Управление оборотным капиталом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:42, дипломная работа

Описание работы

Настоящая работа имеет целью исследование теории и практики управления оборотным капиталом предприятия и поиск путей повышения эффективности его использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Теоретическое определение оборотного капитала предприятия, способов эффективного управления.
2. Анализ финансового состояния конкретного предприятия за конкретный период.
3. Анализ взаимосвязи эффективности управления оборотным капиталом и конечных результатов деятельности предприятия.
4. Определение путей повышения эффективности использования оборотного капитала предприятия.

Работа содержит 1 файл

Управление оборотным капиталом на предприятии.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

       Основными конкурентами являются:

           - ООО «Ярнефтепром»

           - ООО «Центртранс» и другие мелкие организации.

       Органами  управления общества являются:

       общее собрание акционеров;

       единоличный исполнительный орган (директор);

       В случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции  по управлению делами общества .

       Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия.

       Директор  и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров.

Основные  показатели финансово-хозяйственной  деятельности  

Хозяйственная деятельность ЗАО «Автонефтетрнас» заключается в оптовой и розничной поставке нефтепродуктов. Перевозка осуществляется различными видами транспорта в цистернах. Выручка от продаж за 2009 год составила 339 409 тыс.руб., за 2010 год 533 843 тыс.руб., за 2011 год 521 446 тыс.руб.

Себестоимость в 2009 году составила 300 398 тыс.руб., в 2010 году 481 878 тыс.руб., в 2011 году 472 493 тыс.руб. 
 
 
 
 
 

Таблица 2.1 – Основные показатели оценки деятельности ЗАО «Автонефтетранс» в 2009-2011 гг.

№ п/п Наименование  показателя 2009 г. 2010 г. 2011 г. Отклонение (+/-) 2011 г. от Темп  роста (%) 2011 г. к
2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.
1 Выручка 339409 533843 521446 182037 -12397 153,63 97,68
2 Себестоимость продаж 300398 481878 472493 172095 -9385 157,28 98,05
3 Валовая прибыль (убыток) 39011 51965 48953 9942 -3012 125,48 94,20
4 Коммерческие  расходы 12965 12974 10780 -2185 -2149 83,15 83,09
5 Прибыль (убыток) от продаж 26046 39041 38173 12127 -868 146,56 97,77
6 Прочие доходы 16471 989 349 -16122 -640 2,11 35,29
7 Прочие расходы 17109 930 4148 -12961 3218 24,24 446,02
8 Прибыль (убыток) до налогообложения 25777 39391 34360 8583 -5031 133,30 87,23
9 Чистая прибыль (убыток) 20665 31438 26850 6185 -4588 129,93 85,41
10 Среднегодовая стоимость внеоборотных активов 1747 2914,5 1636 -111 -1278,5 93,65 56,14
11 Среднегодовая стоимость оборотных активов 48603 56221 80717,5 32114,5 24496,5 166,07 143,57
12 Среднегодовая стоимость чистых активов - - - - - - -
13 Среднегодовая стоимость собственного капитала 46856 51980 80717,5 33861,5 28737,5 172,27 155,28
14 Среднегодовая стоимость краткосрочных обязательств 9513 6732 13291,5 3778,5 6559,5 139,72 197,44

 

       Из  таблицы 2.1. видно, что за три года выручка имеет тенденцию к  росту. Так, в 2011 г. Выручка выросла  на 182037 тыс.руб. или 53,63% по отношению  к 2009 г. Этому способствовали увеличение объемов реализации, профессиональный менеджмент, эффективное использование всех имеющихся ресурсов, усиление конкуренции на рынке оптовых поставок моторного топлива и авиационного бензина, рост цен на сырье, что привело к увеличению затрат и соответственно к росту отпускных цен на продукцию.

 Но незначительное  уменьшение наблюдается по отношению  к 2010 г. Оно составляет 12397 тыс.руб.  или -2,32% что не значительно  сказывается на общем положении  предприятия.

       Себестоимость продаж так же значительно возросла по отношению к 2009 году в 2011 году она выросла на 172095 тыс.руб. или 57,28%, Это было вызвано такими факторами как инфляция (рост затрат на сырье, оборудование, тарифов на электроэнергию) и ухудшение конъюнктуры рынка. Однако по отношению к 2010 году произошло незначительное снижение себестоимости продаж, а именно на 9385 руб. или 1, 95%, что является положительной тенденцией.

       Уменьшение  коммерческих затрат за рассматриваемый  период на 2185 тыс.руб. свидетельствует  о снижении маркетинговых расходов, что не сказалось на увеличении роста выручки, т.к. проведенные ранее маркетинговые исследования еще не исчерпали свой потенциал.

       В целом, за анализируемый период предприятие  показало хорошие результаты своей  деятельности и тенденцию к росту выручки и имеет положительный финансовый результат.

       Так, валовая прибыль в 2011 г. Уменьшилась  на 3012 тыс.руб. или 5,8% по сравнению с 2010 г. В большей степени это  явилось следствием уменьшения выручки (3,32%).  Однако, если сравнивать с 2009г., то валовая прибыль в 2011 г. Увеличилась на 9942 тыс.руб. или 25,48%.

Рисунок 2.1. Динамика показателей прибыли 

В 2011 году наблюдается  не значительное сокращение прибыли  от продаж, что является отрицательной  тенденцией. В 2011 году она сократилась на 868 тыс.руб. или 2,23% по сравнению с 2010 год., однако она значительно увеличилась по отношению к 2009 г., а именно на 12127 тыс.руб. или 46,56%.

По сравнению  с 2010 г. Прибыль до налогообложения  уменьшилась на 5031 тыс.руб., и составила 34360 тыс.руб. вместо 39391 тыс.руб. что является 22,77%. Но если сравнивать с 2009 г., то будет видно что прибыль до налогообложения увеличилась в 2011 г. на 8583 тыс.руб. или 33,30%.

Чистая прибыль  в отчетном периоде имеет разные тенденции, так в 2011 г., она сократилась на 4588 тыс.руб. или 14,59% по сравнению с 2010 г., но увеличилась на 6185 тыс.руб. или 29,93% по сравнению с 2009 г.

       Среднегодовая стоимость внеоборотных активов  сократилась за рассматриваемый  на 1278,5 тыс.руб. или 45,86%. Это произошло в больше степени из-за сокращения приобретения нового оборудования. Среднегодовая стоимость оборотных активов в отчетном периоде значительно увеличилась на 24496,5 тыс.руб. или 43,57%. Это связано с увеличением краткосрочной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.

       Чистые  активы, т.е. реальное имущество предприятия, свободное от обязательств, за рассматриваемый  период отсутствует.

       Среднегодовая стоимость собственного капитала в 2011 г. увеличилась на 28737,5 тыс.руб. или 55,28% по сравнению с 2010 г., и на 33861,5 тыс.руб. или 72,27% по сравнению с 2009 г. Это является положительной тенденцией, значит предприятие тало меньше прибегать к кредиторам, и используют большей частью собственные средства.  
 
 
 

       2.2. Анализ структуры и динамики оборотных активов ЗАО «Автонефтетранс» 
 

     Финансово-экономический  анализ деятельности ЗАО «Автонефтетранс» проведен за периоды – 2009, 2010 и 2011 годов на основе данных квартальной бухгалтерской отчетности. Квартальная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма 1) и отчета о прибылях и убытках (форма 2).

Таблица 2.2 – Анализ изменений в составе имущества ЗАО «Автонефтетранс»

 
Актив баланса
Абсолютная  сумма Удельный  вес, % Темп  роста, в %
2009 2010 2011 2009 2010 2011 2010 2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Стоимость всего имущества (всех  активов) 48662 69600 95107 100 100 100 143,03 195,44
  из них:

- основные  средства и капиталовложения

2916  
2913
359 5,99 4,18 0,37 99,89 12,31
- нематериальные активы - - - - - - - -
- финансовые вложения 4263 7624 50 8,76 10,95 0 178,84 1,17
- прочие внеоборотные активы - - - - - - - -

0

- оборотный капитал (текущие активы) 45746 66687 94748 94 95,81 99,6 145,77 207,12
  из них:

- запасы

5834 8397 17526 11,98 12,06 18,42 143,93 300,41
  дебиторская задолженность 29323 41259 66477 60,26 59,28 69,89 140,70 226,70
- денежные средства 5535 8797 10174 11,37 12,64 10,67 158,93 183,32
- средства в расчетах - - - - - - - -

 

       Из  анализа таблицы 2.2. видим, что наибольший удельный вес в активе баланса имеет оборотный капитал: за 2009 год он составил 45746 тыс.руб., за 2010 год он составил 66687 тыс.руб., за 2011 год он составил 95748 тыс.руб., из чего следует, что оборотные активы имеют тенденцию к увеличению, по сравнению с 2009 годом они возросли на 107%. Причем, увеличение оборотного капитала наблюдается не только по структуре имущества, но и в динамике. Так, за 2011 год, по сравнению с 2010 годом оборотные активы увеличились на 62%. Рассмотрим в связи, с чем были связаны эти изменения.

       Увеличение оборотного капитала за 2011 год было вызвано, в первую очередь, увеличением, как удельного веса, та и в динамике дебиторской задолженности. Ее доля к 2011 году увеличилась с 60,3% до 69,9%, что почти на 10% больше, чем за 2009 год. Если за 2010 год по сравнению с 2009 годом темп роста дебиторской задолженности составил 40%, то в 2011году, по сравнению с 2009 годом темп роста составил 126%, что существенно повлияло и на рост оборотного капитала предприятия.

Таблица 2.3 – Анализ динамики и структуры оборотного капитала ЗАО «Автонефтетранс» в тыс. руб.

Показатель  Сумма Абсолютное  отклонение (+, -) Темп  роста, в %
2009 2010 2011 2010 2011 2010 2011
Запасы 5834 8397 17526 2563 11692 143,93 300,41
Дебиторская задолженность 29323 41259 66477 11936 37154 140,70 226,71
Денежные  средства 5535 8797 10147 3262 1350 158,93 183,32
Прочие  129 367 324 238 195 284,49 251,16
Итого оборотные активы 45746 66687 94748 20941 49002  145,77  142,07
Стоимость всего имущества 48662 69600 95107 20938 46445 143,03 195,44
% оборотных активов в имуществе 94 95,81 99,6 1,81 3,79 101,92 105,95

 

       По  результатам таблицы 2.3. можно заключить что оборотные активы ЗАО «Автонефтетранс» в период с 2009 по 2011 года имеет в целом тенденцию к увеличению, в том числе за счет увеличения дебиторской задолженности на 37154 тыс.руб., а так же прочих оборотных активов на 195 тыс.руб.

       В анализируемом периоде увеличилось  и стоимость всего имущества  на 46445 тыс.руб., так что процент  оборотных активов в составе  имущества увеличился на 5,95%.

       Проанализируем  состояние запасов ЗАО «Автонефтетранс» используя бухгалтерский баланс предприятия за последние 3 года (приложения 1,3,5) 
 
 

Таблица 2.4 - Анализ состояния запасов ЗАО «Автонефтетранс»

       За  

2009 год

За

2010 год

За

2011 год

  Удельный вес, %       Темп  роста, %
Вид средств
2009 2010 2011 2010 2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Запасы, в том числе:                
- сырье и материалы 2 3   0 0   150  
- затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)  
-
 
-
 
 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
- товары для перепродажи (готовая продукция) 5832 8394  
 
99,74 99,84   143,93  
- товары отгруженные - - - - - - - -
- расходы будущих периодов 13 10   0,22 0,12   76,92  
  Итого: 5847 8407   100 100 100 143,78  

Информация о работе Управление оборотным капиталом на предприятии