Туризм как отрасль экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:04, реферат

Описание работы

Статистическая комиссия ООН во введении к третьему варианту Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) дает следующее определение отрасли: отрасль экономики совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Туризм как отрасль экономики.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Понять принципы классифицирования объектов по различным  категориям помогает изучение структуры  товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Так, например, ведение ТН ВЭД, классификация и кодирование товаров являются важными составными элементами таможенного дела. Выполнение этих функций таможенными органами важно с точки зрения правильного применения к тем или иным товарам мер таможенного регулирования.

От правильной классификации товаров зависит  установление их стоимости и, следовательно, обоснованное начисление и взимание таможенных платежей.

Правильная классификация  товаров имеет большое значение для ведения таможенной статистики внешней торговли, которая используется при выработке таможенной политики страны и принятии конкретных мер по ее реализации.

Номенклатура  это система (совокупность) названий, терминов, употребляемых в отрасли науки, техники, практической деятельности, а товарная номенклатура термин, применяемый во многих отраслях, в том числе и в производстве, торговле, таможенном деле, внешнеэкономической деятельности, где приходится оперировать сотнями тысяч наименований товаров. Таким образом, товарная номенклатура это совокупность названий товаров, с которыми сталкиваются в своей деятельности таможенные органы и декларанты.

Учитывая, что  товаров великое множество и  изучить каждый товар в отдельности  нелегко, его можно включить в отдельные разделы, группы, позиции по каким-либо общим элементам, т.е. систематизировать. При осуществлении таможенного регулирования внешнеторговых потоков систематизация товаров является одним из основных вопросов использования классификации товаров, т.е. разбиения множества объектов (товаров) на определенные подмножества (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды).

В зависимости  от стоящих задач система классификации  может быть сгруппирована по отраслям производства, материалам изготовления, степени обработки, назначению, где этим разделам (группам) могут присваивать цифры или коды.

Под товарной номенклатурой  понимается подробный перечень товаров, распределенных по соответствующей  системе классификации.

Кодирование товаров  технический прием, в котором товар представлен в виде знака или группы знаков по правилам, установленным данной системой классификации.

Кодовая система  товарной номенклатуры создается, чтобы  информация была в удобной форме  для ее сбора, проверки, передачи и  обработки. Таким образом, классификация товаров с помощью товарной номенклатуры позволяет:

- осуществлять  кодирование товаров; 

- выполнять таможенные  экономические операции (взимать  таможенные платежи, определять  таможенную стоимость, вести отчетность, планирование и т.д.);

- изучать товарную  структуру внешней торговли.

В настоящее  время в таможенных органах России используется ТН ВЭД; она построена  на основе гармонизированной системы (ГС) описания и кодирования товаров, используемой в мировой практике. Созданию ГС предшествовала длительная история (с середины XIX в., когда в Европе начала развиваться внешняя торговля).

Впервые проблема классификации и унификации товаров  обсуждалась в 1853 г. на Первом Международном  статистическом конгрессе в Брюсселе, где были приняты рекомендации по данному вопросу. В 1890 г. на Международном конгрессе по таможенным вопросам в Париже договорились о принятии унифицированной номенклатуры. Через 60 лет после Первого Международного статистического конгресса (в 1913 г.) в Брюсселе 29 стран подписали Конвенцию о предоставлении Международному бюро внешнеторговой статистики данных по единой классификации и товарной номенклатуре. Она состояла из 5 разделов, включающих 186 базисных товарных позиции (в скобках):

1) живые животные (7);

2) продовольственные  товары (42);

3) сырье и  полуфабрикаты (49);

4) готовые изделия  (84);

5) золото и  серебро (4).

В 1938 г. товарная номенклатура была переработана, и  все товары были распределены на 17 разделов, а разделы на 50 групп и 456 базисных товарных позиций. В последующие годы товарная номенклатура также развивалась и совершенствовалась. Так, до 1990-х гг. в практике внешнеторговой деятельности использовалось три системы классификации товаров:

1) Номенклатура  совместного таможенного сотрудничества (НСТС), или Брюссельская таможенная номенклатура (БТН);

2) Единая таможенная  номенклатура внешней торговли  стран членов СЭВ (ЕТН ВТ  СЭВ);

3) Стандартная  международная торговая классификация  ООН (СМТК ООН).

В СССР применяли  вторую систему (с 1962 по 1991 г.) и семизначный код, которые периодически дополняли и изменяли.

В западных странах  применяли систему НСТС, которую  также изменяли и дополняли. На ее основе впоследствии была создана комбинированная  номенклатура (КН) Европейского экономического сообщества.

Система цифрового  кодирования товарной номенклатуры позволяет представить всю необходимую  информацию, используемую для сбора, передачи, практической деятельности, в автоматизированной системе в  удобной для пользования форме. Товарная номенклатура предусматривает пять уровней детализации товаров:

1 раздел (например, отрасль сельского хозяйства);

2 группа (например, зерновые культуры);

3 товарные позиции  (например, зерновые делятся на  рожь, пшеницу и т.п.);

4, 5 более низкие  уровни детализации (например, пшеница твердых сортов).

Основные критерии классификации:

- материал, из  которого товар выполнен;

- функции, которые  товар выполняет; 

- степень обработки  (изготовления).

Всего товарная номенклатура состоит из 97 групп  и 21 раздела; она утверждается Правительством РФ. В этой номенклатуре строго соблюдаются принципы однозначного отнесения товаров к той или иной группе.

Рассмотрим международные  стандарты экономической деятельности, которые позволят приблизиться к  рассмотрению туристской деятельности. С 1 января 1976 г. в нашей стране действовал Единый классификатор "Отрасли народного хозяйства", который с учетом изменений и дополнений до 2003 г. представлял собой Общероссийский классификатор "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ). Этот документ представлял группировку видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, т.е. позволял анализировать структуру народного хозяйства и использовался в статистической практике для идентификации видов деятельности.

Поскольку ОКОНХ  был упразднен фактически недавно, именно с него целесообразно начинать анализировать подходы к структурированию народного хозяйства. Этот классификатор выделял иерархию отраслей. Внутри крупных отраслей народного хозяйства выделялись более дробные отрасли совокупность предприятий, производящих более однородную продукцию или выполняющих однородные общественные функции. Предприятия, учреждения, организации, состоящие на самостоятельном балансе, являлись классификационными единицами отрасли, поскольку каждое из них относится к определенной отрасли народного хозяйства. Именно от их слияния и образуются отрасли, подотрасли, виды, группы и подгруппы, которые и образуют иерархическую структуру ОКОНХ.

Коды ОКОНХ  группировались по первому знаку  кода:

Отрасли производственной сферы:

- 10 000 промышленность;

- 20 000 сельское  хозяйство; 

- 30000 лесное хозяйство; 

- 50 000 транспорт  и связь; 

- 60 000 строительство; 

- 70 000 торговля  и общественное питание; 

- 80 000 материально-техническое  снабжение и сбыт;

- 81 000 заготовки;

- 82 000 информационно-вычислительное  обслуживание;

- 83 000 операции  с недвижимым имуществом;

84 000 общая коммерческая  деятельность по обеспечению  функционирования рынка; 

- 85 000 геология  и разведка недр, геодезическая  и гидрометеорологическая службы;

- 87 000 прочие  виды деятельности сферы материального  производства.

Отрасли непроизводственной сферы:

- 90 000 жилищно-коммунальное  хозяйство; 

- 90 300 непроизводственные  виды бытового обслуживания населения; 

- 91 000 здравоохранение,  физическая культура и социальное обеспечение;

- 92 000 народное  образование; 

- 93 000 культура  и искусство; 

- 95 000 наука и  научное обслуживание;

- 96 000 финансы,  кредит, страхование и пенсионное  обеспечение; 

- 97 000 управление;

- 98 000 общественные  объединения.

Отрасли народного  хозяйства (с точки зрения характера  общественного труда и участия  в создании совокупного общественного  продукта и национального дохода) подразделяются на сферу материального  производства и непроизводственную сферу. Туризм не представлен отдельно ни в перечне отраслей, в которых предприятия (в них входящие) создают материальные блага в форме продуктов, энергии, перемещения грузов, хранения продуктов и других функций, ни в перечне предприятий, относящихся к непроизводственной сфере.

Необходимо отметить, что статистическая характеристика российской экономики в соответствии с действующей отраслевой классификацией значительно отличается от описания рыночной экономики развитых стран  в соответствии с классификацией по видам экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов. Указанный классификатор не обеспечил достоверного отражения существовавшей в 2003 г. хозяйственной инфраструктуры, поэтому дальнейшее его применение было упразднено.

Учитывая вышеизложенное и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.11.99 № 1212, Госстандартом России было принято постановление "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" (ОКВЭД) от 06.11.2001 № 454-ст.  
 
 

Государственное регулирование туристской деятельности в РК: цели, методы, принципы 
 

    Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

    - создания нормативных  правовых актов,  направленных на  совершенствование  отношений в сфере  туристской индустрии;

    - содействия в продвижении  туристского продукта  на внутреннем  и мировом туристских  рынках;

    - защиты прав и  интересов туристов, обеспечения их  безопасности;

    - лицензирования, стандартизации  в туристской индустрии,  сертификации туристского  продукта;

    - установления правил въезда в РК, выезда из РК и пребывания на территории РК с учетом интересов развития туризма;

    - прямых бюджетных  ассигнований на  разработку и реализацию  федеральных целевых  программ развития  туризма;

    - создания благоприятных  условий для инвестиций в туристскую индустрию;

    - налогового и таможенного  регулирования;

    - предоставления льготных  кредитов, установления  налоговых и таможенных  льгот туроператорам  и турагентам, занимающимся  туристской деятельностью  на территории  РК и привлекающим  иностранных граждан для занятия туризмом на территории РК;

    - содействия кадровому  обеспечению туристской  деятельности;

    - развития научных  исследований в  сфере туристской  индустрии;

    - содействия участию  казахстанских туристов, туроператоров, турагентов  и их объединений в международных туристских программах;

    - обеспечения картографической  продукцией;

    - иными способами,  применяемыми в  порядке, установленном  законодательством  РК.

    Координацию туристской деятельности в РК осуществляет орган исполнительной власти в сфере  туризма.

    Принципы  государственного регулирования  туристской деятельности

Информация о работе Туризм как отрасль экономики