Управление оборотным капиталом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:42, дипломная работа

Описание работы

Настоящая работа имеет целью исследование теории и практики управления оборотным капиталом предприятия и поиск путей повышения эффективности его использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Теоретическое определение оборотного капитала предприятия, способов эффективного управления.
2. Анализ финансового состояния конкретного предприятия за конкретный период.
3. Анализ взаимосвязи эффективности управления оборотным капиталом и конечных результатов деятельности предприятия.
4. Определение путей повышения эффективности использования оборотного капитала предприятия.

Работа содержит 1 файл

Управление оборотным капиталом на предприятии.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

 

     Хотя  рост запасов и затрат может привести к повышению ликвидности текущих активов, нужно выявить и проанализировать причины отвлечения средств из хозяйственного оборота, поскольку подобное положение дел может привести к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния организации.

     При этом необходимо:

     - установить обеспеченность организации  нормальными переходящими запасами сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров;

     - выявить излишние и ненужные  запасы материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров.

     Проведение  подобных расчетов позволяет в какой-то степени определить вклад каждого подразделения организации (складов, цехов) в повышение эффективности использования оборотных средств.       

       Изучая  таблицу 2.4., видим, что наибольший вес в данном разделе имеют товары для перепродажи (за 2009 год – 99,74%; за 2010 год – 99,84%;) которые в динамике по сравнению с 2009 годом составили в 2010 году – 144%.  
 
 

     2.3. Анализ эффективности  использования оборотного  капитала

       Анализ  эффективности использования собственного и заемного капитала организаций представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации бухгалтерского учета и отчетности, имеющий целью:

       - оценить текущее и перспективное  финансовое состояние организации, т.е. использование собственного и заемного капитала;

       - обосновать возможные и приемлемые  темпы развития организации с позиции обеспечения их источниками финансирования;

       - выявить доступные источники  средств, оценить рациональные способы их мобилизации;

       - спрогнозировать положение предприятия  на рынке капиталов.

       Деловая активность характеризует эффективность  текущей деятельности предприятия  и связана с результативностью  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, а также с показателями оборачиваемости.

Таблица 2.5 - Показатели оборачиваемости средств ЗАО «Автонефтетранс»

 
Показатели
Коэффициенты  оборачиваемости       Срок оборачиваемости, (дни)
2009 год 2010год 2011 год изменение 2009 год 2010 год 2011

год

изменение
2010 2011 2010 2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Оборачиваемость текущих активов (оборотных)  
7,40
 
8,05
 
5,50
 
0,65
 
-2,55
 
49
 
45
 
66
 
-4
 
17
Оборачиваемость запасов и затрат                    
Оборачиваемость дебиторской задолженности 12,87 15,02 9,68 2,15  
-3,19
28 24 37  
-4
9
Оборачиваемость кредиторской задолженности 56,06  
79,32
39,20  
23,26
-16,86  
7
5 9  
-2
2
Оборачиваемость собственного капитала 49,40 74,61 39,20 25,21 -10,2 7 5 9 -2 2

 

       Оборачиваемость текущих оборотных активов ЗАО «Автонефтетранс»  согласно таблице 2.5. за 2011 год по сравнению с 2009 увеличилась на 17 дней, а по сравнению с 2010 годом на 21 день, и составила 66 дней. Уменьшение коэффициента оборачиваемости текущих активов с 7,4 до 5,5 является отрицательной тенденцией, что говорит о ухудшении работы с дебиторами, запасы задерживаются на хранении, денежные средства не поступают вовремя в оборот, и не учувствуют в работе. Предприятие должно стремиться к сокращению продолжительности одного оборота.

       Оборачиваемость кредиторской задолженности, характеризует  скорость погашения кредиторской задолженности, которая в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 2 дня и оборачиваемость стала составлять 5 дней. Это положительный фактор, значит, предприятие вовремя выплачивает все свои задолженности, однако в 2011 году доля кредиторской задолженности на предприятии возросла и коэффициент оборачиваемости незначительно снизился, и оборот кредиторской задолженности составил 9 календарных дней.

       Скорость  оборачиваемости собственного капитала по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 2 дня, коэффициент оборачиваемости снизился с 49,4 до 39,2, - это свидетельствует о проблемах с реализацией. Действительно, реализация физического объема товаров народного потребления ЗАО «Автонефтетранс», в 2011 году снизилась, что и повлияло на снижение оборачиваемости собственного капитала.

       Из  общего анализа следует, что предприятие  ЗАО «Автонеятетранс» в 2010 году понизило сроки оборачиваемости в днях дебиторской и кредиторской задолженности, что свидетельствует об улучшении финансового состояния организации, способности отвечать по своим обязательствам. По всем остальным показателям оборачиваемости средств, предприятие так же понизило сроки оборачиваемости в днях. Однако в 2011 году повысило сроки оборачиваемости в днях, что свидетельствует о снижении деловой активности предприятия на рынке сбыта товаров народного потребления. Это означает, что деловая активность предприятия в отчетном периоде возросла.  

2.4 Анализ оборачиваемости  оборотных средств  на предприятии 

       В процессе анализа оборачиваемости  оборотного капитала рассчитываются следующие  показатели.

     К общим показателям деловой активности в управлении относят, прежде всего, показатели оборачиваемости. В теории и практике применяются следующие показатели:

     1. Коэффициент оборачиваемости оборотных  активов рассчитывается по формуле: 

     Коб.а.= 
 

     Где Выр(реал) - выручка от реализации продукции;

     Оа  – оборотные активы

     А продолжительность их оборота: 

       

     Где С – остатки оборотных средств;

     N – объём товарной продукции;

     Т – число дней в рассматриваемом  периоде.

     И коэффициент загрузки оборотных  средств: 

       

     С – средний остаток оборотных средств;

     Т – выручка от реализации продукции за анализируемый период;

       Коэффициент загрузки характеризует размер объема выручки от продаж продукции в расчете на один рубль оборотных средств.

     Оценивая  эффективность использования оборотных  активов на предприятии ЗАО «Автонефтетранс» необходимо проанализировать оборачиваемость общей величины оборотных активов и по элементам и коэффициенты использования. Анализ эффективности использования общей величины оборотных активов представлен в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Анализ показателей оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств

Показатель 2009 г 20010 г. 20011 г. Абсолютное  отклонение 2009 г
К 2009г. К 2010г.
Коэффициент оборачиваемости 4144,08 2667,19 1290,42 -2853,64 -1376,77
Коэффициент загрузки 0,08 0,13 0,28 +0,2 +0,15
Длительность  оборота в днях 0,0002 0,0003 0,0009 +0,0009 +0,0004

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Пути повышения  эффективности управления  оборотным капиталом   ЗАО «Автонефтетранс» 

       3.1. Основные мероприятия  по улучшению работы  с дебиторами 

     Управление  дебиторской задолженностью непосредственно  влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

     К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера  дебиторской задолженности. Среди  подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Вы также должны оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.

     Управление  дебиторской задолженностью связано  с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры н получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

     Кредитные условия

     Ключевым  моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализировать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

     При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность  покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную  надежность покупателя можно оценить  количественными методами анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

     Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы  деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

     Достаточно  полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб.

     Контроль  дебиторской задолженности

     Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери: составление счетов, перепродажу  права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.

     - Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

     Для ускорения взимания платежей можно  направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе-. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.

     Когда бизнес развивается пассивно, могут  применяться сезонные датирования  выставления счетов: вы предлагаете  продление срока платежей для  стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце зона.

Информация о работе Управление оборотным капиталом на предприятии