Туризм как отрасль экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:04, реферат

Описание работы

Статистическая комиссия ООН во введении к третьему варианту Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) дает следующее определение отрасли: отрасль экономики совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Туризм как отрасль экономики.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

    На  туристский рынок  существенное влияние  оказывает подвижность  туристов, зависящая  от политических, социально-экономических, природно-географических и других факторов. На него также влияют туристско-рекреационные ресурсы, объем услуг, которые предоставляются, качество обслуживания, проведение различных культурно-массовых мероприятий, расположение объектов туристской инфраструктуры, транспортные условия, сезон, погода, мода и т.д.

    Конъюнктуру на мировом туристском рынке определяет спрос на туристские услуги, который отличается большой нестабильностью во времени и пространстве. Создание туристских услуг ограничено определенным туристским районом. Но, несмотря на это, их реализация в значительной мере связана не с местным рынком, а выступает как составная часть общегосударственного или мирового туристского рынка; отсюда и ценообразование определяется конъюнктурой этих рынков.

    5. Сущность и значение  качества туристского  обслуживания

    Проблема  качества обслуживания в туризме - одна из самых актуальных в развитии этой отрасли народного хозяйства. На международном туристском рынке качество обслуживания – самое сильное оружие в конкурентной борьбе. Туристы, которые довольны обслуживанием в гостиницах, ресторанах, бюро услуг, туристских комплексах определенных стран, становятся их активными пропагандистами. Они многократно посещают эти места, способствуя увеличению потоков туристов, создавая высокую репутацию понравившимся им туристским районам. Качество обслуживания в конечном счете способствует повышению экономической эффективности туризма.

    Комплексный характер туристской деятельности затрудняет установление единого  показателя оценки качества обслуживания. Влияние  ряда факторов экономического, организационного, технического и т.д. характера не позволяет измерить качество обслуживания в различных видах туристской деятельности по одному и тому же показателю. Многоплановый характер туризма предполагает применение всеохватывающего критерия оценки, который объединил бы в себе общее, специфическое и единичное процесса обслуживания. В этом отношении немало сделано в разных странах.

    Качество  как экономическая  категория выражает производственные отношения, возникающие при  создании и использовании  полезных свойств  предметов и услуг, и возможности удовлетворения общественных потребностей при общественно необходимых затратах труда. Если продукты и услуги общественно не необходимы, то качество не проявляется. Из этого следует, что качество есть экономическая категория, проявляющаяся в непосредственной связи с потребительной стоимостью.

    6. Менеджмент туризма

    Любая система деятельности подразделяется на две  подсистемы: подсистему, занимающуюся переработкой поступающей в  ее распоряжение ресурсов в товары и услуги, и подсистему управления, в задачу которой входит руководство и контроль за деятельностью первой подсистемы. В литературе и практике вторую подсистему называют управляющей системой или системой менеджмента. Понятие "менеджмент" (от английского management) часто ассоциируют с термином "управление". "Менеджер" – это профессиональный управляющий, прошедший специальную, нередко многолетнюю, подготовку в области менеджмента и регулярно повышающий свою квалификацию.

    Эффективный менеджмент все активнее становится главным  ресурсом индустриально развитых стран и самым необходим ресурсом развивающихся стран, ибо современное общество не может функционировать без управляющей системы и менеджеров. Экономическое положение отдельного предприятия (фирмы) и состояние экономики в целом определяют в конечном итоге три основных фактора: уровень техники и технологии; качество рабочей силы; организация и управление производством (менеджмент). Последний фактор имеет системообразующий характер, поскольку, как показывают специальные исследования, состояние менеджмента влияет и на уровень техники и технологии, и на качество рабочей силы с ее высокой мотивацией к труду. Современный менеджмент -это особая сфера экономических отношений, имеющая собственную логику развития.

    7. Маркетинг туризма

    Прежде  чем говорить о маркетинге туризма, необходимо выяснить суть этого понятия вообще. Появление концепции маркетинга является логическим этапом в развитии рыночных отношений, связанных с насыщением рынков и обострением конкурентной борьбы за клиента. Впервые концепция маркетинга была сформулирована в конце 50-х гг. как интегрированная, ориентированная на потребителя и прибыль философия бизнеса. Если коротко, "маркетинг" – это процесс концентрации целей и ресурсов организации на возможностях и потребностях внешнего окружения.

    За  последние 40 лет понятие  маркетинга претерпело сильные изменения. Первоначально он был ориентирован на продукт производства и предприятие, его  производившее, направляло свои усилия на создание более совершенного продукта. Целью была прибыль, а средством ее достижения продажа продукта (товара). Новое понятие маркетинга, появившееся на Западе в 60-е гг., сместило акцент с продукта на потребителя. Целью по-прежнему была прибыль, но средства ее достижения расширились: продукт, цена, система сбыта, продвижение товара на рынок. И уже в 80-е, гг. на Западе возникло понятие стратегического маркетинга, продолжившее эволюцию маркетинга. Стратегическая концепция маркетинга означает смещение акцента с продукта или потребителя на внешнее окружение. Всестороннее знание потребителей становится недостаточным. Чтобы достичь успеха, необходимо изучить потребителя в определенной среде, которая включает конкуренцию, государственное регулирование, другие экономические, политические, экологические, социальные и другие факторы макросреды, которые и определяют изменения рынка и маркетинга. Проявлением стратегического маркетинга является стратегическое управление, которое интегрирует маркетинг с другими управленческими функциями одной из задач которых является создание прибыли. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Курсовая: Туризм XXI века: факторы  и тенденции развития спроса на рынке туристических  услуг 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично  развивающихся отраслей

мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом

столетия минувшего  и ему пророчат блестящее будущее  в столетии грядущем.

Согласно прогнозу Всемирной Туристической  Организации (ВТО) рост

туристической индустрии  будет необратим в ХХ1 веке, и  к 2020 году количество

международных

туристических посещений  составит 1,6 биллиона единиц.

Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной  основой

многих развитых и развивающихся стран мира. И  по данным все той же ВТО, вклад

ее в мировую  экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн

долл.(данные 1993 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего

продукта. Путешествия  и туризм обеспечивают свыше 11% международных

инвестиций и  приносят в казну государств в  виде налоговых поступлений 302

млрд долл.

Все это полностью  объясняет то, что туризм на сегодняшний  день играет одну из

главных ролей  в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых

прибыльных видов  бизнеса в мире. Поэтому вопросы  о будущем данной отрасли

мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем

третьем тысячелетии  столь важны.

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного

шара, и благодаря  этому контакты между людьми из разных стран стали

повседневной реальностью. В результате – туризм является сейчас одним из

самых динамично  развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к

нему предпринимателей  очевиден и объясняется рядом  факторов. Во-первых, для

того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком

больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно

взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса

позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в  сфере международного

туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Естественно, что  для высокой эффективности этого  вида бизнеса, его

рентабельности  и прибыльности от занятых в нем  людей требуются ,прежде всего,

компетентность  и глубокое понимание международного туризма в целом.

Чтобы преуспеть  в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных

правовых норм и правил, практики туристского менеджмента  и маркетинга,

конъюнктуры туристского  рынка, но, прежде всего, требуется профессиональная,

основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация

производства и  реализации туристского  продукта, нужна полная и всесторонняя

информированность производителя туристских услуг  относительно всего того, что

касается клиента, как потребителя этих самых услуг.

И именно поэтому  на рубеже веков вопросы о будущем  туризма, о спросе на

туристические услуги в третьем тысячелетии являются столь волнующими и

актуальными. Кто  он, турист ХХI века? Каковы его особенности? Каковы факторы

и тенденции развития спроса на рынке туризма? И каковы же в целом особенности

туризма грядущего  тысячелетия?

Безусловно, эти  вопросы волновали и волнуют  сейчас очень многих, и, конечно

же, они не остались без внимания. Они отражены в различных  исследованиях

специалистов и  ученых-футурологов. Данной проблематике посвящены в частности

работы Сапруновой В.Б., Сенина П.Б., Нэсбитт Дж. и Эбурдин  П. и другие.

Я тоже постараюсь осветить данные вопросы в ходе своей  курсовой работы, а

также целью моей работы будет выявление и анализ основных черт и

характеристик туриста  будущего, его мотиваций и поведенческих  особенностей, и

в целом определение  перспектив дальнейшего развития международного туризма в

ХХI веке.

                1.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ  СПРОСА В ТУРИЗМЕ               

Итак, туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он

формируется на основе многочисленных факторов, воздействие  которых может

повышать или  понижать спрос. Наиболее важными и  значительными факторами,

влияющими на изменение  спроса на туристическом рынке, являются следующие:

    

Общеэкономические  факторы

 

-уровень материального  благосостояния массового потребителя

-соотношение рабочего  и свободного времени у трудового  населения

    

Социо-демографические  факторы

 

-возраст

-пол

-профессия

-образование

-социальная группа

-семейное положение

-имущественное  положение

-состав семьи

-регион проживания

-город/сельская  местность

-величина населенного  пункта, где живут туристы

-род занятий

     Факторы культурного и общественно-психологического характера

-приоритеты в системе духовных ценностей общества

-психология потребления

    

Личностно-поведенческие  факторы

 

-личные особенности

-стиль жизни

-интересы в  свободное время

-система духовных  ценностей

-целевые установки

-мотивы

Все эти факторы  оказывают воздействие на так называемый «черный ящик сознания

покупателя», который  в конечном счете является определяющем элементом

поведения потребителя  на рынке.

Совокупность тех  или иных факторов определяет возникновение  и характер

поведения потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены,

например, такими показателями, как:

-частотность туризма;

-предпочтения  в выборе географии туризма;

-предпочитаемая  форма организации тура;

Информация о работе Туризм как отрасль экономики