Анализ деловой активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Финансовый анализ интересует многих: собственников и руководство компании, инвесторов, кредиторов, налоговые органы, органы статистики. Кредиторов интересует платежеспособность компании, величина имущества для залога. Налоговые органы также как и кредиторы выясняют платежеспособность компании, только на предмет выплаты налогов, пытаются на базе коэффициентов финансового анализа выявить схемы по уклонению от уплаты налогов. Собственники компании уделяют внимание величине выручки, доле затрат в объеме выручки, прибыли, показателям рентабельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………...
3
1. Теоретические основы деловой активности…………………….
6
1.1. Понятие деловой активности и факторы на нее влияющие…......
6
2. Бухгалтерская отчетность как информационная база анализа деловой активности………………………………................
11
2.1. Различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета……………………………………………………………………...
13
2.2. Бухгалтерский баланс организации……………………………….
16
2.3. Отчет о прибылях и убытках……………………………………...
19
3. Показатели деловой активности организации и их анализ…...
22
Заключение…………………………………………………………….
28
Список использованной литературы…………………….................
29

Работа содержит 1 файл

Анализ деловой активности.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

Как показал проведенный теоретический анализ, широкое распространение в литературе получило определение деловой активности как комплексного показателя эффективности операционной деятельности предприятия (отражает скорость оборота капитала, мобильных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, собственного капитала, внеоборотных активов). Каждый автор, при определении сущности «деловая активность», предлагает свои ключевые характеристики деловой активности, к которым относят: эффективность управления портфелем активов компании; эффективность производственной деятельности; эффективность трудовых ресурсов; качество управления активами; оборачиваемость активов и обязательств компании; финансовое равновесие сегментов бизнеса; динамичность развития предприятия; пропорциональность экономического роста и др.

Основными проблемами развития деловой активности являются: отсутствие единообразного четкого понимания и трактовки экономической категории «деловая активность»; неявное обозначение предмета и объекта деловой активности; отсутствие единого мнения относительно позиционирования деловой активности в системе управления предприятием; неоднозначное определение моделей и подходов к формированию деловой активности. На основе анализа выявленных концептуальных аспектов, основных проблем в определении сущности понятия «деловая активность» сформулировано собственное определение «деловой активности», ее объекта и предмета [4].

В работах Ю.П. Анискина, Н.К. Моисеевой под деловой активностью понимается совокупность целенаправленных процессов, обеспечивающих экономический рост предприятия на основе согласованного раз вития его составляющих в гармонии с внешней средой . Далее при анализе составляющих деловой активности будем основываться на этом её определении. В процессе исследования составляющих деловой активности и разработки организационно-экономического механизма управления предприятием в различных фазах его развития приняты следующие основные положения:

• повышение деловой активности существующей производственной системы обеспечивает последовательный экономический рост и непрерывное развитие предприятия;

• на деловую активность предприятия воздействуют факторы внешней и внутренней среды .

Внешние и внутренние факторы не охватывают все аспекты деловой активности, а лишь определяют ее основополагающие составляющие. На основании анализа факторов, влияющих на деловую активность предприятия, можно утверждать, что одной из основных ее составляющих является активность развития, которая включает инновационную и инвестиционную активность.

Факторы, оказывающие влияние на деловую активность

Внешние факторы

• конъюнктура рынков;

• конкуренция поставщиков;

• динамика финансового рынка;

• НТП;

• динамика развития конкурентных отраслей;

• политическая конъюнктура;

• динамика развития законодательной базы;

• межнациональные экономические связи и др.

Внутренние факторы

• обеспечивающие текущее функционирование предприятия: сбытовая, маркетинговая, производственная, внешнеэкономическая деятельность;

• обеспечивающие стратегическое развитие предприятия: инновационная и инвестиционная деятельность предприятия;

• социально-психологические факторы, обеспечивающие заинтересованность работников в повышении трудовой активности.

2. Бухгалтерская отчетность как информационная база анализа деловой активности

 

Отчётность - заключительный элемент метода бухгалтерского учёта. В соответствие с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ — 4/99) бухгалтерская отчётность - это система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации, а также финансовые результаты её деятельности за отчётный период.

Отчётность составляется на основании всех видов текущего учёта - бухгалтерского, статистического, оперативно-технического и служит основным источником информации о деятельности предприятия. Тщательное изучение бухгалтерских отчётов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков, помогает наметить пути совершенствования деятельности. По мнению Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой, анализ бухгалтерской отчётности - процесс, при помощи которого оценивается прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Однако при этом главной целью является оценка финансово-­хозяйственной деятельности относительно будущих условий существования.

Бухгалтерская отчётность выступает информационной базой финансового анализа. В соответствии с ПБУ 1/2008 организация должна раскрывать в финансовой отчетности каждый существенный показатель (от 5%). Содержание бухгалтерской отчетности представляет собой комплекс показателей, связанных между собой как логически, так и информационно. Для отражения информации об имущественном положении предприятия используются бухгалтерский баланс и приложения к нему, для оценки текущей платёжеспособности привлекается информация бухгалтерского баланса (с уточняющими приложениями), а также информация отчёта о движении денежных средств. [5]

Для оценки деловой активности берутся данные бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках.

Характеристика финансовой структуры предприятия производится с помощью информации баланса и отчёта о движении капитала. [4]

Анализ доходности деятельности возможен на основе информации баланса, отчёта о прибылях и убытках и отчёта о движение капиталов.

В независимости от того, в какую сторону деятельности предприятия предполагается оценить, необходимым элементом информации для анализа является пояснительная записка, которая содержит сведения, позволяющие раскрыть, уточнить, дополнить данные всех остальных отчётных форм. [ 1]

В условиях централизованной плановой экономики бухгалтерские службы предприятии ориентировались на первоочередное информационное обеспечение органов управления через государственную отчётность (статистическую и бухгалтерскую). При этом система показателей бухгалтерской отчётности исходила, прежде всего, из требований обеспечить надлежащий финансовый контроль со стороны вышестоящих органов управления финансовых и банковских учреждений, а также получение необходимых исходных данных для составления и утверждения подведомственным предприятиям годовых и пятилетних планов; утверждаемые сверху плановые показатели во многом являлись опорными пунктами для организации учёта и контроля. Соблюдался принцип «всё, что планируется, должно учитываться».

Проводимые в нашей стране периодические кампании «по сокращению отчетносги», как правило, носили административный характер, в которых преобладал чисто количественный подход, предполагавший механическое сокращение отдельных отчётных показателей.

Начиная с 1991г. сначала бывшим Министерством финансов СССР, а затем Министерством финансов РФ была проведена значительная работа по приближению бухгалтерской отчётности России к требованиям международных стандартов. В последние годы она претерпела значительные изменения, в частности, резко уменьшилось количество отчётных форм, модифицировалась структура отчётности, введены новые статьи. Что касается содержательной части самих отчётов, впереди большая работа по консолидации наших форм с отчётами, используемыми в странах с развитой рыночной инфраструктурой. [ 6]

 

2.1.                                 Различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета

 

Финансовая отчетность в России, во многом все еще регулируемая государственными нормативными актами, по своему экономическому содержанию постепенно приближается к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), что подтверждается недавно принятым приказом Минфина России от 2 июля 2010г. №66-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Однако она может быть признана соответствующей международным стандартам только в том случае, если будет отвечать всем требованиям МСФО и их интерпретаций. [ 2]

Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

 

В системе МСФО провозглашены следующие основные принципы составления отчетности:

           - максимальное соблюдение интересов инвесторов;

         - объективное отражение информации о финансовом состоянии предприятия;

  - обеспечение контроля активов с позиций возможного извлечения выгод;

  - осмотрительность (консерватизм) при признании доходов и расходов.

 

В России они трансформируются в следующие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности:

•          максимально полное соблюдение интересов контролирующих органов;

•          соответствие информации о финансовом состоянии организации действующим нормативным актам;

•          обеспечение контроля активов на основе вещного и обязательственного права;             

•          признание доходов и расходов на основе осмотрительности, но только при наличии оправдательных документов. [ 3]

Помимо принципиальных моментов есть заметные отличия и в таких элементах, как:

•          план счетов и кодирование хозяйственных операций;

•          способы оценки активов;

•          использование вероятностных характеристик;

•          возможность капитализации некоторых расходов;

•          порядок составления отчетности;

•          способы определения бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли;

•          порядок и способы внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность;

•          методы анализа результатов хозяйственной деятельности.

 

             

              Остановимся более подробно на существующих отличиях в порядке

составления отчетности. Так, в следующей таблице приведено сравнение состава финансовой отчетности, которую должны представлять организации в соответствии с МСФО и российским законодательством.

 

 

Состав финансовой отчетности по МСФО и российскому законодательству.

 

МСФО

Российское законодательство

До 2011 года (приказ Минфина РФ №67н)

С 2011 года (приказ Минфина РФ №66н)

Отчет о финансовом положении на дату окончания периода

Бухгалтерский баланс (форма №1)

Бухгалтерский баланс

Отчет о совокупной прибыли за период

Отчет о прибылях и убытках (форма №2)

Отчет о прибылях и убытках

Отчет об изменениях капитала за период

Отчет об изменениях капитала (форма №3)

Отчет об изменениях капитала

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств (форма №4)

Отчет о движении денежных средств

-

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5)

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках 1

-

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6)

Отчет о целевом использовании полученных средств

Примечания (основные принципы учетной политики и прочая пояснительная информация)

 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Отчет о финансовом положении на начало самого раннего сравнительного периода, если предприятие применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный  пересчет статей в своей финансовой отчетности, или если оно реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности

-

-

 

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она

подлежит обязательному аудиту

 

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она подлежит обязательному аудиту

 

Информация о работе Анализ деловой активности