Развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении политической природы и содержания, институциональных характеристик и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ. Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач.
Задачей курсовой работы является:
- раскрыть конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
- дать оценку институту полномочных представителей Президента РФ как структурную составляющую укрепления вертикали власти;
- рассмотреть оптимизацию деятельности института полномочных представителей Президента РФ.

Содержание

Введение
Конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти
Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: политическая сущность и специфика функционирования
Оптимизация деятельности института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Система ГМУ_Институт Президента.doc.docx

— 78.39 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

   На тему: «Развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.» 
 
 

                                                  Студентки  Любченко Е.В.          

                                                  группы 15 УС-_____  

                                                  Научный руководитель

                                                  канд.экон.наук, доцент

                                                  Максимов В.П.   
 
 
 
 
 

Челябинск 2011

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 

    1. Конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
    2. Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти
    3. Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: политическая сущность и специфика функционирования
    4. Оптимизация деятельности института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах

    Заключение

    Список  литературы

 

    ВВЕДЕНИЕ 

   Актуальность  темы исследования. Становление и  развитие Российской Федерации в 90-х  годах XX века характеризовалось системным  кризисом, одной из составляющих которого стало нарушение политического  баланса между федеральным центром  и субъектами РФ, что негативно  сказалось на состоянии российской государственности, единстве и безопасности страны. Поиск более совершенных  форм и методов построения системы  государственной власти и управления привел политическое руководство страны к началу административного реформирования. Одной из составных частей данного  процесса явилось образование нового административного звена - федеральных  округов во главе с полномочными представителями Президента РФ.

   Эта ситуация еще более усиливает  актуальность исследования, которая  обусловлена следующими обстоятельствами:

   во-первых, появилась необходимость изучения проблем, связанных с особенностями  функционирования института полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах в условиях современного политического развития России, когда  имеют место существенные изменения  в государственном строительстве  и системе власти в стране; набирает силу процесс укрепления вертикали  власти и государственных структур; создаются объективные предпосылки  для перехода к устойчивому развитию общества и государства;

   во-вторых, в течение последнего десятилетия  существенно изменились полномочия представителей главы государства, их политико-правовой  статус, кадровый состав, соответственно и их политическая роль, что требует научного осмысления и взвешенных, объективных оценок;

   в-третьих, со времени появления института  полномочных представителей Президента России, накоплен значительный опыт работы, в связи с чем назрела необходимость  его изучения и обобщения, систематизации достигнутых результатов и определения  неиспользованных возможностей, оптимизации  деятельности в быстро меняющейся социально-политической обстановке, устранении выявленных недостатков, определении перспектив дальнейшего развития в условиях реформирования политической системы России;

   в-четвертых, социально и политически значимой, на наш взгляд, является необходимость  сравнительного анализа функционирования полномочных представителей Президента РФ в различных федеральных округах.

   Объектом  исследования выступает институт полномочных  представителей Президента РФ, обеспечивающий реализацию главой государства своих  конституционных полномочий и способствующий повышению эффективности деятельности органов государственной власти и управления.

   Предметом исследования являются приоритеты и  особенности функционирования института  полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

   Научная гипотеза исследования состоит в  том, что институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, доказав свою востребованность и  политическую жизнеспособность, является важной составляющей реформирования системы  государственной власти и управления современной России, причем в процессе оптимизации деятельности института  его политическая роль в перспективе  будет возрастать, внося определенные коррективы в его институционализацию, сущность, направления, формы и методы работы.

   Цель  курсовой работы состоит в изучении политической природы и содержания, институциональных характеристик  и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ. Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских  задач.

   Задачей курсовой работы является:

    - раскрыть конституционно-правовые  основы института полномочных  представителей Президента Российской  Федерации в федеральных округах;

    - дать оценку институту полномочных  представителей Президента РФ  как структурную составляющую  укрепления вертикали власти;

    - рассмотреть оптимизацию деятельности  института полномочных представителей  Президента РФ.

   Эмпирическая  база исследования. Для раскрытия  темы использовались Конституция РФ, указы и распоряжения Президента РФ, документы федеральных и 9 региональных органов власти РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а также статистические сборники, материалы аналитических докладов, справочники.

 

     1.  Конституционно-правовые основы  института полномочных представителей  Президента Российской Федерации  в федеральных округах 

   Как известно, Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  федеральном округе» институт полномочного представителя Президента РФ в регионах был преобразован в институт полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах: Территория Российской Федерации  была распределена на семь федеральных  округов: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский, переименованный президентским  указом от 21 июня 2000 г. №1149 в Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Нижний Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск).

      Из текста указа следует, что  такое преобразование было осуществлено  в целях обеспечения реализации  Президентом своих конституционных  полномочий, повышения эффективности  деятельности федеральных органов  государственной власти и совершенствования  системы контроля за исполнением  их решений.

    Президент и Правительство Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 78 Конституции, обеспечивают осуществление полномочий федеральной  государственной власти на всей территории России. Естественно, что многие из вверенных ему полномочий глава  государства реализует с помощью  должностных лиц и органов, в  ряде случаев прямо указанных  в Конституции.

    Согласно  ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, Президент  является гарантом прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, независимости  и целостности государства, обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти. Эту статью часто называют «набором скрытых полномочий Президента»1.

    До  принятия Конституции 1993 г. Президент  определялся как высшее должностное  лицо и глава исполнительной власти, не обладающий, однако, полномочиями устанавливать  основные направления внутренней и  внешней политики и не являющийся главой государства. В соответствии с Конституцией 1993 г. Президент –  глава государства, занимает особое место в системе органов государственной  власти и не входит непосредственно  ни в одну из ее ветвей. Как справедливо  подчеркивает Е.И. Козлова, данное положение  не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую  над другими властями, зависящими от нее. В Конституции заложена «система сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей: «каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента»2. Так, Президент путем применения координирующих полномочий в отношении органов исполнительной власти обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    Таким образом, разделив страну на федеральные  округа, Президент РФ действовал в  пределах своих конституционных  правомочий определять основные направления  внутренней политики и обеспечивать согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти, закрепленных в ч.ч. 2, 3 ст. 80 Конституции РФ. Как подчеркивает А.В. Семенов, «цель создания данной специальной единицы деления  государства видится в необходимости  оптимизации функционирования в  Российской Федерации системы территориальных  структур федеральных органов исполнительной власти, равно как для усиления контроля за системой территориальных  органов федеральными органами исполнительной власти»3.

    Конституционность создания непосредственно института  полномочного представителя Президента в федеральном округе также не вызывает сомнений. Е.М. Ковешников подчеркивает, что Конституция РФ позволяет  выстраивать президентские структуры  в любом направлении по личному  усмотрению Президента. Это – Администрация  Президента РФ, Совет безопасности, полномочные представители Президента. В Конституции для этого предусмотрены  и организационные возможности. Так, пункт «к» ст. 83 предусматривает, что Президент РФ назначает и  освобождает своих полномочных  представителей. «Без ограничения сферы  деятельности таких представителей они могут быть назначены практически  всюду – от федеральных министерств  и ведомств до муниципальных образований»4.

    В Конституции не закреплены понятие  и определение «федерального  округа», а также понятия, определения  и правомочности института полномочного представителя Президента РФ в федеральном  округе. Некоторые правоведы на основании  этого делают вывод о том, что  «Президент России, в обход Конституции, декларирующей единственно возможное  и правомерное деление Российской Федерации на субъекты Российской Федерации, управляемые органами, образуемыми  органами государственной власти Российской Федерации, произвел некое альтернативное деление Российской Федерации и  в этом ключе образовал новый  институт государственной власти, призванный управлять вышеозначенными единицами  альтернативного деления Российской Федерации»5.

    С данной позицией нельзя согласиться. Согласно ст. 5 Конституции, Российская Федерация  состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Федерации. Все субъекты обладают общими конституционно-правовыми  признаками: имеют собственную территорию; образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти; принимают свои конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты; имеют собственные предметы ведения, в пределах которых «обладают всей полнотой государственной власти»; обладают собственными материально-финансовыми ресурсами и др. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Информация о работе Развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах