Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:12, шпаргалка

Описание работы

№ 1. Понятие и предмет административно-деликтного права
№ 2. Отличие административно-деликтного права от иных отраслей белорусского права
№ 3. Задачи и система административно-деликтного права

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_-_ADP.docx

— 219.16 Кб (Скачать)

Все правонарушения являются опасными (вредными) для общества, государства и граждан. Любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм. Однако они различаются по иным признакам.

По основному, материальному, признаку – степени общественной опасности – все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется:

    • объектом посягательства;
    • характером деяния;
    • способом его совершения;
    • наступившими последствиями (размером ущерба);
    • мотивом;
    • целью;
    • формой вины;
    • юридическими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.

Формальным  признаком, положенным в основу разграничения  преступления от административного  проступка, является характер их противоправности и наказуемости. Преступление – деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права, содержащимися как в законе, так и в подзаконных нормативных актах, за которые установлена административная ответственность.

Административные  проступки следует отличать от иных непреступных правонарушений, и прежде всего от дисциплинарных проступков. Административные и дисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях (учреждениях, предприятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений по общему правилу не являются.

Кроме того, если административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение  всех граждан независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому  коллективу, то дисциплинарный проступок  – это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены, как на работника определенного предприятия (учреждения, организации).

И, наконец, в отличие от административных правонарушений дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. Последние отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений (правоограничений), правовыми последствиями применения, порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право применять их.

Дисциплинарные  взыскания устанавливаются не только административно-правовыми нормами, но и нормами трудового, аграрного  права. Они налагаются и действуют  в пределах иных давностных сроков (по сравнению с административными взысканиями). Виды и размеры дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к нарушителям, нормативно не предопределены конкретными видами совершенных дисциплинарных проступков. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителями организаций (предприятий, учреждений), в подчинении которых находится нарушитель. Административные взыскания налагают суд и иные указанные в законе органы административной юрисдикции.

Административные  правонарушения по ряду признаков отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают последние, значительно уже (это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения). Гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административный проступок, как правило, представляет собой нарушение объективного права.

Гражданско-правовой деликт – деяние, нарушающее предписания, содержащиеся в нормах гражданского права, в то время как административным проступком признается административно-противоправное деяние.

Гражданско-правовым нарушением в некоторых случаях  признается невиновное деяние. Вина является неотъемлемым свойством административного  проступка.

Субъектами  гражданско-правового деликта могут  быть как физические, так и юридические  лица. Административный проступок – деяние физического лица (следует различать субъект административного правонарушения и субъект административной ответственности. В качестве последнего может выступать как физическое, так и юридическое лицо).

Совершение  гражданско-правового нарушения  влечет ответственность, предусмотренную  нормами гражданского права. Эта  ответственность носит обычно имущественный  характер. Административный проступок – деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (административное взыскание), состоящая как в имущественных (штраф, конфискация), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, арест, лишение специального права).

№ 12. Понятие состава административного  правонарушения и его виды

Состав  административного правонарушения – совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.


Материальными считаются составы, в которых объективная сторона включает деяние и его последствия (умышленное причинение телесного повреждения, умышленное уничтожение или повреждение имущества).

Нематериальными считаются составы, объективная сторона которых включает сам факт совершения деяния вне зависимости от дальнейших последствий (оскорбление, самовольное захоронение радиоактивных отходов).

Общие. Их субъектом являются граждане РБ, иностранные граждане, лица без гражданства (безбилетный проезд, купание в запрещенных местах).

Специальные составы требуют присутствия специального или отдельного субъекта правонарушения (незаконный отказ должностного лица в доступе к архивному документу, невыполнение обязанностей по воспитанию детей родителями или лицами их заменяющими.

К смешанным составам относятся такие, которые допускают разные виды субъектов: физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Составы с умышленной виной.

Составы с неосторожной виной.

Составы с совмещенной виной.

Простой состав содержит четкое указание на конкретное деяние.

Альтернативный состав описывает не одно деяние, а два и более варианта, и наличие хотя бы одного из них образует объективную сторону правонарушения.

Корыстные составы связаны с извлечением определенной (материальной) выгоды (мелкое хищение).

Некорыстные составы по мотиву совершения деяний не связаны с извлечением выгоды (правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта, правонарушения против порядка управления, правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции).

№ 13. Квалификация административных правонарушений

Квалификация  правонарушений тесно связана с  их составом.

Квалификация – это установление соответствия между фактическими признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава правонарушения, предусмотренного соответствующей нормой КоАП.


Лицо, совершившее  деяние, может нести административную ответственность, если в этом деянии присутствуют все признаки конкретного  состава правонарушения. Поэтому  необходимо установить соответствие фактических  признаков совершенного деяния с  юридическими признаками, т. е. признаками, закрепленными в соответствующей  норме КоАП. Таким образом, получается квалификация совершенного деяния. При  квалификации отбирают лишь признаки, которые предусмотрены в КоАП в качестве признаков состава  правонарушения. Остальные имеющиеся  признаки для квалификации значения не имеют.

Квалификация  должна быть правильной, лишь тогда  она достигнет своего основного  назначения: соблюдения законности, прав и интересов граждан и иных субъектов административно-деликтного отношения при разрешении дела об административном правонарушении.

Обязательными условиями для правильной квалификации являются установление всех фактических обстоятельств совершенного деяния и профессиональное сопоставление их с признаками правонарушений, названных в нормах соответствующих статей КоАП.

Например, состав клеветы (ст. 9.2) будет в том  случае, если деяние осуществляется:

    1. способом распространения;
    2. заведомо ложных измышлений;
    3. позорящих измышлений;
    4. совершено умышленно;
    5. вменяемым лицом;
    6. лицом, достигшим 16 лет.

При соответствии признаков совершенного деяния названным  признакам состава клеветы правонарушение квалифицируется по ст. 9.2 КоАП. Если хотя бы один из признаков не соответствует, нет равенства между признаками фактического деяния и оговоренными в ст. 9.2 (например, деяние совершено  по неосторожности или лицом, не достигшим 16 лет), то деяние не может быть квалифицировано  по этой статье, а следовательно, отсутствует основание для привлечения виновного к административной ответственности за клевету. В случае несоблюдения указанных требований может произойти ошибка в квалификации и необоснованное привлечение лица к административной ответственности.

Квалификация  административных правонарушений не такая  сложная, как преступлений. Тем не менее, без нее невозможно определить конкретный вид правонарушения, статью, ее часть, в соответствии с которой  виновное лицо может нести административную ответственность.

Вывод о  наличии в определенном деянии признаков  состава правонарушения, предусмотренного нормой соответствующей статьи Особенной  части КоАП, не всегда закрепляется в процессуальных документах. Если Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях (ПИКоАП) предусмотрена возможность наложения административного взыскания, то не требуется составления никаких процессуальных документов, а, следовательно, признаки состава правонарушения письменно в соответствующем документе не отражаются. В иных случаях составляется протокол об административном правонарушении. В нем, кроме иных сведений, отражаются сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения, норма права, предусматривающая ответственность за данное правонарушение. В постановлении по делу об административном правонарушении, которое выносится после рассмотрения дела, излагаются и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также указывается нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение.

Таким образом, в первом и втором процессуальных документах фиксируется квалификация правонарушения путем указания лишь правовой нормы, предусматривающей  административную ответственность  за данное правонарушение, в которой  сформулированы признаки установленного состава правонарушения.

Не установление обязательных элементов состава правонарушения исключает наличие состава и влечет прекращение дела производством.

Неправильная  квалификация правонарушения может  повлечь незаконное привлечение к административной ответственности.

№ 14. Объект административного правонарушения: понятие, классификация

Объект  административного правонарушения – охраняемые правом общественные отношения, на которое посягает правонарушение.


К общему объекту относятся все общественные отношения, охраняемые нормами АДП.

Родовой объект – это часть общественных отношений общего объекта, взаимосвязанных близким родством, свойством.

Видовой объект – это часть, группа объектов в системе родового объекта, которые имеют свои специфические черты, свойства.

Непосредственный объект правонарушения – это то конкретное общественное отношение, которое охраняется административно-деликтным правом и которому непосредственно наносится вред.

Основной объект – тот объект, на который главным образом направлено противоправное посягательство и который охраняется мерами административной ответственности в данном конкретном случае.

Дополнительный объект не влияет на квалификацию правонарушения и не является основанием для систематизации.

По предмету воздействия объекты правонарушений делятся на материальные и нематериальные.

По отраслям права, которыми регулируются общественные отношения, охраняемые АДП: конституционное, трудовое, финансовое, экологическое и т. д.

№ 15. Объективная сторона административного  правонарушения: понятие, виды. Способ, место, время и обстановка как  признаки объективной стороны. Формы  противоправного действия и противоправного  бездействия

Объективная сторона административного правонарушения – это совокупность предусмотренных нормой АДП признаков, характеризующих его во внешнем проявлении.


К общим  признакам объективной стороны относятся:

  1. обязательные признаки:
    1. общественно опасное деяние в форме действия или бездействия.
  2. факультативные признаки:
    1. общественно-опасные последствия;
    2. причинная связь между деянием и последствием;
    3. время, место, способ, обстановка совершения правонарушения.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"