Возникновения и развития гостиничного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ исторического аспекта возникновения и развития гостиничного дела.
В соответствии с намеченной целью, в настоящей работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
Рассмотреть историю развития индустрии гостеприимства;

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

     С 1913 года гостиничный бизнес в Екатеринодаре  строился уже по всем законам европейского стиля. Мировой бизнес заставлял равняться на лучшие центры гостиничной индустрии. За 15-17 лет развития Екатеринодарской индустрии гостеприимства выделяется плеяда талантливых организаторов гостиничного бизнеса. Владельцы таких гостиниц, как «Большая Московская», «Метрополь», «Националь», «Нью-Йорк», «Централь» создавали настоящие шоу-программы, владели приемами гостеприимства, получая при этом большие прибыли.

     Каждая  из гостиниц 1-го класса прошла свой эволюционный путь, демонстрируя творческую инициативу. Подход к бизнесу в индустрии гостеприимства был разнообразным, не имелось одинаковых, четких формул, но цель была единой – привлечь как можно больше клиентов и получить прибыль. Естественно, что каждая гостиница стремилась быть лучшей, использовала рекламу, привлекала богатым интерьером, большими разнообразными концертными программами с участием русских и зарубежных исполнителей, информацией, подающейся в виде «новостей сезона».

     По  подобной рекламе можно было судить о стабильности, процветании гостиничного дела, оптимизме талантливых руководителей этими гостиницами, прославляющих город, край, Россию. Культурная программа отражала атмосферу Екатеринодара, взгляды передовых людей.

     Все перечисленные достоинства гостиниц – культурные программы, реклама номеров, ресторанных ужинов, обедов – доставляли удовольствие, являлись отдушиной от ежедневной суеты и вызывали гордость у горожан за свой южный, многонациональный и многоукладный город.

     Развлекательные программы гостиниц в Екатеринодаре  имели комплексный подход в решении проблемы гостиничных услуг. Эмоционально воздействуя на клиента через совместную деятельность всех участников развлекательной программы, руководство гостиниц стремилось обеспечить максимум прибыли, используя традиционные и нетрадиционные подходы.

     Итогом  работы гостиниц были успех, рост популярности, здоровой конкуренции и приток доходов.

     Открывались и функционировали гостиницы  не только в Екатеринодаре, но и в  станицах, портовых городах.

     Те, кто предпочитал активные виды спорта, использовали гостиницы как место для сборов, чтобы отправиться на рыбалку, охоту на медведей, зайцев. Прекрасным спортивным отдыхом можно было насладиться, приехав в г. Темрюк, где было 2 гостиницы с меблированными комнатами.

     Гостиницы создавались повсеместно, т. к. предприниматели за счет довольно высоких цен быстро возвращали вложенный в их строительство капитал.

     В 1909 году в Сочи была построена гостиница  «Кавказская Ривьера». Этому отелю  создали в России большую рекламу; нужно было завлечь как можно больше гостей.

     Учитывая, что сам город мало кому был  известен, тут же в буклете приводилась  справка ученого-географа о том, что лежит на широте Нью-Йорка, но нью-йоркский климат хуже и холоднее.

     Видимо, ссылка на Нью-Йорк помогла – успех  у нового отеля был.

     Кубанская область привлекала к себе путешественников, благодаря рекреационным особенностям: морю, лесам, целительным источникам. Экономическая предвоенная ситуация, усиливавшая расслоение общества на богатых и бедных, позволяла выехать  на курорт только 8% населения. В основном богатые купцы, казаки выезжали на отдых, лечение за границу.

     Примитивный отдых можно было получить на курортах Крыма, Кавказа: в Сочи, Туапсе, Новороссийске, Ялте, Кисловодске, Анапе, Ейске. Отдых  на побережье Черного моря в Новороссийске был недорогим.

     С 1890-1914 годов Екатеринодар преобразовывается  в промышленный центр. Это особенно отразилось на застройке и благоустройстве.

     Перед началом 1917 года гостиничное хозяйство  пришло в запустенье. Торговля, путешествия  практически прекратились.

     К 1920 году в Екатеринодаре насчитывалось 4 гостиницы: Центральная гостиница, 1-я, 2-я, 3-я Советские гостиницы. 

3.3   Развитие  гостиничного хозяйства в России  после революции 

     В 1918 году декретом Советского правительства  все гостиницы были национализированы и переданы в ведение местных органов Советской власти. Доставшийся в наследие от дореволюционной России гостиничный фонд в основном состоял из небольших гостиниц. Из-за нехватки жилья городские Советы депутатов трудящихся переселяли людей из трущоб в гостиницы, превращая их временно в жилые дома. Не избежала подобных преобразований и одна из лучших гостиниц мира – гостиница «Метрополь» в городе Москве.

     Трудное экономическое положение СССР, хроническое  недофинансирование гостиничного хозяйства и полное безразличие к организации гостиничного дела в стране привели отрасль к крайне плачевному состоянию. Материальная база гостиниц была сильно изношена, сервис низким, а все вместе взятое выливалось в убыточность отрасли и необходимость дотировать ее из государственного бюджета.

     К 1937 году Наркомфином СССР было обследовано  состояние гостиничного фонда в 110 крупных городах и районных центрах страны, в которых насчитывалось 539 гостиниц. Из них 343 гостиницы на 11 187 номеров были заселены постоянными жильцами, гостиничный фонд в них уменьшился на 50 %. К 1938 году в ведении местных Советов депутатов трудящихся на всей территории СССР сохранилось только 1 110 гостиниц.

     В годы первых пятилеток был построен ряд крупных гостиниц в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Горьком, Волгограде, Иркутске, Челябинске, Иванове, Новосибирске, Шахтах, Саранске и других городах.

       Среди построенных за этот  период можно назвать ряд больших,  хорошо оборудованных по тому  времени гостиниц: «Ростов» в  Ростове-на-Дону на 1000 мест, «Большой Урал» в Свердловске на 650 мест, «Южный Урал» в Челябинске на 500 мест, «Центральная» в Иркутске на 450 мест, гостиница того же названия в Горьком на 350 мест, «Люкс» в Волгограде на 250 мест и другие. Кроме того, много гостиниц было выстроено различными ведомствами и предприятиями.

     Наряду  со строительством крупных гостиниц значительное внимание уделялось также  строительству небольших типовых  проектов. Первые типовые проекты  гостиниц на 50, 75, 100 и 150 мест были разработаны  в 1931 году Временной правительственной комиссией по отбору и изданию типовых проектов гражданских сооружений Цекомбанком.

     Гостиницы, построенные в этот период, были недостаточно благоустроенными. Обстановку номера составляли кровати, стол, стулья, шкаф для одежды и белья; иногда имелась прикроватная тумбочка. Мебель была низкого качества, освещались помещения плохо – применялся обычно один светильник, расположенный в центре потолка. Такое освещение не создавало правильного светораспределения. Многие номера не были оснащены санитарно-техническим оборудованием.

     Единых  тарифов на услуги гостиниц до этого  не было.

     И только Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об упорядочении гостиничного хозяйства и установлении тарифов на номера и койки в  гостиницах» №687 от 27.07.1934 г. Установило единую методику исчисления тарифа для всей республики.

     При исчислении тарифа на номера и койки  в гостиницах следовало исходить:

     1) из нормы ежегодных отчислений  на ремонт и амортизацию мебели, мягкого и жесткого инвентаря;

     2) из фактических расходов по  эксплуатации здания гостиниц  и оказанию услуг проживающим;

     3) из начислений не свыше 25 % прибыли  на расходы, указанные в пунктах  1) и 2);

     4) из начислений, установленных законом  налогов и сборов.

     Улучшению оснащенности гостиничного хозяйства мягким и жестким инвентарем, мебелью был посвящен ряд постановлений комиссариатов коммунального хозяйства союзных республик.

     Приказом  НККХ РСФСР №362 от 11.06.1939 г. Была утверждена типовая номенклатура предметов  оборудования гостиниц местных Советов РСФСР. В зависимости от разряда гостиницы четко оговаривался перечень мебели, оборудования, мягкого и жесткого инвентаря для номерного фонда, холлов, вестибюлей, мест общего пользования.

     В этом же году приказом НККХ РСФСР №676 от 11.09.1939 г. был утвержден типовой устав гостиничного треста местного Совета. Гостиничный трест являлся самостоятельной хозяйственной единицей и действовал на принципах хозяйственного расчета. На него возлагались хозяйственное управление переданными ему гостиницами и подсобными предприятиями, организация капитального и текущего ремонта гостиниц и подсобных предприятий треста, распределение лимитов, разработка и проведение мероприятий по внедрению хозрасчета в гостиничном хозяйстве и на предприятиях треста, проведение мероприятий по всемерному улучшению состояния гостиниц и обслуживания проживающих в них граждан и т.д. Этим же приказом НККХ утверждался типовой устав гостиницы, непосредственно подчиненной местному Совету. Согласно Уставу, гостиница являлась самостоятельной хозяйственной единицей, действовавшей на принципах хозяйственного расчета. Гостиница пользовалась правами юридического лица, отвечала по своим обязательствам в пределах того имущества, на которое по действующим законам могло быть обращено взыскание.

     Отдельные параграфы Устава оговаривали фонды  гостиницы, отчетность и ревизию  ее деятельности, тарифы на коммунальные услуги и т.д.

     Годы  второй и третьей пятилеток характеризуются  развитием строительства вообще и гостиниц в частности. Повышаются требования, как к благоустройству гостиниц, так и к художественному оформлению их интерьера. Существенное влияние на качество интерьера в этот период оказало строительство столичной гостиницы «Москва» в 1935 году (по проекту академика А.В. Щусева).

     При проектировании гостиницы «Москва» стояла задача создать современную, красивую и комфортабельную гостиницу, оборудованную современной, высококачественной и удобной мебелью из отечественных материалов [2].

     Архитектура гостиницы, к сожалению, не безупречна. Чрезмерно большие площади не оправданы функциями помещений.

     Однако  нельзя не отметить и положительные  стороны строительства, например, проектирование и изготовление специальной гостиничной  мебели. Для разных помещений этой гостиницы было выполнено 18 комплектов мебели из различных материалов. Общее освещение потолочными светильниками и местное – торшеры, настенные лампы, подвесы – создают комфортные условия в помещениях. Интерьеры гостиницы украшают живописные плафоны. В целом гостиница «Москва» представляет собой гармоничный ансамбль. Это произведение архитектуры является свидетельством принципиального нового подхода к строительству гостиниц советского времени.

     Наряду  со строительством уникальных гостиниц в этот период проектируются и  строятся типовые гостиницы по заранее продуманной программе с расширенным составом помещений, рассчитанным на более полное обслуживание приезжающих.

     Всего только в РСФСР (в том числе  с учетом гостиничного фонда городов  Москвы и Ленинграда) на 1 января 1941 года было 346 гостиниц на 31 329 мест.

     Всего же в стране перед войной гостиницы  имелись только в 669 городах (из 1241), и их общее количество достигало 793. Номерной фонд составлял 64 тыс. мест.

     Постановлением  СНК СССР №2263 от 2.09.1945 г. предусматривались  показатели для гостиниц повышенного типа обслуживания. Они должны были удовлетворять следующим требованиям:

     1. Обслуживание приезжих только  номерной системой.

     2. Обязательное наличие ресторана-столовой, буфета, парикмахерской, электросигнализации,  сберкассы, радио, центрального  отопления, водопровода, канализации, горячего водоснабжения, ванных и душевых индивидуального и общего пользования, телефона общего пользования и в каждом номере.

     3. Обеспечение номеров постельными принадлежностями высокого качества и содержание гостиниц в безукоризненной чистоте.

     4. Номера и холлы в гостиницах  должны быть комфортабельно меблированы  и архитетурно-художественно оформлены.

Информация о работе Возникновения и развития гостиничного дела