Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:42, дипломная работа
Настоящая работа имеет целью исследование теории и практики управления оборотным капиталом предприятия и поиск путей повышения эффективности его использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Теоретическое определение оборотного капитала предприятия, способов эффективного управления.
2. Анализ финансового состояния конкретного предприятия за конкретный период.
3. Анализ взаимосвязи эффективности управления оборотным капиталом и конечных результатов деятельности предприятия.
4. Определение путей повышения эффективности использования оборотного капитала предприятия.
- Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.
Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.
- Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
- Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.
Кредитная политика
При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.
В целом управление дебиторской задолженностью включает:
1) анализ дебиторов;
2)
анализ реальной стоимости
3)
контроль за соотношением
4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5)
оценку и реализацию
Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
Соотношение
дебиторской и кредиторской задолженностей
- характеристика финансовой устойчивости
фирмы и эффективности
Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.
При
анализе соотношения между
4.
Условия платежей за
а) предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита (отсрочки платежа);
б) срок кредита;
в) скидка за своевременность оплаты. Перечисленные три условия могут быть выражены распространенной схемой: Например, "3/10 чистых 30" - фирма представляет 3 процентную скидку, если вексель оплачивается в течение 10 дней, максимальный срок (без скидки)
- 30 дней. Последний срок - срок коммерческого кредита; далее - штрафы за просрочку оплаты. Скидки более предпочтительны, чем надбавки, так как скидки уменьшают налогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают. Поощрение всегда действует лучше, чем наказание.
На
уровень дебиторской
-
оценка и классификация
-
контроль расчетов с
-
анализ и планирование
Для
определения инвестиции в дебиторскую
задолженность применяется
Делая обобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:
1)
сравнение дополнительной
2)
сравнение и оптимизация
Оценка
реального состояния
Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и кредиторами
В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.
Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.
Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения обязательства).
Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т.п. В этом случае определяют интервал выборки по денежному измерителю, и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.
Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете
Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Так, национальными учетными стандартами Австралии отклонение между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере, превышающем 10%, признается существенным (материальным). Если отклонение варьирует от 5 до 10%, решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5%-го уровня, признается несущественным.
На стадии подписания договора менеджерами, директором и финансовым директором ЗАО «Автонефтетранс» проводится работа по оценке платежеспособности и надежности контрагента:
-запрашиваются Уставные документы
-определяются полномочий руководителя, имеющего право подписи
-запрашиваются выписки из ЕГРЮЛ
- личные контакты с руководством,
-ознакомление с производственной базой клиента
- проверяется добросовестность контрагентов
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на ЗАО «Автонефтетранс» организовано с использованием сетевых информационных технологий. Для автоматизации управления задолженностью на предприятии и контроля за расчетами используется собственное программное обеспечение, которое охватывает все хозяйственные операции предприятия, в том числе в нем есть модуль учета и контроля дебиторской и кредиторской
Ежегодно проводится инвентаризация, в том числе и финансовых обязательств.
При
возникновении дебиторской
При
непогашении покупателем
Оздоровление
финансов ЗАО «Автонефтетранс» (путем
приведения его кредиторских обязательств
и финансовых требований в состояние,
которое обеспечивает ритмичный оборот
финансовых потоков, исключающий проявление
признаков неплатежеспособности), должно
сопровождаться изменением текущих значений
системы долговых показателей дебиторской
и кредиторской задолженностей данного
предприятия до их установленных нормальных
значений с помощью финансовых инструментов
снижения дебиторско-кредиторских задолженностей.
Информация о работе Управление оборотным капиталом на предприятии