Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 15:52, контрольная работа
Введение
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц. Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику неоценим Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений миллиарды долларов. Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью . В результате – туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса.
Поэтому интерес к нему очевиден и объясняется рядом факторов. Естественно, что для высокой эффективности этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются, прежде всего, компетентность и глубокое понимание международного туризма в целом.
Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, знание истории развития туризма но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации туристского продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг . И именно поэтому вопросы о будущем туризма, о спросе на туристические услуги являются столь волнующими и актуальными. Целью данной контрольной работы, является, освещение факторов способствующих развитию международного туризма показать географию туризма на примерах регионов мира. Для этого решим ряд задач:
-рассмотрим, каковы факторы и истоки развития международного туризма;
-рассмотрим регионы международного туризма;
-приведем примеры разнообразия географии туризма;
-сделаем выводы.
В последнее время в нашей географической литературе появились первые попытки анализа межрегиональных туристских потоков, в которых ежегодно участвуют примерно 100 млн. человек. При этом шесть главных туристских макрорегионов подразделяются на две группы: «принимающих», где приезд туристов превышает их выезд, и «отправляющих», где выезд преобладает над прибытием. Соответственно в первую группу входят Европа, Африка и Ближний Восток, а во вторую – Америка, АТР и Южная Азия.22
Согласно прогнозу ВТО в 2000-2010 гг., несмотря на самые низкие темпы годового прироста, первенство в мировом туризме сохранится за Европой, где к указанному сроку число прибытий должно возрасти до 480 млн. На втором месте (210 млн.) останется Америка, но (при наибольшем среднегодовом приросте в 6,5-7%) ее почти догонит АТР (190 млн.). Четвертое место также сохранится за Африкой (35 млн.), пятое – за Ближним Востоком (20 млн.) и шестое – за Южной Азией (10 млн.). Нужно учитывать, что этот прогноз, в дальнейшем изменялся в сторону некоторого увеличения. Положение России на мировом туристском рынке в 90-е гг. стало значительно более благоприятным. Это объясняется реализацией права на свободное перемещение людей, появлением прослойки богатых и предприимчивых «новых русских» и среднего класса, либерализацией разного рода пограничных и таможенных формальностей и т.д. В конце 90-х гг. в страну ежегодно прибывало 15-17 млн. иностранных граждан из примерно 200 стран мира, а выезжали за границу 10-12 млн. россиян, отправляющихся в 170 стран. Хотя высокая покупательная способность иностранных валют на российском рынке остается постоянно действующим положительным фактором, общие доходы России от международного туризма уступают доходам США (см. табл. 1) более чем в 10 раз. Привлечению интуристов в Россию мешают также недостаточная политическая стабильность в отдельных регионах, нередкие обострения криминальной обстановки, отставание туристской индустрии и инфраструктуры.23
Большие
изменения произошли и в географии
туристских потоков в Россию и из России.
И в выезде, и во въезде стали преобладать
страны дальнего зарубежья, включая страны
Балтии.24
4. География туризма с целью отдыха и развлечений. Туристские потоки с целью отдыха и развлечений являются наиболее массовыми и определяют географическую структуру международного туризма в целом. Они зарождаются в странах Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и одновременно тяготеют к ним.
Важная особенность туризма с целью отдыха и развлечений состоит в том, что внутрирегиональные поездки, главным образом в соседние страны, преобладают над межрегиональными. В Европе на внутрирегиональные туристские потоки приходится до 90% всех отбытий, в Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе до 75%. Лишь в Южной Азии в структуре туризма доминируют межрегиональные поездки25.
По прогнозам ВТО, в начале третьего тысячелетия соотношение внутри- и межрегиональных туристских потоков в мире несколько изменится. Туристский обмен между регионами будет развиваться более интенсивно, чем внутри регионов. Прогнозируются относительно высокие темпы прироста числа туристских отбытий из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и Америку, которые во многом определят общую картину. В результате, доля межрегиональных туристских поездок возросла к 2002 г. до 24%, а доля внутрирегиональных поездок соответственно уменьшилась до 76%.26
Туристы из северных стран предпочитают отдыхать на берегу тёплых морей. Американцы и канадцы являются основными посетителями курортов стран Карибского региона. В Европе купально-пляжный туризм концентрируется в Средиземноморье. Здесь проводят отпуск норвежцы, датчане, финны, шведы, ирландцы.
В последнее время отмечается расширение встречных туристских потоков с юга на север. Растущая привлекательность Северной Европы как туристского направления во многом объясняется девальвацией валют ряда Скандинавских государств, а также закрепившейся за ними репутации безопасных стран с хорошо сохранившейся природной средой.27
Наконец, развивается обмен туристами между бывшими метрополиями и их колониями при явном доминировании первых. Отсутствие языкового барьера и упрочение традиционных связей, прежде всего в экономической и культурных сферах, являются важными предпосылками расширения туристических отношений между ними. Экзотика – сказочная, завораживающая красотой природы, своеобразие и неповторимость местной культуры – вот что привлекает в столь отдалённые районы европейцев. Англичанами и нидерландцами, испанцами и португальцами движет интерес к историческому прошлому и настоящему бывших колоний.28
4.1.Туризм с целью отдыха и развлечений в Европе. Самый крупный рынок туризма с целью отдыха и развлечений сложился в Европе. Особенно выделяются два её субрегиона – Западный и Южный. На них приходится свыше 60% всех туристских прибытий в регионе. Здесь формируются главные европейские потоки туристов, и сюда же они направляются. Внутрирегиональный характер туризма в Европе выражен ярче, чем в других регионах мира. Большое количество государств на относительно малой площади территории, между которыми существуют экономические, культурные и этнические связи, превосходная сеть наземных транспортных коммуникаций, упрощение туристских формальностей при большом разнообразии природных рекреационных ресурсов и культурно-исторических достопримечательностей и развитой туристской инфраструктуре – всё способствует интенсивному внутриевропейскому туристскому обмену. На его долю приходится 4/5 всех прибытий в Европу.29
Межрегиональный туристский обмен развит слабее. Важную роль в нём играет Америка, особенно США. Они являются единственной неевропейской страной, входящей в первую десятку по количеству прибытий в Европу.
Самая посещаемая туристская страна Европы и мира – Франция. Она принимает каждого пятого отдыхающего на старом континенте, в основном из стран ЕС. Наиболее интенсивный туристский обмен существует с Германией, Великобританией и странами Бенилюкс.
В последнее время на французском рынке въездного туризма обозначилась новая тенденция. После принятия Шенгенских соглашений и отмены визового режима между странами Объединённой Европы во Франции растёт доля непродолжительных поездок, а удельный вес долгосрочных – снижается. Франция по-прежнему остаётся самым популярным туристским направлением в мире, но она теряет привлекательность как место длительного отдыха. Всё больше европейцев, главным образом из соседних государств, посещают её в уик-энд, а свой отпуск проводят в других странах. Кроме Франции, главными принимающими странами Европы являются Испания и Италия. Вместе они ежегодно регистрируют свыше 80 млн. прибытий преимущественно на купально-пляжный отдых. Основные въездные потоки формируются в странах Западной Европы. В Испании каждый пятый отдыхающий прибывает из Германии или Великобритании. В Италии проводят отпуск граждане республик бывшей Югославии, Франции, Германии, Швейцарии, Австрии.30
Сегодня Франция, Испания, Италия сильно вовлечены во внутрирегиональный туристский обмен. С 2002 г. ВТО происходит смена их туристских приоритетов. Европейцы будут чаще выезжать на курорты в другие регионы, и туристские центры европейского Средиземноморья постепенно будут переориентироваться на отдельные рынки выездного туризма, особенно Японии, новых индустриальных стран Азии, а также Северной и Южной Америки. Для привлечения туристов они будут стремиться обновить туристский продукт и сменить свою торговую марку, активизируя поиск перспективных рыночных ниш. Некоторые из них уже сегодня предпринимают соответствующие меры. Испания пересмотрела государственную политику в области туризма, что позволило ей значительно упрочить свои позиции на мировом рынке туризма.31
География выездного туризма в Европе сходна с пространственной картиной въездного туризма с той лишь разницей, что в межрегиональном обмене снижается доля Америки и возрастёт доля периферийных регионов – Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Самый крупный рынок выездного туризма не только в Европе, но и в мире сложился в Германии. В 1996 г. немцы совершили около 80 млн. зарубежных поездок. Их число увеличивается в среднем на 5% в год. По прогнозам ВТО, к 2005 г. объём выездного туризма в Германии возрастает более чем в 2 раза и составит 163,5 млн. поездок. На долю немецких граждан будет приходиться каждая десятая поездка в мире, и по этому показателю Германия сохранит своё лидерство32.
Для немецкого
рынка выездного туризма
Процессы
демократизации внесли существенные изменения
в географию туристского
В России процесс формирования рынка международного туризма начался вместе с перестройкой и был ускорен распадом СССР и изменениями в государственном, экономическом и политическом устройстве страны.34
Основным видом поездок россиян в страны дальнего зарубежья были шоп-туры. На них падало 60% выездного туристского потока. Поэтапное упрощение туристских формальностей, создание свободных приграничных торговых зон способствовало расширению группового туристского обмена. Жители Новосибирска, Иркутска, Читы, Братска, Хабаровска и Владивостока составляю основную массу российских туристов, направляющихся в Китай. География их поездок преимущественно ограничивается северными районами страны: провинциями Хэйлунцзян, Ляонин, Гирин и Синьцзян-Уйгурским автономным районом. В последнее время на этом туристском направлении происходят изменения. Хотя шоп-поездки по-прежнему доминируют, растёт спрос, особенно на московском туристском рынке, на экскурсионно-познавательные программы – тур Пекин – Шанхай и обзорную поездку по Китаю.35
Шоп-туристы посещают также Грецию, Италию, Египет. Они начали осваивать рынки Южной и Юго-восточной Азии и с этой целью устремились в Сингапур, Сянган (Гонконг), Индию, Таиланд, Южную Корею и Пакистан. Широкий выбор разнообразных товаров привлекает шоп-туристов в Объединённые Арабские Эмираты. Первоначально их интересовало только посещение вещевых рынков, но постепенно модель поведения "челноков" менялась, и шоп-туризм в ОАЭ стал приобретать цивилизованные формы.
Наряду
с шоп-турами российские граждане выезжают
за рубеж для отдыха на море. Среди
них популярны одно-
Въездной
туризм – неиссякаемый источник валютных
поступлений и выгодная форма
экспортной торговли – развит слабо.
Россия, обладая уникальными историко-
Информация о работе Туризм с целью отдыха и развлечений на разных континентах.