Возникновения и развития гостиничного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ исторического аспекта возникновения и развития гостиничного дела.
В соответствии с намеченной целью, в настоящей работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
Рассмотреть историю развития индустрии гостеприимства;

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

     Гостиничные предприятия ВЦСПС. Наиболее крупным владельцем предприятий гостиничного типа являлся Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС.

     Часть гостиниц принадлежала отдельным предприятиям, учреждениям: Аэрофлоту, Автотрансагенству, Спорткомитету, Министерствам. Удельный вес их в общем гостиничном  фонде незначителен.

     В 1985 году Госкомстат СССР обнародовал следующие данные: на каждую тысячу жителей в СССР приходилось 2, 5 места в гостиницах, мотелях и общежитиях для приезжих (так было принято определять уровень гостиничной базы).

     Из  числа столичных городов, по сведениям  Госкомстата, больше всего мест было в Москве – 64 023. Это – 7,4 места на тысячу жителей. В Киеве – 16 291 мест (6,3), в Таллинне – 3 415 мест (7,1), Алма-Ате – 5 721 место (5), В Баку – 1 958 мест (1,1), в Тбилиси – 1 072 места (0,9).

     Для сравнения: в Лондоне имеется 140 тыс. гостиничных мест, в Париже – 130 тыс., в Нью-Йорке – около 200 тыс. Гостиничное хозяйство Советского Союза насчитывало около 700 тыс. мест. Из них 241 тыс. принадлежало ВЦСПС, 55 тыс. мест – Госкоминтуристу, 100 тыс. имело Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ. Еще одно сравнение: в Западной Германии было 2 млн гостиничных мест.

     На  примере Москвы известно, что в 1990 году ежедневно в город приезжало  до 3-х млн человек. Столичная же база гостиничного хозяйства имела 100 тыс. мест. Таким образом, гостиницы столицы такой поток гостей могли принять не за сутки, а за год.

     Проблемы  нехватки гостиниц возникла еще и  оттого, что за последнее пятилетие (1985-1990 гг.) было принято в СССР лишь 25 млн. иностранных граждан, а в 1990 году в СССР – 24 млн. туристов. Сравнивая с предыдущими годами, можно установить динамику роста гостиничных мест. Так, гостиничное хозяйство РСФСР характеризуется следующим показателем насыщенности гостиничными местами. В 1941 году на 1 тыс. жителей городского населения было 0,92 места в гостиницах, в 1945 году – 0,74, в 1960 – 1,42, в 1966 – 1,75, в 1969 – 2,7 места, а в 1990 – 3,0.

     Комплексная программа развития сферы услуг  предусматривала к 1990 году увеличить  число мест в гостиницах на 30-35 %, а к 2000 – в 2,5 раза. В свою очередь, Мосгорисполком наметил к 2000 году увеличить гостиничную базу на несколько десятков тысяч мест. Развернулось строительство различных предприятий – кемпингов, мотелей, общежитий. В этой работе участвовали многие известные зарубежные фирмы. Стало развиваться корпоративное движение: появляются кооперативы, заезжие и постоялые дворы, караван-сараи, пансионаты. К 1990 году вошли в строй 30 новых гостиниц Госкоминтуриста – в Новосибирске, Москве, Киеве, Кисловодске, Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Ленинграде, Петрозаводске.

     В Москве началось строительство новых  и реконструкции старых гостиниц при участии иностранных фирм. Именно в это время в Москве была построена большая часть  четырех- и пятизвездочных гостиниц.

     До  кризиса 1998 года, когда экономика России постепенно развивалась, и прогнозы дальнейшего экономического развития страны были оптимистичны, всем гостиницам хватало места на рынке, и они могли позволить себе высокие даже по европейским меркам цены. При этом удавалось сохранить хорошую заполняемость (в 1997 году средняя заполняемость гостиниц в Москве составила 65 %, а в 1998 – 59 %).

     После кризиса 1998 года, бизнес-поток уменьшился, и заполняемость гостиниц в 1999 году снизилась до 45 %. Среди пяти - и четырехзвездочных гостиниц, которые раньше позиционировали на одном рынке, произошло расслоение на две группы. К первой группе можно отнести гостиницы действительно высокого класса с отличным местоположением в центре города: «Балчуг», две гостиницы сети «Мариотт» - «Мариотт Ройал» и «Гранд-отель Мариотт», «Националь», а также реконструированный «Метрополь». Ко второй категории относятся «Олимпик-Пента», «Тверская», «Палас-отель», «Рэдиссон-Славянская». Произошло расслоение и в ценах этих двух категорий.

     Сразу после кризиса обострилась конкуренция между гостиницами; они вынуждены были снижать цены. Стоимость проживания услуг снизилась на 30 % по сравнению с докризисным уровнем, и пятизвездочные гостиницы стали предлагать свои услуги по ценам четырехзвездочных. Это привело к перераспределению клиентов между гостиницами и некоторым образом отразилось на их заполняемости. Это привело к тому, что заполняемость в гостиницах первой категории стала гораздо выше, чем в гостиницах второй категории. 
 

     Таблица 3.2 – Гостиничная база России (по категории объектов) [3] 

  Россия Москва
Всего предприятий 4 258 194
в т.ч. гостиниц 3 398 172
5 звезд 25 7
4 звезды 62 15
3 звезды 231 37
2 звезды 235 30
1 звезда 229 7
некатегорийные 2 616 76
мотели 20 2
кемпинги 5 -
общежития 763 19
прочие 72 1
 

      Одним из основных параметров состояния развития гостиничной индустрии является показатель доходности. Общая доходность российских объектов размещения составила в прошлом (2003) году примерно 6,4 млрд руб. По данным МФКСТ, примерно 34 % российских гостиниц убыточны. В показателе общероссийской доходности отрасли очень велик – 55 % - удельный вес московских гостиниц. В «Программе развития туризма в Москве» приводятся следующие показатели общего объема доходов по гостиницам Москвы за 1998 год – 3,5 млрд. руб.

     Москва вообще стоит в российской гостиничной индустрии на особом месте. И хотя в общем объеме объектов размещения в РФ на долю Москвы приходится всего 4 %, единовременная вместимость составляет 18,4 %, а число мест 20 % от российской. В 1998 году гостиницами Москвы было реализовано 12,9 млн. ночевок (при потенциальных возможностях обслуживания – 22,8 млн. ночевок в год). Из них 62 % от общего числа ночевок было предоставлено российским гражданам, 28 % - иностранным, 10 % - гражданам СНГ. 
 

     Таблица 3.3 – Размещение иностранных граждан в гостиницах РФ (по целям поездки) [12] 

Цели  поездки Россия, % Москва, %
Досуг, рекреация, отдых 43,8 30,6
Деловые, служебные 52,2 65,5
Лечение 0,1 0,2
Прочие 3,9 3,7
 

     В целом, по приведенным в названном  документе данным, подготовленным на основе сведенной статистики Госкомстата, Мосгорстата, Федеральной погранслужбы и отчетов ГАО «Москва» за 1997-1999 годы гостиничная база столицы насчитывает 240 предприятий, предоставляющих услуги проживания, из них гостиниц – 154. 

Таблица 3.4 – Гостиничная база Москвы (по категориям) [3] 

5 звезд 9 %
4 звезды 17 %
3 звезды 42 %
2 звезды 42 %
1 звезда 31 %
 

      Более половины столичных гостиниц действуют  на рынке, не имея сертификата соответствия заявляемой категории. Без таких  сертификатов работают все без исключения гостиницы 1 звезды, 31 – 2-х звезд, 17 – 3-х звезд, 7 – 4-х звезд и 2 – 5-ти звезд. 
 

     3.6 Современные тенденции развития индустрии гостеприимства 

     интерес к гостиничному строительству в России наметился около пяти лет назад и продолжает расти. Подкрепляется он сохраняющимся дефицитом предложения гостиничных услуг практически во всех ценовых категориях при стабильном спросе. Кроме того, гостиничный бизнес позволяет гибко варьировать тарифы не только в течение месяца или недели, но и на ежедневной основе. Договора аренды офисных или торговых площадей являются долгосрочными и не предусматривают возможности пересмотра условий в течение срока аренды. В условиях постоянно меняющейся динамики рынка это обстоятельство может быть решающим аргументом в пользу строительства гостиничного предприятия.

     Последние десять лет российский гостиничный  рынок ежегодно рос на 15-20%, а объем  рынка составил порядка $ 4 млрд. Всего  на российском рынке работает около 4000 гостиниц, включая санатории и  пансионаты, что составляет более 410 тысяч мест.

     Важной  тенденцией российского ранка гостиничных  услуг является проникновение международных  сетевых компаний. Это в первую очередь связанно с недостатком  опыта российских компаний в гостиничном  бизнесе. Их проникновение на российский рынок происходит различным путем: присоединением уже построенных гостиниц, поглощение конкурирующих гостиничных цепей, строительством новых объектов по своим технологиям и на свои средства.

     С этим напрямую связана тенденция  к росту числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц. Здесь необходимо отметить некую противоречивость рынка гостиничных услуг. Несмотря на то, что в основном рост инвестиций характерен для гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и «5 звезд», существует тенденция к сокращению числа подобных гостиниц. Такая тенденция объясняется тем, что сроки окупаемости дорогих отелей гораздо меньше, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов.

     Развитие  отмечено практически во всех регионах, однако наиболее привлекательны г. Москва и г.Санкт-Петербург. Это связано с рентабельностью гостиниц. В регионах она составляет – 15-20%, а в Москве 17-25%. Вследствие этого для инвесторов наиболее прибыльным и перспективным является московский рынок гостиничной недвижимости. По данным международного агентства TRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2007 года каждый гостиничный номер в столице принес его владельцу €149 чистой прибыли, что на €36 больше, чем в Лондоне, занявшем второе место. По имеющимся данным, всего в российской столице 34,4 тысяч гостиничных номеров, 40% приходится на гостиницы категории "три звезды", 28% - на "две звезды", 18% - на "четыре звезды", 8% - на "пять звезд. Московские гостиницы высшей категории составляют хоть и небольшую, но весьма существенную часть рынка. Отели, принимающие первых лиц иностранных государств и деловую элиту, по определению не могут играть иной роли. Что касается гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга, то там функционирует 329 гостиниц, совокупный номерной фонд которых составлял около 18 тысяч номеров. Из них к категории «5 звезд» относится 9 гостиниц, 20 отелей имеют категорию «4 звезды», 91 гостиница – категорию «3 звезды».

     Инвесторы, управляющие компании и администрация  города как структуры, формирующие спрос на рынке строительства гостиниц, в настоящее время достаточно активны и на развитии отелей среднего ценового сегмента (сегмента малых гостиниц). Сюда включены придорожные мини-гостиницы, апарт-отели и частный сектор гостиничного бизнеса.

     В настоящий момент серьезной альтернативой  гостиницам в таких условиях становятся съемные квартиры с посуточной оплатой  – апартаменты. Можно сказать, что  именно из таких апартаментов «вырос»  петербургский рынок мини-отелей, которые по большей части представляют собой выкупленные подъезды в многоквартирных домах. К настоящему времени предложение гостиничных услуг этого сектора в Санкт-Петербурге находится на том уровне, когда уже можно говорить о конкуренции. Подтверждением этому служит возникновение ассоциации мини-гостиниц. Такая кооперация, скорее всего, поспособствует еще и тому, что теперь услуги большинства мини-гостиниц, до сих пор разрозненные, обретут некоторый регламент и выйдут на более цивилизованный уровень. Московский рынок мини-гостиниц пока развивается медленно, несмотря на то, что инвестиционная деятельность в этом секторе имеет хорошую перспективу.

     Несомненно, что гостиничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга оказывают доминирующее влияние на состояние гостиничной  отрасли страны в целом. Однако в последние годы и здесь наметились некоторые сдвиги, проявляющиеся, в первую очередь, в сокращении доли столиц в общем отраслевом балансе. Процесс деконцентрации происходит на фоне оживления гостиничных рынков других регионов. К числу таких стремительно развивающихся районов относится, в первую очередь, город-курорт Сочи, инвестиционная привлекательность которого не уступает столичным городам, Краснодарский край, а также ряд городов-миллионеров, например, Екатеринбург. В ряде регионов гостиничный бизнес развивается даже более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости: жилищный и торгово-офисный. В значительной степени там активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      История развития гостиничного дела неразрывно связана с путешествиями. Путешествуя с разными целями и намерениями (посещение святых мест и храмов, олимпийских игр и т.п.) люди нуждались в приюте и отдыхе. Древнейшие упоминания о местах для размещения путешествующих можно найти в письменных источниках Древнего Египта.

Информация о работе Возникновения и развития гостиничного дела