую науку ее превратили классики марксизма-ленинизма, развившие ее на философских основах диалектического и исторического материализма.

          Отличительной чертой советской этнографии уже на первых порах становления была ее тесная связь с решением насущных практических задач. Советские этнографы принимали самое активное участие в осуществлении мероприятий по проведению в жизнь ленинской национальной политики, социалистических преобразований культуры и быта. Этнографы живо откликнулись на решение задач в связи с национальным размежеванием, строительством национальных культур. Глубоко изучалось научное наследие классиков марксизма-ленинизма, велись дискуссии о предмете и задачах этнографических исследований. Уже к концу 1930-х годов марксистская методология полностью вытеснила бытовавшие до этого эволюционистские взгляды (Л. Я. Штенберг, Ю. Э. Петри и др.), представления, связанные с теорией «культурных кругов» и «культурно-исторические школы» (Б. А. Куфтин и др.), а также эклектические концепции (В. Г. Богораз-Тан, П. Ф. Преображенский и др.).

         Для этнографии, как и для других исторических наук, особенно важны письменные свидетельства прошлого, поскольку в них есть сведения о народах, их названиях (этнонимах), местах расселения, особенностях жизни, культуры, обычаях, обрядах, верованиях и т. п. Наибольший интерес вызывают, конечно, самые древние письменные свидетельства — клинопись, папирусы и т. п., в которых немало материалов этнографического характера. Столь же внимательно исследуются и различного рода летописи, хроники. Практически в этнографии используются все виды письменных источников, которые изучаются и историками, причем удельный вес их в этнографических исследованиях все время возрастает.

          Особую категорию источников составляют изобразительные материалы: рисунки, барельефы, скульптуры, мелкая пластика и т. п. Установление места и времени создания, стиль изображения, традиции художественных школ, материал изготовления — все это важно для этнографического исследования. Особый раздел изобразительных источников составляют народные орнаменты. Проведенные учеными исследования показали, что в орнаменте выражены сюжеты и образы древней мифологии, древних религиозных представлений. Столь же важны для этнографа и специальные этнографические зарисовки, фотографии, кинодокументы, полученные в ходе полевых исследований и из других источников а также различные планы, чертежи, схемы, карты. Особая категория этнографических источников — музейные собрания. В мире насчитывается не один десяток специальных этнографических музеев, где собраны более или менее полно предметы быта и культуры народов мира или отдельных групп народов В них отражены самые разные стороны жизни народов: хозяйство, одежда, жилище, украшения, утварь, предметы культа, образцы искусства. Музейные собрания позволяют наглядно представить себе особенности культуры и быта различных народов, проводить сравнительно-типологическое изучение предметов, устанавливая их сходство и различия. Музейные экспонаты несут в себе и скрытую информацию, так как развитие методики анализа, расширение объема самих материалов нередко позволяют сделать новые выводы и обобщения. Этнография, изучающая различные стороны жизни народов, историю развития этнических общностей в разные эпохи, историю культуры народов, не может обойтись без применения источников и выводов соседних, пограничных с нею наук, извлекая для себя то, что отражает этнические процессы и этническую специфику. Так, широко используются материалы фольклора во всем их многообразии: песни сказки, предания, загадки, танцы, народная музыка. Наряду с ролью фольклорных явлений в обрядах, верованиях этнографов интересуют и локальные особенности фольклора, нередко имеющие связь с прежним этническим делением населения. Широко учитываются в этнографии и результаты языковедения, лингвистики. Язык — один из важнейших этнических признаков. Как и все другие стороны жизни человека, язык развивается, на смену одним языкам приходят другие. Весь этот сложный процесс языкового развития должны учитывать этнографы. Данные языкознания помогают установить родство языков, следы процессов ассимиляции, время и условия жизни прежних языковых общностей [3].

Информация о работе Этнографические экскурсии как отражение особенностей развития духовной и материальной культуры народа Беларуси