Возникновения и развития гостиничного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ исторического аспекта возникновения и развития гостиничного дела.
В соответствии с намеченной целью, в настоящей работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
Рассмотреть историю развития индустрии гостеприимства;

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 290.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 СТАНОВЛЕНИЕ  ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В МИРЕ 
 

     2.1 История развития гостиничного  хозяйства 
 

     Возникновение и развитие гостиничного хозяйства  тесно переплетено с историей развития общества. Первые гостевые предприятия  – прообразы современных гостиниц, как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом – более чем за 2 тыс. лет до н.э. – в древневосточной цивилизации.

      В более позднюю эпоху римляне  строили специальные здания, отведенные для путешествующих по государственным  надобностям. Эти здания, расположенные вдоль главных дорог, можно считать прообразами постоялых дворов.

      Огромную  роль в появлении предприятий  гостеприимства сыграло развитие торговых связей на Ближнем Востоке, в Азии и Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым двигались караваны с товаром.

      Для организации ночлега путешественников вдоль торговых путей создавались  специальные пункты размещения –  караван – сараи (помещения для  пребывания и отдыха путников), включающие, как правило, помещения для людей и загоны для верблюдов и лошадей. Все это было окружено высокой стеной, защищавшей от ветра, дождя, бури, а также от грабителей и разбойников.

      В средние века на развитие предприятий  гостеприимства существенно повлияли религиозные традиции. В этот период множество людей совершали паломничество к святым местам, а пристанище путники искали прежде всего в монастырях и аббатствах. Церковь обязывала монастыри оказывать приют паломникам – кормить и организовывать для них ночлег. Предоставляемые монастырями бесплатные услуги путешествующим сдерживали развитие частных предприятий размещения. Впрочем, постоялые дворы уже были и количество их росло, но пока они предлагали только кров – без стола [4].

      Толчок  к развитию частных постоялых  дворов и таверн был дан лишь в позднее Средневековье. Так, в Англии в 1530-х гг. король Генрих VIII перевел церковную собственность в светскую и странствующие уже не могли больше рассчитывать на бесплатный постой в монастырях и были вынуждены останавливаться на частных постоялых дворах.

      На  Руси постоялые дворы появились  в XII-XIII вв.; тогда они назывались ямами и располагались один от другого на расстоянии конного перехода.

      Следующий заметный период в развитии гостиничного хозяйства связан с установлением  в Европе регулярной почтовой и транспортной сети на конной тяге (дилижансы в Западной Европе, ямские станции в России). Вдоль почтовых трасс появились почтовые станции для государственного транспорта, служившие также и местом отдыха; они укрывали от непогоды и упрощали процедуру смены лошадей.

      К XV в. постоялые дворы присоединились к почтовым станциям; в сущности их можно назвать прообразами мотелей. В больших русских городах появились гостиные дворы, отличающиеся от постоялых тем, что здесь путники получали возможность не только размещения и питания, но и совершения коммерческих операций, т.е. в гостиных дворах объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. Как правило, все это обносилось стенами и башнями с въездными воротами [17].

      К XVI в. относится открытие в Западной Европе первых кофеен, ставших центрами культурной и литературной жизни того времени. Их появлению способствовало распространение таких экзотических напитков, как кофе и чай.

      Слово «отель» появилось в XVIII в. Во Франции первоначально отелем именовали многоквартирное здание, в котором квартиры сдавались на месяц, на неделю и даже на один день. Скоро этот термин широко распространился и в Америке. Большинство таверн быстро переименовывали в отели, что, по мнению владельцев, придавало им европейский (французский) шик. Принято считать, что Соединенные Штаты Америки являются родиной большинства нововведений в сфере технического оснащения гостиниц. Потребность в гостиницах в этой стране всегда была очень велика в силу непрерывного потока эмигрантов, которые нуждались во временном размещении, а непрекращающийся спрос способствовал бурному развитию гостиничного бизнеса.

      В 1974 г. в Соединенных Штатах была открыта  первая гостиница – 70-комнатный  «Сити-отель» на Бродвее в Нью-Йорке. В 1829 г. в Бостоне открылся отель «Тремонт» - первый в США отель первого класса – с коридорными, регистратурой (рецепцией), замками на дверях номеров (двухместных и одноместных) и даже с бесплатным мылом для гостей. Это событие и положило начало гостиничному буму в этой стране. В середине XIX в. в стране действовал первый отель с центральным отоплением. К концу XIX в. были распространены два типа гостиниц. Одни были большими и роскошными, а некоторые из них являлись просто архитектурными шедеврами – с просторными вестибюлями, залами для балов. Они располагали всеми возможными в то время удобствами – лифтом, туалетами, электрическим освещением и др. Другие, маленькие и устаревшие, предлагали услуги по низким ценам [17].

      Значительный  вклад в развитие гостиничного дела внес швейцарец Цезарь Ритц; его имя до сих пор носит одна из самых знаменитых и дорогих европейских гостиничных сетей, хотя сам Ритц был всю жизнь лишь наемным управляющим и не владел ни одним отелем. Швейцарец Ритц и американец Статлер были фанатиками гостиничного бизнеса. Они обращали внимание на самые, казалось бы, незначительные детали.

      Из  наиболее известных нововведений Ритца  можно отметить появление оркестра в ресторане отеля. Во времена  Ритца оркестр играл музыку Штрауса. Благодаря музыке посетители дольше оставались за столами, что, естественно, повышало доходы от продажи напитков. Ритц долго экспериментировал с освещением в ресторане отеля, добиваясь того, чтобы драгоценности на дамах «заиграли».

      Статлер предложил устанавливать в гостиничном  номере большое зеркало, лампочки над кроватями, выключатель рядом с дверью, при нем в номерах появились телефоны, канцелярская бумага; он же ввел униформу для гостиничного персонала. Он был автором идеи попарного размещения номеров при строительстве гостиниц. Номера стали располагать симметрично относительно вертикальных сантехнических труб, общих для двух номеров, что дало значительную экономию средств. Кроме того, именно Статлер придумал лозунг «Клиент всегда прав», который и в настоящее время служит основой «научного» подхода к обслуживанию.

      Посещение представителями высшего общества высококлассных гостиниц стало модным; так, в Лондоне вместо ужина в  чисто мужских клубах джентльмены  стали ужинать с дамами в ресторанах отелей.

      В конце XIX – начале XX в. в крупных городах Европы и Америки появились роскошные (пятизвездочные в современной терминологии) гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса со стороны новых миллионеров и старой знати, для которых путешествия стали модным времяпрепровождением. Несколько таких гостиниц было построено и в России, например «Метрополь» и «Националь» в Москве, «Европа» в Петербурге [4].

      Индустрия гостеприимства превращается в важную отрасль. Строительством гостиниц, подготовкой  кадров, вопросами ценообразования  начинают заниматься гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. Наиболее заметными среди них были Лондонский синдикат владельцев гостиниц, французский Союз хозяев гостиниц и Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 гостиниц из различных стран мира.

      После Второй мировой войны получают широкое  распространение международные  гостиничные цепи. Первая международная  гостиничная цепь «Хилтон» была обязана  своим созданием американской авиатранспортной компании «Пан Америкэн». Поскольку в странах Латинской Америки, куда самолеты компании совершали перелеты, не было гостиниц того уровня, к которому привыкли американские бизнесмены, возникла идея построить в этих странах отели с одинаковым уровнем услуг соответствующего класса. Например, отель «Хилтон» в Буэнос-Айресе по сервису не должен был отличаться от отеля «Хилтон» в Нью-Йорке [6].

      В настоящее время в мире действуют  десятки международных гостиничных  цепей. Среди них можно упомянуть  «Холидей Инн», «Чойс», «Бест Вестерн», «Мариотт», «Хилтон», «Шератон» и др. 
 

     2.2 Современное состояние гостиничного хозяйства 
 

     В настоящее время мировое гостиничное  хозяйство насчитывает около 350 тыс. комфортабельных гостиниц, располагающих  более чем 14 млн. номеров (26 млн. мест). При этом количество номеров за последние 20 лет ежегодно возрастает в среднем на 3-4%, что свидетельствует о значительной динамике роста средств размещения туристов.

     Ведущее место в мировом гостиничном  хозяйстве занимает Европейский  континент. На его долю приходится в  среднем около 70% туристского потока, соответственно и гостиничный фонд составляет значительно преобладающую долю (около 45 %) мирового гостиничного фиша. Не учитывается тот факт, что в европейских странах на гостиничной базе принимается около половины иностранных посетителей, остальные туристы принимаются на альтернативной (дополнительной) базе, что менее характерно для стран других континентов. Гостиничный фонд в странах Европы, не уступая своего лидирующего положения на протяжении всей истории, возрастает ежегодно в среднем на 2-2,5 % и по темпам роста уступает другим континентам.

     Американский  континент насчитывает свыше 5 млн. номеров, что составляет 35% мирового гостиничного фонда. По темпам прироста гостиничная база континента, опережает  Европу.

     Третьим по мощности континентом является Азия, имеющая свыше 3 млн. номеров (14% мирового гостиничного фонда). Темпы ее роста в 2-3 раза превышают среднемировые темпы и достигают 15-20 % в год, что выводит этот континент по динамике роста в современные лидеры.

     Доля  Африканского континента (около 0,4 млн. номеров) составляет 3 % мирового фонда, хотя динамика роста (10-15 /о) также превышает среднемировые темпы. Доля гостиничного фонда Австралии и Океании составляет также около 3 % и характеризуется среднемировой динамикой

     Среди отдельных стран лидерами мировой  гостиничной индустрии по мощности базы является: США (около 3,5 млн. номеров) Япония (1,65 млн.), Италия (1 млн.), Франция, Испания, Англия Китай, Австралия (около 0,5 млн.), Австрия, Мексика, Канада, Греция (около 0,3 млн.), Таиланд, Россия, Индонезия, Турция (0,15-0,23 млн.), Швейцария, Бразилия, Аргентина (менее 0,15 млн).

     Лидерами  мировой гостиничной индустрии  по темпам роста гостиничного фонда  являются такие страны, как Турция, Китай, Малайзия, Сингапур, Марокко, Испания, Германия, Аргентина.

     Во  всех вышеперечисленных странах  некоторая часть отелей принадлежит  к гостиничным сетям. Гостиничная  сеть возникает в том случае, когда  какая-нибудь гостиничная корпорация создаёт под своим руководством отели в разных городах и странах, объединённые единым руководством, брендом, оформлением интерьера и стандартами обслуживания. При этом, как правило, под одним брендом находятся отели разного класса.

     В последние годы чётко вырисовалась картина будущего гостиничной индустрии, которая развивается и процветает.

       К тенденциям развития гостиничного  бизнеса относятся:

     Безопасность  – отели стараются отгородить себя как можно больше от возможных  случаев терроризма. Поэтому в  ближайшие годы досмотр постояльцев  отелей и гостиниц (пусть даже не самых известных) будет усилен, но сотрудники отелей постараются это делать как можно аккуратней и корректней.

     Новый менеджмент – набор факторов, связанных  с контролем над занятостью, безопасностью, движением капиталов и технологиями требует наличия совершенно иных управленческих кадров, способных адаптироваться к быстро происходящим изменениям практически во всех системах менеджмента.

     Технологии  – растущее использование «экспертных  систем» (базовая форма искусственного интеллекта) сделает выполнение стандартных операционных процедур возможным в онлайновом режиме 24 часа в день, а так же позволит создавать системы управления доходом, напоминающие принимать ценовые решения.

     Консолидация  – поглощение, либо сливание корпораций друг с другом.

     Диверсификация внутри сегментов гостиничной индустрии – разделение экономичных гостиниц на заведения низшего, среднего и высшего классов.

Информация о работе Возникновения и развития гостиничного дела