Возникновения и развития гостиничного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ исторического аспекта возникновения и развития гостиничного дела.
В соответствии с намеченной целью, в настоящей работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
Рассмотреть историю развития индустрии гостеприимства;

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Географический  факультет

Кафедра рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга 
 
 
 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА

(курсовая  работа) 
 

                    Выполнила студентка

                    3 курса

                    ____________________

                                    (подпись)

                    Научный руководитель

                    ____________________

                                     (подпись)

                    Работа  защищена

                    «___»_________2011 г.

                    Оценка______________ 
                     
                     
                     

     Барнаул 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Отрасль туризма  и гостеприимства представляет собой  быстрорастущую и высокодоходную индустрию, одну из важнейших частей рынка услуг. Она способна прямо и косвенно влиять на формирование условий для устойчивого развития национального хозяйства. Статистика утверждает, что туристическая индустрия приносит 3,8% дохода в мировой ВВП напрямую и более 10% с учетом косвенного влияния.

      Гостеприимство  из фундаментального понятия человеческой цивилизации в настоящее время  превратилось в мощную индустрию, объединяющую предприятия, которые оказывают  различные услуги по приему и обслуживанию гостей.

      Актуальность  данной темы несомненна, так как размещение туристов занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых во время путешествия, и является неотъемлемой частью каждого тура.

      Средства  размещения, под которыми понимают любой объект, регулярно или эпизодически предоставляющей места для ночевки, составляют основу туристской индустрии. Строительство новых средств размещения существенно повышает привлекательность туристского направления, увеличивает поток туристов. Высокий сервис предоставления услуг по размещению определяет также психологические аспекты туризма, как удовлетворенность путешествия и высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране.

      В многообразии имеющихся средств  размещения особое место принадлежит гостиничной индустрии.

      Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию краткосрочного проживания в гостинице, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.п.

      Цель  данной работы – анализ исторического аспекта возникновения и развития гостиничного дела.  

      В соответствии с намеченной целью, в  настоящей работе были поставлены и  реализованы следующие задачи:

  • Рассмотреть историю развития индустрии гостеприимства;
  • Исследовать становление гостиничного хозяйства в мире;
  • Изучить возникновение и развитие гостиничного дела в России.

      Теоретическую базу исследования составили труды  современных исследователей в области  индустрии туризма и гостиничного хозяйства, таких как: Чудновского А.Д., Кабушкина Н.И., Бондаренко Г.А., Ильиной Е.Н., Гуляева В.Г., Сорокиной А.В., Уокера Дж. Р. и др.

      Нормативную базу исследования составляет совокупность действующих нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области  туризма и гостиничной индустрии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА 
 

     1.1   Древний период (IV тысячелетие до н.э. — 476 г. н.э.)

 

     Упоминания  о первых предприятиях индустрии  гостеприимства, в которых предоставлялись  услуги, как размещения, так и  питания, тавернах, можно найти в  манускриптах, которые ученые относят к эпохе античной Греции и античного Рима. Среди таких документов — кодекс вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1700 г. до н.э.). Благодаря этим упоминаниям становится понятным, что таверны пользовались сомнительной репутацией, выполняя порой функции домов терпимости.

     В Древней Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом  социальной и религиозной жизни. Хотя в тавернах имелись помещения  для размещения путешественников, в  большей степени они предназначались для предоставления услуг питания. Развитие торговли и связанные с ней длительные разъезды требовали организации не только питания, но и ночлега. Это обстоятельство и предопределило появление другого типа предприятий — постоялых дворов. Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. Позже Марко Поло говорил о них, что здесь «и королю остановиться не зазорно». Располагались они примерно в 25 милях друг от друга, чтобы правительственные чиновники и гонцы не слишком утомлялись в дороге, отдыхая в каждом из них. Пользоваться ими можно было, лишь показав специальный правительственный документ, который свидетельствовал об особом статусе их предъявителей. К тому времени как Марко Поло отправился в свое путешествие на Дальний Восток, таких постоялых дворов насчитывалось в стране около десяти тысяч [17].

     После падения Римской империи началась новая, качественно новая эпоха  развития индустрии гостеприимства.

     1.2   Средние века (V - XV вв. н.э.)

 

     В период раннего средневековья предоставлением услуг гостеприимства для обыкновенных людей стали заниматься религиозные заведения, да и акценты в обслуживании стали другими. В Англии, например, постоялые дворы были теперь ориентированы уже не столько на путешествующих, сколько на пьющих. Если в те годы люди и путешествовали, то обычно их путешествия были связаны либо с королевским двором, либо с церковью. Большинство путешественников были миссионерами, священниками и пилигримами, путешествующими к святым местам. В связи с этим постоялые дворы, в которых люди останавливались на ночлег, стали строиться поближе к храмам и монастырям. Условия проживания оставались довольно примитивными, при этом постоялыми дворами управляли рабы, находящиеся в услужении у священников и настоятелей храмов.

     На  европейском континенте Карл Великий  еще в VIII в. для отдыха пилигримов создал специальные дома. Один из таких домов, аббатство в Ронсевальском ущелье, обещал странникам радушный прием, бесплатный хлеб, услуги цирюльника и сапожника, фрукты и орехи из запасов аббатства, два госпиталя с постелями для больных и даже освященное место погребения для усопших [10].

     В Средние века люди стали путешествовать больше и соответственно увеличилось  число придорожных постоялых  дворов. По современным стандартам, они все еще оставались примитивными. Постояльцы часто спали вповалку на матрацах, разложенных на полу одной большой комнаты. Каждый ел то, что у него было с собой, либо покупал что-нибудь съестное у хозяина постоялого двора.

     Постоялые дворы вдоль дорог просуществовали довольно долго, вплоть до середины XIX века, а кое-где и дольше. Их развитие было резко приостановлено в связи с появлением и распространением железных дорог. И только спустя определенное время развитие автомобильных перевозок вновь сделало необходимым возврат к традиционным гостиницам "вдоль дорог", представив их в новом облике - мотелей.

     В русских городах был распространен  и другой тип средневековых гостиниц — гостиные дворы. Они отличались от постоялых дворов тем, что, помимо услуг размещения и питания, здесь имелись возможности для совершения коммерческих операций, то есть в гостиных дворах объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. Гостиные дворы в основном и предназначались для торговли и складирования товаров, поскольку купцам не разрешалось торговать в собственных домах. Этот запрет распространялся на все категории товаров и на всех купцов и был снят только в XVIII веке.

     Первые  гостиные дворы на Руси были учреждены  в XII веке в Великом Новгороде. Размещение иностранных купцов проводилось по национальному признаку. В XII—XV веках в Новгороде существовали "готский", "немецкий", "датский" гостиные дворы, в Москве — "аглицкий", "греческий", "немецкий", "персидский", "армянский" и др. [6].

     В XIII веке гостиные дворы появились в Витебске, Гродно, Бресте, Слониме и других белорусских городах. Специальные гостиные дворы для белорусских купцов в XV—XVI веках были построены в Брянске, Вязьме, Москве. Развитию торговых отношений не мешали даже войны, проходившие между двумя этими государствами.

     1.3   XVIII век

 

     Особая  роль в развитии предприятий гостеприимства принадлежит США. По мнению историков, первый постоялый двор здесь появился значительно позже, чем в Европе, лишь в 1607 году. Одна из первых таверн была открыта в Бостоне в 1634 году. В 1642 году в Нью-Йорке (тогда он назывался Новый Амстердам) голландской компанией Dutch East India была открыта таверна Stadt Huys. С этого времени таверны стали центрами общественной жизни, местом встреч для солдат и бизнесменов.

     Вступившие на землю Американского континента европейские переселенцы принесли с собой тот опыт строительства и управления постоялыми дворами и тавернами, который был накоплен ими за столетия. Американские постоялые дворы и таверны часто копировали английские, так как в те годы именно английский тип организации услуг гостеприимства в Западном мире считался лучшим. Американские таверны с самого начала своего существования в большой степени имели коммерческую направленность, то есть создавались с целью извлечения прибыли [10].

     1.4   XX век

 

     В двадцатом веке индустрия гостеприимства достигает расцвета. Лидерами в этой области остаются США и Европа, где повсеместно появляются новые  формы организации гостиничного хозяйства, например объединение в  гостиничные цепи.

     В 1970-е годы в индустрии гостеприимства появились новые типы заведений, например, Days Inn, Super 8 Motels и Comfort Inns. Такие корпорации, как Four Seasons, Canadian Pacific, Marriott, Hyatt, Sheraton, Hilton, Radisson Ramada и другие сетевые структуры высшего класса, начали активно распространяться в Северной Америке и за ее пределами.

     В России в 1911—1912 годах по проекту  архитектора Лидваля была построена  гостиница "Астория", считавшаяся  в то время лучшей гостиницей Санкт-Петербурга. К концу XIX века в Москве функционировали такие популярные гостиницы, как "Дюссо", "Славянский базар", "Дрезден", "Париж", "Англия", "Германия", "Север", "Лоскутная", "Гранд-отель", "Европа", "Берлин" и др. В первые годы XX века в Москве были построены гостиницы высочайшего класса: "Метрополь" (строился в 1899—1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта с участием Л. Кекушева и А. Эрихсона), "Боярский двор" (1901 год, архитектор Шехтель), "Националь" (1902 год, архитектор А. Иванов) [6].

     После революции большая часть гостиничного фонда была национализирована. Многие гостиницы были перепрофилированы (например, гостиница «Астория» в Санкт-Петербурге стала местом размещения Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов, а «Националь» в Москве – местом размещения правительства). Идеология новой власти пропагандировала разрушение рыночной экономики, и поэтому происходит отказ от любой прибыли, и доходы от гостиничной индустрии направляются на развитие тяжелой промышленности. В советском государстве полностью отсутствовала возможность индивидуального выбора средств размещения. Граждане СССР и иностранцы обслуживались по разным стандартам. Велика была роль государственного планирования, цены на размещения были приемлемыми Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб индустрии гостеприимства СССР, поскольку районы с наибольшим числом гостиниц оказались под оккупацией. Однако начиная с 1950 года начинается широкомасштабное строительство новых гостиниц.

     В настоящее время к тенденциям развития предприятий индустрии  гостеприимства относятся:

  1. Углубление специализации гостиничного предложения.
  2. Образование международных гостиничных цепей.
  3. Развитие сети малых предприятий.
  4. Внедрение в индустрию гостеприимства компьютерных технологий. (1)

Информация о работе Возникновения и развития гостиничного дела