Ответственность по системе государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в определение характера (сущности) ответственности государственных служащих.
Для достижения указанной цели при написании работы определены следующие задачи:
- определить виды ответственности, применяемые к государственным служащим;
- установить механизм привлечения к ответственности государственных служащих;
- выявить ответственность государственных служащих в системе государственной службы;
- дать понятие уголовной ответственности государственных служащих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ответственность государственных служащих………………………………6
1.1. Виды ответственности, применяемые к государственным служащим ………………………………………………………………..6
1.2. Механизм привлечения к ответственности государственных служащих………………………………………………………………...15
2. Ответственность по системе государственной службы…………………….19
2.1. Ответственность служащих гражданской службы……………….19
2.2. Ответственность сотрудников правоохранительной службы…...33
2.3. Ответственность сотрудников военной службы…………………35
2.4. Уголовная ответственность государственных служащих……….38
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников и литературы…………………………..46

Работа содержит 1 файл

курсяк.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Ответственность  государственных служащих………………………………6

    1.1. Виды ответственности,  применяемые к государственным  служащим ………………………………………………………………..6

    1.2. Механизм  привлечения к ответственности  государственных служащих………………………………………………………………...15

2. Ответственность  по системе государственной службы…………………….19

       2.1. Ответственность служащих гражданской  службы……………….19

       2.2. Ответственность сотрудников правоохранительной  службы…...33

       2.3. Ответственность сотрудников военной службы…………………35

       2.4. Уголовная ответственность государственных  служащих……….38

Заключение………………………………………………………………………44

Список использованных источников и литературы…………………………..46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Актуальность работы состоит в том, что четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем, некоторые работники этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества.

       Должностная преступность появилась не в наши дни. Распространенность и общественная опасность этого явления скачкообразно возрастала в периоды крупных социальных потрясений, нередко сопровождающихся почти полным уничтожением законности и одновременным ростом зависимости населения от произвола чиновников. Современная Россия - не исключение. Между тем, в российском законодательстве до сих пор нет даже понятия как «коррупция», в стране не ведется общегосударственный статистический учет коррупционных проявлений. Это осложняет не только объективную оценку масштабов и динамики этого явления, но и организацию мер противодействия ему.

       Предварительное изучение проблемы показывает, что  государство уделяло большое  внимание борьбе с должностными преступлениями в различные периоды отечественной  истории. Законодательные акты, предусматривающие  ответственность за преступления государственных служащих, отражали особую общественную опасность такого рода преступлений и содержали суровые санкции, вплоть до возможности применения смертной казни.

       Ныне  государственная служба является комплексно-публичным, социально-правовым, организационным институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ1, отдельных государственных учреждений и организаций или полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, учреждаемые Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, и конституционные должности субъектов Федерации, учреждаемые конституциями субъектов Федерации.

       Сформировались  уровни государственной службы - федеральная  государственная служба и государственная  гражданская служба субъектов Федерации, а также фактически сложилось  разделение федеральной государственной  службы по видам - гражданская служба, военная служба, служба в правоохранительных органах. Отдельные виды федеральной государственной службы устанавливаются федеральными законами, исходя из функциональных признаков и особенностей ее прохождения.

       Таким образом, различные виды и уровни государственной службы образуют единую систему государственной службы.

       Государственная служба как современный государственно-правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство  с обществом.

       Вместе  с тем, сегодня организация государственной  службы и ее кадровая основа требуют  реформирования, так как не соответствуют  полностью целям и задачам  социально-экономического развития государства  и общества, что отрицательно проявляется  практически во всех сферах: в экономической и финансовой деятельности, в решении социальных вопросов, в научной и культурной жизни, обороне, внутренней и внешней политике.

       Построение  демократического правового федеративного  государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающих реализацию функций государства в новых экономических, политических и социальных условиях, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Для решения этих вопросов Президентом РФ 15 августа 2001 г. была утверждена «Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации»2, предусматривающая поэтапное (до 2005 г.) совершенствование механизма функционирования государственной службы и ее системы на основе соответствующих программ финансового и ресурсного обеспечения с учетом отечественного, а также зарубежного опыта, применимого в российских условиях.

       Цель  настоящей работы заключается в определение характера (сущности) ответственности государственных служащих.

       Для достижения указанной цели при написании  работы определены следующие задачи:

    - определить виды ответственности, применяемые к государственным служащим;

    - установить  механизм   привлечения к ответственности государственных служащих;

       - выявить ответственность государственных  служащих в системе государственной  службы;

       - дать понятие уголовной ответственности  государственных служащих.

       Степень научной разработанности  темы исследования. А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук,  И.Н. Барциц, И.И. Бачило, К.С. Бельский, В.Г. Бессарабов, Ю.М. Буравлев, В.В. Воробьев, Б.Н. Габричидзе, Н.И. Глазунова, В.Д. Граждан, В.Г. Игнатов, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, Л.М. Колодкин, А.М. Кононов, А.П. Коренев, А.В. Оболонский, Е.В. Охотский, И.Н. Пахомов и др. 

  1. Ответственность государственных  служащих

    1.1. Виды ответственности,  применяемые

      к государственным  служащим

       Государственная служба — это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти.

       С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.

       Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов. По действующему законодательству государственной службой считается исполнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает должность только в государственных органах и иных организациях с государственно-властными полномочиями (исключая учреждения, предприятия, объединения и т. д.).3

       Государственным служащим как субъектам административного  права принадлежит важнейшая  роль в решении таких задач, как управление экономической, социально-культурной и административно-политической сферами, укрепление российской государственности и реформирование общества на основах демократии и права.

       Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливают, что государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение. Таким образом, статус государственного служащего определяется как минимум двумя условиями: замещение государственной должности, которая учреждена государством или государственным органом, и получение квалификационного разряда (специального ранга, классного чина, звания).

       Федеральный закон «О системе государственной  службы Российской Федерации»4 определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

       - Российской Федерации;

       - федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральных государственных органов);

       - субъектов РФ;

       - органов государственной власти  субъектов РФ, иных государственных  органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);

       - лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации). К ним относятся, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.;

       - лиц, замещающих должности, устанавливаемые  конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ).

       Проведение  в России административной реформы  и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления. И на эту тему не раз говорилось в выступлениях Президента. Подтверждает актуальность проблем и практическая деятельность чиновников. Юристам-правоведам нередко приходится разбираться в весьма сложных конкретных ситуациях.

       Для государственных служащих предусмотрены  все виды юридической ответственности: уголовная, административная, материальная, дисциплинарная, за исключением гражданско-правовой (имущественной) ответственности, что отражает комплексное правовое регулирование всего института государственной службы. Так, уголовная ответственность государственных служащих урегулирована нормами главы 30 УК РФ, которые распространяются на всех без исключения государственных служащих, нормами главы 31 УК РФ, которые предусматривают ответственность субъектов дознания, предварительного следствия, то есть служащих правоохранительной государственной службы, и нормами главы 33 УК РФ, предусматривающей ответственность военнослужащих.

       Особенности применения административной ответственности  в отношении государственных  служащих закреплены ст. 2.4 и 2.5 Кодекса  РФ об административных правонарушениях.5

       Материальная  ответственность государственных служащих применяется на основе норм трудового законодательства, так как не урегулирована специальными нормами о государственной службе, за исключением военнослужащих, на которых распространяется Федеральный закон от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»6. При этом важно учитывать, что в порядке данного Федерального закона материальная ответственность применяется не просто к государственным служащим войск, воинских формирований, органов и подразделений, перечисленных в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»7, а исключительно к тем, кому присвоены воинские звания.

       Дисциплинарная  же ответственность государственных  служащих урегулирована нормами  различного уровня правовых актов как  по юридической силе, так и по значению. В отношении гражданских государственных служащих как самой Российской Федерации, так и ее субъектов дисциплинарная ответственность применяется на основе норм главы 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».8

       К дисциплинарным взысканиям, предусмотренным  за дисциплинарные проступки, относятся  замечание; выговор; предупреждение о  неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы за определенные, прямо предусмотренные в Законе правонарушения.

       Основы  дисциплинарной ответственности военнослужащих определяются Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. В нем отражены ее характерные черты, относящиеся к основаниям, дисциплинарным взысканиям, дифференциации полномочий субъектов дисциплинарной власти по их применению, порядку их исполнения.

Информация о работе Ответственность по системе государственной службы